СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 30.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инклюзия в системе учреждений дополнительного образования

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрыты основные проблемы инклюзивного образования на современном этапе развития науки и практики.

Просмотр содержимого документа
«Инклюзия в системе учреждений дополнительного образования»

ИНКЛЮЗИЯ В СИСТЕМЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ


INCLUSION IN THE SYSTEM OF INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN


Гуленков Валерий Александрович,

педагог дополнительного образования Муниципального учреждения дополнительного образования Станции юных техников, г. Павловский Посад. gulenckov.valery2013@yandex.ru
Golenkov Valery Aleksandrovich, the teacher of additional education, Municipal institutions of additional education of young technicians, city of Pavlovsky Posad.

Тимохина Т.В.

к.п.н., доцент кафедры педагогики

ГОУ ВО МО «ГГТУ»

Timokhina Т.V.
Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Pedagogy
  GOU VO MO «GSTU»


Аннотация. В статье раскрыты основные проблемы инклюзивного образования на современном этапе развития науки и практики. Подчеркивается необходимость в дополнительном образовании у некоторых категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, которое развивает и формирует общую культуру, дает возможность реализации в различных видах деятельности. Рекомендованы различные направления интеллектуальной, художественной, декоративно-прикладной, спортивной и технической деятельности в зависимости от нозологии ребенка.


Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, дети с ОВЗ, дети-инвалиды, дополнительное образование.


Annotation. The article reveals the main problems of inclusive education at the present stage of development of science and practice. The need for additional education in some categories of children with disabilities is underlined, which develops and shapes a common culture, enables implementation in various activities. Various directions of intellectual, artistic, decorative-applied, sports and technical activities are recommended, depending on the child's nosology.


Key words: inclusion, inclusive education, children with HIA, children with disabilities, additional education.


Инклюзивное образование в России постепенно внедряется и приобретает особый темп развития в системе современного подхода к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Инклюзивные подходы к обучению и воспитанию на сегодняшний день имеют место быть в учреждениях дошкольного образования (детские сады), дополнительного образования, в общеобразовательных школах, учреждениях СПО, в ВУЗах. Фактически, данный вид образования широко востребован и развивается на всех ступенях образовательной системы России.

1 марта 2018 года Президент России В.В. Путин выступил с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию. В своем обращении Президент обратил внимание на сферу образования и его модернизацию: «Мы продолжим и активную работу по развитию нашего общего образования, причём на всех уровнях. При этом подчеркну: современное, качественное образование должно быть доступно для каждого ребёнка. Равные образовательные возможности – мощный ресурс для развития страны и обеспечения социальной справедливости» [3].

Об инклюзии, ее проблемах и перспективах, рассуждают современные ученые в рамках своих научных работ [1, 2, 4]. О необходимости и пользе инклюзивного образования все чаще поднимаются вопросы в различных источниках средств массовой информации, в нормативно-правовых актах, в литературе. Данный вид образования приобретает особую актуальность как в нашей стране, так и во всем мире.

В настоящее время остро стоит проблема получения дополнительного образования детьми с ОВЗ и инвалидами. Чтобы понять систему, результативность, способы и методы инклюзивного образования детей в области дополнительного образования, нужно не только знать, но и понимать сущность и цели инклюзивного, специфику его функционирования в рамках дополнительного.

Инклюзивное образование является одним из видов современного обучения детей, при котором абсолютно все дети, независимо от своих физических, психических, интеллектуальных возможностей взаимодействуют вместе с детьми с нормальным развитием и обучаются в одном образовательном учреждении, в одном классе и по одинаковым образовательным программам.

Рассматривая данную тему, не стоит забывать про принципы инклюзивного образования, которые дают нам основу и фундамент для построения методов и способов обучения, таких как: каждый человек способен к чувствительности и умственному труду, каждый человек нуждается в друг друге и т.д. Главным же принципом будет являться то, что именно подлинное образование может осуществляться путем взаимодействия и формированием реальных социальных взаимоотношений детей в инклюзивной группе, их родителей, преподавателей, других необходимых в данном процессе специалистов.

Дополнительное образование детей в современном обществе является неотъемлемой частью общего образования, оно реализуется с помощью специальных образовательных программ как на базе учреждений дополнительного образования, так и в общеобразовательных школах. Данный вид образования осуществляется в форме кружков, секций, клубов, объединений различных направленностей (технической, художественной, декоративно-прикладной, интеллектуальной, спортивной, туристической и многих других).

Многолетний опыт работы в кружке авиамоделирования и общение с коллегами по вопросам инклюзивного обучения в учреждениях дополнительного образования показал необходимость привлечения детей с ОВЗ и инвалидностью к данным видам деятельности. Дополнительные формы образования, безусловно, помогают детям в различных нозологий адаптироваться в микросоциуме, выбрать индивидуальную траекторию развития, открыть собственные творческие возможности, новые горизонты для собственного развития. Именно дети с ограниченными возможностями находят для себя в условиях дополнительного образования ту индивидуальную траекторию развития, тот жизненный потенциал, который в дальнейшем, возможно, становится для них смыслом жизни и заработка.

Проблема трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ в Росси остается открытой. В последние годы прослеживается некоторое улучшение статистических данных в этом вопросе, но все-таки большая половина данной категории людей в настоящее время не является занятой. Решению данного вопроса в огромной мере может способствовать дополнительное образование, которое развивает и формирует общую культуру, дает возможность попробовать себя в различных видах деятельности.

В зависимости от нозологий, исходя из практики, можно предположить определенные успехи и результаты в выборе творческого направления ребенку с ограниченными возможностями. Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата больше подходит интеллектуальная (шахматы), художественная (рисование), декоративно- прикладная направленности, в зависимости от конкретного нарушения. Для детей с нарушением умственного и интеллектуального развития больше подходят спортивные и технические объединения. Для детей с нарушением органов зрения и слуха следует рассмотреть декоративно- прикладную отрасль.

Таким образом, инклюзивное образование получило свое применение и успешно развивается в рамках дополнительного. С помощью инклюзии, объединив в обучении и взаимодействии детей с ограниченными возможностями и обычных детей, целесообразно построить надежную и эффективную образовательную систему, включив в нее ряд учреждений дополнительного образования. Ведя и реализуя дополнительную образовательную деятельность в условиях инклюзивной среды, мы не только поможем детям с ОВЗ развить нравственные и моральные качества, но и дать им путевку в жизнь, научить их определенному ремеслу, делу, которое может быть в дальнейшем станет надежной платформой для жизни.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Коншина, Е.С. Инклюзивное образование как психолого-педагогическая проблема / Е.С. Коншина // Материалы II международной научно-практической конференции 20-21 апреля 2017 г. / под. ред. О.В. Бочкаревой

  2. Лепешев, С.М. Современные концепции научных исследований / С.М. Лепешев, Д.В. Жунусова. // Евразийский союз ученых. - 2015. - С. 53-56.

  3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018г. // Парламентская газета - N 8 - 02.03.2018.

  4. Тимохина Т.В. Инклюзивное образование в национальной системе учительского роста / Т.В. Тимохина // Инновации в образовании. - 2018. - №  5. - С. 131-138.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!