СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационная безопасность в сети Интернет

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационная безопасность в сети Интернет

Просмотр содержимого документа
«Информационная безопасность в сети Интернет»

деятельностная карта учебного занятия

Тема учебного занятия:Информационная безопасность в сети Интернет

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Вид урока: проблемная лекция

Место проведения: учебный кабинет «Информатика»

Средства обучения:

  • технические:

  • мультимедийный проектор и интерактивная доска, персональный компьютер;

  • информационно-коммуникационные:

  • компьютерная мультимедийная презентация к уроку;

  • видеофрагмент «Десять правил безопасности в сети Интернет» [Электронный ресурс] URL:http://единыйурок.рф.

  • дидактический материал:

  • шаблоны опорного конспекта – 25 шт.

  • шаблон схемы «фишбоун» – 1 шт.

  • памятки – 25 шт.

  • листы А4 двух цветов для заполнения схемы «фишбоун».

Цели урока:

деятельностная:создание условийдля усвоения и закрепленияправил поведения в сети Интернет, развитие умений проводить наблюдения, планировать и выдвигать гипотезы, применять полученные знаниядля безопасной работы сети Интернет;

содержательная:углубление понимания значения категорий«Интернет», «угрозы сети Интернет», усвоение приемов безопасности при работе в сети Интернет;

воспитательная:воспитание устойчивого интереса к изучению информатики, культуры общения;

методическая цель:применение элементов технологии проблемного обучения и элементов технологии критического мышления при изучении правил информационной безопасностив сети Интернет.

Задачи урока:

учебно-практические:

  • совершенствовать умения и навыки самостоятельной деятельности, работы в группах;

  • совершенствовать умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;

  • развивать критическое мышление через проблемные ситуации, создание схемы «фишбоун»;

  • совершенствовать речевые умения —комментировать, анализировать проблемные ситуации.

учебно-познавательные:

  • расширить знания студентов об угрозах в сети Интернет и способах их распространения;

  • формировать навыки поведения в информационном обществе с целью обеспечения информационной безопасности в сети Интернет;

  • создавать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать развитие творческих возможностей обучающихся;

  • развивать способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности;

  • создавать условия для применения полученных знаний;

воспитательные:

  • содействовать воспитанию положительного отношения к знаниям и процессу обучения, уверенности в своих силах, аккуратности при выполнении записей;

  • способствовать осознанию практической ценности правил безопасности в сети Интернет.

Образовательные технологии:

  • технология проблемного обучения;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • информационно-коммуникационные технологии.

Организационные формы образовательной деятельности: фронтальная, групповая.

Методы обучения:

  • словесные: проблемная лекция; проблемное изложение, диалогический метод;

  • наглядные: компьютерная мультимедийная презентация;

  • практические: проблемный, частично-поисковый.

Планируемые результаты:

а) предметные:

  • усвоение навыков поведения в информационном обществе с целью обеспечения информационной безопасности;

б) метапредметные:

  • регулятивные:

  • умение ставить перед собой цель, видеть ожидаемый результат работы;

  • умение планировать свою деятельность;

  • умение рационально распределять рабочее время;

  • познавательные:

  • формулирование познавательной цели;

  • поиск и отбор необходимой информации;

  • структурирование полученной информации;

  • самостоятельное и групповое изучение материала, анализ, обобщение;

  • коммуникативные:

  • умение слышать, слушать и понимать собеседника;

  • умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;

  • умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

  • умение взаимно контролировать действия друг друга, оказывать поддержку друг другу.

в) личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Гафнер В.В. Информационная безопасность: учеб.пособие. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. - 324 с.

2. Мельников В.П. Информационная безопасность и защита информации: учеб.пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 336 с.

3. Рогозин В.В. Основы информационной безопасности: учеб.пособие. – М.: Юнита-Дана, 2016. – 287 с.

Интернет-источники, электронные образовательные ресурсы

1. Вопросы обеспечения информационной безопасности от компании Microsoft- [Электронный ресурс] URL: http://www.microsoft.com/rus/protect/default.mspx#.

2.Вопросы безопасности - сайт от компании Semantec[Электронный ресурс] URL: http://www.symantec.com/ru/ru/norton/clubsymantec/library/article.jsp?aid=cs_teach_kids

3. Интернет СМИ «Ваш личный Интернет» [Электронный ресурс]URL: http://content-filtering.ru

4. Квест Сетевичок. Единый урок по безопасности в сети [Электронный ресурс] URL: http://kvestsetevichok.ru.

5. Методические рекомендации к Единому уроку безопасности в сети Интернет [Электронный ресурс] URL: http://единыйурок.рф.

6.Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях Российской Федерации тематического урока, посвященного Интернет безопасности детей[Электронный ресурс] URL: http://единыйурок.рф.

7. Специальный портал, созданный по вопросам безопасного использования сети Интернет. Безопасный Интернет [Электронный ресурс] http://www.saferinternet.ru/.

