Воспитатель: О.Н. Ларионова
Краткое описание опыта: |
Название: | Психолого-педагогическое сопровождение детей подготовительной группы |
Автор: | Воспитатель: О.Н. Ларионова |
Область знания, ключевые слова: | Педагогика, психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ, образовательная организация, дети подготовительной группы. |
Назначение новшества: | Реализация системы психолого-педагогического сопровождения детей подготовительной группы с целью создания условий для успешного освоения детьми группы образовательной программы и формирования педагогической грамотности родителей и педагогов ДОУ по данной проблеме |
Годы разработки и внедрения опыта | 2020-2021 |
Основное описание опыта. |
Основное содержание новшества: | Жизнь ребенка, поступающего в школу, перестраивается полностью! В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации? Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. |
Область возможного использования новшества: | Данный проект можно использовать в дошкольных образовательных учреждениях |
Потенциальные категории пользователей: | педагоги ДОУ, родители |
III.Расширенное описание опыта. |
Актуальность и перспективность новшества: | Большинство педагогов и родителей уделяют внимание интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе; у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности. Учебная деятельность – сложна для дошкольника и автоматически переход на неё без предварительной подготовки ребёнка просто не возможен. Но подготовка нужна не только ребёнку, а его родителям, особенно тем, у кого первый ребёнок идёт в школу. Как настроить ребёнка на учёбу? Как снизить уровень тревожности у себя и ребёнка? Какую «правильную» обувь и рюкзак подобрать первокласснику, для сохранения здоровья? Проект «Скоро в школу» будет полезен родителям, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей. Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь. |
Научная новизна и практичная значимость | Расширение представлений дошкольников о школе Успешная адаптация к условиям школьного обучения Повышение педагогической культуры родителей в вопросах успешного перехода детей на новую ступень образования Повышение социальной и познавательной активности детей Целенаправленное формированию у детей интегрированный качеств , необходимых для успешного включения в школьную жизнь |
Методическая разработанность опыта и технология ее освоения | Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников: Конспекты занятий. - М.: Книголюб, 2008. - 72 с. Катаева Л.И Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. М.:, 2008, «Книголюб» Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. - СПб.: Питер, 2007. Бирюков, В. Детский сад и подготовка к школе / В. Бирюков, А. Черницкий. - М.: Издательство "Эксмо" ООО, 2013. . Гаврина, Светлана Евгеньевна Большая энциклопедия подготовки к школе / Гаврина Светлана Евгеньевна. - М.: Академия развития, 2010. Годовой курс подготовки к школе. - М.: Эксмо, 2014. Бойко, И.Н. Основные принципы преемственности между детским садом и школой / И.Н. Бойко // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016.- № 1-8. Большакова, О.Н. Проблема формирования мотивационной готовности детей к школе / О.Н. Большакова, О.С. Жевлакова // В сборнике: Научный поиск: парадигмы, проекции, практики. -2014 Курсы повышения квалификации «Подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе» удостоверение № 6727 00018559 |
Результативность и эффективность освоения опыта: | Создание программы психолого-педагогического сопровождения готовности к школьному обучению Создание материально-технической базы по теме проекта Сформированность навыков готовности к школьному обучению (Семаго Н., Семаго М.. Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения. - М.: Аркти, 2000) Наличие у детей правильных и четких представлений и знаний о школе Сформированность учебного и социального мотива учебной деятельности |
Основные характеристики процесса введения новшества: | 1 этап диагностико – аналитический: мониторинг мотивационно готовности к школьному обучению 2 этап реализация проекта : развлечение «День знаний» сюжетно-ролевые игры «Школа», «Магазин «Школьные товары» знакомство с пословицами и поговорками об учении, труде, книгах чтение литературных произведений о школе заучивание стихотворений по теме оформление выставки «Школьные принадлежности» фотовыставка из семейных архивов «Мои родители – школьники» серия занятий «Мы будущие первоклассники» экскурсия в школу консультации для родителей об успешной адаптации к школьному обучению круглый стол с родителями и педагогами начальных классов «В чем залог успешного обучения в школе?» 3 этап – итоговый: Итоговый мониторинг мотивационной готовности к школьному обучению, анализ данных мониторинга Оформление презентации «Страна Знаний» Защита проекта «Скоро в школу» Оформление папки с материалами проекта |
Экспертная оценка: | Старший воспитатель МДОУ, заведующая МДОУ, педагог-психолог |
Основные характеристики введения новшества: | Средний уровень новизны, т.к.меняются формы работы, но не меняется содержание работы. Условия внедрения инновации: гуманизация содержания образования; изменение отношения всех субъектов образования к работе с детьми. |
Ориентировочная продолжительность введения новшества в образовательный процесс: | 2-3 месяца – разработка; 1 год на реализацию; Работа должна проводится в систем и постоянно. |
Необходимые финансовые затраты | В рамках реализации образовательного процесса |
Материально-техническое обеспечение | Создание материально-технической базы по теме проекта. |
Требовательный уровень подготовки сотрудников | Профессиональная компетентность Запас общих знаний по теме проекта |
Факторы влияния и риска: незаинтересованность педагогов, отсутствие обратной связи | Низкий уровень профессиональной компетенции педагога (не желание осваивать новые методы работы); Отсроченность во времени результатов работы по проблеме. Низкий уровень осведомленности родителей и педагогов о проблеме. |