СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информация и её свойства

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Информация и её свойства»

7 класс

Информация и её свойства.


Цель урока: ознакомить с понятием информации, а также рассмотреть ее свойства.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Основная часть урока.

Новый материал излагается в сопровождении презентации

Информация от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение.

В обыденной жизни под информацией понимают всякого рода сообщения, сведения о чём-либо, которые получают и передают люди.

Информация содержится в речи людей, текстах книг, колонках цифр, в звуках и видах природы, в показаниях часов, термометров и других приборов.

Каждый материальный объект, с которым происходят изменения, становится источником информации либо об окружающей среде, либо о происходящих в этом объекте процессах.

Эту информацию мы получаем в виде сигналов — изменений физических величин (давления, температуры, цвета и др.). Различают световые, звуковые, тепловые, механические, электрические и другие типы сигналов.

Информация для человека — это содержание сигналов (сообщения), воспринимаемых человеком непосредственно или с помощью специальных устройств, расширяющее его знания об окружающем мире и протекающих в нём процессах.

Сигналы могут быть непрерывными или дискретными.

Непрерывный сигнал принимает бесконечное множество значений из некоторого диапазона. Между значениями, которые он принимает, нет разрывов.

Примером непрерывного представления графической информации может служить живописное полотно, цвет которого изменяется непрерывно.

Обрати внимание!

Дискретный сигнал принимает конечное число значений. Все значения дискретного сигнала можно пронумеровать целыми числами.

Примером дискретного представления графической информации может служить

изображение, напечатанное с помощью струйного принтера и состоящее из отдельных точек разного цвета.

Сигналы внешнего мира поступают в мозг человека через его органы чувств для анализа и осмысления.

По способу восприятия человеком информация может быть разделена на следующие виды:

визуальная (с помощью органов зрения мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки, различаем цвет, форму, размеры и расположение предметов);

аудиальная (с помощью органов слуха воспринимается звуковая информация — речь, музыка, звуковые сигналы, шум);

обонятельная (с помощью органов обоняния люди воспринимают запахи);

вкусовая (с помощью вкусовых рецепторов языка можно получить информацию о том, каков предмет — горький, кислый, сладкий, солёный);

тактильная (органы осязания (кончики пальцев и весь кожный покров) дают человеку информацию о температуре предмета — горячий он или холодный, о качестве его поверхности — гладкий или шероховатый и т. д.).

Около 80−90% информации здоровый человек получает при помощи органов зрения (визуально), примерно 8−15% — при помощи органов слуха (аудиально) и только 1−5% — при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания).

А вот, например, лисы, собаки и многие другие животные основную часть информации получают с помощью носа. У них хорошо развито обоняние. Для летучих мышей главная информация — звуковая.

Информация является предметом интеллектуальной деятельности человека и продуктом этой деятельности. Учёба в школе — это специально организованный процесс передачи важнейшей информации (знаний) от предшествующих поколений подрастающему поколению.

Принятию правильного решения способствует владение объективной, достоверной, полной, актуальной, полезной и понятной информацией.

Объективность, достоверность, полноту, актуальность, полезность и понятность называют свойствами информации.

1. Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.

Объективную информацию можно получить с помощью измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестаёт быть объективной, становится субъективной, так как преобразовывается в зависимости от опыта, знаний, пристрастий конкретного человека.

2. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.

Достоверная информация помогает нам принять правильное решение. Недостоверной информация может быть: в случае преднамеренного искажения; в результате воздействия помех («испорченный телефон»); при приуменьшении или преувеличении значения реального факта (слухи и «рыбацкие истории», реклама и др.).

3. Информация полна, если её достаточно для понимания ситуации и принятия решения. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.

4. Информация актуальна, если она важна, существенна для настоящего времени. Только своевременно полученная информация может принести необходимую пользу. Информация неактуальна, если она является устаревшей или преждевременной.

5. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые можно решить с её помощью. Оценка полезности информации всегда субъективна. То, что полезно для одного человека, может быть совершенно бесполезно для другого. Какие-либо сведения, например, исторические, могут десятилетиями считаться ненужными, но в какой-то момент их полезность может резко возрасти.

6. Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя. Так, вы не сможете воспользоваться самой актуальной и достоверной информацией, если она будет выражена на незнакомом вам языке, т.е. вам непонятна.

Пример:

Информация, находящаяся в школьных учебниках:

- эта информация соответствует современным научным представлениям.

Поэтому она достоверна.

  1. Закрепление.

  2. Выводы по теме.

  3. Подведение итогов.

  4. Домашнее задание: § 1





7 класс

Информационные процессы

Цель урока: ознакомить с информационными процессами

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Основная часть урока.

