Основные направления психолого-педагогического сопровождения воспитанников с инвалидностью
Главным условием успешного обучения студента с инвалидностью является организация комплексного сопровождения, включающего:
1) Организационно-педагогическое сопровождение, направленное на контроль учебной деятельности обучающихся с ОВЗ и инвалидов в соответствии с графиком учебного процесса. Оно включает в себя: контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания; организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих обучающихся; содействие в прохождении промежуточных аттестаций, сдаче зачетов, ликвидации академических задолженностей; коррекцию взаимодействия обучающегося и преподавателя в учебном процессе; консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям обучающегося с ОВЗ и инвалидов, коррекцию трудных ситуаций; периодические семинары и инструктажи для ППС, методистов и иную деятельность. Организационно-педагогическое содействие осуществляется учебно-методическим управлением, центром инклюзивного образования, деканатами факультетов.
В рамках этого направления сопровождения решаются в том числе и следующие задачи:
• адаптацию учебных программ и методов обучения;
• внедрение современных образовательных, в том числе коррекционных, и реабилитационных технологий;
• методическую поддержку;
• взаимодействие сопровождающих служб;
• снабжение адаптированными учебными материалами и пособиями.
2) Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для студентов, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации. Оно включает в себя: изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося, ее профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики и коррекции личностных искажений. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется центром инклюзивного образования, управлением воспитательной и внеучебной работы, социальными структурами и общественными организациями, научными центрами университета, деканатами факультетов.
В рамках этого направления сопровождения решаются следующие задачи:
• разработка индивидуальных программ психологического сопровождения учащихся в вузе;
• участие в профессиональном отборе и профессиональном подборе;
• психологическая диагностика;
• психологическая помощь в форме психотерапии, психокоррекции, консультаций и тренингов в групповой и индивидуальной форме;
• психологическая помощь преподавательскому составу;
• психологическая помощь семье.
3) Медицинско-оздоровительное сопровождение включает в себя: диагностику физического состояния обучающихся, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе. Медицинско-оздоровительное сопровождение осуществляется учебно-методическим управлением, центром инклюзивного образования, студенческим здравпунктов.
В рамках этого направления сопровождения решаются следующие задачи:
• участие в профессиональном отборе и профессиональном подборе путем оценки состояния здоровья абитуриентов, уточняя показания и противопоказания по конкретной специальности;
• разработка индивидуальных программ медицинского сопровождения учащихся в учебном заведении;
• согласование и координация своей деятельности с лечебными учреждениями; направление в лечебные учреждения для получения узкой специализированной медицинской помощи, на санаторно-курортное лечение, протезирование и ортезирование;
• передача медицинских знаний, умений и навыков, осуществление медико-консультативной и профилактической работы, санитарно-гигиеническое и медицинское просвещение;
• контроль состояния здоровья обучающихся, медицинский патронаж, установка допустимых учебно-производственных нагрузок и режима обучения; выделение из числа обучающихся групп «риска» и «повышенного риска» с медицинской точки зрения; принятие решения при необходимости экстренной медицинской помощи; контроль санитарного состояния учреждения, контроль качества и рекомендации по организации питания, в том числе диетического;
• осуществление лечебно-оздоровительных мероприятий.
4) Социальное сопровождение включает в себя социальную поддержку обучающихся с ОВЗ и инвалидностью: содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения. Социальное сопровождение осуществляется учебно-методическим управлением, центром инклюзивного образования, административно-хозяйственной частью, студенческим городком.
В рамках этого направления сопровождения решаются следующие задачи:
• координация и контроль работы всех сопровождающих служб;
• разработка индивидуальных программ социального сопровождения;
• участие в профессиональном отборе, профессиональном подборе и зачислении, проводя социальную диагностику и организуя работу по регистрации абитуриентов и комплектованию групп;
• социальная диагностика;
• осуществление социального патронажа;
• выявление группы "риска" с социальной точки зрения, проведение мероприятий по социальной реабилитации;
• посредническая функция между обучающимися и вузом, а также учреждениями государственной службы реабилитации в реализации личных и профессиональных планов;
• консультирование по вопросам социальной защиты, льгот и гарантий, содействие реализации их прав;
• социальное обучение (социально-бытовым и социально-средовым навыкам);
• организация культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы;
• содействие рациональному трудоустройству выпускников в соответствии с приобретенной специальностью и квалификацией, сотрудничая со службой занятости и работодателями;
• отслеживание результатов трудоустройства и профессиональной деятельности выпускников, выявление встречающихся им трудностей и проблем в профессиональной реабилитации.
