СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационный проект "Специальная техника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нравственно-патриотическое воспитание детей на основе изучения специальной и военной техники, знакомства с военными профессиями.

Просмотр содержимого документа
«Информационный проект "Специальная техника"»

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

«Специальная и военная техника»

Автор проекта: Лашкина О.В.

Паспорт проекта

  • Тема: «Специальная и военная техника»

  • Информационный

  • По количеству участников: групповой

  • По продолжительности: краткосрочный (2 недели)

  • Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители

  • Характер контактов: среди детей одной группы


Проблема

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

Если раньше мы прославляли службу в армии, и каждый мечтал вырастить поистине защитника отечества, то теперь приоритеты несколько изменились.

У нынешнего поколения молодых и относительно молодых родителей вопросы воспитания патриотизма связаны с поделками, которые мастерились в детском саду и школе.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Как научить ребёнка всегда любить родных и близких людей, бережно и с любовью относиться к своей Родине, испытывать гордость за свой народ, задача очень сложная. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.

Одним из важнейших направлений в преодолении бездуховности значительной части общества является патриотическое воспитание и образование детей. Знакомя дошкольников с защитниками Отечества, с историей мы зарождаем в них чувства гордости и любви к своей Родине.

Цель проекта:

Нравственно-патриотическое воспитание детей на основе изучения специальной и военной техники, знакомства с военными профессиями.


Задачи проекта:

  • Расширить знания детей о специальной и военной технике.

  • Познакомить детей с военными профессиями;

  • Развивать любознательность и познавательную активность детей;

  • Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий

Методы и формы работы

  • Непосредственно-образовательная деятельность по всем видам детской

деятельности.

  • Создание игровой ситуации. Решение проблемных ситуаций.

  • Познавательно-исследовательская и игровая деятельность.

  • Литературные чтения, беседы о прочитанных произведениях.

  • Сюжетно-ролевые игры.

  • Рассматривание иллюстраций, репродукций

  • Консультации для родителей.

Ожидаемые результаты

Дети:

  • Получат знания о военной технике, о людях военных профессий;

  • научатся рисовать и мастерить некоторые виды военной техники.


Родители:

  • Построят совместно с детьми модели военной техники;

  • активными участниками образовательно-воспитательного процесса ДОУ.


Воспитатели:

  • Разработают цикл бесед о специальной и военной технике;

  • Организуют мини-выставку специальной и военной техники;

  • Приблизят семью к детскому саду.


Предполагаемый продукт проекта: организация совместно с детьми и родителями выставки «Специальная и военная техника»


Реализация задач в три этапа:

  1. Подготовительный

  2. Основной

  3. Заключительный


Этапы

Содержание

Подготовительный

  • Определение проблемы, цели и задач.

  • Изучение литературы, подбор материала, нахождение и установление эффективных связей с родителями.

  • Подбор музыкальных произведений на военную тему.

  • Подготовка цикла бесед о военной технике.

  • Провести с детьми беседы о военной технике.

Основной

  • Рассматривание иллюстраций и моделей.

  • Изготовление рисунков на тему «Военная техника».

  • Разучивание стихов, песен на военную тему.

  • Работа с раскрасками на тему проекта

  • Просмотр презентаций: «Парад военной техники», «Флоту России слава»

  • Выставить информацию в родительский уголок.

  • Индивидуальные и групповые консультации по организации мини-выставки специальной и военной техники.

  • Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр

  • Создание моделей военной техники совместно с детьми.

  • Знакомство с информацией по теме проекта.

  • Совместное чтение с детьми литературы по теме.

Заключительный

  • систематизация материалов по теме проекта

  • организация выставки рисунков

  • Мини-выставка специальной и военной техники (поделки, игрушки, рисунки)


Формы и методы работы


Образовательная область

Виды деятельности

С детьми

С родителями

Познавательное развитие

- НОД (ознакомление с окружающим миром) «Наша армия»

- Беседы «Спецтехника – что это такое?», «Военная техника – защитница и помощница солдат»

-Показ презентации «Парад военной техники»

- Дидактическая игра «Что нужно солдату, моряку, пограничнику, летчику»

Памятка «Развитие деткой любознательности»


Сбор материала для альбома «Военная техника»

Речевое развитие

-Чтение художественной литературы: О. Высотская «Мой брат уехал на границу», А. Твардовский «Рассказ танкиста», З. Александрова «Дозор»,

Л. Кассиль «Твои защитники», Б. Никольский «Препятствие», Я. Длуголенцкий «Что могут солдаты?», Л. Кассиль «Главное войско»

-Дидактические игры: «Подбери картинку», «Назови военную технику», «Чего не стало», «Четвертый - лишний», «Что без чего?».

