СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационные материалы: "Рефлексивная компетентность"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рефлексивная компетентность это профессиональное свойство личности, проявляющееся в эффективном осуществлении рефлексивных процессов, реализации рефлексивных способностей, что ускоряет процессы личностно-профессионального развития, повышает креативность деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Информационные материалы: "Рефлексивная компетентность"»

Рефлексивная компетентность Рефлексивная компетентность это профессиональное свойство личности, проявляющееся в эффективном осуществлении рефлексивных процессов, реализации рефлексивных способностей, что ускоряет процессы личностно-профессионального развития, повышает креативность деятельности.


Соотнеся рефлексивную компетентность с другими исследовавшимися в психологии видами компетентности (коммуникативная, социально-психологическая, профессионально-педагогическая и аутопсихологическая), можно отметить, что она представляет собой метапонятие, т. е. метакомпетентность, которая посредством механизма рефлексии (процесс осмысления и переосмысления личностных смыслов и содержаний профессиональной деятельности) обеспечивает своевременную корректировку и адекватное развитие всех остальных видов компетентности.





Социальная




составляющая



Индивидуальная

рефлексивной

.

.

составляющая

компетентности

рефлексивной

Кооперативная

Интеллектуальная


компетентности


составляющая

составляющая




.

.



Коммуникативная

Личностная



составляющая

составляющая









Рассмотренная нами структура рефлексивной компетентности, в состав которой входят социальная (кооперативная и коммуникативная) и индивидуальная (интеллектуальная и личностная) составляющие, по нашему мнению, может быть применимая к любой профессиональной сфере, в том числе и к педагогической деятельности.


Однако можно предположить, что рефлексивная компетентность в педагогической деятельности имеет специфический структурный компонент.


Вы неоднократно слышали или встречали в литературе такое понятие как педагогическая рефлексия.


Этим особенным компонентом является педагогическая рефлексия. Определений педагогической рефлексии много. Вот одно из них: «Педагогическая рефлексия – это способность учителя войти в позицию


постороннего наблюдателя по отношению к своей образовательно-педагогической деятельности с целью переосмысления ее и себя в ней, чтобы

организовать более эффективную профессиональную деятельность и найти адекватный способ поведения в ней». Т.е. это рефлексия учебного процесса.


Рефлексивная компетентность педагога и педагогическая рефлексия


понятия похожие, но не тождественные. Рефлексивная компетентность педагога понятия шире, чем педагогическая рефлексия. Педагогическая рефлексия является специфической частью рефлексивной компетентности педагога, связанной именно с его профессиональной педагогической деятельностью и в то же время включает в себя элементы индивидуальной и социальной рефлексии. Графически структуру рефлексивной компетентности педагога можно представить так.








Индивидуальная

Социальная




составляющая





составляющая




рефлексивной





рефлексивной

Коммуникативная

Интеллектуальная

компетентности





компетентности

составляющая

составляющая



.

Педагоги- .




ческая




рефлексия



Кооперативная.

Личностная.



составляющая

составляющая










Педагогическая рефлексия учителя составляет ядро его рефлексивной компетентности, при этом вбирает в себя элементы социальной и индивидуальной рефлексии, а также содержит специфическую рефлексию, которая возникает в профессиональном сознании учителя, которое охватывает системное отношение его деятельности в системе «учитель-ученик».


Рефлексивная компетентность педагога заключается в эффективном использовании им рефлексивных процессов:


  • в совместной деятельности, а именно в кооперативной и коммуникативной;


  • в индивидуальной сфере, что позволяет педагогу регулировать интеллектуальную деятельность и способствует его личностному развитию;


  • в системе «учитель-ученик».


Рефлексивная компетентность учителя может формироваться как стихийно, так и благодаря целенаправленным влияниям, на его личность. Одним из таких методов есть специально разработанные учебные программы, которые являются не только теоретическими, но имеют и практический характер, то есть направленные на формирование и развитие рефлексивной компетентности.

Диагностика уровня педагогической рефлексии учителя


Ф.И.О.…………………………………………………………………………

….


Возраст…………..Школа………………………Дата…………………


Инструкция. Используя 3-балльную шкалу оценки, определите уровень развития перечисленных ниже профессиональных и коммуникативных умений


учителя.












Баллы

Уровень проявления






1

Низкий









2

Средний









3

Высокий









Обведите выбранный балл кружком







1

Умеет объективно оценить свои и чужие

1

2


мысли









3


2

Умеет

тщательно


и

всесторонне

1

2


проверять

все

выдвигаемые

положения

и


3



выводы





















3

Умеет

ставить

и решать

неординарные

1

2


практические задачи






3


4

Умеет

обретать

новые

смыслы

и

1

2


ценности









3


5

Способен


организовать

процесс




понимания

происходящего

в

широком

1

2


системном

контексте

(включая

оценку


3



действий, нахождения приемов и операций






решаемых задач)









6

Способен


организовать

процесс




самоанализа

и

активного

осмысления

1

2


состояния и действий как своих, так и других

3



людей, включенных в решение задач





7

Умеет

адаптироваться

в

непривычных

1

2


межличностных системах отношений


3


8

Способен

осмысливать

и

преодолевать

1

2


проблемно-конфликтные ситуации



3





Упражнение на развитие педагогической рефлексии


Рефлексивный практикум: «Мои учителя»

Попытайтесь мысленно вернуться в свои школьные годы. Вспомните имена двух- трех учителей, которых вы считали наиболее способными, успешными и которые вам действительно нравились.