5) Техническое сопровождение обеспечивает:
• вспомогательные технические средства обучения (например, специализированные рабочие столы, опоры для сидения и изменения положения тела, микрофоны, диктофоны и т.д.);
• доступность помещений (мостики, пандусы, спуски, звукоречевая среда, зрительная среда и т.д.);
• безопасность труда и приспособление учебных и рабочих мест на производственном обучении;
• оборудование учебной, рекреационной и жилой среды для различных категорий инвалидов;
• индивидуальное консультирование по оборудованию рабочих мест и жилища.
6) Кадровое обеспечение образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью обеспечивается деятельностью учебно-методического управления, Центра инклюзивного образования, учебных подразделений, службы тьюторов, юридического центра правовой защиты семьи и детства, а также социальными педагогами, специалистами управления информатизации.
Педагогические кадры должны быть ознакомлены с психолого-физиологическими особенностями студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ, специфике приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом разных нозологии. Учет этих особенностей при организации образовательного процесса. С этой целью необходимо включение блока дисциплин по осуществлению инклюзивного образовательного процесса в программы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
Программа психолого-педагогического сопровождения обучения студента с инвалидностью с конкретной нозологией
( с нарушениями зрения)
Пояснительная записка
Образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с различной нозологией относится к числу проблем, актуальность которых не утрачивает своего значения. Провозглашённый в Российской Федерации курс на обеспечение доступности качественного образования всех предусмотренных законом уровней для всех контингентов населения предполагает непрекращающийся поиск инновационных моделей соответствующих этому требованию, новых форм и способов организации обучения, в том числе в вузе. Обеспечение равных возможностей в получении высшего образования для инвалидов является важной составной частью реализации принципов независимой жизни инвалидов.
Одним из направлений развития высшего образования в Российской Федерации является его содержательная и формальная диверсификация, предполагающая возможность более широкого вовлечения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов в образовательный процесс. Обучение в вузе лиц с ограниченными возможностями является важнейшим элементом комплексной реабилитации, которая обеспечивает полную самостоятельность и экономическую независимость. Для обучающихся в вузе инвалидов и лиц с ОВЗ особо сложным и более длительным процессом является адаптация в среде высшего учебного заведения. Это вызвано рядом факторов, сформировавшихся в предшествующие периоды их жизни и учебы. Среди них могут быть пробелы в знаниях и специфические особенности восприятия, переработки учебного материала, дефицит коммуникабельности, слабая ориентация в социуме, привычка к нетребовательному, снисходительному отношению, завышенные представления о своих возможностях и т.п. Эти факторы не могут быть причиной для изоляции инвалидов от профессионального образования в вузе, но требуют обеспечение социально-психологического сопровождения этой категории обучающихся в процессе инклюзивного образования (определение содержания, форм организации и условий реализации и т.д.).
Сопровождение – деятельность (целостная, системно-организованная), в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития, принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного (профессионального) выбора. Сопровождение рассматривается как сложный процесс взаимодействия сопровождаемого и сопровождающего, результатом которого является решение и действие, ведущие к прогрессу в развитии сопровождаемого. Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
Психолого-педагогическое сопровождение – это:
1) целостная, системно-организованная деятельность педагога-психолога, преподавателей и администрации вуза, кураторов студенческих групп и др., в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения, психологического развития обучающихся вузе студентов с ОВЗ и инвалидностью;
2) деятельность специалистов, направленная на изучение, развитие и коррекцию личностного развития студента с ОВЗ и инвалидностью, его социально-психологической адаптации, профессионального становления с помощью психодиагностических процедур, консультативной помощи по разрешению имеющихся проблем и затруднений, психопрофилактики и оказании информационной помощи.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья привязано к структуре образовательного процесса вуза, определяется его целями, построением, содержанием и методами. Психолого-педагогическое сопровождение связано с оказание помощи в преодолении трудностей в обучении в условиях образовательной интеграции, так и в успешном развитии, социальной и психологической адаптации, самореализации, укреплении здоровья, защите прав обучающихся.
