Информационный лист «Для вас, педагоги!»
Использование игровых технологий в учреждении дополнительного образования
Игровые технологии занимают особое место в системе дополнительного образования. Они обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.
Классификации педагогических игр:
по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);
по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, контролирующие, развивающие, творческие, репродуктивные, коммуникативные и др.);
по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);
по игровой среде (с предметом и без, настольные, компьютерные и др.) Принципы игровых технологий:
умение моделировать, драматизировать;
свобода деятельности;
эмоциональная приподнятость и равноправие. Задачи игровых технологий: образовательные: расширение кругозора, развитие определенных умений и навыков; развивающие: развитие качеств и структур личности; воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности; социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды. Технология проведения учебного занятия-игры
этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой проблемы, оставление плана проведение и общее описание игры, разработка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об условиях и правилах, консультации);
этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп, дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза);
этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, самооценка, выводы, обобщения, рекомендации). Игровые технологии могут применяться педагогами в работе с учащимися различного возраста, от самых маленьких до старшеклассников и использоваться при организации занятий по всем направлениям деятельности.
Мастер-класс как обучающая технология. Мастер–класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи. Мастер-класс - это нетрадиционная форма поведения учебного занятия, ему присуща большая вариативность структуры, он основан на творчестве, импровизации, на взаимодействии учащегося и педагога, при их увлеченности совместной творческой деятельностью, апробировании новых форм работы, что в конечном итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся на занятиях и повышение эффективности преподавания. Методика проведения мастер-класса основана на том, что ученик есть не только объект, но и субъект учебной деятельности. Цель мастер-класса – формирование мотивации и познавательного интереса учащихся, становление новых отношений между педагогом и учащимися, формирование навыков учебного делового общения. Основная задача мастер-класса не только передать опыт, но и дать учащимся понять, что он может справиться с тем, чего раньше не делал.
Рекомендации по подготовке к мастер-классу:
1. Обязательно составьте план занятия, особенно если вы сильно ограничены по времени. Мастер-класс подразумевает подачу большого количества новой информации в сжатые сроки.
2. Продумайте формы организации учащихся в ходе проведения мастеркласса (групповые, подгрупповые, индивидуальные)
3. Определите количество теоретического и практического материала, который будет представлен на данном занятии. Мастер-класс не должен содержать большого количества теории – это именно демонстрация навыков с целью обучить им других. Однако некоторое теоретическое вступление тоже не повредит. Соотношение теории и демонстрации должно составлять около 1/5.
4. В конце мастер-класса необходимо оставить немного времени на рефлексию – пусть участники поделятся своими впечатлениями, расскажут, что им понравилось, а что нет, какой полезный опыт они приобрели.
Примерная структура мастер-класса
1. Организационный момент (организация внимания и готовности участников к мастер-классу).
2. Целеполагание (сообщение темы мастер-класса, формулировка целей и задач).
3. Актуализация знаний.
4. Новый материал (теоретическая часть).
5. Практическая часть (работа в группах, подгруппах, индивидуально).
6. Закрепление полученных знаний.
7. Подведение итогов. Рефлексия.
Необходимо отметить, что использование нетрадиционных форм организации учебных занятий, в том числе и мастер-классов, повышают мотивацию к учебной деятельности, активизируют деятельность учащихся, способствуют более полному решению обучающих, развивающих и воспитательных задач.