Портал Сети творческих учителей [Электронный ресурс] URL: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=71586&tmpl=com.

Дополнительная литература

Солдатова Г.В., Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования Ч1: лекции, Ч2: практикум. М., 2013– 302 с.

Видеоресурсы

Десять правил безопасности в сети Интернет [Электронный ресурс]URL:http://единыйурок.рф.

Научно-методические ресурсы

  1. Инновационные педагогические технологии: Учеб.пособ. / В.Н. Михилькевич, В.М. Нестеренко, П.Г. Кравцов; Самар. гос. ун-т. - Самара, 2001. – 89 с.

  2. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1982. – 576 с.

  3. Кукушин B.C. Теория и методика обучения / B.C. Кукушин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 474 с.

  4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть III: Проблемные уроки. Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Учитель, 2006. – 288 с.

  5. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основныевопросы теории. – М.: Педагогика, 1975. – 368 с.

  6. Михилькевич В.Н., Полушкина Л.И., Мегедь В.М. Справочник по педагогическим инновациям. – Самара, 1998. – 172 с. – С. 166-188

  7. Оконь В.В. Основы проблемного обучения. – М, 1988. – 184 с.



Приложение 2





Карточки с заданиями

Ситуация 1. Вы получаете сообщение «Примите участие в конкурсе и выиграй планшет». Для этого Вас просят перейти по указанной ссылке и ввести личную информацию: фамилию, имя, номер телефона, адрес электронной почты, пароль, номер банковского карты. Ваши действия?


Ситуация 2. Вы просматриваете сайты. Вдруг на экране появляется сообщение о том, что Ваш компьютер заражен 123 троянскими программами, вирусами, червями. На Вашем компьютере установлена защитная программа, и она никак не отреагировала на угрозы. Вам сообщают, что Вы можете загрузить новое бесплатное антивирусное ПО, которое поможет решить Вашу проблему. Что делать в такой ситуации?


Ситуация 3. Ваш близкий друг просит Вас о помощи в социальной сети. Вы спрашиваете, как ему позвонить, но, естественно, его телефон украли. И он просит чтобы «положили деньги» на другой номер. Ваши действия?


Карточки с заданиями

Ситуация 1. Вы получаете сообщение «Примите участие в конкурсе и выиграй планшет». Для этого Вас просят перейти по указанной ссылке и ввести личную информацию: фамилию, имя, номер телефона, адрес электронной почты, пароль, номер банковского карты. Ваши действия?


Ситуация 2. Вы просматриваете сайты. Вдруг на экране появляется сообщение о том, что Ваш компьютер заражен 123 троянскими программами, вирусами, червями. На Вашем компьютере установлена защитная программа, и она никак не отреагировала на угрозы. Вам сообщают, что Вы можете загрузить новое бесплатное антивирусное ПО, которое поможет решить Вашу проблему. Что делать в такой ситуации?


Ситуация 3. Ваш близкий друг просит Вас о помощи в социальной сети. Вы спрашиваете, как ему позвонить, но, естественно, его телефон украли. И он просит чтобы «положили деньги» на другой номер. Ваши действия?






Правила поведения в сети Интернет

Правило № 1.  Защитите ваш компьютер с помощью антивирусных программ и программ безопасной работы в интернете.

  • Установите Антивирус.

  • Регулярно обновляйте сигнатуры угроз, входящие в состав программы.

  • Задайте рекомендуемые экспертами параметры защиты вашего компьютера. Постоянная защита начинает действовать сразу после включения компьютера и затрудняет вирусам проникновение на компьютер.

  • задайте рекомендуемые экспертами параметры для полной проверки компьютера и запланируйте ее выполнение не реже одного раза в неделю. Если вы не установили компонент Фаервол, рекомендуется сделать это, чтобы защитить компьютер при работе в интернете.

Правило № 2. Будьте осторожны при записи новых данных на компьютер:

  • проверяйте на присутствие вирусов все съемные диски (дискеты, CD-диски, флеш-карты и пр.) перед их использованием.

  • осторожно обращайтесь с почтовыми сообщениями. Не запускайте никаких файлов, пришедших по почте, если вы не уверены, что они действительно должны были прийти к вам, даже если они отправлены вашими знакомыми.

  • внимательно относитесь к информации, получаемой из интернета. Если с какого-либо веб-сайта вам предлагается установить новую программу, обратите внимание на наличие у нее сертификата безопасности.

  • если вы копируете из интернета или локальной сети исполняемый файл, обязательно проверьте его с помощью Антивируса.

  • внимательно относитесь к выбору посещаемых вами Интернет-ресурсов. Некоторые из сайтов заражены опасными скрипт-вирусами или Интернет-червями.

Правило № 3. С недоверием относитесь к вирусным мистификациям - программам-шуткам, письмам об угрозах заражения.

Правило № 4  Регулярно устанавливайте обновления операционной системы Microsoft Windows.

Правило №5 Покупайте дистрибутивные копии программного обеспечения у официальных продавцов.

