Рефлексивная компетентность Рефлексивная компетентность – это профессиональное свойство личности, проявляющееся в эффективном осуществлении рефлексивных процессов, реализации рефлексивных способностей, что ускоряет процессы личностно-профессионального развития, повышает креативность деятельности.
Соотнеся рефлексивную компетентность с другими исследовавшимися в психологии видами компетентности (коммуникативная, социально-психологическая, профессионально-педагогическая и аутопсихологическая), можно отметить, что она представляет собой метапонятие, т. е. метакомпетентность, которая посредством механизма рефлексии (процесс осмысления и переосмысления личностных смыслов и содержаний профессиональной деятельности) обеспечивает своевременную корректировку и адекватное развитие всех остальных видов компетентности.

Социальная | | | |
составляющая | | | Индивидуальная |
рефлексивной | . | . | составляющая |
компетентности | рефлексивной |
Кооперативная | Интеллектуальная |
| компетентности |
| составляющая | составляющая |
| |
| . | . | |
| Коммуникативная | Личностная | |
| составляющая | составляющая | |
Рассмотренная нами структура рефлексивной компетентности, в состав которой входят социальная (кооперативная и коммуникативная) и индивидуальная (интеллектуальная и личностная) составляющие, по нашему мнению, может быть применимая к любой профессиональной сфере, в том числе и к педагогической деятельности.
Однако можно предположить, что рефлексивная компетентность в педагогической деятельности имеет специфический структурный компонент.
Вы неоднократно слышали или встречали в литературе такое понятие как педагогическая рефлексия.
Этим особенным компонентом является педагогическая рефлексия. Определений педагогической рефлексии много. Вот одно из них: «Педагогическая рефлексия – это способность учителя войти в позицию
постороннего наблюдателя по отношению к своей образовательно-педагогической деятельности с целью переосмысления ее и себя в ней, чтобы
организовать более эффективную профессиональную деятельность и найти адекватный способ поведения в ней». Т.е. это рефлексия учебного процесса.
Рефлексивная компетентность педагога и педагогическая рефлексия
понятия похожие, но не тождественные. Рефлексивная компетентность педагога понятия шире, чем педагогическая рефлексия. Педагогическая рефлексия является специфической частью рефлексивной компетентности педагога, связанной именно с его профессиональной педагогической деятельностью и в то же время включает в себя элементы индивидуальной и социальной рефлексии. Графически структуру рефлексивной компетентности педагога можно представить так.

| | | | Индивидуальная |
Социальная | | | | составляющая |
| | | |
составляющая | | | | рефлексивной |
| | | |
рефлексивной | Коммуникативная | Интеллектуальная | компетентности |
| | | |
компетентности | составляющая | составляющая | |
| . | Педагоги- . | |
| | ческая | |
| | рефлексия | |
| Кооперативная. | Личностная. | |
| составляющая | составляющая | |
Педагогическая рефлексия учителя составляет ядро его рефлексивной компетентности, при этом вбирает в себя элементы социальной и индивидуальной рефлексии, а также содержит специфическую рефлексию, которая возникает в профессиональном сознании учителя, которое охватывает системное отношение его деятельности в системе «учитель-ученик».
Рефлексивная компетентность педагога заключается в эффективном использовании им рефлексивных процессов:
Рефлексивная компетентность учителя может формироваться как стихийно, так и благодаря целенаправленным влияниям, на его личность. Одним из таких методов есть специально разработанные учебные программы, которые являются не только теоретическими, но имеют и практический характер, то есть направленные на формирование и развитие рефлексивной компетентности.
Диагностика уровня педагогической рефлексии учителя
Ф.И.О.…………………………………………………………………………
….
Возраст…………..Школа………………………Дата…………………
Инструкция. Используя 3-балльную шкалу оценки, определите уровень развития перечисленных ниже профессиональных и коммуникативных умений
учителя. | | | | | | | | | | |
| Баллы | Уровень проявления | | | | |
| 1 | Низкий | | | | | | | |
| 2 | Средний | | | | | | | |
| 3 | Высокий | | | | | | | |
| Обведите выбранный балл кружком | | |
| | | |
1 | Умеет объективно оценить свои и чужие | 1 | 2 |
| мысли | | | | | | | | | 3 | |
2 | Умеет | тщательно | | и | всесторонне | 1 | 2 |
| проверять | все | выдвигаемые | положения | и |
| 3 | |
| выводы | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
3 | Умеет | ставить | и решать | неординарные | 1 | 2 |
| практические задачи | | | | | | 3 | |
4 | Умеет | обретать | новые | смыслы | и | 1 | 2 |
| ценности | | | | | | | | | 3 | |
5 | Способен | | организовать | процесс | | |
| понимания | происходящего | в | широком | 1 | 2 |
| системном | контексте | (включая | оценку |
| 3 | |
| действий, нахождения приемов и операций | |
| | |
| решаемых задач) | | | | | | | | |
6 | Способен | | организовать | процесс | | |
| самоанализа | и | активного | осмысления | 1 | 2 |
| состояния и действий как своих, так и других | 3 | |
| людей, включенных в решение задач | | | | |
7 | Умеет | адаптироваться | в | непривычных | 1 | 2 |
| межличностных системах отношений | | 3 | |
8 | Способен | осмысливать | и | преодолевать | 1 | 2 |
| проблемно-конфликтные ситуации | | | 3 | |
Упражнение на развитие педагогической рефлексии
Рефлексивный практикум: «Мои учителя»
Попытайтесь мысленно вернуться в свои школьные годы. Вспомните имена двух- трех учителей, которых вы считали наиболее способными, успешными и которые вам действительно нравились.
