СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информатизация подготовки будущих квалифицированных рабочих строительного профиля

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чебышева Ирина Викторовна

Государственное профессиональное образовательное учреждение «Макеевский строительный центр профессионально-технического образования имени Ф.И. Бачурина »

г. Макеевка ДНР

 

Актуальность темы. Изменение производственных технологий, переход к постиндустриальному, информационному обществу ставят перед средним профессиональным образованием все более сложные задачи, связанные с обеспечением высокого качества подготовки квалифицированных рабочих, профессиональной мобильности и компетентности выпускников СПО на рынке труда. Образование должно осовремениваться на основе новейших технологий из-за широкого внедрения в учебно-воспитательный процесс ИКТ, а также - формировать у молодежи качества, необходимые для успешной самореализации в информационном обществе после завершения обучения.

Просмотр содержимого документа
«Информатизация подготовки будущих квалифицированных рабочих строительного профиля»

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ квалифицированных рабочих строительного профиля


Чебышева Ирина Викторовна

Государственное профессиональное образовательное учреждение «Макеевский строительный центр профессионально-технического образования имени Ф.И. Бачурина »

г. Макеевка ДНР


Актуальность темы. Изменение производственных технологий, переход к постиндустриальному, информационному обществу ставят перед средним профессиональным образованием все более сложные задачи, связанные с обеспечением высокого качества подготовки квалифицированных рабочих, профессиональной мобильности и компетентности выпускников СПО на рынке труда. Образование должно осовремениваться на основе новейших технологий из-за широкого внедрения в учебно-воспитательный процесс ИКТ, а также - формировать у молодежи качества, необходимые для успешной самореализации в информационном обществе после завершения обучения.

Сейчас в современном обществе создается ситуация, когда без умения пользоваться компьютером, информационными технологиями становится сложно не только найти работу, но и ориентироваться в современном мире.

Информатизация учебно-воспитательного процесса является системой, которая быстро меняется и обновляется под влиянием социально-экономического и технического прогресса. Реализуя информатизацию учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях строительного профиля, мы обращаемся к новым дидактическим подходам, нетрадиционным представлениям об организации учебного процесса. Создание, проектирование и конструирование новой образовательной системы сталкивается с рядом проблем, связанных прежде всего с тем, что любой инновационный процесс в образовании неизбежно вносит необратимые изменения в устоявшуюся социально-педагогическую среду, приводит к разрушению целостных представлений о природе и управляемости образовательными процессами, поляризует взгляды педагогов. Другой проблемой образовательных инноваций является их тенденция превращаться в стереотип мышления и практических действий, который способен становиться барьером на пути реализации прогрессивных обучающих технологий. Учет предложенных педагогических условий информатизации учебно-воспитательного процесса позволяет, преодолев трудности, возникающие с внедрением ИКТ в профессиональном образовании, существенно улучшить естественно-математическую, общепрофессиональную, профессионально-ориентированную и информационную подготовку будущих рабочих-строителей.

В определенной степени эта задача решается в процессе изучения информатики и информационных технологий. Однако необходимые умения и навыки в процессе изучения информатики и компьютерной техники отрабатываются в основном на репродуктивном уровне, который обеспечивает необходимые базовые знания, навыки и интеллектуальные способности, которые определяются стандартами именно в этой предметной области. На продуктивном уровне эти навыки должны формироваться на дисциплинах профессионального и специального цикла. Соответственно возникает педагогическая проблема реализации непрерывной компьютерной подготовки учащихся в течение всего периода обучения.

Опыт показывает, что в преподавании графических дисциплин нерешенными остаются вопросы о специфике форм и методов на отдельных этапах учебного процесса, особенно на начальном этапе обучения, где учащиеся испытывают наибольшие трудности. Методика обучения на первых курсах ничем не отличается от таковой на старших курсах. Недостаточно интенсивно в учебный процесс вводятся новые технологии обучения и технические средства, поэтому не разрешенными являются практические вопросы эффективного контроля знаний и управление их усвоением.