-Речевая игра: «Бывает, не бывает?», «Хорошо, плохо?», «Доскажи словечко»

-Рассказывание по картине на тему проекта

-Составление рассказов по сюжетным картинкам «Для чего нужна специальная техника?»


Разучивание стихотворений про технику

Художественно-эстетическое развитие

-Лепка «Вертолет».

-Рисование «Самосвал», «Учебный самолет»

-Прослушивание песен на военную тему

Изготовление папки «Загадки о военной технике».


Социально-коммуникативное развитие

-Сюжетно – ролевая игра: «Военные моряки», «Летчики», «Танкисты», «Водители»


Изготовление масок для хороводных игр, атрибутов для сюжетно-ролевых игр

Физическое развитие

Подвижная игра: «Самый меткий», «Быстро возьми - быстро положи», «Полоса препятствий»

Консультация «Родителям о режиме в детском саду и дома».



Литература:

1. Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина?».

2. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе группа».

3. О. С. Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников».



Беседа

«Военная техника – защитница и помощница солдат».


Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств, любви к Родине, уважения к Российской армии.

Задачи:

- Расширять представления детей о российской армии, о военной технике, родах войск, о людях, которые служат в различных войсках.

- Обогащать и активизировать словарь по теме «Защитники Отечества».

- Развивать познавательные процессы.

- Воспитывать уважение к людям военных профессий.

Ход беседы:

Воспитатель:

-Ребята, какой праздник наша страна отмечает в феврале? (23 февраля «День Защитника Отечества»)

- Кто такие "Защитники Отечества"?

- Правильно, это те, кто защищает Родину, охраняет, оберегает, предупреждает об опасности. - Ребята, какие наши русские солдаты и офицеры? (Сильные, храбрые, смелые, отважные и т. д.)

-Хоть хороши бойцы-молодцы! Но без военной техники не победить врага, Какую военную технику вы знаете? (Танки, самолёты, военные корабли, военные машины и т. д.)

- Военная техника защищает солдат и помогает им одолеть врагов.

В Российской Армии есть сухопутные войска, которые действуют на суше, военно-воздушные силы – они защищают Родину в воздухе, военно-морские – несущие дежурство в морях и океанах. И у каждого рода войск своя боевая техника.

Иллюстрации (слайды): боевая машина пехоты.

-Боевые машины пехоты служат для защиты и быстрого передвижения пехотных войск.

Иллюстрации: танки.

-Танки - это самоходные машины на гусеничном ходу, что позволяет им проходить по любой местности: по оврагам и бездорожью. Танки вооружены пушками и пулеметами. Внутри танка находятся люди - экипаж: командир, стрелок, механик и радист.

Иллюстрации: артиллерийские установки.

-Артиллерийские установки стреляют из пушек снарядами, а ракетные ракетами. Знаменитая ракетная установка "Катюша" громила врагов во время Великой Отечественной войны.

Иллюстрации: военные самолёты и вертолёты.

-В нашей армии есть и авиация - боевые самолеты и вертолеты. Они готовы защищать в случае необходимости наше Отечество с воздуха. Самолет управляется экипажем летчиков - это первый и второй пилоты, штурман, который прокладывает курс самолета в небе, радист, держащий связь с аэродромом; механик, отвечающий за исправность самолета.

Иллюстрации: военные корабли, катера.

-Наши морские просторы защищают военные корабли и подводные лодки. Большие надводные корабли – линкоры – вооружены орудиями, пулеметами, крылатыми ракетами. Крейсер – это корабль поменьше, а миноносец – корабль сторожевой. На корабле есть капитан. Он в ответе за весь корабль. Ему помогают помощник капитана и штурман, прокладывающий в море курс. Боцман следит за порядком на корабле. Радист поддерживает связь с землей и другими судами.

Иллюстрации: подводные лодки.

-Есть у России и атомные подводные лодки. Они поражают суда противника особыми большими снарядами - торпедами. Подводные лодки передвигаются под водой, они уходят в открытое море на много месяцев.

