СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инклюзивное образование

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закон «об образовании в Российской Федерации» заложил полноценную правовую основу для развития инклюзивного образования в нашей стране. До момента принятия Закона правовые основы инклюзивного образования были представлены в международных и региональных документах, в локальных актах образовательных учреждений, осуществляющих инновационную и научно-экспериментальную деятельность по вопросу развития инклюзивного образования (интегрированного образования).

Просмотр содержимого документа
«Инклюзивное образование»

Инклюзивное образование. Основные понятия. Нормативно-правовое обеспечение


Лекция 1

Инклюзивное образование. Основные
понятия. Нормативно-правовое
обеспечение

В современном образовании в России осуществляются долгожданные изменения традиционных основ, которые нашли свое отражение прежде всего в Федеральном законе «об образовании в Российской Федерации»1. особое значение этот закон имеет для обучающихся с ограниченными воз­можностями здоровья, т.к. в нем декларируется доступность образования для всех детей без исключения.

Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллек­туальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками у которых таких особенностей нет2.

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных по­требностей и индивидуальных возможностей3.

В чем различие этих двух определений? Во-первых, временная разни­ца, она составляет приблизительно десять лет. Во- вторых, содержатель­ная: инклюзивное образование первоначально в России рассматривалось как образование для детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Такая трактовка инклюзивного образования связана прежде всего с тем, что за основу был взят опыт зарубежной педагогики. Закон «Об образовании в Российской Федерации» рассматривает инклюзивное образование как образование равных прав, индивидуальных возможностей и потребностей для разных категорий детей:

  • учащихся с признаками одаренности;

  • учащихся, для которых русский язык не является родным;

  • учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов;

  • учащихся с проблемами в развитии и поведении.

Включение детей с ОВЗ в общеобразовательную среду, их совместное обучение и воспитание с обычно развивающимися детьми на равных и со­ставляет методологическую основу инклюзивного образования. основной вопрос заключается в том, как сделать, чтобы и ребенок с оВЗ, и нормально развивающиеся дети в полной мере реализовали образовательные потреб­ности и получили определенный социальный опыт.

Закон «об образовании в Российской Федерации» заложил полноценную правовую основу для развития инклюзивного образования в нашей стране. До момента принятия Закона правовые основы инклюзивного образования были представлены в международных и региональных документах, в локальных актах образовательных учреждений, осуществляющих инновационную и научно-экспериментальную деятельность по вопросу развития инклюзивного образования (интегрированного образования).

Представляется важным познакомить организаторов инклюзивного об­разования с различием в понятиях: «интегрированное» и «инклюзивное» образование.

интегрированное образование предполагает совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей. Ребенок с особыми образовательными потребностями при интегрированном образовании должен приспособиться к системе обучения в данной школе.

При инклюзивном образовании создаются равные условия для всех детей. не ребенок приспосабливается к школе, а система (образовательное учреж­дение) создает все необходимые условия ребенку, отвечает его потребностям и интересам. Совершенно очевидно, что такие идеальные условия требуют системных усилий и не могут быть созданы без четкой нормативно-правой базы. именно поэтому практика совместного обучения детей с оВЗ и нор­мально развивающихся сверстников в России основывалась на интегриро­ванном образовании.

Далее рассмотрим нормативно-правовую основу интегративного/инклю- зивного образования до вступления в силу закона «об образовании в РФ».

Нормативно-правовая основа интегративного/
инклюзивного образования (до 2013 г.)

Международные документы

  1. Всеобщая декларация прав человека (1948)

В основе инклюзивного образования лежит право на образование, про­возглашенное оон во Всеобщей декларации прав человека в 1948 году. В ней сказано:

• каждый человек имеет право на образование. образование должно быть бесплатным, по меньшей мере в том, что касается начального и общего образо­вания. начальное образование должно быть обязательным. техническое и про­фессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

  • образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свобо­дам. образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности организации объединенных наций по поддержанию мира.

  1. Конвенция о правах ребенка (1989)

наиболее важны следующие положения Конвенции о правах ребенка: за­прет дискриминации детей (ст. 2); «доступ детей с инвалидностью «к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслужи­вания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному по возможности вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка» (ст. 23).

