СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информация в природе, обществе и технике

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: ввести и определить понятие «информация», раскрыть особенности информации в природе, обществе, технике.

Информация в живой и неживой природе. Информационные сигналы. Человек и информация. Способы восприятия информации. Свойства информации. Информационные процессы в природе и технике.

Просмотр содержимого документа
«Информация в природе, обществе и технике»

4


Открытый урок информатики в 8 классе


Тема: Информация в природе, обществе и технике


Урок 2

Учитель: Бакурадзе Л.А.

Дата: 13.09.2014

Цель: ввести и определить понятие «информация», раскрыть особенности информации в природе, обществе, технике.


Основные понятия:


Информация в живой и неживой природе. Информационные сигналы. Человек и информация. Способы восприятия информации. Свойства информации. Информационные процессы в природе и технике.


Ход урока

1. Опрос по теме «Техника безопасности»

1. Действия при возникновении пожара

2. Действия при ударе электрическим током

2. Объяснение нового материала

Давайте попробуем дать определение учебному предмету, который мы изучаем. Что такое информатика? Что изучает информатика как наука?

(ответы детей)



Какое понятие в этом определении является ключевым? (информация)

Сегодня мы рассмотрим, что такое информация, какими свойствами она обладает, какое место она занимает в природе, обществе и технике.

Запишите тему урока:


Давайте вместе попробуем дать определение понятию «информация».

(ответы детей)



В наши дни человечество накопило огромное количество информации! Подсчитано, что общая сумма человеческих знаний до недавнего времени удваивалась каждые 50 лет. Сейчас объем информации удваивается через каждые два года. Представьте себе колоссальную библиотеку, содержащую эти сведения! От умения человека правильно воспринимать и обрабатывать информацию зависит во многом его способность к познанию окружающего мира.


Информация в неживой природе.

Задание: прочитать текст в учебнике стр. 9, абзац 1.


Как в физике понимают информацию?

(как меру упорядоченности по шкале «порядок – хаос»).


Следует при этом разграничить понятие информации в замкнутых и открытых системах.

Информация в замкнутых системах. Замкнутые системы – это системы в которых нет обмена энергией и веществом с окружающим миром. Эти системы стремятся со временем перейти из состояния «порядок» в состояние «хаос». Иначе говоря, мера упорядоченности (мера порядка) уменьшается. А мера упорядоченности – это информация.

Пример. В одну половину сосуда, который является замкнутой системой, поместим красный газ, а в другую половину зеленый. Через время газ перемещается. Т.е. из состояния порядка перейдет в состояние хаос. При этом информация уменьшается. У нас нет информации о том, в какой половине сосуда какой газ находится.

Отрытые системы могут стремиться, наоборот, к упорядоченности. Например, воздух, являясь отрытой системой, содержит молекулы разных газов. Они хаотично расположены в атмосфере, но при этом некоторые атомы стремятся соединиться в молекулы, т.е. организовать порядок.

При этом мера упорядоченности возрастает, т.е. возрастает информация.

Другой пример – наша галактика.

Дети самостоятельно определяют хаос, порядок и меру упорядоченности. (Из хаотичного космического пространства, состоящего из космической пыли, образовалась наша галактика.)


Информация в живой природе.

Как вы считаете, живой организм является открытой или закрытой системой? Почему? (Открытая. Постоянно происходит обмен веществом и энергией с окружающим миром)



Живые организмы в процессе как эволюции, так и в онтогенезе, т.е. индивидуальном развитии, постоянно усложняют свою структуру. Биологи говорят, что «живое питается информацией». Пример – фотосинтез.

Природой создано универсальное средство хранения информации, которое называется генетическим кодом.


Итак, информация окружает нас, она хранится в нас, создается нами. Для того, чтобы ориентироваться в мире информации необходимо ее правильно воспринимать. И в этом нам помогают органы чувств.

Какие органы чувств вы можете назвать? (зрение, обоняние, вкус, осязание, слух)


Человек – существо социальное. Мы живем в обществе. И помимо органов чувств, мы способны воспринимать информацию, переданную нам в форме сообщения. На заре человеческой эры эти сообщения передавались в форме жестов, а затем при помощи естественного языка. За долгую историю человеческой эры накопилось большое количество информации о мире, природе, которые называются знания.


Давайте рассмотрим, какими свойствами должна обладать информация?



Дома, используя текст учебника п. 1.1.3. отметить те свойства информации, которые относятся к сообщениям, знаниям, к информации в СМИ.


Работу с информацией сегодня намного облегчило появление техники.


Информационные процессы.

Для описания информационных процессов давайте проведем аналогию между данными процессами в природе и в технике.

Составим таблицу.

Информационный процесс

Природа, человек

Техника

Получение, прием

органы чувств, жесты, язык

устройства ввода

Обработка

мышление

процессор

Хранение

память, письменность

электронные носителя

Передача

жесты, сигналы, язык

устройства вывода



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

выучить записи в тетради, п. 1.1.2-1.1.4. вопросы в конце п. 1.1.4.


Вопросы для закрепления.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!