СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информация родителям "Речь 4- х летнего ребёнка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информация рассказывает родителям о возможностях речевого развития ребёнка 4х лет и предлагает некоторые рекомендации, чтобы скорректировать произношение с помощью игр и др..

Просмотр содержимого документа
«Информация родителям "Речь 4- х летнего ребёнка"»

Информация родителям

«РЕЧЬ 4х ЛЕТНЕГО РЕБЁНКА»







На четвёртом году жизни ребёнок  находится в переходной стадии. Он уже не малыш, но ещё и старший дошкольник. В возрасте 4 лет идёт активный процесс формирования личности и будущего характера.

Достижения вашего малыша множатся с каждым днём. Теперь уже он не только охотно слушает то, что ему рассказывают, но и сам хочет поделиться с вами своими новостями, планами, опасениями. Ребёнок начинает рассуждать о том, что видит вокруг, о том, что привлекло его внимание, произвело какое-то впечатление. Это как бы собирательный портрет говоруна, но каждый ребёнок развивается индивидуально и темпы развития речи не могут быть одинаковыми.

   Когда малышу было три года, случалось и так, что он ставил вас в тупик своими вопросами, но теперь количество вопросов растёт не по дням, а по часам. Будьте готовы к вопросам-цепочкам: ребёнок задает один вопрос, получает на него ответ и задает другой. Например: «Почему утюг горячий?» Потому что его нагревает электричество; «А почему оно его нагревает?» Потому что идет ток; «Почему идет ток?»… И так продолжается долгое время. Постарайтесь не раздражаться, терпеливо отвечать и разъяснять интересующие его моменты.

   Задавая вопросы, малыш не хочет вас подразнить, он просто хочет побольше узнать об окружающем мире. Ребёнок теперь может разговаривать не только с вами или другими членами семьи, но и с посторонними, на улице, в поликлинике или в магазине. Внимание малыша ещё не слишком устойчиво, поэтому не удивляйтесь, если он отвлечется на что-то другое и не дослушает вас.

В особенности этого возрастам входит потребность к социализации. Малыш активно знакомиться со сверстниками. Играет в групповые игры со сверстниками, с чётким набором правил и с удовольствием следует этим правилам.

Интеллектуальное развитие ребёнка в этот период переходит на новый уровень. К возрасту 5 лет ваш малыш должен знать цифры до 10 и различать геометрические фигуры. Когнитивное развитие детей в возрасте 4 лет позволяет складывать пазлы из крупных деталей, определять лишние предметы и находить между ними общие черты.

В бытовых отношениях, малыш становиться вашим компаньоном: Помогает делать уборку. Может проявлять заботу о домашних питомцах. Ведет себя сдержанно при гостях и не закатывает истерики по любому поводу. Знает названия бытовых предметов и мебели. Кушает самостоятельно ложкой и вилкой.

Как понять, правильно ли развивается речь ребёнка? Специалисты ограничивают норму правильного развития, если ребёнок знает примерно 3000 слов. Но, вряд ли, вы считаете за малышом слова, которые он произносит.

Богатство речи можно определить по умению составлять предложения. Поговорите с малышом, и обратите внимание, использует ли он сложные предложения. Например: Сложноподчиненные предложения (Я взял яблоко, потому что хотел есть). Сложносочиненные предложения (В моей комнате есть игрушки и книги).

В этом возрасте акцент делается на эмоциональную и интонационную речь. Ребенок может пересказать мультик или прочитать четверостишие. Причём сделает это с выражением, имитируя интонацию первоисточника.

Речь ребенка в 4 года должна быть «чистой» и отчётливой. Но, эта характеристика субъективна. Развитие всех детей проходит индивидуально. Зачастую, родители сами не замечают дефекты произношения. Для большинства детей характерная «шепелявость», которая может сама пройти со временем. Каждые звуки речи появляется в определенном  возрасте. Например, соноры ([Р],[Рь],[Л],[Л]) появляются в пять лет. Поэтому в их отсутствие до этого времени является нормой.

Обратите внимание если у ребёнка бедный словарный запас. Если речь малыша состоит из непонятных слов, которые он придумал сам - это повод для беспокойства. Вместо имен друзей и родственников, он произносит слова типа «Бака», «Мума» и т.д. В 4 года у дошкольников буйная фантазия. Переделывать новые слова для них становиться забавой, которая может войти в привычку и затормозить правильное развитие речи.