Статья 29 о целях образования утверждает, что «развитие ребенка с помощью образования является основной целью, а также что образование должно обеспечивать развитие личности, талантов и умственных и физиче­ских способностей ребенка в их самом полном объеме».

  1. Саламанская декларация (1994)

она провозгласила принципы включающего образования:

  • каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень образования;

  • каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;

  • необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образова­тельные программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей;

  • лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированные, в первую очередь, на детей, с целью удовлетворения этих потребностей.

  • обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством... построения инклюзивного общества и обеспе­чения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное обра­зование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.

  1. Конвенция о правах инвалидов (2006)

Термин «инклюзивное образование» (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - включаю) официально закреплен в ст. 24 Конвенции, в которой говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».

В соответствии с Конвенцией образование должно быть направлено на:

  • развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;

  • доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потреб­ностей лица;

  • предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения.

Федеральные документы РФ

В федеральном законодательстве до 2013 г. такого понятия как «ин­клюзивное образование» не существовало. однако основные положения Конституции и федерального законодательства, в частности Федераль­ных законов «об образовании», «о социальной защите инвалидов», «о высшем и послевузовском профессиональном образовании», не препят­ствовали обучению детей с оВЗ в дошкольных и школьных общеобразо­вательных учреждениях, хотя и не содержали механизма обеспечения ин­клюзивного образования и предоставления образовательных услуг детям с оВЗ.

Своеобразие формирования правовых основ инклюзивного образова­ния в России состоит в том, что сначала на государственном уровне были разработаны и приняты документы, которые впоследствии стали базой для законодательного закрепления инклюзии.

«о государственной программе Российской Федерации “Доступная среда” на 2011-2015 годы». Постановление от 17 марта 2011 № 175.

Одним из приоритетных направлений государственной политики должно стать создание условий для предоставления детям-инвалидам с учетом их психофизического развития равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализую­щих образовательные программы общего образования, с учетом психолого- медико-педагогических комиссий.

Эффективность реализации Программы оценивается ежегодно на осно­ве целевых показателей и индикаторов. Целевые индикаторы и показатели Программы - это доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем ко­личестве общеобразовательных учреждений.

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.4 предусматривает доступность качественного обучения и воспитания, куль­турного развития и информационной безопасности детей:

  • законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качествен­ному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения ре­бенка;

  • нормативно-правовое регулирование порядка финансирования для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование;

  • внедрение эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование пере­смотр критериев установления инвалидности для детей.

Региональные документы

Во многих субъектах Российской Федерации (Республика Карелия, Ре­спублика Саха (Якутия), Красноярский край, Ленинградская, Самарская, Ярославская области, москва и др.) были разработаны документы концеп­туального характера, посвященные вопросам развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

В москве процесс развития образования детей с ограниченными воз­можностями здоровья получил свое дальнейшее продолжение в принятом Законе города москвы «об образовании лиц с ограниченными возможно­стями здоровья в городе Москве»5.

В ст. 2 раскрываются основные понятия: «...Инклюзивное образова­ние - совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений».

В ст. 3 написано, что «органы государственной власти города Москвы создают в государственных образовательных учреждениях условия для инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здо­ровья».

Примеры местных локальных актов

Примером положительного опыта является проект Центрального округа города москвы «Стрижи» (стремление к инклюзивной жизни). он создан в рамках Городской экспериментальной площадки и в течение 10 лет являлся федеральной экспериментальной площадкой по развитию инклюзивного образования. Данный проект позволил семьям, имеющим детей с ограни­ченными возможностями здоровья, воспользоваться инклюзивными обра­зовательными услугами.

Нормативно-правовая основа интегративного/
инклюзивного образования (с 2013 г.)

новым этапом развития инклюзивного образования в России стало при­нятие Федерального закона «об образовании в Российской Федерации»6.

Впервые в федеральном законодательстве появилось понятие «инклю­зивное образование», под которым понимается «обеспечение равного до­ступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей»7.

Рассмотрим отдельные статьи Закона, касающиеся инклюзивного об­разования.

