Информационная компетентность как средство развития учительского потенциала.
Подготовила Будаева Р.Н,
учитель начальных классов
« Человек образованный — тот, кто знает, где найти то, чего он не знает»
Георг Зиммель
« Если бы компьютер не был бы до сих пор создан, то его пришлось бы сейчас изобрести, специально для целей образования»
Никола Тесла
Информатизация - процесс перестройки общества на основе активного и полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественнозначимых видах человеческой деятельности, требующих формирования инфраструктуры средств накопления, хранения, обработки и передачи информации как важнейшего показателя уровня научно- технического развития любой страны.
Информационная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами,
позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях
5 Пять основных направлений радикальных изменений в системе образования:
1) Развитие неформального образования, обусловленное воздействием информационных технологий;
2) Усиление индивидуализированного характера образования, который позволяет принимать во внимание возможности и потребности каждого конкретного человека;
3) Утверждение самообразования, самообучения в качестве ведущей формы образования;
4) Ориентация на образование, созидающее знание;
5) Формирование системы непрерывного образования, т.е. образования в течение всей жизни.
В функции учителя компьютер представляет:
-Источник учебной информации
-Наглядное пособие
-Индивидуальное информационное пространство
-Тренажёр
-Средство диагностики и контроля
Варианты применения ИКТ в образовательном процессе:
Урок с мультимедийной поддержкой
Деловая -игра
Интегрированные уроки
Уроки - тестирования
Урок с использование интерактивного комплекса
Интернет-технологии – это автоматизированная среда получения, обработки, хранения, передачи и использования знаний в виде информации, реализуемая в сети Интернет.
Применительно к обучению можно выделить следующие:
- компьютерные обучающие программы (электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы);
- обучающие системы на базе мультимедиа технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках;
- интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях;
- средства телекоммуниации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т.д.;
- электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы.
Необходимо уметь:
- работать с электронной почтой, телеконференциями, сетевыми информационными службами;
- отбирать и обрабатывать информацию, полученную по сети;
- проводить поиск информации по сети;
- готовить информацию к передаче по сети с использованием текстового редактора, графического редактора и необходимых утилит (архиваторов, кодировщиков и т.д.);
- организовать, разработать и провести сетевой учебный процесс, тематическую телеконференцию.
Список литературы
- Е. И. Булин-Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, Е. Н. Хохлова. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. Серия «Работаем по новым стандартам», М. : Просвещение, 2011 (Работаем по новым стандартам)
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Серия: стандарты второго поколения, М. : Просвещение
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Серия: стандарты второго поколения, М. : Просвещение, 2011