Информационный, творческий и практикоориентированный
проект
Паспорт проектной работы
Название проекта: «План и масштаб».
Руководитель проекта: Маховицкая Л. Г.
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: математика.
Учебные дисциплины, близкие к теме предмета: окружающий мир.
Состав учащихся: 4 А класс, школа №43, УМК «Начальная школа XXI века».
Тип проекта: информационный, творческий, практикоориентированный.
Время работы над проектом: 1 урок ( апрель 2008 г.)
Цели проекта: вовлечь каждого учащегося в активный познавательный, практикоориентированный процесс, познакомить с понятием «масштаб», разъяснить учащимся, что показывает масштаб, для чего он используется, как обозначается, прививать интерес к математике.
Задачи проекта: развивать творческие способности учащихся, формировать навыки исследовательской деятельности, умение использовать полученные знания в практической деятельности; научить рассматривать три основные задачи:
-
определять масштаб;
-
по масштабу и расстоянию на плане вычислять расстояние на местности или действительную длину предмета;
-
выполнять план с использованием масштаба.
Режим работы: использование учебных часов урока математики.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:
учебник «Математика» Н.В. Рудницкой для 4 класса, тетради на печатной основе «Математика» Н.В. Рудницкой, «Дружим с математикой» Е.Э. Кочуровой, линейка, транспортир, карандаш, треугольник, рулетка.
Аннотация: идеей создания данного проекта послужило изучение темы «План, карта, масштаб» на уроках математики и окружающего мира.
Ученики решили научиться чертить план квартиры, данного участка в масштабе и определять действительное расстояние на плане и карте по масштабу.
Предлагаемый продукт проекта: план класса в масштабе и план квартиры учащегося в масштабе.
Осуществление учебного проекта
Этап 1. Введение нового материала. Работа по учебнику (сравнение рисунка грядки и его плана).
Этап 2. Введение понятия «масштаб». Предположения детей, что обозначает масштаб.
Этап 3. Чтение правила в учебнике. Сравнение своих выводов с правилом.
Этап 4. Закрепление знаний о масштабе (Выполнение заданий в учебнике).
Этап 5. Практическая работа в группе (4 группы по 5 человек). (Построение плана класса на нелинованной бумаге в масштабе).
Этап 6. Работа в тетради «Математика» на печатной основе.
Этап 7. Работа в тетради «Дружим с математикой» на печатной основе. Этап 8. Домашнее задание: начертить план своей комнаты или квартиры.
Ход урока
-
Введение нового материала. Работа по учебнику с. 132-133
1) №491
На прямоугольной грядке Маша решила посеять морковь и редиску. На каждый квадратный метр грядки расходуется один пакетик семян. Сколько каждой культуры нужно Маше?
- Выполните необходимые расчеты по рисунку.
- На листе бумаги Маша начертила план своей грядки. Во сколько раз все размеры на плане меньше соответствующих размеров грядки?
План грядки
Масштаб: 1:100
-
Что сделала Маша с отрезками, изображающими длину и ширину грядки? Во сколько раз она их уменьшила? (в 100 раз, так как 1 см на плане равен 100 см на рисунке, то есть в действительности).
2) На практике часто приходится изображать план квартиры, земельного участка, улицы. В этих случаях на плане действительные размеры уменьшают в одно и то же число раз. Маша выполнила план грядки в масштабе один к ста.
Записывают это так:
Масштаб 1:100
Масштаб 1:100 означает, что 1 см на плане соответствует 100 см на местности.
-
Чтение правила, с. 133
Первое число масштаба всегда относится к длине на плане.
-
Закрепление знаний о масштабе.
№ 492
- Что означает масштаб?
а) 1:10
б) 1 : 5
в)1:1000
г)1:20000 № 493
- Запишите масштаб плана, если 1 см на плане соответствует в действительности
а) 10000 см; (1:10000) г) 10 м; (10м=1000см, 1:1000)
б) 50 см; (1:50) д) 1 км; (1 км=100000см, 1 :100000)
в) 10 см; (1:10) е) 2000 дм (2000 дм=20000 см, 1:20000)
№ 494
- Расстояние от дома до школы, в которой учится Серёжка, равно 200м. Изобразите это расстояние отрезком в масштабе 1:4000.
№ 495
- Измерьте длину ключа, изображённого на рисунке. Какую длину имеет ключ, если рисунок выполнен в масштабе 1:2.
(4см . 2=8см).
№ 496
- Чертёж треугольный клумбы сделан в масштабе 1:100. Длина каждой её стороны на плане равна 4см. Чему равна длина каждой стороны клумбы в действительности.
(4см . 100=400см=4м).
№ 497
- Определите масштаб плана детской площадки, выполнив, необходимые измерения.
План детской площадки
Сторона квадрата на плане равна 4 см, а в действительности 20 м.
20м = 2000см.
Узнаю во сколько раз уменьшены размеры на плане?
2000см : 4см = 500 (раз)
Ответ: масштаб 1: 500
5) Практическая работа в группах(4гр.по5чел.)
(Работа на нелинованных листах)
-Начертите план классной комнаты.
-Что понадобится каждой группе? (метровая линейка, транспортир, ученическая линейка, карандаш, треугольник, рулетка). Дети измеряют длину класса ширину, выбирают масштаб, вычисляют размеры на плане, вычерчивают прямоугольник, углы строят с помощью транспортира или треугольника, записывают масштаб.
Длина - 8м
Ширина - 6м
8м=800см
бм=600см
Масштаб 1:100
800см:100=8см
600см:100=6см
№ 101
- Постройте план спортивного зала прямоугольной формы в масштабе 1:1000, опираясь на рисунок
План зала.
Масштаб: 1 : 1000
Работа в парах.
7) Работа в тетради на печатной основе «Дружим с математикой»; с. 57, №139
(На рисунке даны планы квартир. Найдите площадь каждой квартиры и запишите ответы в м2. Даны планы трех квартир разной площади.
Площадь квартиры _________м 2
Работы детей