СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационная модель принятия управленческих решений

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная система образования, действующая в режиме постоянного реформирования, требует осуществления новых подходов к управлению, предполагающих усиление его конкретных функций, разработку вариантных структурных моделей, внедрение новых технологий, а также научное обоснование планируемых управленческих действий.

Просмотр содержимого документа
«Информационная модель принятия управленческих решений»

Информационная модель принятия управленческих решений


Громак Надежда Ивановна,

заведующий отделом анализа и

методического сопровождения

среднего общего образования

ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО»


Современная система образования, действующая в режиме постоянного реформирования, требует осуществления новых подходов к управлению, предполагающих усиление его конкретных функций, разработку вариантных структурных моделей, внедрение новых технологий, а также научное обоснование планируемых управленческих действий.

Анализ ситуации в управлении многоуровневой образовательной организации как сложной социально-экономической системы показывает, что методы принятия управленческих решений на основе организации работы, сформировавшиеся у большинства руководителей в прежних условиях управления, становятся недостаточными для выполнения усложнившихся управленческих функций.

Решение задач управления в сложных системах в настоящее время лежит в сфере проектирования корпоративных информационных систем. Однако в управлении образовательной организации есть особенности, которые препятствуют непосредственному внедрению комплексных информационных систем.

Для повышения эффективности управления образовательной организацией необходимо дополнительное исследование процессов принятия управленческих решений, а также оригинальная информационная система, обеспечивающая поддержку принятия решений при управлении образовательной организации с учетом большинства трудностей при внедрении и использовании:

 дефицит времени;

 перегрузка педагогических работников и администрации образовательного учреждения;

 частые изменения нормативно-правовой базы;

 отсутствие централизованного обеспечения информацией;

 отсутствие кадров с необходимым уровнем владения информационной компетенцией.

Основной функцией любой системы поддержки принятия решений является обеспечение необходимым количеством информации процесса поддержки принятия решений в конкретной предметной области. Информационная потребность руководителя образовательной организации определяет ряд задач, решение которых предоставляет информационную поддержку при выполнении функции руководителя.

Основными задачами являются:

‒ анализ и оценка алгоритмов управления;

‒ выбор наилучшего варианта;

‒ влияние факторов среды.

Разработка и принятие управленческих решений, являясь одним из связующих процессов, пронизывает всю управленческую деятельность. Поэтому эффективность управления во многом зависит от его качества. Факторы, которые обуславливают качество управленческих решений, весьма разнообразны и могут иметь организационный, экономический, методологический и психологический характер

В образовательных организациях невысокое качество управленческих решений обусловлено негативным влиянием организационных причин

Среди них можно отметить следующие:

1. Способы получения информации не гарантируют их достоверности, так как используются неунифицированные формы запросов, которые не имеют однозначной трактовки и к тому же система управления в самом образовательном учреждении допускает получение одной и той же информации от разных структур с учетом еще низкой исполнительской дисциплины исполнителей.

2. На уровне образовательного учреждения собирается различная информация под конкретные запросы, и в дальнейшем полученные данные остаются без использования.

3. Информации, полученной в ходе выполнения запроса, редко дается аналитическая интерпретация, в связи с отсутствием времени и в результате решения принимаются без учета существующих закономерностей и тенденций.


Процесс исполнения управленческого решения включает следующие этапы:

1. Подготовка управленческого документа.

2. Исполнение управленческого документа.

3. Контроль исполнения управленческого документа.

Все в совокупности является основанием для разработки и реализации информационной модели управления, способствующей повышению эффективности процесса управления в образовательном учреждении

Повышение эффективности управления может быть достигнуто за счет следующих факторов:

 Своевременного обеспечения оперативной информацией и принятия управленческих решений.

 Снижения прямых и обратных потоков информации и сокращения дублирования.

 Быстрого получения и обработки отчетности.

 Централизованного хранения и оперативного использования нормативно-правовой базы, информации о материально-техническом обеспечении, кадровом составе учебной организации, сроках прохождения педагогическими кадрами курсов повышения квалификации, опыте работы педагогов образовательной организации и др.

 Снижения затрат времени на осуществление функций анализа, контроля и подготовки текущей информации.

 Использования новых форм предоставления информации, реализации системы компьютерного сопровождения механизмов оценки качества образования.

Все отношения, складывающиеся внутри информационного пространства образовательной организации, в первую очередь обусловлены процессами передачи информации, то есть движением информационных потоков, и на их основе принятием решений. Базой для принятия решений является информационно-аналитическая деятельность.

Методика моделирования совокупной системы требований к образовательной организации процесса принятия управленческого решения включает четыре этапа:

 исследование влияния факторов научно-технического прогресса на повышение требований к принятию управленческих решений;

 выявление закономерностей влияния изменений условий труда управленческого персонала на принятие решений;

 проектирование требований к процессу принятия управленческих решений;

 разработку рекомендаций по совершенствованию процессов принятия управленческих решений в образовательной организации.

Систему принятия управленческих решений целесообразно представить в виде основных блоков и критериев, отражающих ключевые моменты работы административно-управленческой команды.



Для своевременного и обоснованного принятия решения необходима достоверная информация о нормативах и ограничениях, которые регламентируют управленческую деятельность, о располагаемых ресурсах, о возможных стратегиях реализации решения.

Эти данные находятся в базе данных и составляют информационную основу системы поддержки принятия решений.

В системе поддержки принятия решений руководителю, который принимает решения, предлагается выбирать наиболее предпочтительное решение на основе интервальной шкалы полезности показателей, для построения которой необходимо провести парное сравнение интервалов на каждой шкале.

Даже при небольшом числе вариантов возникает большое число возможных операций сравнения. Поэтому руководителю предлагается определить относительную важность тех или иных показателей и оценить характер изменения ценности свойства на шкале каждого показателя.

Построенная информационная модель принятия решений иллюстрирует, что она позволяет обеспечить руководителя и другие кадры формирования управленческих решений достоверной, актуальной и достаточной информацией. Активное её использование оказывает положительный эффект при осуществлении управленческих действий: планирования, организации, руководства и контроля.

Процесс создания и внедрения информационной модели управления показывает, что сама процедура введения и активного использования обладает обучающим эффектом. Позволяет руководителю повысить свою ИКТ компетентность, переосмыслить и оценить возможности современных средств обработки информации, получить новые знания из теории управления базами данных и информационных систем, которые ведут остальные сотрудники образовательной организации, более детально изучить приоритетные направления информатизации образования и увидеть перспективы развития.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!