СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационные технологии на уроках в начальной школе (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

XXI век - век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Просмотр содержимого документа
«Информационные технологии на уроках в начальной школе (из опыта работы)»

Информационные технологии на уроках в начальной школе

(из опыта работы)

Елисеева Екатерина Степановна


XXI век - век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Таким образом, возникает необходимость организации процесса обучения с использованием современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Дети, поступающие в первый класс, зачастую общаются с компьютером свободнее, чем многие учителя. Но до прихода в школу ребята воспринимают компьютер чаще всего как игрушку, средство развлечения, придя в школу, дети знакомятся с компьютером в другом аспекте.

Анализируя различные аспекты использования современных информационных технологий начальной школе можно выделить следующие:

  • компьютер как объект изучения.

  • компьютер как средство обучения, т.е. своеобразный “учитель”. В таком качестве компьютер используется при изучении учебных дисциплин (тренажеры, тесты, электронные учебники, мультимедийные энциклопедии и т.п.).

  • компьютер как инструмент, позволяющий моделировать учебную задачу, исследовать ту, или иную предметную область и сделать тем самым обучение процессом более творческим.

В своей работе ставлю следующие цели использования ИКТ:

  • повысить мотивацию обучения;

  • повысить эффективность процесса обучения;

  • способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;

  • совершенствовать методики проведения уроков;

  • своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;

  • планировать и систематизировать свою работу;

  • использовать, как средство самообразования;

  • качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).

Учитываю возможности использование ИКТ в начальной школе:

  • создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т. д.);

  • создание презентаций на определённую тему по учебному материалу;

  • использование готовых программных продуктов;

  • поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке урока, внеклассного мероприятия, самообразования;

  • создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

  • создание тестовых работ;

  • обобщение методического опыта в электронном виде.

Применяю следующие формы использования ИКТ.

  • Использование готовых электронных продуктов;

  • Использование мультимедийных презентаций;

  • Использование ресурсов сети Интернет.

В данной статье хочу поделиться опытом работы по применению различных форм использования ИКТ.

  1. Использование готовых электронных продуктов

В своей работе я использую компьютер, как средство обучения на различных уроках, через работу с мультимедийными энциклопедиями, электронными учебниками.

Большая часть информации, предназначенной для ученика, передается посредством письма на бумажных носителях. Особую проблему составляет получение визуальной информации, что не благоприятно влияет на процесс обучения, так как ученики начальных классов имеют наглядно-образное мышление. Развитие компьютерной техники позволяет преодолеть эти проблемы

Мультимедийные компьютерные технологии позволяют дополнить почти все традиционные технические средства обучения. Во многих случаях такое дополнение оказывается более эффективной, дает мне возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией.

Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы и грамотное использование информационных технологий значительно преображает преподавание многих предметов в начальной школе. Так, на мой взгляд, широкий спектр применения имеют диски по программе «Школа России».



Данные диски я использую для подготовки и проведения уроков обучения грамоте, русского языка, литературного чтения, окружающего мира.

  1. Использование мультимедийных презентаций

Следующий аспект использования ИКТ - это использование компьютера как инструмента, позволяющего моделировать учебную задачу, исследовать ту, или иную предметную область и сделать тем самым обучение процессом более творческим. Этот аспект подразумевает вовлечение в работу как учителя, так и ученика.

Одной из активных форм обучения, предполагающей использование компьютерных технологий, является создание мультимедийного презентации. Цель мультимедийной презентации - донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме.

Активная роль при проведении урока-презентации принадлежит учителю. Основа урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами.

Применение мультимедийных презентаций позволяет мне сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.

Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения.

Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.



Возможности презентаций:

  • Демонстрация фильмов, анимации;

  • Выделение (нужной области);

  • Гиперссылки;

  • Последовательность шагов;

  • Интерактивность;

  • Движение объектов;

  • Моделирование

Мною создано и опубликовано на сайтах интернета много авторских презентаций для уроков и внеклассных мероприятий:

Постоянно публикую свои методические разработки на различных сайтах:

  1. https://easyen.ru/load/0-0-585-0-17 - Современный учительский портал

  2. https://www.uchportal.ru/load/0-0-24251-0-17 -Учительский портал

  3. https://infourok.ru/user/eliseeva-ekaterina-stepanovna/material - Инфоурок

  4. https://multiurok.ru/ekaterina050466/files - Мультиурок

  5. https://www.prodlenka.org/profile/35883/publications - Продлёнка

  6. https://edcommunity.ru/profile/ - Edcommunity

  7. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/lk/blogs - Педагогическое сообщество УРОК.РФ

  8. http://metodsovet.su/load/0-0-8420-0-17 - Методсовет

  9. https://ya-uchitel.ru/load/0-0-3935-0-17 - Международное сообщество «Я – учитель!»

Публикую свои методические разработки в печатных изданиях «Лучшие материалы «Инфоурок» и «Сборник методических разработок и педагогических идей» на сайте «Педагогическое сообщество УРОК РФ»




Все чаще дети сами стали обращаться к домашним компьютерам как к инструменту, позволяющему создавать творческую работу. В своей работе я постоянно обращаюсь к самостоятельному творчеству детей. Ребята сочиняют сказки, стихи, создают модели, презентации и т.д. Одной из задач, стоящих перед детьми, является художественное оформление работы: дети рисуют иллюстрации, создают обложки для своих книжек и др.

Ребята выполняют свои работы, как при помощи ручного труда, так и при помощи компьютера. Для меня очень ценны работы, выполненные своими руками, однако я считаю важным, не ограничивать ребёнка в выборе средств для создания работы, т.к. одним из принципов обучения являются многогранность и вариативность. Большую популярность получила проектная деятельность учеников.



  1. Использование ресурсов сети Интернет

Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:

  • целенаправленно находить информацию и систематизировать её по заданным признакам;

  • видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.

Таким образом, использование разных форм ИКТ способствует:

  • повышению познавательного интереса к предмету;

  • содействует росту успеваемости учащихся по предмету;

  • позволяет учащимся проявить себя в новой роли;

  • формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

  • способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

Мой класс активно работает на образовательных сайтах, выполняя там различные учебные задания.


ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения.

Для учителя ИКТ дают:

  • экономию времени на уроке;

  • глубину погружения в материал;

  • повышенную мотивацию обучения;

  • интегративный подход в обучении;

  • возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;

  • возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;

  • привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ. Они могут быть органично включены в любой этап урока – во время индивидуальной или словарной работы, при введении новых знаний, их обобщении, закреплении, для контроля знаний, умений и навыков. Использование ИКТ позволяет вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний.

Если каждый урок будет включать в себя средства ИКТ, то инфантильных и расторможенных детей будет меньше.

Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это основной механизм развития личности как ученика, так и учителя.

Я планирую и в дальнейшем активно использовать мультимедийные компьютерные технологии на различных уроках, т.к. вижу на практике, какую огромную роль они оказывают на совершенствование процесса обучения.








5