СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационный проект "План и масштаб"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационный практикоориентированный проект " План и масштаб" учит составлению плана класса и своей квартиры с использованием масштаба, вычислению их площади..

Просмотр содержимого документа
«Информационный проект "План и масштаб"»

Информационный, творческий и практикоориентированный

проект

Паспорт проектной работы

Название проекта: «План и масштаб».

Руководитель проекта: Маховицкая Л. Г.

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: математика.

Учебные дисциплины, близкие к теме предмета: окружающий мир.

Состав учащихся: 4 А класс, школа №43, УМК «Начальная школа XXI века».

Тип проекта: информационный, творческий, практикоориентированный.

Время работы над проектом: 1 урок ( апрель 2008 г.)

Цели проекта: вовлечь каждого учащегося в активный познавательный, практикоориентированный процесс, познакомить с понятием «масштаб», разъяснить учащимся, что показывает масштаб, для чего он используется, как обозначается, прививать интерес к математике.

Задачи проекта: развивать творческие способности учащихся, формировать навыки исследовательской деятельности, умение использовать полученные знания в практической деятельности; научить рассматривать три основные задачи:

  1. определять масштаб;

  2. по масштабу и расстоянию на плане вычислять расстояние на местности или действительную длину предмета;

  3. выполнять план с использованием масштаба.

Режим работы: использование учебных часов урока математики.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:

учебник «Математика» Н.В. Рудницкой для 4 класса, тетради на печатной основе «Математика» Н.В. Рудницкой, «Дружим с математикой» Е.Э. Кочуровой, линейка, транспортир, карандаш, треугольник, рулетка.

Аннотация: идеей создания данного проекта послужило изучение темы «План, карта, масштаб» на уроках математики и окружающего мира.

Ученики решили научиться чертить план квартиры, данного участка в масштабе и определять действительное расстояние на плане и карте по масштабу.

Предлагаемый продукт проекта: план класса в масштабе и план квартиры учащегося в масштабе.

Осуществление учебного проекта

Этап 1. Введение нового материала. Работа по учебнику (сравнение рисунка грядки и его плана).

Этап 2. Введение понятия «масштаб». Предположения детей, что обозначает масштаб.

Этап 3. Чтение правила в учебнике. Сравнение своих выводов с правилом.

Этап 4. Закрепление знаний о масштабе (Выполнение заданий в учебнике).

Этап 5. Практическая работа в группе (4 группы по 5 человек). (Построение плана класса на нелинованной бумаге в масштабе).

Этап 6. Работа в тетради «Математика» на печатной основе.

Этап 7. Работа в тетради «Дружим с математикой» на печатной основе. Этап 8. Домашнее задание: начертить план своей комнаты или квартиры.


Ход урока

  1. Введение нового материала. Работа по учебнику с. 132-133

1) №491

На прямоугольной грядке Маша решила посеять морковь и редиску. На каждый квадратный метр грядки расходуется один пакетик семян. Сколько каждой культуры нужно Маше?

- Выполните необходимые расчеты по рисунку.



- На листе бумаги Маша начертила план своей грядки. Во сколько раз все размеры на плане меньше соответствующих размеров грядки?

План грядки




Масштаб: 1:100






  • Что сделала Маша с отрезками, изображающими длину и ширину грядки? Во сколько раз она их уменьшила? (в 100 раз, так как 1 см на плане равен 100 см на рисунке, то есть в действительности).

2) На практике часто приходится изображать план квартиры, земельного участка, улицы. В этих случаях на плане действительные размеры уменьшают в одно и то же число раз. Маша выполнила план грядки в масштабе один к ста.

Записывают это так:

Масштаб 1:100


Масштаб 1:100 означает, что 1 см на плане соответствует 100 см на местности.

  1. Чтение правила, с. 133

Первое число масштаба всегда относится к длине на плане.

  1. Закрепление знаний о масштабе.

492

- Что означает масштаб?

а) 1:10

б) 1 : 5

в)1:1000

г)1:20000 № 493

- Запишите масштаб плана, если 1 см на плане соответствует в действительности


а) 10000 см; (1:10000) г) 10 м; (10м=1000см, 1:1000)

б) 50 см; (1:50) д) 1 км; (1 км=100000см, 1 :100000)

в) 10 см; (1:10) е) 2000 дм (2000 дм=20000 см, 1:20000)


494

- Расстояние от дома до школы, в которой учится Серёжка, равно 200м. Изобразите это расстояние отрезком в масштабе 1:4000.


495

- Измерьте длину ключа, изображённого на рисунке. Какую длину имеет ключ, если рисунок выполнен в масштабе 1:2.



(4см . 2=8см).



496

- Чертёж треугольный клумбы сделан в масштабе 1:100. Длина каждой её стороны на плане равна 4см. Чему равна длина каждой стороны клумбы в действительности.

(4см . 100=400см=4м).


497

- Определите масштаб плана детской площадки, выполнив, необходимые измерения.


План детской площадки








Сторона квадрата на плане равна 4 см, а в действительности 20 м.

20м = 2000см.

Узнаю во сколько раз уменьшены размеры на плане?

2000см : 4см = 500 (раз)

Ответ: масштаб 1: 500

5) Практическая работа в группах(4гр.по5чел.)

(Работа на нелинованных листах)

-Начертите план классной комнаты.

-Что понадобится каждой группе? (метровая линейка, транспортир, ученическая линейка, карандаш, треугольник, рулетка). Дети измеряют длину класса ширину, выбирают масштаб, вычисляют размеры на плане, вычерчивают прямоугольник, углы строят с помощью транспортира или треугольника, записывают масштаб.

Длина - 8м

Ширина - 6м

8м=800см

бм=600см


Масштаб 1:100


800см:100=8см

600см:100=6см


101

- Постройте план спортивного зала прямоугольной формы в масштабе 1:1000, опираясь на рисунок



План зала.



Масштаб: 1 : 1000

Работа в парах.


7) Работа в тетради на печатной основе «Дружим с математикой»; с. 57, №139

(На рисунке даны планы квартир. Найдите площадь каждой квартиры и запишите ответы в м2. Даны планы трех квартир разной площади.



























Площадь квартиры _________м 2


    1. Д.з.


  • Начертить план своей комнаты с использованием масштабе.

  • Начертить план своей квартиры.











Работы детей



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя