7 класс, 9 урок
Учитель: Брух Т.В.
Дата:__________
Тема урока: «Информация. Свойства информации».
Цели урока: Разъяснение на примерах основных свойств информации: полезности, понятности, актуальности, полноты, достоверности.
Задачи урока:
-
развить познавательный интерес и пространственное воображение;
-
аккуратность при выполнении задания;
-
рассмотреть примеры свойств информации;
-
умение различать свойства информации.
Ход урока.
-
Организационный момент.
Приветствие. Отметить отсутствующих.
-
Проверка домашнего задания
Сообщение Поисковые системы
-
Объяснение нового материала.
На этом уроке мы узнаем, что такое информация и рассмотрим ее свойства.
Запишем в тетрадях тему урока – «Информация и ее свойства»
Видеоролик – в промежутках останавливать и записывать в тетрадь.
Информация – очень широкое понятие, имеющее множество трактовок.
Информацию нам несут другие люди, всевозможные предметы и явления. Правильно информацию можно получить из различных источников - телевизора, книг, компьютера, по радио, увидеть на улице и т.д. Каждый материальный объект, с которым происходят изменения, становится источником информации либо об окружающей среде, либо о происходящих в этом объекте процессах. Эту информацию мы получаем в виде сигналов – звуковых, световых, тепловых, электрических и т. д. Сам человек также является источником информации.
Информация для человека - это содержание сигналов (сообщения), воспринимаемых человеком непосредственно или с помощью специальных устройств, расширяющее его знания об окружающем мире и протекающих в нём процессах.
Для того чтобы найти правильное решение в любой ситуации или понять друг друга, мы должны задать себе вопросы: понятна, актуальна, полезна или достоверна полученная информация. В повседневной жизни от свойств информации часто зависит жизнь и здоровье людей, экономическое развитие общества.
Свойства информации.
Полезная - обеспечивает решение поставленной задачи, нужна для того принимать правильные решения.
Достоверная - отражает истинное положение дел.
Понятная - выражена на языке, доступном получателю.
Актуальная - важна и существенна для настоящего времени.
Полная - достаточна для понимания задачи принятия решения.
Приведем примеры и запишем в виде таблицы, специальную информацию с которой мы встречаемся на уроках.
Школьный предмет | Полезная | Достоверная | Понятная | Актуальная | Полная |
Русский язык | Правописания, построение предложения и т.д. | 33 буквы, есть гласные и согласные буквы и т.д. | Правила и т.д. | Чтобы выполнить упражнение, надо знать правила. | Правила, написание гласных, жи,ши,ча,ща и т.д. |
Информатика | Алгоритм, измерение информации, хранение , обработка и т.д. | 1б=8 бит, 1 кб=1024б | Определения, формулы, язык программирования и т.д. | На рабочем столе время и дата, в интернете новости в реальном времени, и т.д. | Инструкция к эксплуатации ПК, формулы, единицы измерения объема информации и т.д. |
биология | Зож, знания о животном мире и т.д. | Строение организма животного, человека, растения. | Теории Опарина, Дарвина, основаны на научных теориях и доказ.ученый Павлова, Сеченова. И т.д. | Знания о живых организмов, помогают в реальном мире. | Строение, функции организма, реальное взаимоотношение организмов со средой. |
география | Географическая оболочка Земли, география материков и океанов и т.д. | Атмосфер Земли, Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны и т.д. | Гипотезы, теории и т.д. | Климат, традиции людей другой культуры и т.д. | развитие у школьников целостного представления о Земле как планете людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях и т.д. |
-
Закрепление материала.
Работа в парах самостоятельно, ответы записывают в тетрадь, затем проверяем
Пример №1 – понятность
Пример №2 – актуальность
Пример №3 – полнота
Пример №4 – объективность
Пример №5 – достоверность
Пример №6 - полезность
V. Практическая работа
строят схему «Свойства информации» в программе Word
VI. Подведение итогов. Домашнее задание.
Вы утром собираетесь в школу, какая информация вам нужна? (достоверная – время, актуальная – погода, расписание – полная и достоверная и т.д.)
Вы договорились о встрече с другом, информация вам нужна? (полная и достоверная – где и когда).
Как вам пригодится полезная информация в магазине? (знать цифры, уметь считать).
Приведите примеры понятной информации. ( при разговоре с иностранцем нужно знать его язык, актуальная – язык жестов).
Письменно в тетради. Зависит ли свойства информации от человека – получателя?