Психолого-педагогическое сопровождения обеспечивает процессы психологической компенсации, реабилитации, социально-психологической адаптации и интеграции студента в образовательное пространство вуза. Психолого-педагогическое сопровождение включает контроль за графиком учебного процесса и выполнением аттестационных мероприятий, психологическое консультирование, организацию индивидуальных консультаций, индивидуальные учебные планы и индивидуальные графики обучения, обеспечение учебно-методическими материалами. Социальное сопровождение обеспечивается за счет вовлечения их в студенческое самоуправление, организации досуга и отдыха.
Успешность психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидностью, как процесса, определяется следующими условиями:
1) взаимодействия и взаимопроникновения процессов психологической компенсации и социально-психологической адаптации;
2) специальной педагогической поддержки и организационно-методического обеспечения образовательного процесса студентов с ОВЗ, адекватными их особым потребностям в условиях физической среды, информационно- коммуникативного пространства, режима работы и отдыха.
Система психолого-педагогического сопровождения с одной стороны, интегрирует диагностику, консультации, тренинги и другие формы психологической работы, с другой стороны, включает сопровождение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, и их родителей, преподавателей, кураторов студенческих групп и др.
Психолого-педагогическое сопровождение предполагает проведение диагностирования, консультирования, развивающе-коррекционной работы; системный анализ проблемных ситуаций; программирование и планирование деятельности, которые направлены на разрешение и соорганизацию всех субъектов образовательного процесса вуза; координацию всех этих функций. Субъекты психолого-педагогического сопровождения – специалисты, различные службы и обучающиеся в вузе лица с ОВЗ и инвалидностью, активно взаимодействующие в процессе реализации функций психолого- педагогического сопровождения в рамках достижения общей цели деятельности.
Цель психолого-педагогического сопровождения: обеспечение условий развития личности студентов с нарушениями зрения, качества их профессиональной подготовки и дальнейшей конкурентоспособности на рынке труда; создание педагогических, психологических и социальных условий для развития обучающихся с нарушением зрения и их успешного обучения в вузе; формирование личностных характеристик, отвечающих требованиям новых образовательных стандартов, на основе выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития обучающегося и формирование устойчивости мотивации познания и профессионального обучения в вузе.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- оказывать психологическую и педагогическую помощь в процессе адаптации обучающихся с нарушением зрения к условиям образовательной интеграции в ГБОУ ВО СГПИ, в создании атмосферы толерантности в процессе межличностных отношений в студенческом коллективе и вузе в целом;
- проводить исследования и разработку инструментария для проведения социально-психологических исследований с целью выявления специфики образовательного процесса и образовательных отношений при обучении студентов с нарушениями зрения в вузе;
- анализировать и обобщать опыт вузов по социально-психологическому сопровождению студентов нарушениями зрения;
- проводить комплексную психологическую диагностику по выявлению трудностей, возникающих в образовательном процессе студентов с нарушениями зрения;
- отслеживать динамику развития познавательных, мотивационных и личностных особенностей обучающихся с нарушениями зрения в процессе инклюзивного образования;
- содействовать в решении актуальных задач развития, обучения, удовлетворении потребностей и разрешении проблем студентов с нарушениями зрения (трудности в обучении, несформированность учебной и профессиональной мотиваций, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений в студенческих группах, с преподавателями, родителями; и т.д.);
- оказывать психологическую помощь в форме консультаций и тренингов в групповой и индивидуальной форме студентам с нарушениями зрения;
- обеспечить помощь обучающимся с нарушениями зрения в профессиональном развитии на всех этапах обучения в вузе, в разрешении трудностей с выбором профессиональных перспектив трудоустройства и трудовой занятости в поствузовский период;
- обеспечить информационную и методическую помощь преподавательскому составу вуза, кураторам студенческих групп, тьюторам по работе со студентами, имеющими нарушения зрения;
- проводить психолого-педагогическую профилактическую работу по предотвращению возникновения проблем развития и обучения в вузе лиц с нарушениями зрения;
- способствовать повышению психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса – студентов с нарушениями зрения, их родителей (законных представителей), преподавателей, кураторов студенческих групп, тьюторов по работе со студентами - инвалидами;
- разрабатывать рекомендаций и индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями зрения с учетом нозологии.