Физкультминутка

Мы пока что дошколята, но шагаем, как солдаты, (маршируют на месте)

Раз, два, дружно в ногу, три, четыре, тверже шаг. (идут в шеренге вперед)

На парад идут солдаты, (маршируют на месте)

Они смелые ребята. (в конце «отдают честь»)

В: Боевая техника помогает бойцам и на море, и на суше, и в воздухе. Всюду мы в безопасности. Под защитой нашей родной армии, людей военных профессий.

Игра «Военные профессии»

Летает на вертолете - (вертолётчик)

ездит на танке - (танкист)

служит в пехоте - (пехотинец)

прыгает с парашютом - (десантник)

охраняет границы Родины - (пограничник)

служит на корабле - (моряк, матрос)

управляет самолетом - (лётчик)

в разведку ходит - (разведчик)

ходит на подводной лодке в плаванье – (подводник)

обеспечивает связь - (связист)

- А сейчас я проверю, как вы запомнили названия и назначение военной техники.

Загадки о военной технике:

Он на гусеницах мчится,

Только он не трактор.

В бой пойдет - и пригодится

Фронтовой характер.

И не плавится в огне

Крепкая броня.

Только бой не на войне –

В детской у меня.

(Танк)

Брызжет огнём,

Гремит, что гром.

(Пушка)

Машина эта непростая,

Машина эта — боевая!

Как трактор, только с «хоботком»

Всем «прикурить» даёт кругом.

(Танк)

Имя девичье носила

И врага огнём косила,

Вражьи замыслы поруша,

Легендарная.

(«Катюша»)

Смело в небе проплывает

Обгоняя птиц полет

Человек им управляет

Что такое?

(Самолет)

Без разгона ввысь взлетаю,

Стрекозу напоминаю

Отправляется в полет

Наш Российский …

(Вертолет)

Моряком ты можешь стать,

Чтоб границу охранять

И служить не на земле,

А на военном …

(Корабле)

Под водой железный кит

Днем и ночью кит не спит

Днем и ночью под водой

Охраняет наш покой.

(Подводная лодка)

- Ребята, а кто нужнее на войне, люди каких военных профессий? Ракетчик или танкист? Летчик или моряк? А может десантник? Ответы детей.

- На это вопрос ответить невозможно, потому что важны и нужны все военные профессии. Одним пальцем не ударишь, нужно все пальцы сжать в кулак. И тогда враги получат крепкий удар. Когда все вместе, мы великая сила: и ракетчики, и танкисты, и летчики, и моряки, и десантники.

Р. Моряки, артиллеристы,

Пограничники, танкисты

Защищают мир и труд

Нашей армии – салют!

(Дети машут поднятыми руками.)

В. Какая у нас армия?

(Сильная, смелая, крепкая)

Р. Армия наша крепка и сильна,

Мирный наш труд охраняет она.

Армию любит весь русский народ

Землю родную она бережет.

- Ребята, давайте построим военную технику из стройматериала и конструкторов. И поиграем в сюжетную игру «Военные учения».


Беседа на тему: «Военные профессии»


Цель: расширять знания детей о Российской Армии.

Задачи:

уточнить представления детей о родах войск;

развивать навыки контекстной речи; учить детей навыкам словообразования;

развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук;

воспитывать уважение к людям военных специальностей.

Содержание беседы:

1. Введение игрового момента.

- Ребята, отгадайте загадку:

Хоть он стоек был и смел,

Но в огне не уцелел.

Младший сын столовой ложки,

Он стоял на крепкой ножке.

Не железный, не стеклянный,

Был солдатик. (оловянный).

- У нас в гостях оловянный солдатик. Он хочет найти себе друзей среди других солдатиков. Давайте ему поможем.

2. Ознакомление с военными профессиями.

- Ребята, приближается праздник «День защитников Отечества». Кто знает, кто такие защитники Отечества? Кого поздравляют в этот день? (Ответы детей.)

Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле лёгкая позёмка.

Поднимаясь, мчатся вдаль самолётов звенья —

Это празднует февраль армии рожденье.

С. Маршак

- В этот день звучат поздравления, адресованные всем, кто когда-то служил или сейчас служит, будет служить. Придёт время, вы вырастете и тоже встанете в ряды защитников нашей Родины. Но нам можно не дожидаться этого времени, давайте сегодня с вами представим, что мы стали солдатами. Хотите стать военными?

- Что нужно знать и уметь, чтобы стать военным? (Ответы детей) Прежде всего, любой солдат должен много знать о военных войсках и военной технике.