А вот молчание и неразговорчивость - это проблема может быть глубже и потребуется помощь психолога. Возможно, ребёнок боится общаться с окружающими из - за психологические травмы. Нередко молчание у детей в этом возрасте связано с нарушением в работе органов слуха или задержкой в развитии.

В любом случае, не оставляйте без внимания выявленные отклонения. Вашими наблюдениями обязательно нужно делиться с врачами и педагогами. Главное, не затягивать и не откладывать решение проблемы.

Как развивать речь ребенка в возрасте 4-х лет

Родители, вы должны понимать, что процесс развития ребенка - это большой труд, и в первую очередь для вас. Для речевого развития не требуется тратить много времени, или выделять в режиме дня часы на занятия. Развивающие речь занятия с малышами можно проводить, не отвлекаясь от повседневных бытовых забот. Они  должны быть в игровой форме. Так дети лучше усваивают новые знания, и быстрее вовлекаются в процесс обучения.

Используйте любую возможность. Когда вы читаете сказку, постарайтесь чётко называть определенные звуки и выделять их интонацией. Попросите ребёнка повторить эти звуки. Можно визуализировать игру - показывать картинки со словами, и делать акцент на отдельные звуки. Например: показывая картинку с изображением ручки, говорите «ручка», выделяя голосом звук «р». Постепенно, это войдёт в привычку и у вас, и у вашего ребёнка. Если ему не нравится такая игра - отложите на другой день, или замените.

В 4 года можно скорректировать произношение с помощью игр с ребёнком. Поиграйте в игру, где должна произноситься характеристика предмета. Пусть малыш выражает свои мысли. Используйте эти же карточки с изображениями. (Если у вас нет игры с карточками, то можете использовать картинки, скачанные с интернета и на компьютере, телефоне показывать детям). Пусть ребёнок придумывает прилагательные к предметам. Например: серая кошка, зелёная трава, маленькая кружка и т.д..

В возрасте 4 лет дети становятся фантазерами. Не поправляйте, если малыш определяет предмет не так, как вы. Если вы считаете очевидным, что трава зелёная, то ребенок может сказать «трава мягкая».

Обратите внимание: если ребенку нужно вам что-то рассказать, и его очень волнует предмет разговора, речь становится неточной. Не хватает слов, чтобы описать какое-то событие, пережитое им непосредственно. Иногда ребенок сам чувствует, что подобранные им слова не совсем подходят смыслу рассказываемого. Некоторые дети раздражаются из-за этого, другим кажется, что их не понимают.

Читая детям, понаблюдайте, насколько внимательно малыш слушает вас. Если по ходу чтения он задает вопросы, обязательно отвечайте, чтобы не оставалось непонятного, и ребенок усваивал сюжетную линию. Поинтересуйтесь пониманием читаемого, спросив малыша о чём-то из прочитанного.

 В этом возрасте очень полезно заниматься «накопительством», накапливать новые слова, чтобы малышу было легче выражать свои мысли и понимать окружающих. Не жалейте времени на совместную игру с ребёнком. Хорошо бы, чтобы игра была не просто манипулированием с предметами, а сюжетом. Игру можно организовать по какой-нибудь теме, например, «лечение» кукол на приёме у «врача», «продажу «овощей и фруктов в «магазине».

К четырем годам малышу нужно знать и уметь рассказать, кем работают родители (естественно, на доступном пониманию ребёнка уровне), то есть называя чётко профессии. Надо объяснять не только, как называется тот или иной специалист, но и что конкретно он делает. Продавец взвешивает товар, упаковывает, подает; парикмахер расчесывает волосы, стрижет, красит, завивает, укладывает и т. д. Малыш уже не только фиксирует то, что видит, он даёт оценку действиям: мама очень чисто моет пол, бабушка готовит кушать, папа ремонтирует машину и т.п... Так постепенно растёт словарный запас, и вы не перестаете удивляться тому, как быстро ребенок вводит новые слова, обороты и выражения в свою речь.

Забудьте про использование дома своих привычных «чё», «тута», «нету» и т.д. В возрасте 4-х лет детям свойственно копировать взрослых. Если вы не будите следить за собой, как потом будите требовать от ребёнка правильного речевого развития? Даже если ребёнок услышит плохие слова от незнакомых людей, вы можете сказать, что «дядя ошибся и будет наказан».

Не расстраивайтесь, если процесс обучения идёт медленнее, чем вам хотелось бы. Наберитесь терпения. Главное, не останавливаться и находить в себе силы для ежедневных занятий!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!