Эффективность формирования информационных компетенций в определенной степени зависит от обеспечения процесса профессиональной подготовки средствами информационных технологий. В теории и практике среднего профессионального образования выделяются следующие направления использования информационных технологий для формирования профессиональных умений: решение профессионально- ориентированных задач в процессе обучения информатике и информационных технологий на младших курсах; применение информационных технологий обработки информации в процессе обучения дисциплинам специального и профессионального циклов на старших курсах.

Существуют определенные проблемы, связанные с недостаточной готовностью студентов к осознанному решению профессионально- ориентированных задач, а также отсутствием разработанных методик использования информационных технологий в обучении специальных и профессионально- ориентированных дисциплин.

По нашему мнению целесообразно сочетание вышеизложенных подходов к формированию профессиональных умений студентов средствами информационных технологий на основе следующих принципов:

• преемственность и непрерывность, предусматривающих использование информационных технологий в течение всего периода обучения;

• органическая связь общеобразовательной, социальной и профессиональной подготовки учащихся;

• переход от традиционного (репродуктивного) обучения к продуктивному путем использования активных форм, методов и видов обучения, элементов проблемности, игры;

• перенос акцента с деятельности преподавателя на деятельность студента (игровую, учебную, учебно-познавательную, трудовую, художественную);

• творческая направленность учебного процесса, повышает мотивацию обучения, развивает творческую деятельность.

Под непрерывной систематической информационной подготовкой будущих специалистов мы понимаем:

• построение содержания и структуры учебно-воспитательного процесса в соответствии с задачами и основных компонентов информационной компетентности специалиста строительного профиля;

• внедрение методики развития общеучебных информационных умений и коммуникативной культуры будущих рабочих-строителей;

• обеспечение достаточного доступа учащихся к ПК и информационных источников с целью решения учебных и учебно-производственных задач;

• формирование положительной мотивации студентов к информационным ресурсам и применения ИКТ

• -эффективное управления познавательной деятельностью при использовании ИКТ

• -вовлечение учащихся к интенсивной информационной учебной и профессиональной деятельности;

• -стимулирование творческой информационной деятельности будущих рабочих-строителей.

Основой непрерывного компьютерной подготовки студентов к использованию информационных технологий в будущей профессиональной деятельности является обдуманная система комплексной компьютеризации учебного процесса. Она может быть реализована путем внедрения сквозной программы использования вычислительной техники в течение всего периода обучения. В этой программе конкретизируются общие положения требований по базовой и специальной подготовки студентов в области использования компьютерной техники и информационных технологий, а также регламентируется использование компьютеров в фундаментальных, общественных и профессионально ориентированных дисциплинах с целью обеспечения непрерывности и преемственности в компьютерной подготовке будущих квалифицированных рабочих.

Базовая подготовка студентов для использования компьютеров и информационных технологий призвана активизировать и углубить знания, полученные в результате допрофессиональной подготовки. На 1-2 курсах изучаются дисциплины «Информатика». На этом этапе студентам дают представление о теоретических основах обработки информации с помощью компьютера, об эксплуатационных свойствах персональных компьютеров; прививаются навыки пользования такими приложениями, как текстовый редактор, табличный процессор, система управления базами данных.

Более детальное обучение студентов специальным информационным технологиям проводится в курсе «Информационные технологии». Он направлен на практическое использование ПЭВМ в будущей профессиональной деятельности, ознакомление с коммуникационными технологиями и тенденциями современного прикладного программирования. Кроме того информационные технологии используются в процессе обучения другим дисциплинам эпизодически, при необходимости (контроль знаний, расчетные задачи, поиск информации в Интернет, оформления рефератов, курсовых и исследовательских работ и т.п.).

Специальная подготовка студентов в области использования компьютеров и информационных технологий имеет целью дать специалисту необходимые сведения о возможностях и методику использования современных компьютерных технологий, привить навыки комплексного использования средств вычислительной техники в своей профессиональной деятельности.

Основным принципом специальной подготовки является подготовка проходящая насквозь всего срока обучения. Так, практически на каждом этапе обучения, в каждой дисциплине так или иначе могут быть задействованы информационные технологии, соответствующее программное обеспечение.

