| Цель, преследуемая автором в процессе создания ИПО, задачи | Цель: повышение уровня успеваемости обучающихся, направленное на становление личности ученика Задачи: изучить и проанализировать литературу по теме ИПО; выявить приёмы работы по формированию самооценки; апробировать приёмы формирования самооценки у младших школьников; проанализировать уровень сформированности самооценки у первоклассников |
| Концепция изменений | В настоящее время начальная школа это этап в жизни ребёнка, связанный: - с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе; - с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности; - с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы. К метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования относится: - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии |
| Сущность ИПО | Самооценка – одно из центральных образований личности, часть её ядра. От самооценки во многом зависит социальная адаптация личности, она влияет и на поведение. Однако самооценка не дана нам изначально. Она изменяется, формируется в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Поэтому я считаю, что одним из самых важных умений самостоятельной личности, которую мы воспитываем сегодня, является формирование объективной и содержательной оценки себя и своих сил. А формирование объективной самооценки необходимо начинать в младшем школьном возрасте. |
| Описание инновационной деятельности автора, трудоемкость, ограничения, риски | На уроках я создаю условия для того, чтобы дети оценивали собственные успехи, свое отношение к урокам, к школьному дню в целом. Делать это можно, например, с помощью условных обозначений прямо в тетради: в конце урока , нужно закрасить пустой круг определенным цветом (цвет зависит от проделанной работы на уроке). Дети называют эти круги «смайликами» или «светофором». Зеленый смайлик с улыбкой – значит все получилось, все хорошо; желтый смайлик с улыбкой – получилось, но не всё; красный смайлик – сегодня пока не получилось, но я буду стараться. Разного размера и цвета они несут единую смысловую нагрузку радости, удовлетворения от проделанной работы или общения с учителем и одноклассниками. На протяжении всего учебного года я провожу упражнения-тренинги, направленные на формирование адекватной самооценки и рефлексии. Вот некоторые из них:- выполнение самоанализа своей работы (в рабочих тетрадях и прописи), когда ребенку предлагается оценить результат своего труда, например, написания новой буквы. В конце страницы нарисовать круг и раскрасить его тем цветом или символом, который скажет, как вы оценили свою работу в прописи;- научить детей объективно оценивать свои знания невозможно, не научив их объективно оценивать знания своих одноклассников. Для успешного оценивания я ставлю детей в роль учителя, для этого можно просто поменяться тетрадями, прописями, чтобы оценить работу на уроке своего соседа по парте;- выполнение самооценки на различных этапах урока, например, этап первичного закрепления, задание – вставить пропущенные слагаемые. Прежде чем дети приступят к выполнению данного задания, прошу каждого ученика спрогнозировать, насколько успешно он справится с этим заданием, и свое предположение зафиксировать на «дорожке успеха». После выполнения и проведения проверки такого вида работы дети снова обращаются к «дорожке успеха» и определяют этап на этой дорожке, который и будет адекватной самооценкой. Возможны два варианта такого самооценивания: ребенок оценивает себя до выполнения работы, а затем соглашается или не соглашается сам с собой после его выполнения; ребенок оценивает себя до выполнения задания, а затем еще раз – после учительской проверки. Причем, замечено, что дети не скрывают своего незнания, неумения. Это позволяет им по-новому взглянуть на свои способности, на свое старание или отсутствие его, а прогностическая самооценка является «точкой роста» самой способности младших школьников к оцениванию себя. В конце недели каждый ребенок рисует свое «дерево настроения» или «цветок настроения», в котором отражается его эмоциональный и психологический настрой и комфорт на этой учебной неделе. Предлагаемые способы оценивания позволяют: - ученику: видеть свое продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях; определив свое незнание, он имеет возможность улучшить свою работу, добиться успеха. - учителю: не только выявить определенный результат в знаниях и умениях, но и наглядно увидеть процесс формирования этого навыка, обеспечивая целенаправленную и своевременную коррекцию. - родителям: своевременно помочь своему ребенку исправить положение. В своей работе я придерживаюсь того, что оценка учителя прежде всего должна способствовать становлению объективной самооценки ребенка, поэтому для меня является важным научить младших школьников вырабатывать однозначные, предельно четкие критерии оценки. Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности, необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. На своих уроках я стремлюсь не только содержательно оценивать работу ученика, но и давать соответствующее пояснение. Ни в коем случае не сравниваю одного ученика с другим. Сравнение достижений идет только по отношению к самому себе. Хвалю даже за незначительный успех слабых учеников. Это приводит к тому, что ученик начинает уважать сам себя, а значит, начинают уважать его и одноклассники. Наблюдение показывает, что работа по формированию навыков самоконтроля и самооценки обучающихся положительно влияет не только на повышение качества обучения, но и на формирование самой личности ребенка, способной к дальнейшему самоопределению и самореализации |
| Результат, полученный автором в ходе реализации | Используемые методические приемы помогают мне увидеть индивидуальность ребенка, выявить его способности, интеллектуальные возможности, делают обучение детей творческим и интересным. Обучающиеся учатся не только оценивать границы своих возможностей, фиксировать трудность, но и анализировать её причину, т.е. выходить за границы собственных знаний и умений, строить догадки о неизвестном Повышение качества обучения. |