СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационная переработка текста (виды плана) 5 класс (новый ФГОС)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Информационная переработка текста (виды плана) 5 класс (новый ФГОС)»

Информационная переработка текста. Виды плана

Информационная переработка текста. Виды плана

Основными способами фиксации и сохранения информации при углубленном чтении являются составление конспекта, тезисов, плана, реферата, аннотации.  Каждая работа начинается с внимательного чтения всего текста.  Планы бывают нескольких типов: простой, сложный, вопросный, цитатный, тезисный, план — опорная схема.

Основными способами фиксации и сохранения информации при углубленном чтении являются составление конспекта, тезисов, плана, реферата, аннотации. Каждая работа начинается с внимательного чтения всего текста. Планы бывают нескольких типов: простой, сложный, вопросный, цитатный, тезисный, план — опорная схема.

План – перечень важных и основных положений текста, расположенных в той же последовательности, в которой они представлены в тексте. Составить план помогает деление текста на абзацы (микротемы), пункты плана составляются от абзаца к абзацу.

План – перечень важных и основных положений текста, расположенных в той же последовательности, в которой они представлены в тексте.

Составить план помогает деление текста на абзацы (микротемы), пункты плана составляются от абзаца к абзацу.

Простой план – перечень микротем, основных пунктов. Например:  1. Старый воробей охраняет воробьишек.  2.Появляется ястреб-разбойник.  3.Воробей-часовой предупреждает об опасности.

Простой план – перечень микротем, основных пунктов.

Например: 1. Старый воробей охраняет воробьишек. 2.Появляется ястреб-разбойник. 3.Воробей-часовой предупреждает об опасности.

Когда необходимо дополнить пункты, раскрыть их более детально, простого плана бывает недостаточно. Тогда составляется сложный план текста. Сложный план – более развёрнутый, объёмный. Отдельные пункты плана имеют подпункты.

Когда необходимо дополнить пункты, раскрыть их более детально, простого плана бывает недостаточно. Тогда составляется сложный план текста.

Сложный план – более развёрнутый, объёмный. Отдельные пункты плана имеют подпункты.

Например:  1. Национальный символ.  2. История слова.  а) Введение термина.  б) Вилы.  в) Троица.  3. Утверждение государственного герба.  4. Распространение термина.  5. Помнить историю.

Например: 1. Национальный символ. 2. История слова. а) Введение термина. б) Вилы. в) Троица. 3. Утверждение государственного герба. 4. Распространение термина. 5. Помнить историю.

Вопросный план – план в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос задается к какой-либо одной микротеме. Вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста. Составить вопросный план помогут составить вопросительные слова (как?, когда?, где?, почему?, сколько?)

Вопросный план – план в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос задается к какой-либо одной микротеме. Вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста. Составить вопросный план помогут составить вопросительные слова (как?, когда?, где?, почему?, сколько?)

Например:  1. Как появился первый птенец?  2. Сколько птенцов появляется у кукушки?  3. Почему кукушка бросает птенцов?  4. Как вырастают птенцы кукушки?

Например: 1. Как появился первый птенец? 2. Сколько птенцов появляется у кукушки? 3. Почему кукушка бросает птенцов? 4. Как вырастают птенцы кукушки?

Назывной план – план в виде тезисов, в которых не используются глаголы. В назывном плане много существительных и прилагательных.

Назывной план – план в виде тезисов, в которых не используются глаголы. В назывном плане много существительных и прилагательных.

Например, Ценный мех чёрной лисицы. Хитрость лисицы. Молодой зверолов и лисица.

Например,

  • Ценный мех чёрной лисицы.
  • Хитрость лисицы.
  • Молодой зверолов и лисица.
Тезисный план – краткое отражение основной сути текста в виде коротких предложений. Тезисный план оформляется как связный текст.

Тезисный план – краткое отражение основной сути текста в виде коротких предложений. Тезисный план оформляется как связный текст.

Например, Мех чёрной лисицы ценится необыкновенно дорого. Охотники хотели поймать чёрную лисицу, но она сумела перехитрить их. Молодой зверолов хотел хитростью поймать лисицу, но ему это не удалось.

Например,

  • Мех чёрной лисицы ценится необыкновенно дорого.
  • Охотники хотели поймать чёрную лисицу, но она сумела перехитрить их.
  • Молодой зверолов хотел хитростью поймать лисицу, но ему это не удалось.
Цитатный план:  1. «Видеть не могу манную кашу!»  2. «Вы вываливаете разную гадость за окно!»  3. «Ты должен съесть все до конца!»  4. «Ты это запомнил на всю жизнь!»  5. «А я остался с кашей наедине!»

Цитатный план: 1. «Видеть не могу манную кашу!» 2. «Вы вываливаете разную гадость за окно!» 3. «Ты должен съесть все до конца!» 4. «Ты это запомнил на всю жизнь!» 5. «А я остался с кашей наедине!»

Упражнение 1 1) Столяру Джузеппе попалось под руку полено, которое пищало человеческим голосом.  2) Джузеппе дарит говорящее полено своему другу Карло.  3) Карло мастерит деревянную куклу и называет ее Буратино.  4) Говорящий Сверчок дает Буратино мудрый совет.  5) Буратино едва не погибает по собственному легкомыслию.  6) Папа Карло клеит ему одежду из цветной бумаги и покупает азбуку. По данным пунктам плана вы догадались, о какой книге идет речь? В каждом пункте плана выражено самое основное содержание главы. План помогает узнать о событиях, воспроизведенных в тексте.