Использование ИКТ в учебном процессе, в профессиональной деятельности преподавателя, мастера производственного обучения позволяет оптимизировать содержание обучения, модернизировать методы и формы организации учебного процесса, обеспечить высокий научный и методический уровень преподавания, индивидуальный подход в обучении, повысить эффективность и качество предоставления образовательных услуг.

Во-первых, компьютер значительно расширил возможности представления учебной информации. Возможность применения цвета, графики, мультипликации, звука, возможность моделирования и прогнозирования позволяет воспроизводить реальную обстановку деятельности. Во-вторых, компьютер позволяет повысить мотивацию обучения. В-третьих, компьютер активно "втягивает" студентов в учебный процесс. В-четвертых, намного расширяется ассортимент применяемых учебных задач. В-пятых, компьютер способствует формированию у студентов умений рефлексии своей деятельности. Он позволяет наглядно увидеть результат своих действий.

Вводить компьютерные компоненты можно в уроки любых предметов. Все дело заключается в целесообразности, наличия соответствующих качественных программ, условий использования.

На уроках черчения компьютер может использоваться с различными функциями и целями: как способ диагностирования учебных возможностей студентов, средство обучения, источник информации, тренинговое устройство или средство контроля и оценки качества обучения. Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме.

Широкие технические возможности компьютера открывают принципиально новые возможности для выполнения графических документов и обучения графическим дисциплинам, создает принципиально новые условия для обучения графическим дисциплинам, внося существенные коррективы в традиционные технологии обучения.

В условиях традиционного изучения графических дисциплин в профессионально-техническом учебном заведении, у студентов возникают значительные трудности, связанные с восприятием пространственных свойств геометрических объектов и пониманием превращения их пространственных моделей в плоские ортогональные изображения. Технические возможности персонального компьютера создают условия наглядно демонстрировать и наблюдать превращение пространственных моделей в плоскостные.

Важность этого аспекта изучения графических дисциплин студентами подчеркивается тем, что большинство из них не имеют знаний и умений из школьного курса черчения. Ведь общеизвестно, что редко в какой школе можно встретить в расписании занятий уроки черчения. Отказ в школах от черчения создает определенные трудности ученикам получить начальные графические знания и умения, которые многим из них будут очень нужны в дальнейшем, когда они продолжат обучение в образовательных учреждениях СПО и высших учебных заведениях. Здесь уместно заметить, что графические дисциплины (техническое черчение) изучается студентами всех отраслей подготовки. Согласно анкетирования установлено, что в академических группах среди студентов первого курса, которые приступают к изучению графических дисциплин около 50% студентов не имеют начальных графических знаний и умений. Зарубежный опыт показывает, что уравнять возможности студентов позволяет обучения с использованием систем автоматизированного проектирования.

Использование САПР в процессе подготовки будущих квалифицированных рабочих в образовательных учреждениях СПО строительного профиля позволит решить следующие задачи: познакомить студентов с основными видами инженерно-строительных объектов и их особенностями, сформировать представления и понятия о инженерном качестве таких объектов; освоить основные приемы графических построений и разработки чертежей деталей, механизмов и сооружений в современных САПР; расширить кругозор студентов по информатизации строительной отрасли в целом и по применению САПР в строительстве в частности; развить пространственное воображение и пространственное мышление за счет компьютерного 3D-моделирования средствами компьютерной графики; развить интеллектуальные способности, креативность и логико-алгоритмическое мышление студентов путем информатизации их учебно-познавательной деятельности.

Формирование специалиста, способного эффективно работать в XXI веке, должно осуществляться с помощью насыщения учебных планов информационно-технологическими компонентами и с помощью переподготовки кадров. Итак, нужно пересмотреть содержание и состав общепрофессиональных и специализированных дисциплин, необходимо создать условия для формирования штата преподавателей, владеющих современными технологиями, и инфраструктуру системы переподготовки кадров по профильным информационно-технологических приложений.