- Мы с вами живем в стране, которая называется Россией. Россия - наше Отечество. На Земле много разных стран. Не все страны живут дружно. Иногда бывают войны. Поэтому у каждой страны есть армия, то есть вооруженные силы. В армии служат солдаты и матросы, офицеры, генералы и адмиралы. Все они - защитники Отечества! В мирное время они учатся. Проводят учебные сражения в морях и лесах, в степях и горах. Изучают военную технику. В армии есть корабли и самолеты, танки и вездеходы. Есть у военных разное оружие. Пистолеты, пушки, минометы, ракетные установки. Вся военная техника должна быть в полном порядке. Есть в армии и такая современная техника, как компьютеры. Еще защитники Отечества изучают военную историю.

Вооруженные силы можно разделить на три главные группы: это сухопутные, или наземные, войска, которые действуют на суше; военно-воздушные силы - они защищают Родину в воздухе; военно-морские - несущие вахту в морях и океанах. (Показывает иллюстрации.)

- Поговорим о сухопутных войсках. К ним относятся мотострелковые войска, вооруженные автоматами, пулеметами и гранатометами. Они передвигается на боевых машинах. (Показывает иллюстрации.)

- Танковые войска воюют на танках, защищенных толстой броней. Это самоходные машины на гусеничном ходу, что позволяет им проходить по любой местности, пo оврагам и бездорожью. Танки вооружены пушками и пулеметами. Внутри танка находятся люди - экипаж. (Показывает иллюстрации.)

- К сухопутным войскам относятся артиллерия и ракетные войска. Артиллерийские установки стреляют из пушек снарядами, а ракетные - ракетами. В артиллерии служат артиллеристы.

Мотострелки, артиллеристы и ракетчики служат в сухопутных войсках. К военнослужащим сухопутных войск относятся также связисты и саперы, которые могут разминировать минные поля, дороги и мосты. (Показывает иллюстрации.)

- В каждом государстве есть и пограничные войска. Они стоят на страже границ Родины. Военнослужащие пограничных войск проходят службу на пограничных заставах. Их главная задача - не пропускать через границу шпионов, террористов, вооруженные вражеские группировки, людей, перевозящих наркотики. Нести нелегкую службу пограничникам помогают специально обученные собаки. (Показывает иллюстрации.)

- В особую группу выделены Воздушно-десантные войска (сокращенно их называют ВДВ). Военные, служащие в этих войсках, физически сильные, спортивные. Они проходят специальные многодневные тренировки, осваивая правила ближнего боя, знают боевые приемы, изучают разные виды противоборств. (Показывает иллюстрации.)

- Десантников обычно доставляют на самолетах и вертолетах к местам боевых действий. Они спускаются на землю с помощью парашютов. Кроме смелости и отваги «голубым беретам» - так называют десантников (ведь они носят голубые береты как часть формы) - необходимы выносливость, абсолютное здоровье, ловкость и сила.

В нашей армии есть и авиация - боевые самолеты и вертолеты. Они готовы защищать в случае необходимости наше Отечество с воздуха. Самолет управляется экипажем летчиков - это первый и второй пилоты, штурман, который прокладывает курс самолета в небе, радист, держащий связь с аэродромом, механик, отвечающий за исправность самолета. Летчики носят красивую голубую форму под цвет неба. Кроме того, в полете они имеют специальные высотные шлемы. Эти военнослужащие должны обладать великолепным здоровьем, самообладанием, умением мгновенно оценить обстановку и принять решение, смелостью и решимостью. (Показывает иллюстрации.)

3. Динамическая пауза.

- Видели ли вы когда-нибудь военный парад? Давайте примем участие в военном параде.

Мы играем, Мы играем,

Мы - пехота, Моряки.

Мы ракеты запускаем,

Любим звонкие клинки.

Мы мечтаем, Мы мечтаем,

Что, когда мы подрастём,

Пехотинцами мы станем

И во флот служить пойдём.

На границу и сапёры,

В лётчики, в подводный флот.

Подрастём мы очень скоро,

А пока игра идёт.

- Юноша, мечтающий о профессии летчика, проходит медицинскую комиссию, затем учится в летном училище, окончив которое может продолжить обучение в военной академии. Ведь летчику нужно очень много знать и уметь!

Наши морские просторы защищают военные корабли и подводные лодки. Все вместе они и составляют военно-морской флот. Большие надводные корабли - линкоры - вооружены орудиями, пулеметами, крылатыми ракетами. Крейсер - это корабль поменьше, а миноносец - корабль сторожевой. Военных, которые служат во флоте, называют моряками. (Показывает иллюстрации.)

