Урок 7-8. Информационные процессы. Хранение и передача информации.
предметные – общие представления об информации и её свойствах; общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире; умение приводить примеры сбора и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
метапредметные – понимание общепредметной сущности понятий «информация», «сигнал»; навыки анализа процессов в биологических, технических и социальных системах, выделения в них информационной составляющей; общепредметные навыки обработки информации;
личностные – представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание значимости информационной деятельности для современного человека.
Решаемые учебные задачи:
-
знакомство учащихся с понятием информационного процесса;
-
рассмотреть примеры хранения информации как информационного процесса;
-
рассмотреть примеры передачи информации как информационного процесса.
Ход урока
-
Приветствие, проверка присутствующих, объявление темы урока
-
Разбор нового материала (фронтальный опрос)
- что такое информация для человека?
- какие виды сигналов вам известны?
- чем характерен аналоговый сигнал?
- чем характерен цифровой сигнал?
- что называют информационным процессом?
- какие информационные процессы вам известны?
- чем характерна обработка информации как информационный процесс?
Для того, чтобы информация стала достоянием многих людей и могла передаваться последующим поколениям, она должна быть сохранена. История человечества знает разные способы хранения информации. Это и рисунки на стенах пещер, и глиняные таблички с клинописью, рукописи на папирусе и пергаменте, берестяные грамоты, различные бумажные документы, фотографии, видеозаписи, диктофоны.
Хранение информации всегда связано с её носителем – материальным объектом, на котором можно тем или иным способом зафиксировать информацию.
Сохранить информацию – зафиксировать её на некотором носителе.
В наши дни широкое распространение получили электронные носители информации: магнитные доски, оптические диски, флеш-карты и другие.
Гигантским хранилищем информации является компьютерная сеть Интернет.
Мы постоянно участвуем в процессе передачи информации. Передача информации происходит при чтении книг, просмотре телепередач, при разговоре по телефону и общении в компьютерной сети Интернет.
Схема передачи информации
Информацию можно передать от источника информации к приёмнику по каналу связи.
В процессе передачи информация может искажаться или теряться, если каналы связи имеют плохое качество или на линии действуют помехи.
Универсальным средством передачи информации являются компьютерные сети. С их помощью можно передавать любую информацию (текст, числа, звук, изображение).
Любой канал связи имеет ограниченную пропускную способность (скорость передачи информации), это число ограничивается свойствами аппаратуры и самой линии (кабеля).
Объем переданной информации I вычисляется по формуле I=v·t, где v – пропускная способность канала (в битах в секунду или подобных единицах), а
– время передачи (в секундах).
Задача №1.
Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 512 000 бит/c. Передача файла через это соединение заняла 1 минуту. Определить размер файла в килобайтах.
Ответ: 3750
Задача №2.
Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 256000 бит/c. Передача файла через это соединение заняла 2 минуты. Определите размер файла в килобайтах.
Ответ: 256
Задача №3.
Информационное сообщение объемом 2.5 Кбайт передается со скоростью 2560 бит/мин. За сколько минут будет передано данное сообщение?
Ответ: 8
Задача №4.
Передача данных через ADSL-соединение заняла 2 минуты. За это время был передан файл, размер которого 3 750 Кбайт. Определите минимальную скорость (бит/c), при которой такая передача возможна.
Ответ: 256000
-
Практическая работа (стр.188-189, задания 4.7 – 4.10)
-
Подведение итогов урока и выставление оценок
Домашнее задание: сборник задач и упражнений, 7 класс, №1.11, 1.12, 1.13 (письменно)
3