Анализ отечественного и зарубежного опыта профессионального обучения показывает, что в последние годы для проектирования эффективных технологий профессиональной подготовки используются модели будущего специалиста. В основу большинства таких моделей положено понятие "ключевые компетенции", которое трактуется как общая способность специалиста мобилизовать в ходе профессиональной деятельности полученные знания и умения, а также использовать обобщенные способы выполнения действий. Одной из ключевых компетенций, которыми в процессе обучения должен овладеть будущий специалист, Советом Европы определены компетенции, связанные с появлением информационного общества. Российский ученый Хуторской А.В. относит к информационным компетенциям такие: владение навыками работы с различными компьютеризированными и не компьютеризированными источниками информации; умение самостоятельно искать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать ее с помощью компьютеров; ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое, сознательно воспринимать информацию, распространяемую в сети Интернет; владеть навыками использования средств информационных технологий; использовать в процессе решения учебных и профессиональных задач информационные и телекоммуникационные технологии; иметь навыки работы с прикладным программным обеспечением общего и специального назначения.

На рынке отечественных программных средств в последнее время появилось немало программ для автоматизации рабочего места в строительной отрасли. Но широкой публике преподавателей они мало известны или вообще неизвестны. С другой стороны, как показывает реальная практика строительная отрасль испытывает острую потребность в специалистах, компетентных в вопросах обслуживания систем автоматизации производства. Это обстоятельство актуализирует необходимость формирования у будущих квалифицированных рабочих знаний комплекса технических, программных и методических средств, обслуживающих рабочее место специалиста, а также практических навыков работы в моделируемой профессиональной среде с использованием систем автоматизированного проектирования. В определенной степени эта задача решается в процессе изучения информатики и информационных технологий. Однако необходимые умения и навыки в процессе изучения информатики и компьютерной техники отрабатываются в основном на репродуктивном уровне, который обеспечивает необходимые базовые знания, навыки и интеллектуальные способности, которые определяются стандартами именно в этой предметной области. На продуктивном уровне эти навыки должны формироваться на дисциплинах профессионального и специального цикла. Соответственно возникает педагогическая проблема реализации непрерывной компьютерной подготовки студентов в течение всего периода обучения.

Опыт показывает, что в преподавании графических дисциплин нерешенными остаются вопросы о специфике форм и методов на отдельных этапах учебного процесса, особенно на начальном этапе обучения, где студенты испытывают наибольшие трудности Методика обучения на первых курсах ничем не отличается от таковой на старших курсах. Недостаточно интенсивно в учебный процесс вводятся новые технологии обучения и технические средства, поэтому не разрешенными являются практические вопросы эффективного контроля знаний и управлением усвоением ими.

Успех в применении вычислительных средств в учебном процессе зависит прежде всего от того, как передовые информационные технологии (ИТ) помогут улучшить преподавание традиционных, хорошо обеспеченных методически, предметов профессионально-технического цикла. Использование систем автоматизированного проектирования предполагает компьютерную поддержку профессионально-технических курсов «Черчение», «Детали машин», «Теория машин и механизмов», «Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения», предметов геометрии, физики и учебной практики. Для практического усвоения ИТ разработан ряд задач в лабораторных работах, курсовых и дипломных проектах, организация которых предполагает совместную подготовку преподавателя компьютерной графики, преподавателей спецпредметов, мастеров производственного обучения.

Одним из важнейших условий устойчивости и действенности знаний, умений и навыков является создание межпредметных связей в процессе преподавания учебных курсов. Решение проблемы межпредметных связей играет важную роль при определении содержания, методов и организации учебно-воспитательного процесса который должен заключаться в органическом сочетании общего и профессионального образования.

Межпредметные связи - явление многогранное и многофункциональное, которое учитывается при разработке учебных планов и программ, составлении учебников, учебных и методических пособий по соответствующим учебным предметам. Для этого необходима целенаправленная система сотрудничества преподавателей и мастеров, которая будет способствовать становлению таких связей в сознании студентов и охватывает все стороны педагогического воздействия на них. Разработана программы по компьютерной графике позволяет реализовать на методическом уровне межпредметные связи в преподавании таких дисциплин.