В ст. 2 п.16 дается понятие обучающегося с оВЗ: «обучающийся с огра­ниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недо­статки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Следует отметить, что данное понятие распространяется как на лиц, при­знанных инвалидами, так и на лиц, не являющихся ими. К этой же группе могут быть отнесены дети-инвалиды, которые не являются обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, как правило это дети страдающие соматическими заболеваниями. Закон разводит понятия «ребенок с ОВЗ» и «ребенок- инвалид». Обратимся к примеру: ребенок с диагнозом «сахарный диабет» имеет инвалидность, но не проходил ПМПК и не нуждается в созда­нии специальных условий. Он не считается ребенком с ОВЗ. Ребенок с ОВЗ может не быть инвалидом, но требует создания специальных условий.

В ст. 79. п. 1 написано, что «содержание образования и условия ор­ганизации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными воз­можностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов и индивидуальной программой реабили­тации». В п. 2 говорится, что «общее образование обучающихся с огра­ниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися»8.

Статья 79 п. 3: «Под специальными условиями для получения об­разования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных про­грамм и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учеб­ных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предо­ставления услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых индивидуаль­ных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».

В соответствии со ст. 79 п. 4 «образование обучающихся с ограниченными возможностями может быть организовано как совместно с другими обучаю­щимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

Статья 79 п. 5 объясняет, что «отдельные организации, осущест­вляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченны­ми возможностями здоровья». таким образом, закон заложил правовую основу для существования как инклюзивного, так и специального (кор­рекционного) образования.

Согласно ст. 79 п. 11, «при получении образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно спе­циальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков».

Статья 34 определяет основные права обучающихся и меры их соци­альной поддержки и стимулирования. «обучающимся предоставляются академические права:

• на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получе­ние социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогиче ской коррекции».

Данное право непосредственно связано с обязанностями и ответственно­стью педагогических работников. так, в ст. 48 п. 1 п/п 6 записано: «педаго­гические работники обязаны... учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицин­скими организациями».

Статья 79 п.12 говорит о том, что «государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготов­ку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченны­ми возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность».

Закон устанавливает порядок оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Согласно ст. 42, «эта помощь оказы­вается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобра­зовательных программ, а также трудности в развитии и социальной адап­тации. Данная помощь оказывается в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, педагогами-психологами образова­тельных организаций, в которых такие дети обучаются». В Законе описа­но, что «психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:

  1. психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их роди­телей (законных представителей) и педагогических работников;

  2. коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающи­мися, логопедическую помощь обучающимся;

  3. комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;

  4. помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

В п. 3 говорится, что «психолого-педагогическая, медицинская и соци­альная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей)».

В п. 4 данной статьи рассматриваются виды психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи организациям, осуществляющим об­разовательную деятельность:

  • «реализация основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся,

  • осуществление психолого-педагогического сопровождения реализации основных общеобразовательных программ,

  • оказание методическую помощь организациям, осуществляющим об­разовательную деятельность, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ,

  • выявление и устранение потенциальных препятствий к обучению,

  • осуществление мониторинга эффективности оказываемой органи­зациями, осуществляющими образовательную деятельность, психолого­педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации».

В п. 5 описан круг задач, которые могут быть возложены на центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи:

  • «осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии,

  • проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследо­вания детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, под­готовка по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций».

Положение о психолого-медико-педагогической комиссии и порядок проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследова­ния детей устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласо­ванию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В п. 6 говорится, что «психолого-педагогическая помощь в центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи оказывается педагогами-психологами, социальными педагогами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами и иными специалистами, необходимыми для над­лежащего осуществления функций такого центра».

Закон «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 44 определяет права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (за­конных представителей) несовершеннолетних обучающихся:

П. 3: «Родители (законные представители) несовершеннолетних имеют право:

...присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педа­гогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекоменда­ций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей».

П. 4: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучаю­щихся обязаны:

.обеспечить получение детьми общего образования».

Для обеспечения инклюзивного образования имеет значение порядок установления правил приема в общеобразовательные организации.

Статья 55 п. 3 устанавливает, что дети с ограниченными возможно­стями здоровья принимаются по адаптированной основной общеобразо­вательной программе только с согласия родителей (законных представи­теле) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. В целом установленный порядок не лишает детей с ограни­ченными возможностями здоровья права на поступление в учреждение общего образования (за исключением случаев отсутствия свободных мест, углубленного изучения предметов и организации индивидуального отбора).

Статья 58 п. 9 определяет проведение промежуточной аттестации:

  • «Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (за­конных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану».

