ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕНАЯ ШКОЛА №162»
Информационный проект
Тема: «Числа в пословицах и поговорках»
Авторы:
Старева Наталья
Хлапова Анна
Руководитель:
учитель начальных классов
Асафова М.А.
г. Хабаровск-47
2016\2017 учебный год
Содержание
Введение ____________________________________________________ с. 3
Основная часть ______________________________________________ с. 3-8
Теоретическая часть _______________________________________ с. 3-4
Практическая часть _______________________________________ с. 4-8
Заключение __________________________________________________ с. 8-9
Библиографический список ____________________________________ с. 9
Введение
Актуальность и проблема проекта:
Математика всюду! Математика вокруг нас! Где только не встретишь разные числа? Если быть внимательней и приглядеться, они повсюду: в магазине, на зданиях, школах, на страницах книг, номерах машин и даже дома на кухне. И нам стало интересно, а встречаются ли числа в народном фольклоре, есть ли они и пословицах и поговорках. Нас очень заинтересовал данный вопрос. И мы решили создать проект «Числа в пословицах и поговорках».
Новизна нашего проекта заключается в том, что:
- Материал был систематизирован по темам пословиц и поговорок (О труде и трудолюбие, об учении и знаниях).
Объект исследования – пословицы и поговорки, число и цифра.
Предмет исследования – числа в пословицах и поговорках по отдельным темам.
Цель: исследовать пословицы, поговорки и крылатые слова, в которых есть числа.
Задачи:
- провести анализ литературы с целью выявления и классификации пословиц с числами.
- систематизировать пословицы с числами 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 по отдельным темам.
- определить, каким числам народная мудрость посвятила больше пословиц.
- создать брошюру «Числа в пословицах и поговорках».
Гипотеза: числа и цифры встречаются в пословицах и поговорках, что пословицы с числами 1, 2, 3 самые распространённые.
Методы:
- теоретические (поиск и отбор необходимой информации, преобразование информации).
Продукт проекта: брошюра «Числа в пословицах и поговорках».
Практическая значимость нашей работы состоит в том, что данный проект поможет учащимся на примере народного фольклора закрепить знания о числах. Знание пословиц и поговорок делает нас мудрее, предостерегает от ошибок. В пословицах всегда есть вывод, который полезно помнить каждому. Многие поступки людей можно истолковать в соответствие с пословицами. Если человек и пословицы находятся во взаимосвязи, то пословицы выполняют поучительную роль в жизни человека. Кроме того, созданную нами брошюру можно распространить среди учащихся всей школы. Также этот опыт в своей работе могут использовать педагоги нашей школы и педагоги других школ.
2.Основная часть
Теоретическая часть
При встрече с устным народным творчеством нам стало интересно узнать, что такое пословицы и поговорки, а так как мы очень любим математику решили узнать есть ли пословицы и поговорки с числами. А так же выяснить каким числам наши предки посвятили больше всего пословиц и поговорок.
Обратившись к данной теме, мы обнаружили, что материала по этой теме очень много, как в печатном виде, так и в электронном. Выполняя первую часть нашей работы (что такое пословицы и поговорки, история возникновения числа), мы работали со словарем В. Даля и сайтами:
http://chtoby-pravilno.ru/poslovicy-pogovorki/
http://www.aif.ru/dontknows/eternal/1375623
http://lubopitnie.ru/istoriya-chisel/
http://dengivsetakipahnyt.com/o-dengah/drevnie-chisla-i-cifry.html
В данной литературе мы нашли много информации и выбрали наиболее интересную для нас.
Далее мы работали со сборниками пословиц и поговорок и с сайтами:
http://detochki-doma.ru/poslovitsyi-s-chislami/
http://igraemirastem.ru/vozrast/do5/pogovorki-i-poslovici-s-chislam
http://playroom.ru/pogovorki-i-poslovicy-s-chislami/
Здесь выбрали пословицы и поговорки с числами, подсчитали их количественное соотношение, затем уже выбрали тематические.
Практическая часть
На подготовительном этапе нашей работы мы определили тему и цель проекта, сформулировали проблему и гипотезу.
На этапе планирования мы определись с источниками необходимой информации, определили способы сбора и анализа информации.