Уровни психолого-педагогического сопровождения:
индивидуально-психологический (развитие основных психических процессов и психологических систем);
групповой;
коммуникативный (особенности сопровождения в межличностном взаимодействии, например, на уровне студенческой группы);
на уровне ВУЗа, на уровне факультета, на уровне психологической службы.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с нарушениями зрения включат в себя взаимосвязанные направления работы:
- организационное – организация перспективного и текущего планирования деятельности;
- научно-методическое;
- научно-аналитическое;
- практикоориентированное (мероприятия по психологической диагностике, психологическому консультированию, психологическая профконсультационная работа и т.д.);
- психологическое просвещение;
- информационная деятельность.
Формы психолого-педагогического сопровождения: консультирование; диагностика; коррекционно-развивающая работа; профилактика; просвещение.
Консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к педагогу-психологу обращаются студенты, в том числе студенты с нарушениями зрения, родители этих студентов; преподаватели, кураторы студенческих группы, специалисты – медицинские работники, представители студенческих сообществ и др. Консультативная помощь оказывается и индивидуальной и групповой формах. Индивидуальное консультирование – оказание помощи в выявлении особенностей психического развития личности, наиболее важных особенностей деятельности; создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению. Групповое консультирование – информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории обучающихся с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении. Профконсультирование – индивидуальные консультации студентов и выпускников по вопросам трудоустройства, мастер-классы и тренинги.
Диагностика психологическая (индивидуальная и групповая) – психолого-педагогическое изучение обучающихся в вузе, в том числе лиц с нарушениями зрения, на протяжении всего периода обучения, определение их индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации в период обучения в вузе. Психологическая диагностика определяется потребностями обучающихся, задачами и запросами участников учебно-воспитательного процесса (администрацией вуза, преподавателями, кураторами студенческих групп, специалистами различного профиля); позволяет в первую очередь ориентироваться на всестороннее раскрытие личностного потенциала обучающихся с нарушениями зрения. Таким образом, использование комплексных психодиагностических данных позволяет выявить не только проблемные, но и сильные потенциальные возможности обучающегося, на которые можно будет опираться при проведении психолого-педагогической работы.
Развивающе-коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы, прежде всего, со студентами с нарушениями зрения, имеющими проблемы в период адаптации к условиям обучения в вузе, проблемы в обучении, проблемы во взаимоотношений (в студенческой группе, с преподавателями, родителями, законными представителям и т.д.), выявленных в процессе диагностики, консультативной работы и т.д. Развивающе-коррекционная работа с обучающимися (индивидуальная и групповая) направлена на уменьшение степени выраженности нарушений и их последствий; формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в учебной и будущей профессиональной деятельности и общении.
Групповая работа с обучающимися с нарушениями зрения предполагает проведение тренингов или занятий с элементами тренинга по следующим направлениям: эффективная межличностная коммуникабельность студентов; обучение навыкам самоконтроля; развитие личностного самоконтроля с навыками противодействия давлению среды; обучение эффективным формам поведения в стрессовых ситуациях и т.д.
Профилактика – предупреждение возникновения явлений социальной и психологической дезадаптации обучающихся, включая лиц с нарушениями зрения; выявление и нейтрализация факторов, негативно влияющих на здоровье обучающихся и преподавателей; формирование у всех участников образовательного процесса потребности в здоровом образе жизни; разработка конкретных рекомендаций родителям (законным представителям), преподавателям, кураторам по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития. Психопрофилактическая работа – предупреждение возникновения явлений социальной и психологической дезадаптации, обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем обучающихся в вузе лиц с нарушеньями зрения; выявление и нейтрализация факторов, негативно влияющих на здоровье обучающихся и других субъектов образовательной среды вуза. Профилактическая работа предполагает проведение мероприятий с обучающимися и преподавателями вуза по сохранению и укреплению психологического здоровья, ориентации на здоровый образ жизни, предупреждение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях и конфликтных ситуаций в студенческих коллективах; профилактике дезадаптивного поведения.