  • «Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и сред­него общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке госу­дарственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» (ст. 60 п. 13).

Действующий закон «об образовании в Российской Федерации» регули­рует ключевые, базовые вопросы организации инклюзивного образования. Положения этого закона получили дальнейшее развитие в подзаконных актах РФ.

Далее рассмотрим эти приказы и положения.

Приказ Министерства образования и науки РФ
«Об утверждении порядка организации
и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам-
образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего
образования»9

В разд. II «организация и осуществление образовательной деятельности» в п. 5 записано:

«обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемых общеобразовательных программ осу­ществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.

При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена образовательной организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного учащегося».

П. 12 декларирует, что «общеобразовательные программы реализуются образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством се­тевых форм их реализации».

В разд. III «особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья» указывается:

«Содержание общего образования и условия организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной про­граммой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида... Для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья создаются:

  • необходимые условия для коррекции нарушения развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, ме­тодов и способов общения.

  • условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством органи­зации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Далее рассмотрим положение о ПмПК.

Положение

о психолого-медико-педагогической комиссии10

Комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особен­ностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико- педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

определены основные направления деятельности и права комиссии, среди них:

  • проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях свое­временного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

  • подготовка по результатам обследования рекомендаций;

  • оказание консультативной помощи.

надо отметить, что постепенно происходят изменения и в создании регио­нальной правовой базы с учетом специфики субъекта Российской Федерации. Российский опыт инклюзивного образования характеризуется длительным этапом экспериментального и проектного режима работы образовательных учреждений, который завершился законодательным оформлением: «равным доступом к образованию всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

и сегодня становится понятно, что еще не каждая образовательная орга­низация, даже при наличии правовых основ, готова принять путь инклюзии и стать по-настоящему инклюзивной школой.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Сформулируйте основные отличия интегративного образования от инклюзивного.

  2. найдите выход из описанной ниже ситуации. обоснуйте ответ, аргу­ментируя его нормативно-законодательной базой организации инклюзивного образования.

«В школу с вопросом о приеме обратились родители ребенка с расстрой­ством аутистического спектра. Семья проживает в шаговой доступности от школы. Директор отказал родителям. Прав ли он? Рассмотрите возможные варианты развития событий».

  1. В школе есть ученик, который проявляет признаки гиперактивности. он мешает на уроке одноклассникам, не может долго сидеть на месте. Ребенок не является инвалидом, не имеет медицинских диагнозов. можно ли считать его «ребенком с оВЗ»? Какие действия образовательное учреждение должно предпринять, чтобы оказать помощь такому ребенку?

  2. Какой документ после окончания школы получит ученик с ментальны­ми нарушениями развития, если он обучался по основной адаптированной образовательной программе?

  3. одаренный ученик с признаками гиперактивности, без медицинского диагноза. необходимо ли образовательному учреждению создавать специ­альные условия для такого ребенка? обоснуйте ответ в соответствии с за­конодательными актами. Выскажите ваше мнение.

Литература

  1. Федеральный закон «об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. Электронный ресурс. http://www.garant.ru/hotlaw/ federal/554992/

  2. Алехина С.В. Инклюзивное образование: от образовательной политики к образовательной практике // Психолого-педагогические основы инклюзив­ного образования. М., 2013.

  3. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сб. материалов II Международной научно-практической конференции. М., 2013.

  4. Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ, 2011.

  5. Кутепова Е.Н. Законодательные основы организации получения об­разования детьми с оВЗ. Электронный ресурс. http://www.indusrve-edu.ru/ life_news/4/550/

  6. Приоритеты социальной инклюзии детей с ограниченными возмож­ностями здоровья и их семей в России. М.: Детский фонд оон ЮНИСЕФ.

  7. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования. М., 2013.

1Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

2«Инклюзивное образовании в России». 2011. М.: ЮНИСЕФ.

3Закон «Об образовании в Российской Федерации»...

4Утверждена Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761.

5Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» № 16 от 28.04.2010.

6Закон «Об образовании в Российской Федерации»...

7См. ст. 2 п. 27.

8Для детей-инвалидов помимо АоП необходима индивидуальная программа реабилитации (иПР).

9Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015.

10Утверждено Приказом министерства образования и науки Российской Феде­рации от 29 сентября 2013 г. № 1082.

0



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!