Черчение традиционно считаются сложным учебным предметом по причине высокой степени применяемых абстракций. Студенты, изучающие технические дисциплины, в разной степени подготовлены к усвоению учебного материала. Аудитория всегда разнородна и по способностям слушателей, и по отношению их к учебной работе. Всегда в академической группе есть сильные и слабые студенты. В связи с этим объяснения учебного материала, ориентированное на хорошо подготовленного студента по классическому алгоритму, который включает подробное последовательное изложение основных положений и доказательств, не обеспечивает высокую эффективность учебного процесса. Монотонное объяснение сопровождается, как правило, понижением активности значительной части студентов, в основном, по причине потери интереса и непонимания ими связей между отдельными положениями и выводами. Студенты начинают отвлекаться и негативно влиять на общую аудиторию.

Использование ИКТ в процессе подготовки будущего квалифицированного рабочего предполагает наличие у студентов начальных навыков выполнения чертежа: построение основной надписи, спецификации; расстановки размеров, шероховатости, допусков; владение техникой выполнения чертежных работ, правилами оформления конструкторской документации.

Использование системы автоматизированного проектирования (САПР) происходит по материалам курса «Черчение» с практическим усвоением основ геометрического и проекционного черчения, начертательной геометрии, машиностроительного и строительного черчения, закрепляются навыки выполнения чертежей. Работа с САПР позволяет студенту реализовывать свои идеи: при моделировании вида разработанного задачи исполнитель не боится вносить произвольные изменения, имея возможность отмены выполнения действия; средства полуавтоматизированного представление размеров, сопряжения, штриховки, изображение резьбы, деталировки и выполнения сборочных чертежей с применением операций с фрагментами, возможности получения наглядного изображения объекта на основе прямоугольных проекций и его вращения развивают творческое воображение, логическое и комбинационное мышление и формируют конструкторские задатки в будущих специалистов.

Таким образом, САПР в процессе преподавания позволяет легко подать студенту графический материал для чтения и выполнения чертежей, обеспечивает самостоятельное разработки графической документации для изготовления деталей и предметов, позволяет решать творческие задачи с элементами конструирования.

Во время преподавания учебного предмета «Информатика» программный курс компьютерной графики целесообразно читать студентам, которые обладают навыками работы с компьютером. Учащиеся должны знать назначение основных устройств компьютера, уметь пользоваться манипуляторами, устройствами ввода и хранения информации - принтером, плоттером, накопителями на магнитных дисках, ориентироваться в общих положениях об операционных системах (ОС), в том числе о среде функционирования САПР. Студенты должны уметь работать с файловой структурой и надстройками имеющихся ОС, с текстовыми редакторами, уметь строить графические примитивы с использованием языков программирования.

Начальные сведения о САПР студенты могут получить из раздела информатики «Деловые применения ЭВМ» наряду с изучением систем подготовки текстов, графических редакторов, компьютерно-издательских систем, табличных процессоров и систем управления базами данных.

При изучении математики программа компьютерной графики требует от студентов знаний основ геометрической постройки: деление отрезка, построение перпендикулярных и параллельных прямых и тому подобное. Студенты должны уметь осуществлять измерения и разделение углов разделение окружности на равные части и построение правильных вписанных многоугольников, определять центр круга и дуги.

Межпредметные связи с математикой предусматривают усвоения студентами таких базовых понятий, как точка, прямая, длина отрезка и его обозначения, измерения геометрических размеров, типичные геометрические фигуры и их составляющие - угол, вершина, сторона многоугольника, диагональ, радиус и центр окружности. В частности, практические работы по компьютерной графике предусматривают анализ способов задания круга, дуг, прямоугольников, многоугольников, лекальных кривых; при выполнении заданий учащиеся используют знания координатного метода: например, при вычерчивании отрезков прямых линий указываются координаты начала и конца отрезка, при построении прямоугольников - координаты противоположных вершин, при выполнении эллипсов и многоугольников - координаты центра и длины одного из радиусов.