Новый материал излагается в сопровождении презентации

Последовательная смена состояний (изменение) в развитии чего-либо называется процессом.

Процессы, связанные с изменением информации или действиями с использованием информации, называют информационными процессами.

Основные информационные процессы: сбор информации, представление информации, обработка информации, хранение информации, передача информации.

Рассматривая карту местности, читая афишу, просматривая телепередачу, измеряя температуру воздуха, делая новые записи в календаре погоды или в телефонной книге, мы собираем и сохраняем информацию.

Деятельность человека, связанную с процессами сбора, представления, обработки, хранения и передачи информации, называют информационной деятельностью.

1. Сбор информации

Особая ценность собранной информации состоит в том, что она может служить источником новых знаний об окружающем нас мире.

Для сбора информации часто используют различные измерительные устройства. Многие интересующие специалистов процессы протекают очень быстро и могут быть сопряжены с опасностью для жизни.

2. Обработка информации

Информацию об окружающем мире, собранную непосредственно через органы чувств или с помощью измерительных приборов, человек должен своевременно обрабатывать.

Обработка информации — это целенаправленный процесс изменения содержания или формы представления информации.

Обрати внимание!

Можно выделить два типа обработки информации:
1) обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
2) обработка, связанная с изменением формы представления информации, не изменяющая её содержания.

К первому типу обработки информации относятся: преобразование по правилам (в том числе вычисления по формулам), исследование объектов познания по их моделям, логические рассуждения, обобщение и др.

Ко второму типу обработки информации можно отнести:
 - структурирование — организацию информации по некоторому правилу, связывающему её в единое целое;
 - кодирование — переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для восприятия, хранения, передачи или обработки информации;
 - отбор информации, требуемой для решения некоторой задачи, из информационного массива.

Граф состоит из вершин, связанных линиями. Вершины графа могут изображаться кругами, овалами, точками, прямоугольниками и т.д. Линии, связывающие вершины, могут быть направленными (со стрелкой) — дуги или ненаправленными (без стрелки) — рёбра.

 Главным помощником человека в обработке больших информационных потоков является компьютер.

3. Хранение информации

Для того чтобы информация стала достоянием многих людей и могла передаваться последующим поколениям, она должна быть сохранена.

История человечества знает разные способы хранения информации.

Хранение информации всегда связано с её носителем — материальным объектом, на котором можно тем или иным способом зафиксировать информацию.

Сохранить информацию — значит, тем или иным способом зафиксировать её на некотором носителе.

Основным носителем информации на протяжении нескольких столетий остаётся бумага, что связано с такими её свойствами, как: относительная дешевизна изготовления, прочность и долговечность, удобство нанесения знаков и рисунков с помощью разноцветных красок.

В наши дни широкое распространение получили электронные носители информации — магнитные диски, оптические диски, флеш-карты и другие.

Информация, хранящаяся на электронных носителях, может быть воспроизведена и обработана с помощью компьютера.

Важным хранилищем информации для человека является его память. Действительно, каждый человек определённую информацию хранит «в уме». Мы помним свой домашний адрес, имена, адреса и телефоны близких родственников и друзей. В нашей памяти хранятся таблицы сложения и умножения, основные орфограммы и другие знания, полученные в школе.

Но так уж устроен человек, что если не закреплять знания постоянными упражнениями, информация очень быстро забывается.

Хранилищами информации для человечества являются библиотеки, архивы, патентные бюро, картинные галереи и музеи, видеотеки и фонотеки. Гигантским хранилищем информации является компьютерная сеть Интернет.

4. Передача информации

Мы постоянно участвуем в процессе передачи информации.

Передача информации происходит при чтении книг, при просмотре телепередач, при разговоре по телефону и общении в компьютерной сети Интернет.
Процесс передачи информации:

1) информация от источника поступает в кодирующее устройство;
2) в кодирующем устройстве информация преобразуется в форму, удобную для передачи;
3) закодированная информация поступает от источника к приёмнику (получателю) по соответствующему каналу передачи информации — каналу связи;
4) приёмник содержит декодирующее устройство; в этом устройстве происходит преобразование закодированной информации, поступившей по каналу связи, к исходной форме.
Информацию можно передать от источника к приёмнику по каналу связи.
В процессе передачи информация может искажаться или теряться, если каналы связи имеют плохое качество или на линии связи действуют помехи.
Универсальным средством передачи информации являются компьютерные сети. С их помощью можно передавать любую информацию (текст, числа, звук, изображение).

Информационные процессы в живой природе и технике

Информационные процессы — необходимое условие жизнедеятельности любого организма.

 4. Закрепление.

5. Выводы по теме.

6. Подведение итогов.

7. Домашнее задание: § 1