В своем дневнике запишите их имена или инициалы и поразмышляйте письменно над следующими вопросами:


  • Как вы думаете, почему ваши учителя смогли добиться успеха в своей работе? Какой предмет они вели? Способствовал ли сам предмет их успеху?


  • Были ли какие-либо обстоятельства, которые благоприятствовали профессиональному успеху ваших любимых учителей (особенности их


личности, яркие специальные способности, привлекательная внешность и т.п.)?


  • Если бы вы учились у них сегодня, вы бы так же считали их замечательными учителями?


  • Как вы думаете, ваши одноклассники тоже ценили этих учителей? Были ли ученики в вашем классе, которые не разделяли ваше мнение? Если да, то чем ещё эти ребята отличались от вас?


Вам удалось кратко записать ваши мысли? Теперь другое задание. Вспомните, были ли у вас учителя, которые вам чем-то не нравились и которых вы не считали удачными? Если да, то запишите в тетради их инициалы и краткие ответы на следующие вопросы:


  • Подумайте, почему вы запомнили этих учителей именно в таком качестве? Может быть, вы были слишком пристрастны к ним?


  • Какой предмет преподавал каждый из этих учителей? Может


быть, для вас всё дело было в предмете?


  • Были ли какие-то особые обстоятельства, которые помешали данным учителям добиться успеха (свойства их личности, уровень профессиональной подготовки, особенности личной жизни, внешность и т.п.)?


  • Как вы думаете, большинство ваших одноклассников были такого же мнения о них? Может быть, кому-то из ваших одноклассников они нравились? Если так, то чем эти ребята отличались от вас?


  • Если честно и без старых обид, вы и сейчас считаете этих учителей неудачными?


Завершили свои записи? Теперь сравните оба ваших списка и ваши размышления о них:


  • Подумайте, почему одни добились успеха и благодарной памяти учеников, а другие не смогли этого достичь?


  • Проанализируйте, в какой степени ваши школьные впечатления оказывают влияние на ваши сегодняшние представления о процессе обучения, о роли учителя, о роли ученика? Осознаете ли вы это влияние?


  • Постарайтесь отрефлексировать своё профессиональное поведение, например, в ситуации, когда вам надо оценить работу ученика. Есть ли у вас какие-либо свои правила или принципы, которых вы придерживаетесь, когда решаете, какую оценку поставить ученику? Например, если вы сомневаетесь в оценке, вы решаете «в пользу ученика» или «в пользу объективности»? Задумайтесь, откуда у вас это правило? Может быть, от своих учителей? Тогда от какого из них: того, которому доверяли и

любили или того, которого побаивались и не любили? Кого из ваших учителей вы невольно воспроизводите в своем поведении? Почему?


Подумайте, каким учителем вы сами являетесь для своих учеников, как они вас воспринимают и оценивают?


Отвечать на эти вопросы трудно. Приходится преодолевать инерцию привычного и предпринимать усилие взглянуть на себя со стороны, оценить, и, быть может, признать свои заблуждения, ошибки… Но это единственный способ стать хорошим учителем для своих учеников. «Учатся у тех, кого


любят», говорил И.Гете.





Создание очерка самохарактеристики


В литературе существует такое понятие, как очерк. Но особые очерки — очерки самохарактеристики в профессиональной деятельности. Как они пишутся? Очерки пишутся о себе в свободной форме, причем в третьем лице. Пишите этот очерк, используя не только свои ранние знания о себе, но и привлекая все те знания, которые вы получили на наших занятиях. Сделайте анализ ценностей и качеств личности, которые проявляются в работе и т. п.


Дойдя до настоящего времени. Вы можете увидеть, что чего-то не хватает или что-то проходило или проходит не так, как хотелось бы.


Вы можете приступить к написанию развития событий в будущем, т. е. приступить к изменениям. Работайте сначала с ценностями, потом — с компетентностью,


потом со значимыми отношениями. Сконструируйте судьбу, сделайте очерк о будущем на ближайшие 5, 10, 15, … лет.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Хорни, К. Самоанализ / К. Хорни; Пер. с англ. В.В. Старовойтова.


  • М.: Канон+ РООИ Реабилитация, 2013.


    1. Техника развития памяти (+ DVD-ROM): Олег Андреев — Москва, Омега-Л, 2012 г.


    1. Техника развития памяти. Самоучитель: О. А. Андреев — Санкт-Петербург, Феникс, 2013 г


    1. Человек модерна. Биография - рефлексия - письмо: Н. Ю. Грякалова — Москва, Дмитрий Буланин, Пушкинс, 2008 г.

  1. Чудесный пластилин: Н. И. Комоед — Москва, Попурри, 2010 г.