САПР предусматривает возможность проведения прямой под углом к оси абсцисс, проведение параллельных прямых с заданием шага, используемых при построении изображения пространственной фигуры, которое можно получить в диметричной, изометрической и ортогональной проекциях, подать каркасной (проволочной) моделью, восстановить средствами твердотельного (объемного) моделирования, а также осуществить его пространственное вращение. При этом создаются условия разностороннего обзора, приводит к формированию целостного представления о фигуре.

В целом можно утверждать, что межпредметные связи компьютерной графики и математики значительно способствуют достижению основной цели курса «Геометрия»: развития у студентов пространственного представления об отношении форм реального мира.

. Межпредметные связи дисциплин значительно облегчат усвоение студентами процесса расчета и сборки деталей в курсе «Детали машин». Практическое моделирование объекта способствует формированию пространственных представлений об изображаемой детали. При этом студент должен ориентироваться в условных обозначениях материалов и обрабатываемых поверхностей, владеть элементарными знаниями инженерных расчетов на прочность, жесткость и устойчивость элементов детали.

Практические и лабораторные работы по компьютерной графике предусматривают не только построение изображений сложных механизмов, в частности, с вырезом четверти детали, но и предполагают возможность художественного конструирования предметной среды с формированием твердотельных корпусов смоделированных объектов. Таким образом, применение ИТ позволяет значительно ускорить преодоление трудностей, возникающих при решении задач на изготовление и сборку деталей машин.

Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения. При конструировании детали студенты должны исходить из условий работы детали, которые влияют на выбор методов ее изготовления. Компьютерная графика предлагает ряд практических работ, при выполнении которых сравнительно легко решаются проблемы, связанные с оперированием технологической картой, и созданием на этой основе пространственных способов изготовления заготовки на разных этапах ее обработки. Возможно решения задач, в основе которых лежит умение оперировать способами изготовления заготовки видоизменяется в процессе его обработки на разных станках. При этом у студентов формируется представление об изменениях заготовки по мере ее изготовления, и, наконец, о готовом изделии.

Студенты должны ориентироваться в способах организации гибкого автоматизированного производства, основанного на широком применении современного программно управляемого технологического оборудования, микропроцессорных управляющих вычислительных средств, роботов и промышленных робототехнических систем, средств автоматизации проектно-конструкторских, технологических и планово-производственных работ.

В подготовке квалифицированных рабочих особое значение имеет согласование теории и практики. Ярким проявлением этого является связь спецтехнологии и производственного обучения с применением комплексных учебных работ по компьютерной графике. Задача мастера производственного обучения - научить студентов выполнять работы, характерные для их профессии. Применение на уроках производственного обучения иллюстративного материала - как электронного, так и печатного, - подготовленного с помощью САПР, позволяет передать студентам значительный объем сведений по чтению и выполнения графической документации, позволяет наглядно увидеть процесс составления чертежей с использованием записанных на файле фрагментов элементов чертежа, уметь применять имитационные модели кинематики и динамики простых механизмов и систем управления, осуществить моделирование маршрутно-операционных технологических процессов и тому подобное. Таким образом расширяется и углубляется политехническое мировоззрение студентов, формируется их знакомство с научными основами и организационно-экономическими принципами современного производства. Студенты знакомятся с элементами графической грамотности, элементами техники и конструирования. В соответствии с программой производственного обучения студенты могут готовить дидактический материал для кабинетов и лабораторий, выполнять эскизы для оформления методических пособий и изготавливать инструменты, прессование, сувениры, технические игрушки моделей, механизмов, которые можно реализовать в процессе производственной деятельности.

Трудовые умения и навыки студентов при выполнении учебно-производственных задач в процессе производственного обучения является мерилом эффективности усвоения знаний по спецпредметам и должны рассматриваться как основной фактор обратной связи в системе спецтехнология - производственное обучение.