- На корабле всегда есть капитан. Он в ответе за весь корабль. Ему помогают помощник капитана и штурман, прокладывающий в море курс. Боцман следит за порядком на корабле. Радист поддерживает связь с землей и другими судами. Корабельного повара называют коком. У каждого моряка в команде свои обязанности.

Есть у России и подводный флот - атомные подводные лодки. Они поражают суда противника особыми большими снарядами - торпедами. Подводные лодки передвигаются под водой, они уходят в открытое море на много месяцев.

Многие подводные лодки помогают пограничникам, если граница с другими странами проходит по морю. (Показывает иллюстрации.)

- Военнослужащие всех родов войск носят военную форму. (Показывает иллюстрации.)

- У некоторых военных профессий есть свои отдельные праздники в другие месяцы года. В мае — у пограничников. В июле - у военных моряков. В августе - у летчиков. В сентябре — у танкистов. В ноябре - у артиллеристов, ракетчиков и морской пехоты. Вот как много профессий в армии!

Каждая из военных профессий почетная и важная. Пограничники охраняют границы нашей Родины на суше, военные моряки охраняют морские границы. Танкисты, артиллеристы, ракетчики - все военные готовы в любой момент защищать мирное население, то есть нас с вами. Военный - профессия героическая, уважаемая и очень нужная!

4. Беседа по вопросам.

- Что такое армия?

- Какие роды войск существуют в армии?

- Чем отличаются друг от друга войска?

- Почему каждой стране необходима армия?

- Какая военная техника нужна в армии?

5. Музыкальные игры. «Обезвредь мину» (муз. Т. Ломовой).

6. Рефлексия.

- Среди набора солдатиков выберите друзей оловянному солдатику.

Дети продолжают игры с солдатиками самостоятельно.


Беседа на тему: «Военная техника»


Цель: познакомить детей с военной техникой, воспитывать уважение к военным людям, воспитывать патриотизм к своей Родине.

- Ребята, скажите, а что такое военная техника?

Военной считается техника, которая предназначена для обеспечения и ведения боевых действий, а так же для обучения войск.

Военная техника состоит из:

• Авиации

• Артиллерии

• Самоходной техники

• Ракетного оружия стратегического назначения

• Флота

Авиация – совокупное наименование видов деятельности, связанных с полетами. Это военные самолеты и вертолеты.

Артиллерия – это старейший род войск, а также основная ударная сила современных сухопутных войск. Артиллерия включает в себя гаубицы, пушки, минометы, катюши, грады, смерчи, ураганы – крупнокалиберные орудия для стрельбы снарядами на большие расстояния.

Самоходная техника – колесные машины автомобильных парков вооруженных сил РФ. К ним относятся:

- колесные машины боевого назначения

- колесные машины многоцелевого назначения

- прицепы – полуприцепы

- бронемашины, бронетранспортеры

- танки

Ракетное оружие стратегического назначения – совокупность ракетных комплексов, которые предназначены для поражения воздушных, наземных и морских целей.

Флот – представляет собой вид вооруженных сил, который действует на морях и океанах – авианосец, броненосец, военные корабли.

Дидактические игры


Дидактическая игра «Что нужно артиллеристу»

Задачи: Закрепить знания детей о военной профессии артиллерист; развивать зрительное внимание; воспитывать гордость за нашу Армию.

Ход игры Дети выбирают фотографии или картинки с изображением военной техники, атрибутики (танк, военный самолёт, флаг, пистолет, лошадь, фляжка, бинокль, пушка и т. д.). Выбранные картинки должны соответствовать военной профессии артиллерист. Ребёнок аргументирует свой выбор (для чего нужен этот предмет артиллеристу).

Дидактическая игра «Кем я буду в Армии служить?»

Задачи: Закрепить знания детей о военных профессиях; развивать воображение; воспитывать гордость за нашу Отчизну.

Ход игры Перед детьми располагают картинки или фотографии с изображением оружия, техники, предметов и атрибутов, используемых военными. По тому выбору, что сделал ребёнок, следует определить военную профессию.

Назвать в каких войсках хочет служить ребёнок, когда вырастет.

Дидактическая игра «Отгадай военную профессию»

Задачи: закрепить знания детей о военных профессиях (танкист, военный лётчик, артиллерист, пограничник и др.); развивать наблюдательность, память; воспитывать любовь к Родине.

Ход игры Ведущий (ребёнок) описывает представителя одной из военных профессий.