Психологическое просвещение – формирование у студентов, в том числе лиц с нарушениями зрения, и их родителей (законных представителей), преподавателей, сотрудников и руководителей вуза потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах личностного и профессионального развития, профессиональной деятельности; своевременном предупреждении возможных нарушений в развитии личности.
Критерии эффективности реализации психолого-педагогического сопровождения
Педагогическая эффективность:
- отсутствие академической задолженности, сформированность компетенций у обучающихся с нарушениями зрения;
- высокий уровень учебной и профессиональной мотивации;
- успешность в профессиональном самоопределении и адекватная оценка перспектив и возможностей профессиональной занятости;
- активное участие студентов с нарушениями зрения в общественной жизни вуза, их социальная активность;
- бесконфликтное взаимодействие со студентами в студенческих коллективах, с преподавателями и т.д.
Психологическая эффективность:
- субъективное ощущение у студента с нарушениями зрения психологического комфорта, психологического благополучия, адекватная самооценка и т.д.;
- удовлетворенность качеством профессионального обучения и условиями обучения в вузе; взаимоотношениями в студенческой среде и преподавателями;
- удовлетворение потребностей в саморазвитии, профессиональном развитии, возможностями самореализации и т.д.
План мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению студентов с нарушениями зрения в условиях вуза
№ п/п | Направления деятельности и мероприятия | Сроки | Ответственные |
| Организационное направление: | | |
| Участие в работе научно- практических конференций и семинаров по проблемам инклюзивного образования и социально-психологического сопровождения в вузе лиц с нарушениями зрения | В течение года | Деканы факультетов |
| Организация и проведение семинара для зам. деканов факультетов, кураторов студенческих групп по вопросам создания психолого-педагогических условий для обучающихся с нарушениями зрения (особенности организации воспитательной работы; формирования психологического климата в учреждении и студенческих группах; формирование толерантного отношения к данной категории обучающихся и т.д.). | Февраль 2017 г. | Деканы факультетов |
| Подготовка студентов факультета специальной педагогики (профиль подготовки «Специальная психология») для проведения групповой работы (семинары, занятия с элементами группового тренинга и т.д.) со студентами- кураторами, индивидуальными кураторами групп всех факультетов по вопросам: - оказания помощи обучающимся с нарушениями зрения в социальной и психологической адаптации к условиям обучения в вузе; - оказание поддержки обучающимся с нормальным зрением в вопросах соблюдения этических норм (правил) при общении со студентами с нарушениями зрения, - развитие навыков коммуникации; навыков разрешения конфликтных ситуаций. | Январь 2017 | Деканы факультетов |
| Обеспечение взаимодействия со специалистами социально- воспитательного управления ГБОУ ВО СГПИ: по вопросам вовлечения студентов с нарушениями зрения в деятельность органов студенческого самоуправления; организации волонтерской помощи студентам с нарушениями зрения, для формирования толерантного отношения к данной группе обучающихся, развитию процессов интеграции в молодежной среде | В течение года | Деканы факультетов Специалисты социально- воспитательного управления |
| Прохождение повышения квалификации специалистами, осуществляющими психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с нарушениями зрения | В течение года | Деканы факультетов Зав.кафедрами |
| Осуществление текущего контроля за выполнением мероприятий, предусмотренных в 2017 году по психолого- педагогическому сопровождению обучающихся с нарушениями зрения | Ежемесячно, в течение года | Деканы факультетов |
| Ведение текущей документации и оформление отчетной документации по психолого-педагогическому сопровождению в процессе инклюзивного образования обучающихся с нарушениями зрения | В течение года | Деканы факультетов |
| Планирование деятельности по психолого- педагогическому сопровождению в процессе инклюзивного образования обучающихся с нарушениями зрения на 2018 год. | Июнь 2017 г. | Деканы факультетов |
| Научно-методическое направление: | | |
2.1. | Изучение, обобщение и внедрение опыта психолого- педагогического сопровождения инклюзивного образования; обмен информацией с различными структурными подразделениями в институте, работающими по проблеме обучения студентов с нарушениями зрения | В течение года | Группа психолого- педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями зрения |
