СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Инфраструктурный комплекс"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.    познакомить учащихся с инфраструктурным комплексом: рассмотреть состав, значение, проблемы комплекса, его роль в экономике страны 2.    определить значение транспорта для работы хозяйства и жизни населения России; изучить состав комплекса 3.    продолжить работу со схемами, таблицами; 4.    воспитывать чувство товарищества, любовь к родному краю;  

Просмотр содержимого документа
«"Инфраструктурный комплекс"»

Урок географии в 9-м классе

по теме "Инфраструктурный комплекс"

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с инфраструктурным комплексом: рассмотреть состав, значение, проблемы комплекса, его роль в экономике страны

  2. определить значение транспорта для работы хозяйства и жизни населения России; изучить состав комплекса

  3. продолжить работу со схемами, таблицами;

  4. воспитывать чувство товарищества, любовь к родному краю;


Оборудование урока: настенные карты, атласы

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся  еще  с  одним   межотраслевым комплексом (работа с содержанием учебника, с.364 ) – инфраструктурным.

Какие вопросы мы должны рассмотреть при изучении данной темы? (состав, задачи, значение в экономике страны, узнаем, какие проблемы существуют в этом комплексе у нас в стране, и попытаемся сами в ходе  урока  определить проблемы  в различных отраслях инфраструктурного комплекса)

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

3. Объяснение нового материала.

Изучение любого комплекса мы начинаем с его состава

Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части. (Записать  в  тетрадь).




Инфраструктурный комплекс

Коммуникационная система

Транспорт Связь



Сфера обслуживания

  1. Торговля и общественное питание(магазины, кафе, столовые и т.д.)

  2. Бытовое обслуживание (рем. мастерские, ателье, парикмахерские, бани)

  3. Жилищно-коммунальное хозяйство(предоставление жилья с его благоустройством)

  4. Культура и искусство (концертные и выставочные залы, театры, библиотеки, радио и телевидение)

  5. Наука и образование (ВУЗы, школы)

  6. Здравоохранение и физкультура (поликлиники, больницы, спорт. Комплексы, стадионы)

  7. Социальное обеспечение (содержание домов для престарелых, дет. домов, интернатов, организация пенсионного обеспечения и социального страхования)

  8. Финансово-кредитная сфера (сбербанки, страховые и финансовые организации Инвестиционные фонды)

  9. Государственное управление, оборона, охрана правопорядка.



– Мы с вами записали состав инфраструктурного комплекса. Посмотрите еще раз на отрасли, входящие в этот комплекс и скажите:
– Этот комплекс производит какие-нибудь товары?
– Что же он производит?   Что оказывает населению?

Продукцией этого комплекса являются услуги, т.е. инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги. Этим он отличается от всех других межотраслевых комплексов

– Какова же задача комплекса? (учебник)  (Оказание разнообразных услуг)

– Что такое услуга? (учебник) Это особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности. 

По своему характеру, широте  круга потребителей и периодичности потребления услуги существенно различаются (материальные, нематериальные)


ВЫВОД:  Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли, которые производят разнообразные услуги, а не товары.

Вопрос: А все ли отрасли инфраструктурного комплекса относятся к непроизводственной сфере?

Транспорт, торговля и общественное питание относятся к производственной сфере, а почему?

Ответ: Они оказывают производственные услуги, т.е. услуги, обеспечивающие процесс производства.

А к какой сфере вы отнесете ателье по индивидуальному пошиву одежды, обуви, изготовлению мебели на заказ? (относятся одновременно и к материальному производству и к сфере обслуживания).

– Почему же этот комплекс назвали инфраструктурным?

– Что такое инфраструктура?   (Инфра- - (infra-) - приставка, обозначающая величину, большую по сравнению с какой-либо другой величиной).

Зачитайте определение на стр. 101

Каково же значение этого комплекса? (работа с учебником)

Жизнь современного общества трудно себе представить без услуг. Они обеспечивают нормальную работу промышленности, с/х и других звеньев экономики, определяют качество жизни населения.

Освоение и использование любой территории невозможно без соответствующей инфраструктуры, т.е. без жилых и производственных зданий, дорог, водопроводов, линий электропередач и т. д.

При этом, чем лучше освоена территория, тем больше на ней разнообразных инфраструктурных сооружений.

– Как вы думаете, Центральная Россия или Дальний Восток имеет наиболее развитую инфраструктуру и почему? (Центр. Россия – 10% территории, Дальний Восток – 0,5% территории заняты инфраструктурой).