Дети должны определить по характерным особенностям, кого загадал ведущий. Кто отгадал первым, становится ведущим.

Дидактическая игра «Соберём картинку»

Задачи: Закрепить знания детей о военном транспорте; развивать мелкую моторику рук; воспитывать гордость за нашу Армию.

Ход игры Детям предлагаются разрезные картинки танка, военного самолёта, военного вертолёта, военного катера, подводной лодки, военной машины.

Предложить собрать из частей целое изображение.

Варианты игры: дети собирают из частей целое изображение в паре, составляют целое из частей на время, на скорость.

Дидактическая игра «Как прадеды мир отстояли»

Задачи: Закрепить понятия: водный, наземный, воздушный военный транспорт; развивать зрительное и слуховое внимание; воспитывать чувство гордости за наших прадедов, которые отстояли мир для нас.

Ход игры Ребёнок выбирает картинку с изображением военной профессии. В соответствии с выбранной профессией подбирает военный транспорт. Далее в соответствии с выбранным военным транспортом «встаёт» на границе нашей страны. Например, профессия – военный моряк, транспорт – военный катер, граница – морская акватория





Сказка про самосвал, который сочинял песенки.


Жил-да-был на свете самосвал. Он был очень работящий и весёлый. Этот самосвал мечтал сочинить песенку про себя и про свою работу. Но он был так занят, что времени на песенку у него совсем не хватало. Тогда он решил её сочинять прямо на работе.

Как-то раз он вёз полный кузов песка на новое строительство. Ехал по дороге и пробовал сочинять:

По дороге я лечу-чу-чу!

Привезти песок хочу-чу-чу!

Но только он задумался над следующей строчкой — а он хотел рассказать, зачем нужно привезти песок, — как увидел на дороге серый комок. Он тут же изо всех сил нажал на тормоз и с трудом остановился, чуть-чуть не наехав на комок. Это был обыкновенный лесной ёж. От скрипа тормозов он свернулся клубком, выставив во все стороны иголки. Да разве такие иголки могут спасти от машины! Самосвал хотел отругать ежа, но он уже так настроился на стихи, что у него получилось вот что:

Ты куда идёшь, ко-лю-чий ёж?

Ты здесь, на дороге, про-па-дёшь!

Ёж развернулся, приподнялся на лапках и стал хмуро разглядывать самосвал, а тот продолжал:

Вдруг наеду на тебя колесом?

Не увидишь ты тогда милый дом!

— Конечно, — сказал ёж, — не увижу! Эти дорожные запахи совсем меня с толку сбили. Не знаю, в какую сторону и бежать!

А где твой дом? — спросил самосвал. — Может, я тебе помогу?

— У меня норка около озера, под старым ясенем. Только ты, небось, и не знаешь, что такое ясень?

— Почему же обязательно не знаю! Я со многими деревьями знаком! Особенно хорошо берёзу знаю. И ещё ёлку. Ясень, правда, не очень, но до озера могу тебя подбросить.

— Не надо меня подбрасывать! — ёж воинственно встопорщил все свои иголки. — Меня дома детишки малые ждут!

Самосвал рассмеялся.

— Я хотел сказать: подвезу! Ведь до озера довольно далеко, ты на своих маленьких лапках полдня будешь топать. А у меня вон какие колёса! Р-раз! И мы уже там!

Ёж задумался.

— А ты в озере купаться не будешь? А то у нас от бензина и машинного масла лягушки дохнут и окуньки болеют.

— Зачем мне в озере купаться? — удивился самосвал. — Я в автомойке купаюсь. И вообще, я на работе! Мне надо песок на строительство привезти. Просто мне тебя жалко: пропадёшь ты здесь, на дороге: не все же умеют так хорошо тормозить, как я! Останутся твои детишки сиротками...

— Ну ладно, — согласился ёж и вскарабкался на ступеньку кабины.

Быстро-быстро они домчались до озера.

— Спасибо тебе, самосвал, — сказал ёж. — Не знал я, что такие разумные машины на свете встречаются. А вот и мой ясень.

Из-под большого раскидистого дерева катились колючие комочки.

— Папа! Папа! — пищали они на весь лес. — Наш папа на машине приехал!

Самосвал поглядел на них, поглядел, прогудел: “До свидания!” — развернулся и поехал по дороге дальше.

— Как же я там сочинял? — вспоминал он. — У меня такое хорошее начало песенки получалось, а из-за этого ежа я совсем сбился. А! Вот как: по дороге еду я... Нет, не то! Ехал-ехал по дороге я... Ну, как же там дальше?