Распределили направления работы:
Анна Хлапова | Наталья Старева |
- из истории пословиц и поговорок; - пословицы и поговорки с числами от 1 до 4 (подсчет пословиц, группировка по темам). | - из истории возникновения чисел; - пословицы и поговорки с числами от 5 до 10(подсчет пословиц, группировка по темам). |
совместно |
- составление таблицы статистической обработки данных; - создание брошюры «Числа в пословицах и поговорках»; - создание презентации для защиты проекта. |
Далее мы провели исследование. Вот полученная нами информация:
Из истории пословиц и поговорок
Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.
Веками создавал народ мудрые изречения – пословицы и поговорки. В них из поколения в поколение передавались главные мысли о жизни.
Пословицы – краткие народные изречения с назидательным содержанием, народные афоризмы. В пословице есть второй смысл, это аллегория.
Пословица кратка, в ней нет лишних слов. Она легко и быстро запоминается.
У пословицы есть родная сестра – поговорка. Они похожи друг на друга. Поговорки – краткие устойчивые выражения, не составляющие, в отличие от пословиц, законченных высказываний. Поговорка – образное выражение, употребляемое, как и пословица, в расширительном смысле, например, Семь вёрст, и всё лесом – в значении «очень далеко».
Таким образом, пословица – законченное предложение, а поговорка – часть предложения, часть суждения, без вывода, без заключения.
Из истории возникновения чисел
Самой древней математической деятельностью был счет. Счет был необходим, чтобы следить за поголовьем скота и вести торговлю. Некоторые первобытные племена подсчитывали количество предметов, соотнося их с различными частями тела, главным образом пальцами рук и ног. Отсюда возникло число, а вместе с ним возникла математика.
Древнейшим счетным инструментом, который сама природа предоставила в распоряжение человека, была его собственная рука.
Имена числительные во многих языках указывают, что у первобытного человека орудием счета были преимущественно пальцы. Не случайно в древнерусской нумерации единицы называются "перстами", десятки - "составами", а все остальные числа -"сочинениями". Кисть же руки - "пять" у многих народов.
От пальцевого счета берет начало пятеричная система счисления (одна рука), десятеричная (две руки), двадцатеричная (пальцы рук и ног). У многих народов пальцы рук остаются инструментом счета и наиболее высоких ступенях развития.
В средневековой Европе полное описание пальцевого счета составил ирландец Беда Достопочтенный. Пальцевой счет сохранился кое-где и поныне.
Статистическая обработка данных
Пословицы с числом | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Количество | 147 | 61 | 25 | 10 | 13 | 7 | 39 | 8 | 8 | 23 |
Таким образом мы видим, что в тройку лидером вышли числа: 1, 2, 7.
Далее мы решили выбрать из пословиц и поговорок с числами те, в которых говорится о труде и об учении. Так как это нам близко, потому что это наше основное занятие в данное время. Вот, что у нас получилось:
О труде и трудолюбии
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
За ложку первый, за работу последний.
Один пашет, а семеро – руками машут.
Семеро с ложкой, один – с сошкой.
Семеро одну соломинку подымают.
Одна пчела много мёду не принесёт.
В одиночку не одолеешь и кочку; артелью и через гору впору.
Об учебе, знаниях, книгах и науке
Руки одного поборют, а знание — тысячу.
Кто хоть одно ремесло знает, тот нужды не узнает.
Одна мудрая голова ста голов стоит.
Один дурак скажет — сто мудрецов не разберут.
Одна голова хорошо, а две — лучше.
О труде и трудолюбии
Доброе дело два века живёт.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
В полплеча работа тяжела, два подставишь — легче справишь.
Нерадивый дважды делает.
У матери две дочки молоды, а в ведре нет воды.
Лентяй дважды работает.
Об учебе, знаниях, книгах и науке
Одна голова хорошо, а две — лучше.
Писание — не легкое дело: пишут два перста, а болит все тело.
О труде и трудолюбии
На одного раба три прораба.
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени — только три дня.
Три деньги в день — куда хочешь, туда и день.
Три дни молол, а в полтора дни съел.
О труде и трудолюбии
Без четырех углов изба не рубится.
Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.
О труде и трудолюбии
Свой пятак, чужого рубля дороже.
Пятеро волов одной сохой пашут.
Об учебе, знаниях, книгах и науке
Знать, как свои пять пальцев. (Крылатое выражение)
На что умному нужно шесть дней, то хитрый сделает в пять.
О труде и трудолюбии
Вшестером пойдем – далеко уйдем.
Шесть дней рабочих, а седьмой – для охочих.
Об учебе, знаниях, книгах и науке
Нельзя быть шести пядей во лбу.