Упражнение 1

1) Столяру Джузеппе попалось под руку полено, которое пищало человеческим голосом. 2) Джузеппе дарит говорящее полено своему другу Карло. 3) Карло мастерит деревянную куклу и называет ее Буратино. 4) Говорящий Сверчок дает Буратино мудрый совет. 5) Буратино едва не погибает по собственному легкомыслию. 6) Папа Карло клеит ему одежду из цветной бумаги и покупает азбуку.

По данным пунктам плана вы догадались, о какой книге идет речь?

В каждом пункте плана выражено самое основное содержание главы. План помогает узнать о событиях, воспроизведенных в тексте.

Упражнение 2 История 1, в которой говорится о зеркале и ее осколках.  История 2. Мальчик и девочка.  История 3. Цветник женщины, умевшей колдовать.  История 4. Принц и принцесса.  История 5. Маленькая разбойница.  История 6. Лапландка и финка.  История 7. Что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом. Что вы узнали об этой сказке из ее плана? Захотелось ли прочитать ее? Из плана можно узнать, какие герои действуют в сказке?

Упражнение 2

История 1, в которой говорится о зеркале и ее осколках. История 2. Мальчик и девочка. История 3. Цветник женщины, умевшей колдовать. История 4. Принц и принцесса. История 5. Маленькая разбойница. История 6. Лапландка и финка. История 7. Что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом.

  • Что вы узнали об этой сказке из ее плана?
  • Захотелось ли прочитать ее?
  • Из плана можно узнать, какие герои действуют в сказке?
Прочитайте планы двух русских сказок. Знакомы ли вам события, о которых говорится в этих сказках?   1) Жили-были кот, дрозд да петушок.  2) Лиса обманывает петушка и уносит его.  3) Кот и дрозд спасают петушка.  4) Лиса второй раз обманывает петушка.  5) Опять кот и дрозд спасают петушка.  6) Лисе удается унести петушка в свою нору.  7) Кот и дрозд наказывают лису и приносят петушка домой.

Прочитайте планы двух русских сказок. Знакомы ли вам события, о которых говорится в этих сказках?

1) Жили-были кот, дрозд да петушок. 2) Лиса обманывает петушка и уносит его. 3) Кот и дрозд спасают петушка. 4) Лиса второй раз обманывает петушка. 5) Опять кот и дрозд спасают петушка. 6) Лисе удается унести петушка в свою нору. 7) Кот и дрозд наказывают лису и приносят петушка домой.

1) Медведь грозится мужика «сломать».  2) Уговор медведя и мужика.  3) Мужику достается репа, медведю – ботва.  4) Новый уговор медведя с мужиком.  5) Медведь получает корешки, мужик берет рожь.  6) «С тех пор у медведя с мужиком вражда пошла».   С помощью планов вспомните названия этих сказок. («Кот, дрозд и петух», «Мужик и медведь»)

1) Медведь грозится мужика «сломать». 2) Уговор медведя и мужика. 3) Мужику достается репа, медведю – ботва. 4) Новый уговор медведя с мужиком. 5) Медведь получает корешки, мужик берет рожь. 6) «С тех пор у медведя с мужиком вражда пошла».

  • С помощью планов вспомните названия этих сказок.
  • («Кот, дрозд и петух», «Мужик и медведь»)
Составьте простой план (письменно)  Мы купили в зоологическом магазине маленького желтого цыпленка, закутали его в вату, принесли домой и назвали его Цыпом.   А у нас в квартире жила охотничья собака Зента. Всю свою жизнь она охотилась за разными птицами и спокойно вытерпеть птичий запах не могла. Медленно она вошла в комнату и остановилась над бедным Цыпом.   Цып пискнул и поднял вверх свой розовый носик. Тут все увидели, что у Зенты к носу прилипла крупинка гречневой каши. Цып тоже увидел крупинку. Он разбежался, подпрыгнул и клюнул Зенту в нос. Крупинка исчезла.   Никогда еще Зента не видела такой маленькой храброй птицы. Нет, она не испугалась, но удивилась и растерялась. Оглянулась Зента на нас и тихо вышла из комнаты.

Составьте простой план (письменно)

Мы купили в зоологическом магазине маленького желтого цыпленка, закутали его в вату, принесли домой и назвали его Цыпом. А у нас в квартире жила охотничья собака Зента. Всю свою жизнь она охотилась за разными птицами и спокойно вытерпеть птичий запах не могла. Медленно она вошла в комнату и остановилась над бедным Цыпом. Цып пискнул и поднял вверх свой розовый носик. Тут все увидели, что у Зенты к носу прилипла крупинка гречневой каши. Цып тоже увидел крупинку. Он разбежался, подпрыгнул и клюнул Зенту в нос. Крупинка исчезла. Никогда еще Зента не видела такой маленькой храброй птицы. Нет, она не испугалась, но удивилась и растерялась. Оглянулась Зента на нас и тихо вышла из комнаты.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Составить сложный план по тексту (файл в элжуре).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Составить сложный план по тексту (файл в элжуре).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!