Тут в открытое окошко самосвала влетел воробей. Он полетал по кабине, стукнулся клювом о лобовое стекло и свалился на приборную панель. И у самосвала само собой сложилось:

Ехал-ехал по дороге я

И поймал окошком во-ро-бья!

Тут воробей вскочил на лапки и бодро чирикнул:

— Это ещё неизвестно, кто кого поймал!

— Как это — неизвестно? — удивился такому нахальству самосвал.

— Я ловил попутную машину! И вот я её поймал! — воробей запрыгал по приборной доске.

— Хм! — сказал самосвал. — А откуда ты знаешь, что я — попутная машина?

— А мне все машины — попутные! — тут воробей заметил мошку на стекле и принялся за ней гоняться.

— Эй-эй! — сказал самосвал. — Ты мне мешаешь! Ты же дорогу загораживаешь!

— Ну и что! — чирикнул воробей. Он тюкнул мошку клювом и проглотил. — А мошки у тебя совсем невкусные.

В это время самосвал проезжал деревню. Через улицу переходили гуси, и самосвалу пришлось притормозить. Он стоял и смотрел, как они медленно, переваливаясь с боку на бок, шлёпают по дороге. А поскольку самосвал с раннего утра настроился на песенку, то он им и пропел:

Гусаки идут гусь-ком

По дороге бо-си-ком!

Гуси удивлённо загоготали и обернули к нему свои головы на длинных шеях, а воробей всё прыгал по кабине и тыкал клювом во всё подряд. И тогда самосвал продолжил:

Вы направились куда, дру-зья?

А возьмите-ка с собою во-ро-бья!

— Не возьмём! — сказали сердито гуси. — Мы не любим воробьёв, они у нас горох из корытца воруют!

Воробей тут же вылетел из кабины.

— А я сам с вами полечу! Что может быть вкуснее мочёного гороха! Чирик!

И самосвал поехал дальше. Деревня кончилась, снова начался лес. Дорога была ровная, спокойная. Самосвал поехал побыстрее и всё пытался вспомнить, как же начиналась его песенка.

— Как там у меня было-то? Этот воробей все строчки из меня повытряс. А, вспомнил!

По дороге я лечу-чу-чу!

Привезти песок хочу-чу-чу!

Пусть построят новый дом-дом-дом!

Чтобы люди жили в нём-нём-нём!

Тут самосвал заметил, что по обочине мечется длинноногий оленёнок. Он на всякий случай притормозил: вдруг оленёнок начнёт перебегать дорогу? И строго сказал:

Почему сюда бежишь, ма-лыш?

На дороге ты зачем ша-лишь?

Я не шалю! — всхлипнул оленёнок.

Тут самосвал заметил, что оленёнок плачет.

— А почему ты плачешь? А где твоя мама?

— Моя мама! Моя мама! — оленёнок заплакал ещё сильнее. — Моя мама попала в ловушку!

— В ловушку? Как же так?

— Да! Люди вырыли яму и накрыли её ветками и... и... травой. Мама пошла и... и... провалилась! И-и-и!

— Ну-ка, не плачь! — как можно веселее сказал самосвал, а сам быстро соображал, что же можно сделать. — А далеко эта яма? Я могу туда проехать?

— Наверное, — ответил оленёнок и недоверчиво посмотрел на самосвал. — А зачем?

— Я думаю, что... — сказал самосвал. — Мне кажется, что... Но сначала нужно посмотреть. Показывай дорогу!

Оленёнок побежал в лес по широкой тропинке. Он всё время оглядывался, а самосвал медленно ехал за ним. Это для оленёнка тропинка была широкая, а для самосвала — очень даже узкая и трудная. Наконец они приехали к яме. Самосвал осторожно в неё заглянул. Олениха, почуяв и заслышав машину, решила, что это охотники за ней приехали, и забилась в самый уголок.

— Здравствуйте, — вежливо сказал ей самосвал.

Олениха крайне удивилась.

— Мама! — закричал оленёнок. — Он хочет тебе помочь!

Олениха ещё больше удивилась. А самосвал оглядел яму и сказал:

— Ага! Мне всё ясно! Потому что я на строительстве работаю. Яму можно вырыть. Но яму можно и засыпать.

Олениха и оленёнок смотрели на самосвал большими блестящими глазами и ничего не понимали.

