Информационные технологии на уроках русского языка.
Принцип наглядности - эффективность обучения зависит от целесообразности привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала.
Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки русского языка, открывает новые возможности.
Компьютер включает в работу максимальное количество органов чувств зрительный, слуховой и тактильный. За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную жизнь. Поэтому сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности.
Информационные технологии в качестве одного из компонентов системы обучения позволяют совершенно по-новому организовать процесс обучения, в котором ученик становится активным и равноправным участником образовательного процесса. Эти технологии дают возможность индивидуализировать процесс обучения, организовывать самостоятельную работу на уроке и дома, активизировать познавательную деятельность учащихся. Благодаря им повышается темп урока, увеличивается объем самостоятельной работы учащихся, активизируется процесс обучения. Уроки с компьютерной и мультимедийной поддержкой не отменяют традиционных форм обучения, но помогают разнообразить формы работы, экономить на уроке время и использовать в большем объеме информационный материал.
На уроках русского языка и литературного чтения учителя используем обучающие программы, в которых теоретические материалы представлены в виде таблиц, схем, алгоритмов (информация преподносится с применением цвета, звука, эффекта мерцания, графики), разноуровневые интерактивные задания, обучающие и контрольные тесты. Теоретический материал преподносится через интерактивные игры и таблицы для запоминания правил, для проверки знаний предлагаются различные электронные задания. Такие задания и игры вызывают у ребят неизменный интерес.
Для организации самостоятельной работы на уроке эффективно используются интерактивных диктантов как тематических, так и комплексных на справочно-информационном портале ГРАМОТА. РУ.
Многие учителя начальных классов и учителя-словесники используют репродукции картин для организации творческой работы учащихся на уроках развития речи. С появлением в школе Интернета теперь вполне реально во время урока посетить "Библиотеку изобразительных искусств" (http://www.artlib.ru), где можно посмотреть репродукции картин как классических, так и современных художников. Эти репродукции высокого качества, нет искажения цвета, их можно увеличить, чтобы рассмотреть детали. На уроках по работе над описанием предмета в качестве иллюстративного материала можно обращаться к репродукциям картин выдающихся художников.
Компьютерные технологии предоставляют широкие возможности для развития творческого потенциала учащихся на уроках русского языка. Ученики 4 классов могут создавать к урокам повторения собственные компьютерные презентации. Материал в презентациях оформляется эстетично, логично систематизируется, представляется в виде схем или таблиц, к заданиям с последующей проверкой подбирается иллюстративный материал, а в некоторых презентациях можно использовать и звуковое сопровождение. Использование мультимедийного проектора позволяет более эффективно работать над текстом (это и наглядно, и эстетично, и экономит время). Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Учащиеся самостоятельно выполняют задание, при проверке объясняют орфограммы, пунктограммы, затем на слайде появляются правильные буквы, учащиеся еще раз проверяют правильность написания.
Таким образом, использование ИКТ на уроках не только качественно улучшает преподавание, придает наглядность, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке. Учащиеся иначе подходят к оценке возникающих проблем, к организации своей деятельности, повышается заинтересованность учеников в изучаемом материале. Внедрение современных методов обучения предоставляет возможность для самореализации и самосовершенствования всех участников образовательного процесса, что в целом повышает эффективность обучения.
Преимущества использования ИКТ:
возможность получения различного рода материалов через сеть Интернет и использование специальных дисков. Мультимедиа-система электронного учебника позволяет продублировать текст голосом диктора, создать необходимый музыкальный фон для работы, включить любой видеофрагмент, что обеспечивает большую наглядность и интерес учащихся;
интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, дат, названий картин и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран);
этот метод обучения помогает учителю лучше оценить способности и знания ребенка, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера;
освоение учащимися современных информационных технологий. На уроках ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов один из наиболее мощных современных универсальных инструментов - компьютер, с его помощью готовят тексты, презентации для своих работ. Это - возможность для учащихся проявить свои творческие способности.
Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к таким урокам, так и во время их проведения:
нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся и учителей, время самостоятельных занятий в компьютерных классах отведено далеко не во всех школах;
недостаточная компьютерная грамотность учителя;
у учителя недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются ИКТ;
отсутствие контакта с учителем информатики;
в рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей Интернет;
отсутствие демонстрационного центра;
существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.