Тема урока: «Информация и ее свойства»
Цели урока:
• повторение правил поведения и техники безопасности в кабинете информатики; повторение и актуализация знаний и умений работы с мышью и клавиатурой; воспитание бережного отношения к компьютерной технике и учебным пособиям; формирование представлений о видах информации;• развитие логического мышления, умений анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать; знакомство с информационными процессами передачи, хранения, обработки и поиска информации; формирование представлений о носителях информации; • развитие логического мышления, умений анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать.
Учащиеся должны знать правила техники безопасности в кабинете информатики; приводить примеры видов информации; приводить примеры информационных процессов и носителей информации.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
Проверьте все ли готово у вас к уроку. Но, перед тем как начать мы с вами вспомним основные правила поведения в компьютерном классе.
2.Изучение новой темы
Информацию мы начинаем получать с раннего детства. Какие виды информации получает ребенок? Что такое информация.
Под информацией мы будем понимать сведения о предметах, событиях, явлениях и процессах окружающего мира.
Где мы можем встречать информацию? ( по радио; сведений из книг, газет, журналов и сети Интернет; разговоров по телефон у, бесед с друзьями и родственниками и т.д.). Человек получает информацию с помощью органов чувств (органов зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания).
Глаза (орган зрения) позволяют человеку воспринимать форму, размер и цвет предметов, отслеживать перемещение объектов. Уши (орган слуха) дают возможность человеку воспринимать звуки. Информацию о запахах человек получает с помощью носа. С помощью языка (органа вкуса) человек может
определить вкус пищи. По форме представления информацию можно разделить на следующие виды: текстовая, графическая, звуковая, комбинированная. Любой процесс передачи информации всегда предполагает наличие источника и получателя (приемника) информации.
Источниками информации являются различные объекты и процессы.
Важнейшим информационным процессом является хранение информации. Для хранения информации используются носители информации.
Носителем информации может быть любой материальный объект, на котором размещается и хранится информация. Давайте обсудим носители информации на рисунке 1.1.
Носителями информации являются: человек, животные, растения, планеты, камни, книги, газеты, рисунки, киноленты и многое другое.
Если человеку необходимо найти интересующие его сведения, то он организует ещё один процесс - поиск информации, организовать обработку информации, и изменение.
3.Физкульминутка.
Сыграем в крокодила для передачи и получения необходимой нам информации. На карточках написаны слова которые вам необходимо донести до класса мимикой и жестами.
4.Домашнее задание
Изучить материал § 1,2, ответить на вопросы 1—2, выполнить упражнение к § 1.
5.Обобщение и систематизация.
Кратко сформулируйте изученные на уроке понятия: информация, виды информации, информационные процессы, носители информации.
Определить, кто (или что) является источником, а кто (или что) — приемником информации в следующих ситуациях:
а) человек снимает показания электрического счетчика
б) лиса бежит по следу;
в) с компьютера на мобильный телефон отправляется сообщение.
Определить, к каким информационным процессам — хранению, передаче, поиску или обработке информации — относятся следующие действия:
а) игра на баяне;
б) прослушивание прогноза погоды по радио;
в) просмотр журнала с каталогом новой одежды;
г) решение задачи по математике;
д) редактирование текста в компьютере;
е) запись телефона в электронный справочник из бумажного блокнота.
С целью закрепления изученного материала учащимся предлагается разгадать кроссворд.
По горизонтали:
1
. Орган человека, воспринимающий информацию о вкусе.
2. Вид информации, записываемой с помощью букв, цифр и знаков.
3. Вид информации, представленной в виде фотографий, рисунков.
По вертикали:
4. Вид информации, воспринимаемой органами слуха человека.
5. Орган человека, воспринимающий информацию о запахах.
6. Орган человека, воспринимающий форму, объем и цвет предметов.
О т в е т ы: 1 — язык, 2 — текстовая, 3 — графическая, 4 — звуковая, 5 — нос, 6 — глаз.
6.Рефлексия.
«На этом уроке мне понравилось…», «Сегодня я понял, что…».