Если раньше компьютер внедрялся в учебный процесс только как средство, с помощью которого иллюстрировался учебный материал, то сейчас чаще всего компьютер переходит в ранг инструмента познания, инструмента построения знаний. Сегодня средства мультимедиа и гипермедиа, электронные пособия и задачники, учебные программы, автоматизированные учебные курсы, интеллектуальные обучающие системы - все это инструменты, предназначенные для повышения качества обучения, для стимулирования и организации мыслительной деятельности студентов, для развития их критического, эмпирического и эвристического мышления, а потому могут быть использованы для повышения общекультурного, интеллектуального и творческого потенциала будущих квалифицированных рабочих.

Информатизация обучения требует от преподавателей и студентов компьютерной грамотности, что предусматривает: знание основных понятий информатики и компьютерной техники; знание современных операционных систем и их основных команд знание современных операционных сред общего назначения и их функций (Norton Commander, Windows); умение работать хотя бы в одном текстовом редакторе; освоения алгоритмов, как, пакетов программирования. Внедрение новых технологий в учебный процесс способствует всестороннему развитию и формированию мировоззрения студентов. Например, применение персонального компьютера во время проведения занятий с общетехнических и специальных дисциплин возможно в следующих случаях: сопровождение демонстрационного эксперимента на лекционных занятиях (использование анимации, видеофрагментов, иллюстраций предложенных на дисках) применения компьютерных моделей при объяснении нового материала; применения компьютера в лабораторных работах и компьютерном практикуме; самостоятельная работа с использованием компьютера. Наиболее сложным видом занятий в учебном процессе на базе информационных технологий является лабораторная работа. Это объясняется тем, что для лабораторной работы недостаточно, чтобы графические символы на экране монитора вели себя так, как по законам электротехники должны вести себя тела, которые изображаются этими символами. Недостаточно и того, чтобы модель определенного явления была бы демонстрационно-наглядной. Необходимо также, чтобы работа активно выполнялась студентами и учила бы их основам экспериментаторского искусства, основным методикам проведения эксперимента и обработки его результатов.

Умелое сочетание компьютерных технологий и традиционных методов преподавания дисциплин дадут желаемый результат: высокий уровень усвоения знаний и осознания их практического применения. Использование новых средств обучения - это средство поддержания заинтересованности предметом. В частности, мультимедийные средства не только поддерживают желание познавательной деятельности, но и осовременивают предмет, делают его более близким и наглядным.

Можно назвать много положительных моментов использования такой методики: яркие образы без труда надолго запоминаются; благодаря подвижности рисунков, схем, таблиц является не только возможность их изменять, но и вернуться к предыдущему момента, повторить определенный эпизод, если возникла в этом необходимость; мультимедийные средства дают возможность воспроизвести физические процессы, о которых на уроках можно говорить, обращаясь только к воображению студентов, опираясь на их абстрактное мышление; использование мультимедийных средств на уроках способствует созданию положительной атмосферы, имеет большое значение для восприятия информации.

Поэтому, необходимы другие формы презентации учебной информации, позволяющих поддерживать внимание студентов на протяжении занятия. Одной из таких форм, как показывает наше исследование, является использование электронных учебников и пособий.

Выводы. Использование ИКТ бесспорно эффективно. Кроме высокого качества усвоения материала, студенты проявляют хороший эмоциональный настрой и желание дальше с удовольствием изучать предмет.

Эффективное использование компьютерной базы и программного обеспечения позволяет: использовать мультимедийные учебные, познавательные, развивающие и контролирующие компьютерные программы; пользоваться всемирной компьютерной сетью Internet; воплощать новые информационные технологии в процесс образования; проводить научно-методическую работу по информатизации учебного процесса. Компьютер естественно вписывается в процесс обучения специальных общетехнических дисциплин и является еще одним эффективным техническим средством, с помощью которого можно значительно разнообразить процесс обучения.


Список использованных источников

  1. Дорошенко Н.И. Формирование системы графических понятий у будущих квалифицированных рабочих строительной отрасли: Автореф. Дис..канд. пед .. наук: 13.00.04.- М .: Институт педагогического образования и образования взрослых АПН Украины, 2011.-23с.