Правило 6. Будьте осторожны с электронной почтой

  • не стоит передавать какую-либо важную информацию через электронную почту.

  • Установите запрет открытия вложений электронной почты, поскольку многие вирусы содержатся во вложениях и начинают распространяться сразу после открытия вложения. Программы Microsoft Outlook и Windows Mail помогают блокировать потенциально опасные вложения.

Правило 7 . Используйте сложные пароли.

Как утверждает статистика, 80% всех паролей — это простые слова: имена, марки телефона или машины, имя кошки или собаки, а также пароли вроде 123. Такие пароли сильно облегчают работу взломщикам. В идеале пароли должны состоять минимум из семи, а лучше двенадцати символов. Время на подбор пароля из пяти символов — два-четыре часа, но чтобы взломать семисимвольный пароль, потребуется два-четыре года. Лучше использовать пароли, комбинирующие буквы разных регистров, цифры и разные значки.

Правило 8. Не отправляйте SMS-сообщения.

  • сейчас очень популярны сайты, предлагающие доступ к чужим SMS и распечаткам звонков, также очень часто при скачивании файлов вам предлагают ввести свой номер, или внезапно появляется блокирующее окно, которое якобы можно убрать с помощью отправки SMS.

  • при отправке SMS, в лучшем случае, можно лишиться 300-600 рублей на счету телефона – если нужно будет отправить сообщение на короткий номер для оплаты, в худшем – на компьютере появится ужасный вирус.

  • поэтому никогда не отправляйте SMS-сообщения и не вводите свой номер телефона на сомнительных сайтах при регистрации.

Правило 9. Пользуйтесь браузерами Mozilla Firefox, Google Chrome и Apple Safari.

Большинство червей и вредоносных скриптов ориентированы под Internet Explorer и Opera. В рейтинге популярности лидирует IE, но лишь потому, что он встроен в Windows.

Правило 10. Используйте брандмауэр.

Используйте брандмауэр Windows или другой брандмауэр оповещают о наличии подозрительной активности при попытке вируса или червя подключиться к компьютеру. Он также позволяет запретить вирусам, червям и хакерам загружать потенциально опасные программы на компьютер.

Правило 11. Делайте резервные копии.

При малейшей угрозе ценная информация с вашего компьютера может быть удалена, а что ещё хуже – похищена. Возьмите за правило обязательное создание резервных копий важных данных на внешнем устройстве – флеш-карте, оптическом диске, переносном жестком диске.


Смотрели ли вы мультфильм «Мадагаскар». А знаете ли вы, какое животное послужило прототипом героя Мориса – советника Короля лемуров?

(ответ:Мадагаскарская руконожка Ай

-ай).

Узнать подробнее об этом существе вы сможете, выполнив следующее упражнение: оценить предложенную информацию об этом существе по ряду критериев, которые позволяют судить о надежности (достоверности) источников информации и принимать решение, в какой степени можно доверять информации на том или ином сайте в Интернете.

Класс делится на три группы по 5-6 человек. Каждой группе предоставляется персональный компьютер или ноутбук с доступом в Интернет, специальная форма — лист со списком вопросов для анализа, а также карточки с заданиями (Приложение 1). Каждая группа оценивает один из предложенных сайтов, вытянув карточку.

Ведущий отмечает, что участники всех групп в итоге должны заполнить предложенный бланк с вопросами (Приложение 2), и на основе этого принять решение: можно считать информацию на данном сайте достоверной или нет. На выполнение задания дается 7 минут. Каждая группа анализирует предложенный сайт, затем подсчитывается количество положительных ответов.

3. Приступают к защите своего задания

Представители групп рассказывают о своем сайте и выносят вердикт: верят они представленной на нем информации или нет.

При обсуждении ведущий задает вопросы:

 Знали ли вы раньше о существовании подобного животного? Если да, то, что именно вы о нем знали?

 Помогла ли информация, представленная на сайте, получить достаточно полное и объективное представление о Мадагаскарской руконожке?

 Считаете ли вы эту информацию достаточно надежной? Почему?

 Какие основные способы оценки информации вы узнали сегодня?

 Можно ли утверждать, что в интернете есть абсолютно надежные сайты?

 Как можно обезопасить себя от недостоверной информации в Сети?


4. Подведение итогов занятия.

Помимо традиционных способов проверки информации, Интернет предоставляет особые возможности, например недоступные при проверке печатных текстов. В Интернете можно выяснить статус документа, рейтинг источника и его популярность, частоту использования данного материала другими источниками, получить сведения о компетентности и статусе автора материала с помощью специальных поисковых сервисов Интернета, проанализировать сайт, на котором находится информация, оценить квалификацию его авторов и т. п. Бдительность и здравый смысл наряду с умением анализировать информацию в Интернете, подвергать ее критической оценке, сопоставлять различные факты и данные, является ключевым умением при работе с информацией в Сети и необходимым условием для того, чтобы быть уверенным в ее надежности и достоверности.

5. Участникам раздаются карточки «Правила оценки информации»