— У меня же полный кузов песка! Я начну его потихоньку сыпать прямо в яму, а Вы, мамаша, утрамбовывайте ногами. Вот и пропадёт яма, — самосвал заулыбался и обернулся к оленёнку. — А если не будет ямы, значит и твоя мама не будет в яме, а будет она тогда на воле! Понятно?

Оленёнок только моргал, а олениха тихонько сказала:

— Давайте попробуем.

— Только зажмуривайте глаза, чтобы не запорошило песком! А ты, оленёнок, скажи, когда я подъеду к самому краю.

Самосвал немного отъехал от ямы, развернулся и стал медленно пятиться.

— Всё-всё! Уже самый край! — закричал оленёнок.

Тогда самосвал остановился и стал потихоньку приподнимать кузов. Песок толстой струёй посыпался в яму. Олениха, переступая ногами, утрамбовывала его. Скоро дно в яме поднялось настолько, что олениха легко выпрыгнула. Она сразу поцеловала своего ребёнка, а самосвал продолжал высыпать песок, пока от ямы не осталось и следа.

— Спасибо тебе, самосвал! — ласково сказала олениха.

— Спасибо тебе! — сказал оленёнок, радостно прыгая вокруг.

Самосвал опустил пустой кузов.

— Да чего уж там, — сказал он смущённо. — Просто я сам не люблю всякие ямы и колдобины. Гораздо лучше бегать по ровному месту. Ну, до свидания! Я спешу!

И самосвал двинулся по тропинке обратно на большую дорогу.

— До свидания, до свидания! — весело кричали ему вслед.

А самосвал выбрался на дорогу и поехал в обратную сторону. Он же высыпал весь песок. Теперь ему нужно было не на строительство ехать, а на погрузку.

— Эх, — говорил сам себе самосвал, — такое с утра было поэтичное настроение, такая песенка хорошая получалась, и ничего у меня не вышло! День, что ли, такой неудачный... М-да... А начало было замечательное:

По дороге я лечу-чу-чу,

Привезти песок хочу-чу-чу...

Тут самосвал задумался.

— А ведь это уже неправильно. Песок-то я весь растратил. Можно ли теперь сделать песенку? Да... А что, если вот так:

По дороге быстро я ле-тел,

Поскорее привезти песок хо-тел,

Только каждый поворот без исклю-че-ни-я

Для меня готовил приклю-че-ни-я!

Самосвал обрадовался новому началу песенки и стал припоминать, что же с ним сегодня случилось.

Чуть не врезался в ежа колесом!

Не увидел бы он свой милый дом.

Но подвёз ежа до озера я,

Веселится вся его семья!

И влетел ко мне воробей...

— Воробей, воробей... — повторял самосвал. — А ведь к нему подходит рифма — злодей. А он не злодей, он просто слишком беззаботный...

— Точно, без-заботный! — послышался задорный голосок, и самосвал увидел, что на боковом зеркальце сидит давешний воробей и отчаянно вертит хвостом. Но самосвал решил на него внимания не обращать, потому что ему надо было продолжить песенку:

Начал по кабине летать,

Начал мне серьёзно мешать.

Хорошо, что гуси гуськом

По дороге шли босиком:

Отманили от меня воробья,

Чтобы дальше смог поехать я!

А потом дорога лесом пошла,

Ох, лихие там творились дела!

Браконьеры раскопали тропу,

Сверху ветки положили и траву.

Олениха с оленёнком шли-шли

И к ловушке случайно пришли.

Провалилась олениха туда,

Оленёнок горько плачет — беда!

Разве можно такое стерпеть?

Надо срочно на помощь лететь!

Хоть я и простой самосвал,

Слабым я всегда помогал.

Вовремя песок я подвёз,

Он свободу оленихе принёс!

А от ямы не осталось и следа!

Пусть не будет ловушек никогда!

— Здорово я придумал с ямой! — похвалил сам себя самосвал и продолжил:

А теперь я снова мчусь за песком,

Чтоб построили большой новый дом!

— Для самосвала совсем неплохая песенка! — сказал воробей, кокетливо глядясь в боковое зеркальце. — Хотя до птичьей песенки тебе далеко! Не чирикать тебе по-воробьиному!


Воробей насмешливо чивикнул и полетел по своим делам.

— Ну и что! — крикнул ему вслед самосвал. — Я и хотел, чтобы песенка была моя собственная. Отлично она у меня получилась, это тебе любой автомобиль скажет!

И довольный самосвал покатился по дороге всё дальше и дальше.


Автор сказки: Антонина Лукьянова