СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационно - творческий проект «Традиционные весенние праздники»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Информационно - творческий проект «Традиционные весенние праздники»»

Интегрированное занятие в старшей группе «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода».

Возрастная группа: Дети старшей группы (5-6 лет)

Цель: Ознакомление и приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре.

Задачи:

Образовательные:

- Расширять представление о русской избе как о памятнике русского деревянного зодчества.

- Ознакомить и расширить представления детей об истории русской народа.

- Развитие коммуникативных навыков-обсуждение, высказывание.

Развивающие:

- Формировать у детей эстетический вкус; развивать творчество, воображение.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь и уважение к народной культуре.

- Дать ребёнку возможность ощутить радость от результата своего труда.

Планируемые результаты:

- Формировать интерес к народной культуре.

- Познакомить с новым видом куклы - оберега.

- Изготовить из соленого теста – баранки.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности):

Для организации образовательной деятельности необходимы русский народный костюм, декорации «Русская изба», сундук, готовая кукла – оберег Семья, муляж каравая, рушник, соленое тесто.

ХОД:

1. Организационный момент.

Звучит русская народная музыка. Дети входят в группу.

— Ребята, посмотрите, как я сегодня одета? Как обычно?

— Как называется мой костюм? Как вы думаете, почему я сегодня так оделась?

— Потому, что мы с вами, отправимся в путешествие, в то время, когда люди жили в бревенчатых избах и носили вот такие костюмы.

— Хотите отправиться в путешествие?

— Для этого нужно сказать слова волшебные: «Вокруг себя повернись, в далеком прошлом «окажись».

Загадка:

Стоит жилище,

Деревянные бочища

Внутри печь да дрова

Это русская (изба)

— Где мы с вами оказались? (В избе).

Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком. — говорили так в старину.

Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

Как встречали гостей? — С хлебом солью – караваем, который выносили на вышитом полотенце. Как оно называлось? (правильно рушник)

Здравствуйте, гости дорогие! Отведайте наш хлеб- да - соль! - Говорил хозяин

Что гость отвечал? – Мир вашему дому!

- Правильно! Молодцы! А где же хозяйка в русской избе?

В. Рассказ и показ Кукла-оберег семья

На Руси, раньше были многодетные семьи всегда пользовались большим уважением. Оберег Семья представлял собой взрослую куклу и шесть Пеленашек — так этот оберег воплощал благополучие в семье Кукла-оберег Семья — это одна большая куколка и несколько маленьких Пеленашки крепились к поясу.

- Здравствуйте, ребятишки!

Девчонки и мальчишки!

Меня Кукла-оберег Семья называют,

Я в селе Фоки проживаю,

Очень я мастерить и шить люблю.

Кто у меня побывает,

Тот многое узнает.

(грустно) Только вот, беда, какая,

Где сундучок мой, я не знаю?

— Ребята, давайте поможем найти сундук.

Дети подсказывают, т. к. сундучок на видном месте.

А для чего нужен был сундук на Руси?

— Используется как ёмкость для хранения предметов обихода и одежды.

Вот в него я загляну. Что в сундучке всем покажу?

Показ картинок:

– Ухват- Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Легко ли было хозяюшке?

- Чугунок - Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

-Горшок - Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюли. Горшки могли быть разных размеров. Горшок был мужской и женский. Хозяйка показывает детям два горшка и просит отгадать, какой из них женский, а какой мужской.

Женский горшок по форме — вытянутый вверх, изящный. В нем хранили муку, крупу.

Мужской по форме — толстый, пузатый, его использовали для приготовления пищи.

Когда купали детей, то девочек поливали из женского горшка, чтобы вырастали стройными да красивыми, а мальчиков — из мужского, чтобы росли сильными да крепкими.

- Самовар- За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра.

- Прялка - Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду. Не только предметом труда, но и произведением искусств.

— Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

Послушайте, да отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку.

Печка — деревенская кормилица.

-Чем же могла печь накормить своих хозяев?

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Вот эти предметы находились в русской избе? Хватит молча гостевать — пора и в игру русскую народную поиграть.

Это старая русская игра, которую любят дети. Ее можно проводить под музыку. Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий, а играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова: "А у дядюшки Трифона Было семеро детей, Семеро сыновей Они не пили, не ели, Друг на друга смотрели. Разом делали, как я!" При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится новым ведущим, а старый ведущий превращается в обычного игрока.

О предметах которые находились в избе мы с вами поговорили, а теперь давайте вспомним что же готовили в печи.

Я вам предлагаю испечь баранки, но сначала вы мне скажите, что нужно для того чтобы испечь баранки?

Правильно тесто. (пальчиковая гимнастика «Месим тесто»)

Тесто мнем, мнем, мнем (руками имитируем процесс вымешивания теста)

Тесто жмем, жмем, жмем (энергично сжимаем и разжимаем пальцы)

И баранки испечем (выполняем движения как будто лепим снежки)

Посмотрите, какое хорошее тесто у нас получилось!

(дети снимают салфетки с тарелочек на стол. В тарелочках тесто скатанное в шарик)

Тесто наше отдохнуло,

К ручкам нашим все прильнуло,

И сейчас нам нужно,

Вылепить баранки дружно.

Практическая часть.

Мы с вами как настоящие хозяева сегодня будем работать с тестом- выпекать баранки.

— Какое она на ощупь тесто? (мягкая, податливая, меняет форму)

Давайте вспомним как мы будим делать баранки

нужно взять кусочек теста, раскатать между ладошек, и соединить оба конца, так, чтобы получилось колечко.

(дети лепят баранки, кладут на поднос воспитатель готовые ставит в печь).

Воспитатель. Молодцы! Красивые баранки у вас получились.

А баранки, к чаю подавали давайте посмотрим, готовы ли наши баранки?

(воспитатель достает из печи баранки и раздает детям)

Вот они с пылу, с жару из печи, все румяны, горячи.

Воспитатель: Ребятки расскажите мне, к кому вы сегодня ходили в гости? В какие русские народные игры вы играли? Что нового вы сегодня узнали на этой встречи? А что вы сегодня стряпали? А из чего?

Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу!









5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!