О труде и трудолюбии
Семеро одну соломинку подымают.
У ленивого человека семь праздников в неделю.
В гору семеро едва тянут, а под гору и один столкнет.
На пашне один, а за столом – семеро.
Семь дел в одни руки не берут.
Об учебе, знаниях, книгах и науке
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Семи пядей во лбу.
Семь раз подумай, один раз скажи.
О труде и трудолюбии
Семь, восемь - лень отбросим.
О труде и трудолюбии
Девять мышей вместе потянули — крышку с кадушки стянули.
Девять человек - все равно, что десяток.
О труде и трудолюбии
На гору десятеро тянут, а под гору один столкнет.
Мать может прокормить десятерых детей, десять детей не могут прокормить одну мать.
Об учебе, знаниях, книгах и науке
Десять знающих не стоят одного, который дело делает.
Умный услышит раз, а догадается десять раз.
3.Заключение
Мы обратились к литературе, проанализировали пословицы и поговорки с числами, сделали обобщения и выводы.
В результате исследования мы увидели, что больше всего пословиц с числом 1. Второе место по количеству занимают пословицы с числом 2. Пословицы с числом 7 расположились на третьем месте. Можно считать самыми многочисленными в литературе пословицы с числами 1, 2 и 7.
Результаты проведённых исследований подтверждают ошибочность принятой гипотезы. Мы предполагали, что пословицы с числами 1, 2, 3 самые распространённые.
Почему именно числа 1, 7 и 2 самые распространённые в пословицах и поговорках?
Ещё Пифагор и его единомышленники ставили единицу выше всех других чисел, считая, что именно она начало всех начал, что именно от неё пошёл весь мир. И, правда, без единицы не состоялось бы самое простое исчисление. Единица – это символ славы и могущества, действия и честолюбия.
Как утверждали древние греки, число два – это символ любви и непостоянства, всё время находится в поисках равновесия. Число два – это мягкость и тактичность, стремление сгладить острые углы. Оно находится между светом и мраком, добром и злом, теплом и холодом, богатством и нищетой.
Мы узнали, что большим почётом в древности была окружена семёрка. Отголоски почитания этого числа дошли и до наших дней в пословицах и поговорках. Когда-то число «семь» употреблялось в значении «все». Ещё в Древнем Вавилоне были известны семь планет, к которым причисляли тогда и Солнце, и Луну. Все непонятные явления природы приписывались богам, и постепенно представление о богах соединилось и с семью планетами. По ним стали считать и время. Так родилась семидневная неделя. Названия дней недели связаны с именами богов. Семь стало священным числом. Его считали магическим. Возможно, это объяснялось ещё и тем, что человек воспринимает окружающий мир (свет, звуки, запахи, вкус) через семь «отверстий» в голове (два глаза, два уха, две ноздри, рот).
В своей работе мы исследовали пословицы и поговорки, в которых есть числа. Провели анализ литературы с целью выявления пословиц с числами и систематизировали их. Выяснили, пословицы с какими числами стоят на первом месте, на втором и на третьем. Определили, каким числам народная мудрость посвятила больше пословиц. А так же выяснили, что о труде и трудолюбие можно встретить в пословицах и поговорках со всеми числами, а вот об учении и знаниях пословиц и поговорок с числами 3, 4, 8, 9 нет.
Мы считаем, что материалы нашего исследования могут быть полезны при проведении внеклассных занятий со школьниками по математике для развития интереса к предмету.
В дальнейшем, мы планируем разместить результаты нашей работы на сайте нашей школы.
В ходе работы над темой проекта мы учились находить, обрабатывать и представлять нужную информацию, отбирать ее по выбранным критериям, создавать заранее запланированный продукт (презентация, брошюра).
4.Библиографический список:
1. Даль В. Толковый словарь русского языка
Интернет – ресурсы:
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: (Электронный ресурс): http://www.ozhegov.org.
http://chtoby-pravilno.ru/poslovicy-pogovorki/
http://www.aif.ru/dontknows/eternal/1375623
http://lubopitnie.ru/istoriya-chisel/
http://dengivsetakipahnyt.com/o-dengah/drevnie-chisla-i-cifry.html
http://detochki-doma.ru/poslovitsyi-s-chislami/
http://igraemirastem.ru/vozrast/do5/pogovorki-i-poslovici-s-chislam
http://playroom.ru/pogovorki-i-poslovicy-s-chislami/