- Сегодня мы познакомимся с коммуникационной системой, которая состоит из транспорта и связи. Задача этой системы - перемещение в пространстве людей, информации, энергии и грузов. (работа с учебником - рис.57)

- Основная задача транспорта - обеспечить надежную связь между отраслями хозяйства и районами страны, а также обеспечить связь России с другими государствами. Для выполнения этой задачи все виды транспорта должны быть взаимосвязаны, дополнять друг друга, образуя транспортную систему.

- Транспортная система состоит из всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами.

Запись в тетрадь

Транспортный узел - это пункт, в котором сходятся несколько видов транспорта, и осуществляется обмен грузов между ними.

Задание: пользуясь картой атласа, назовите транспортные узлы России. (Москва, Санкт-Петербург, Н. Новгород, Владивосток, Красноярск, Архангельск и т. п.)

- Работа транспорта оценивается такими показателями, как грузооборот и пассажирооборот.

Запись в тетрадь

Грузооборот - это произведение количества перевезенного груза (тонны) на расстояние его перевозки (км), измеряется в т/км.

Пассажирооборот - количество пассажиров, перевезенных на определенное расстояние (в пассажирокилометрах).

Задание:

- По рис. 58,59 с. 104, определите, какие виды транспорта имеют больший грузооборот?

- Виды транспорта отличаются по следующим показателям:

Себестоимость перевозок складывается из стоимости транспортного средства, транспортного пути и стоимости погрузочно-разгрузочных станций (аэропорты, морские порты, вокзалы).

Самый дорогой вид транспорта - авиационный, он же и самый быстрый. А самый дешевый транспорт морской, поскольку в морском транспорте бесплатные морские пути, поэтому ниже себестоимость перевозок, но скорость перевозок невысока (25-35 км/ч). Автомобильные перевозки дороже железнодорожных в 10 раз, а морских - в 15 раз.

Природные условия влияют на работу водных видов транспорта (моря и реки замерзают) и авиационного транспорта (нелетная погода).

Задание:

- Сопоставьте карты «Транспорт» и «Плотность населения» и сделайте вывод о связи транспорта и размещении населения. (Населенные пункты тяготеют к транспортным путям. Для населения близость транспортного пути - экономия времени.)

- Определите, на размещение каких отраслей транспорт оказывает решающее влияние, а на какие незначительное? (Решающее влияние транспорт оказывает на размещение черной и цветной металлургии, основной химии. Незначительное влияние транспорт оказывает на точное машиностроение, легкая промышленность.)

- Железнодорожный транспорт играет важную роль в перевозках грузов и пассажиров в широтном направлении. Преимущества железнодорожного транспорта в высокой грузоподъемности, низкой себестоимости перевозок, всепогодность.

По протяженности железных дорог (86 тыс. км) Россия уступает только США и Канаде, а по протяженности электрифицированных железных дорог (38,5 тыс. км) занимает 1 место в мире.

Работа с картой:

По карте атласа «Транспорт»:

- Определите конфигурацию железнодорожной сети. Где наибольшая густота железных дорог? (В Европейской части России наибольшая густота транспортной сети, конфигурация напоминает колесо. Центр - Москва, от которой во все стороны расходятся 11 железных дорог. Дороги радиальные пересекаются кольцевыми. На восток протянулись широтные магистрали. На востоке железных дорог мало.)

- Найдите крупные железнодорожные магистрали. (1. Первая железная дорога, сейчас планируется как скоростная Москва - Санкт-Петербург; 2. Важное значение имеет дорога Москва - Мурманск (к незамерзающему порту); 3. Коноша - Котлас - Воркута (Печорская магистраль); 4. Самая длинная в мире дорога - Транссибисркая магистраль (Челябинск - Новосибирск - Иркутск - Владивосток); 5. Байкало-Амурская магистраль (Усть-Кут - Тында - Комсомольск-на-Амуре); 6. Строится Амуро - Якутская магистраль (Т.Беркакит - Томлюш - Якутск)).

 4. Закрепление изученного.

С каким комплексом мы сегодня познакомились? Что отличает инфраструктурный комплекс от других, ранее изученных комплексов? Каково значение инфраструктурного комплекса?

5. Домашнее задание. П.18, записи в тетр.

Индивидуальные задание

Изучить автомобильный транспорт.

Изучить морской транспорт.

Изучить речной транспорт.

Изучить авиационный транспорт.

Изучить трубопроводный транспорт.

План изучения:

1. Особенности данного вида транспорта (грузы, достоинства и недостатки).

2. Доля в грузообороте транспорта.

3. Главные направления магистралей.

4. Проблемы, перспективы.

5. Влияние транспорта на окружающую среду.

Материалы для использования:

1) текст учебника;

2) карты атласа;

3) детская энциклопедия «Аванта +» «Россия. Экономическая и физическая география».













Скачать

© 2018, 5536 228

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя