СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационно – библиографическая поддержка образовательного процесса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационно-библиографическая поддержка образовательного процесса

Просмотр содержимого документа
«Информационно – библиографическая поддержка образовательного процесса»

Буянова Ирина Борисовна

Слушатель курса повышения квалификации

« Школьная библиотека как центр образовательного

пространства реализации ФГОС ООО»



Информационно – библиографическая поддержка

образовательного процесса

В настоящее время информационно-библиографическая работа строится в большей степени на формировании умений, связанных с поиском информации, работе с новыми компьютерными  технологиями, а также на освоении навыков анализа и синтеза полученной информации

Стандарты образования меняются очень быстро. Сегодня обучение это не просто передача знаний от педагога обучающемуся, а прежде всего создание условий, при которых становится возможным самостоятельный поиск знаний самими обучающимися, их продуктивное и активное творчество. Следовательно, школьная библиотека становится центром творчества учащихся, а также местом реализации индивидуальных способностей учащихся и огромной лабораторией для инновационного развития педагогов.

Школьная библиотека осуществляет справочно-библиографическое, информационное и консультационное обслуживание пользователей, методическое обеспечение справочно-библиографической литературой создает и ведет базы данных, готовит библиографические пособия, в т.ч. краеведческие, ведет библиографическое обучение пользователей.

Школьная библиотека занимает важное место в становлении информационной компетентности учащихся, а также содействует развитию навыков непрерывного образования школьников методом обучения их информационно – поисковой деятельности.

Во времена информационных технологий необходима не просто передача библиотечно – библиографических знаний, а формирование информационной компетентности учащихся включающей:

- навыки использования различных способов информационно – поисковой деятельности (библиотечно – библиографическая компетентность);

-умения анализировать и оценивать информацию (критическое мышление);

-перерабатывать и структурировать текст (культура чтения);

-умения использовать современные информационные технологии.

Поскольку школьные библиотеки призваны осуществлять информационно-библиотечную поддержку процесса обучения и воспитания, это заставляет их искать новые методы работы, вынуждает искать современные подходы к комплектованию, стремиться к изменению состава библиотечных фондов.

Документные фонды школьных библиотек, включающие учебную, художественную, справочную, научно-популярную литературу, дополняются учебными видеофильмами, электронными учебниками и учебными пособиями, справочниками и энциклопедиями, обучающими программами. В школах активно используются образовательные Интернет-ресурсы.

Цель деятельности школьной библиотеки - содействие эффективной реализации задач образовательного процесса путем информационно-библиотечной поддержки учащихся и педагогов.

Для этого в школьной библиотеке должны быть созданы необходимые условия:

-библиотека должна быть информационным центром, с компьютерами и сложными программами;

-совместная системная работа учителя и библиотекаря на базе библиотеки.

Задачи библиотеки:

- обзоры новых поступлений;

- подбор документов и литературы для учителей и учащихся;

- оказание помощи в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям;

- оформление книжных выставок;

- проведение индивидуальных и групповых библиотечных мероприятий.

-Наличие учебно-методических ресурсов с использованием интернет сервисов.

-Доступ к электронным учебным пособиям.

-Информационное обслуживание родителей: (выступление на родительских собраниях; индивидуальные беседы).

В соответствии с поставленными задачами одно из требований к школьной библиотеке – ее обязательное техническое оснащение. Библиотека, как информационно – библиотечный центр должна постоянно обеспечивать широкий и устойчивый доступ к любой информации для всех участников образовательного процесса, т.е. в библиотеке должно быть достаточное количество рабочих мест (компьютеров), локальная сеть и доступ к Интернету для всех пользователей. Сотрудники школьных библиотек должны обеспечивать информационную поддержку образовательного процесса и деятельности обучающихся и педагогов в разрезе современных информационных технологий в сфере библиотечных услуг, а сами библиотеки образовательных учреждений должны быть укомплектованы печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана, иметь фонд дополнительной литературы, который должен включать детскую художественную, научно- популярную литературу, справочно – библиографические и периодические издания.

Школьная библиотека является существенной и значимой частью образовательной среды учебного заведения. Вместе с тем она образует свою, особую, библиотечную среду. Библиотечная среда включает информационную, культурную, эмоционально-психологическую, экологическую и материальную составляющие.

Школьная библиотека играет важную и значимую роль в воспитательном процессе, в поощрении стремления детей к овладению знаниями. Наиболее ценной стороной школьной библиотеки является привитие навыков чтения, любви к чтению и книге. Библиотека оказывает помощь детям, родителям, учителям, рекомендует литературу, подбирает и предлагает те или иные пособия, книги, журналы. Через книгу, чтение достигаются личностные результаты образования, которые должны отражать, согласно стандарту, формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.