2.2. | Формирование перечня нормативно-правовой и методической документации по вопросам психолого- педагогического сопровождения лиц с нарушениями зрения в процессе инклюзивного образования | В течение года | Деканы факультетов |
2.3. | Методическое сопровождение деятельности кураторов, работников структурных подразделений вуза, обеспечивающих помощь студентов нарушениями зрения | В течение года | Деканы факультетов Зав.кафедрами |
2.4. | Методическая помощь преподавателям в разработке индивидуальных программ обучения и психолого-педагогического сопровождения студентов с учетом их нозологии в инклюзивном образовании | По запросу | Зав.кафедрами |
2.5. | Изучение, адаптация и внедрение практико- ориентированных технологий психолого-педагогического сопровождения всех субъектов инклюзивного образования в вузе | В течение года | Деканы факультетов Зав.кафедрами |
| Научно-аналитическое направление | | |
3.1. | Участие в научных, научно- методических отраслевых конференциях, семинарах, вебинарах (очное, заочное), по проблемам инклюзивного образования в вузах; по организации психолого- педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями зрения в вузе. | В течение года | Группа психолого- педагогического сопровождения |
3.2. | Публикация результатов исследований в научных изданиях по вопросам психолого-педагогического сопровождения обучающихся в инклюзивном образовании (образовательный, диагностический, консультативный, коррекционно-развивающий, воспитательный компоненты). | В течение года | Группа психолого- педагогического сопровождения |
| Практикоориентированное направление | | |
4.1. | Мероприятия по психологической диагностике: | | |
Исследование уровня адаптированности студентов 1-го курса с нарушениями зрения к условиям обучению в вузе; выделение потенциальной «группы риска». | сентябрь- октябрь 2017 г. | Группа психолого- педагогического сопровождения |
Психологическая диагностика для выявления личностных особенностей, актуального эмоционального состояния, личностных особенностей, адаптационных возможностей, учебной и профессиональной мотивации | Согласно графику психодиагностики в студенческих группах | Группа психолого- педагогического сопровождения |
Выявление основных потребностей и проблем при обучении в вузе студентов с нарушениями зрения (проблемы психологического характера и здоровья; проблемы взаимоотношений в студенческой группе и с преподавателями; проблемы, связанные с невыполнением требований созданий безбарьерной среды; проблемы в семье и т.д.). | Согласно графику психодиагностики в студенческих группах | Группа психолого- педагогического сопровождения |
Выявление особых образовательных потребностей и проблем студентов с нарушениями зрения, обусловленных психофизиологическими особенностями и сопутствующими нарушениями в сенсорной сфере | По индивидуальным запросам обучающихся | Группа психолого- педагогического сопровождения |
4.2. | Составление рекомендаций для обучающихся с нарушениями зрения и их родителей (законных представителей), имеющих проблемы в адаптационный период обучения в вузе | По индивидуальным запросам обучающихся | Группа психолого- педагогического сопровождения |
4.3. | Индивидуальное психологическое консультирование | В течение года | Группа психолого- педагогического сопровождения |
4.4. | Консультирование родителей (законных представителей) студентов с нарушениями зрения по вопросам развития, обучения в вузе, проблемам взаимодействия в семье и т.д | В течение года | Группа психолого- педагогического сопровождения |
4.5. | Психологическая профконсультационная работа со студентами, имеющими нарушения зрения | В течение года | Группа психолого- педагогического сопровождения |
| Психологическое просвещение | | |
5.1. | Подготовка материалов по актуальной психолого- педагогической проблематике, связанной с обеспечением психолого- педагогического сопровождения в процессе инклюзивного образования в вузе | В течение года | Группа психолого- педагогического сопровождения |
| Информационное направление | | |
6.1. | Взаимодействие с информационной службой СГПИ по размещению информации о научных и иных мероприятиях по обеспечению психолого- педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями зрения | В течение года | Группа психолого- педагогического сопровождения |