Информационная переработка текста. Виды плана
Основными способами фиксации и сохранения информации при углубленном чтении являются составление конспекта, тезисов, плана, реферата, аннотации. Каждая работа начинается с внимательного чтения всего текста. Планы бывают нескольких типов: простой, сложный, вопросный, цитатный, тезисный, план — опорная схема.
План – перечень важных и основных положений текста, расположенных в той же последовательности, в которой они представлены в тексте.
Составить план помогает деление текста на абзацы (микротемы), пункты плана составляются от абзаца к абзацу.
Простой план – перечень микротем, основных пунктов.
Например: 1. Старый воробей охраняет воробьишек. 2.Появляется ястреб-разбойник. 3.Воробей-часовой предупреждает об опасности.
Когда необходимо дополнить пункты, раскрыть их более детально, простого плана бывает недостаточно. Тогда составляется сложный план текста.
Сложный план – более развёрнутый, объёмный. Отдельные пункты плана имеют подпункты.
Например: 1. Национальный символ. 2. История слова. а) Введение термина. б) Вилы. в) Троица. 3. Утверждение государственного герба. 4. Распространение термина. 5. Помнить историю.
Вопросный план – план в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос задается к какой-либо одной микротеме. Вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста. Составить вопросный план помогут составить вопросительные слова (как?, когда?, где?, почему?, сколько?)
Например: 1. Как появился первый птенец? 2. Сколько птенцов появляется у кукушки? 3. Почему кукушка бросает птенцов? 4. Как вырастают птенцы кукушки?
Назывной план – план в виде тезисов, в которых не используются глаголы. В назывном плане много существительных и прилагательных.
Например,
- Ценный мех чёрной лисицы.
- Хитрость лисицы.
- Молодой зверолов и лисица.
Тезисный план – краткое отражение основной сути текста в виде коротких предложений. Тезисный план оформляется как связный текст.
Например,
- Мех чёрной лисицы ценится необыкновенно дорого.
- Охотники хотели поймать чёрную лисицу, но она сумела перехитрить их.
- Молодой зверолов хотел хитростью поймать лисицу, но ему это не удалось.
Цитатный план: 1. «Видеть не могу манную кашу!» 2. «Вы вываливаете разную гадость за окно!» 3. «Ты должен съесть все до конца!» 4. «Ты это запомнил на всю жизнь!» 5. «А я остался с кашей наедине!»
Упражнение 1
1) Столяру Джузеппе попалось под руку полено, которое пищало человеческим голосом. 2) Джузеппе дарит говорящее полено своему другу Карло. 3) Карло мастерит деревянную куклу и называет ее Буратино. 4) Говорящий Сверчок дает Буратино мудрый совет. 5) Буратино едва не погибает по собственному легкомыслию. 6) Папа Карло клеит ему одежду из цветной бумаги и покупает азбуку.
По данным пунктам плана вы догадались, о какой книге идет речь?
В каждом пункте плана выражено самое основное содержание главы. План помогает узнать о событиях, воспроизведенных в тексте.
Упражнение 2
История 1, в которой говорится о зеркале и ее осколках. История 2. Мальчик и девочка. История 3. Цветник женщины, умевшей колдовать. История 4. Принц и принцесса. История 5. Маленькая разбойница. История 6. Лапландка и финка. История 7. Что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом.
- Что вы узнали об этой сказке из ее плана?
- Захотелось ли прочитать ее?
- Из плана можно узнать, какие герои действуют в сказке?
Прочитайте планы двух русских сказок. Знакомы ли вам события, о которых говорится в этих сказках?
1) Жили-были кот, дрозд да петушок. 2) Лиса обманывает петушка и уносит его. 3) Кот и дрозд спасают петушка. 4) Лиса второй раз обманывает петушка. 5) Опять кот и дрозд спасают петушка. 6) Лисе удается унести петушка в свою нору. 7) Кот и дрозд наказывают лису и приносят петушка домой.
1) Медведь грозится мужика «сломать». 2) Уговор медведя и мужика. 3) Мужику достается репа, медведю – ботва. 4) Новый уговор медведя с мужиком. 5) Медведь получает корешки, мужик берет рожь. 6) «С тех пор у медведя с мужиком вражда пошла».
- С помощью планов вспомните названия этих сказок.
- («Кот, дрозд и петух», «Мужик и медведь»)
Составьте простой план (письменно)
Мы купили в зоологическом магазине маленького желтого цыпленка, закутали его в вату, принесли домой и назвали его Цыпом. А у нас в квартире жила охотничья собака Зента. Всю свою жизнь она охотилась за разными птицами и спокойно вытерпеть птичий запах не могла. Медленно она вошла в комнату и остановилась над бедным Цыпом. Цып пискнул и поднял вверх свой розовый носик. Тут все увидели, что у Зенты к носу прилипла крупинка гречневой каши. Цып тоже увидел крупинку. Он разбежался, подпрыгнул и клюнул Зенту в нос. Крупинка исчезла. Никогда еще Зента не видела такой маленькой храброй птицы. Нет, она не испугалась, но удивилась и растерялась. Оглянулась Зента на нас и тихо вышла из комнаты.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Составить сложный план по тексту (файл в элжуре).