В своем дневнике запишите их имена или инициалы и поразмышляйте письменно над следующими вопросами:
личности, яркие специальные способности, привлекательная внешность и т.п.)?
Как вы думаете, ваши одноклассники тоже ценили этих учителей? Были ли ученики в вашем классе, которые не разделяли ваше мнение? Если да, то чем ещё эти ребята отличались от вас?
Вам удалось кратко записать ваши мысли? Теперь другое задание. Вспомните, были ли у вас учителя, которые вам чем-то не нравились и которых вы не считали удачными? Если да, то запишите в тетради их инициалы и краткие ответы на следующие вопросы:
быть, для вас всё дело было в предмете?
Были ли какие-то особые обстоятельства, которые помешали данным учителям добиться успеха (свойства их личности, уровень профессиональной подготовки, особенности личной жизни, внешность и т.п.)?
Как вы думаете, большинство ваших одноклассников были такого же мнения о них? Может быть, кому-то из ваших одноклассников они нравились? Если так, то чем эти ребята отличались от вас?
Завершили свои записи? Теперь сравните оба ваших списка и ваши размышления о них:
Проанализируйте, в какой степени ваши школьные впечатления оказывают влияние на ваши сегодняшние представления о процессе обучения, о роли учителя, о роли ученика? Осознаете ли вы это влияние?
Постарайтесь отрефлексировать своё профессиональное поведение, например, в ситуации, когда вам надо оценить работу ученика. Есть ли у вас какие-либо свои правила или принципы, которых вы придерживаетесь, когда решаете, какую оценку поставить ученику? Например, если вы сомневаетесь в оценке, вы решаете «в пользу ученика» или «в пользу объективности»? Задумайтесь, откуда у вас это правило? Может быть, от своих учителей? Тогда от какого из них: того, которому доверяли и
любили или того, которого побаивались и не любили? Кого из ваших учителей вы невольно воспроизводите в своем поведении? Почему?
• Подумайте, каким учителем вы сами являетесь для своих учеников, как они вас воспринимают и оценивают?
Отвечать на эти вопросы трудно. Приходится преодолевать инерцию привычного и предпринимать усилие взглянуть на себя со стороны, оценить, и, быть может, признать свои заблуждения, ошибки… Но это единственный способ стать хорошим учителем для своих учеников. «Учатся у тех, кого
любят», говорил И.Гете.
Создание очерка самохарактеристики
В литературе существует такое понятие, как очерк. Но особые очерки — очерки самохарактеристики в профессиональной деятельности. Как они пишутся? Очерки пишутся о себе в свободной форме, причем в третьем лице. Пишите этот очерк, используя не только свои ранние знания о себе, но и привлекая все те знания, которые вы получили на наших занятиях. Сделайте анализ ценностей и качеств личности, которые проявляются в работе и т. п.
Дойдя до настоящего времени. Вы можете увидеть, что чего-то не хватает или что-то проходило или проходит не так, как хотелось бы.
Вы можете приступить к написанию развития событий в будущем, т. е. приступить к изменениям. Работайте сначала с ценностями, потом — с компетентностью,
потом со значимыми отношениями. Сконструируйте судьбу, сделайте очерк о будущем на ближайшие 5, 10, 15, … лет.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Хорни, К. Самоанализ / К. Хорни; Пер. с англ. В.В. Старовойтова.
Техника развития памяти (+ DVD-ROM): Олег Андреев — Москва, Омега-Л, 2012 г.
Техника развития памяти. Самоучитель: О. А. Андреев — Санкт-Петербург, Феникс, 2013 г
Человек модерна. Биография - рефлексия - письмо: Н. Ю. Грякалова — Москва, Дмитрий Буланин, Пушкинс, 2008 г.
Чудесный пластилин: Н. И. Комоед — Москва, Попурри, 2010 г.