Инклюзивное образование. Основные понятия. Нормативно-правовое обеспечение
Лекция 1
Инклюзивное образование. Основные
понятия. Нормативно-правовое
обеспечение
В современном образовании в России осуществляются долгожданные изменения традиционных основ, которые нашли свое отражение прежде всего в Федеральном законе «об образовании в Российской Федерации»1. особое значение этот закон имеет для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, т.к. в нем декларируется доступность образования для всех детей без исключения.
Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками у которых таких особенностей нет2.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей3.
В чем различие этих двух определений? Во-первых, временная разница, она составляет приблизительно десять лет. Во- вторых, содержательная: инклюзивное образование первоначально в России рассматривалось как образование для детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Такая трактовка инклюзивного образования связана прежде всего с тем, что за основу был взят опыт зарубежной педагогики. Закон «Об образовании в Российской Федерации» рассматривает инклюзивное образование как образование равных прав, индивидуальных возможностей и потребностей для разных категорий детей:
учащихся с признаками одаренности;
учащихся, для которых русский язык не является родным;
учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов;
учащихся с проблемами в развитии и поведении.
Включение детей с ОВЗ в общеобразовательную среду, их совместное обучение и воспитание с обычно развивающимися детьми на равных и составляет методологическую основу инклюзивного образования. основной вопрос заключается в том, как сделать, чтобы и ребенок с оВЗ, и нормально развивающиеся дети в полной мере реализовали образовательные потребности и получили определенный социальный опыт.
Закон «об образовании в Российской Федерации» заложил полноценную правовую основу для развития инклюзивного образования в нашей стране. До момента принятия Закона правовые основы инклюзивного образования были представлены в международных и региональных документах, в локальных актах образовательных учреждений, осуществляющих инновационную и научно-экспериментальную деятельность по вопросу развития инклюзивного образования (интегрированного образования).
Представляется важным познакомить организаторов инклюзивного образования с различием в понятиях: «интегрированное» и «инклюзивное» образование.
интегрированное образование предполагает совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей. Ребенок с особыми образовательными потребностями при интегрированном образовании должен приспособиться к системе обучения в данной школе.
При инклюзивном образовании создаются равные условия для всех детей. не ребенок приспосабливается к школе, а система (образовательное учреждение) создает все необходимые условия ребенку, отвечает его потребностям и интересам. Совершенно очевидно, что такие идеальные условия требуют системных усилий и не могут быть созданы без четкой нормативно-правой базы. именно поэтому практика совместного обучения детей с оВЗ и нормально развивающихся сверстников в России основывалась на интегрированном образовании.
Далее рассмотрим нормативно-правовую основу интегративного/инклю- зивного образования до вступления в силу закона «об образовании в РФ».
Нормативно-правовая основа интегративного/
инклюзивного образования (до 2013 г.)
Международные документы
Всеобщая декларация прав человека (1948)
В основе инклюзивного образования лежит право на образование, провозглашенное оон во Всеобщей декларации прав человека в 1948 году. В ней сказано:
• каждый человек имеет право на образование. образование должно быть бесплатным, по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. начальное образование должно быть обязательным. техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности организации объединенных наций по поддержанию мира.
Конвенция о правах ребенка (1989)
наиболее важны следующие положения Конвенции о правах ребенка: запрет дискриминации детей (ст. 2); «доступ детей с инвалидностью «к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному по возможности вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка» (ст. 23).
Статья 29 о целях образования утверждает, что «развитие ребенка с помощью образования является основной целью, а также что образование должно обеспечивать развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме».
Саламанская декларация (1994)
она провозгласила принципы включающего образования:
каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень образования;
каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;
необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей;
лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированные, в первую очередь, на детей, с целью удовлетворения этих потребностей.
обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством... построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.
Конвенция о правах инвалидов (2006)
Термин «инклюзивное образование» (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - включаю) официально закреплен в ст. 24 Конвенции, в которой говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».
В соответствии с Конвенцией образование должно быть направлено на:
развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;
доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;
предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения.
Федеральные документы РФ
В федеральном законодательстве до 2013 г. такого понятия как «инклюзивное образование» не существовало. однако основные положения Конституции и федерального законодательства, в частности Федеральных законов «об образовании», «о социальной защите инвалидов», «о высшем и послевузовском профессиональном образовании», не препятствовали обучению детей с оВЗ в дошкольных и школьных общеобразовательных учреждениях, хотя и не содержали механизма обеспечения инклюзивного образования и предоставления образовательных услуг детям с оВЗ.
Своеобразие формирования правовых основ инклюзивного образования в России состоит в том, что сначала на государственном уровне были разработаны и приняты документы, которые впоследствии стали базой для законодательного закрепления инклюзии.
«о государственной программе Российской Федерации “Доступная среда” на 2011-2015 годы». Постановление от 17 марта 2011 № 175.
Одним из приоритетных направлений государственной политики должно стать создание условий для предоставления детям-инвалидам с учетом их психофизического развития равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, с учетом психолого- медико-педагогических комиссий.
Эффективность реализации Программы оценивается ежегодно на основе целевых показателей и индикаторов. Целевые индикаторы и показатели Программы - это доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений.
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.4 предусматривает доступность качественного обучения и воспитания, культурного развития и информационной безопасности детей:
законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения ребенка;
нормативно-правовое регулирование порядка финансирования для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование;
внедрение эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование пересмотр критериев установления инвалидности для детей.
Региональные документы
Во многих субъектах Российской Федерации (Республика Карелия, Республика Саха (Якутия), Красноярский край, Ленинградская, Самарская, Ярославская области, москва и др.) были разработаны документы концептуального характера, посвященные вопросам развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
В москве процесс развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья получил свое дальнейшее продолжение в принятом Законе города москвы «об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве»5.
В ст. 2 раскрываются основные понятия: «...Инклюзивное образование - совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений».
В ст. 3 написано, что «органы государственной власти города Москвы создают в государственных образовательных учреждениях условия для инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Примеры местных локальных актов
Примером положительного опыта является проект Центрального округа города москвы «Стрижи» (стремление к инклюзивной жизни). он создан в рамках Городской экспериментальной площадки и в течение 10 лет являлся федеральной экспериментальной площадкой по развитию инклюзивного образования. Данный проект позволил семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, воспользоваться инклюзивными образовательными услугами.
Нормативно-правовая основа интегративного/
инклюзивного образования (с 2013 г.)
новым этапом развития инклюзивного образования в России стало принятие Федерального закона «об образовании в Российской Федерации»6.
Впервые в федеральном законодательстве появилось понятие «инклюзивное образование», под которым понимается «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей»7.
Рассмотрим отдельные статьи Закона, касающиеся инклюзивного образования.
В ст. 2 п.16 дается понятие обучающегося с оВЗ: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Следует отметить, что данное понятие распространяется как на лиц, признанных инвалидами, так и на лиц, не являющихся ими. К этой же группе могут быть отнесены дети-инвалиды, которые не являются обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, как правило это дети страдающие соматическими заболеваниями. Закон разводит понятия «ребенок с ОВЗ» и «ребенок- инвалид». Обратимся к примеру: ребенок с диагнозом «сахарный диабет» имеет инвалидность, но не проходил ПМПК и не нуждается в создании специальных условий. Он не считается ребенком с ОВЗ. Ребенок с ОВЗ может не быть инвалидом, но требует создания специальных условий.
В ст. 79. п. 1 написано, что «содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов и индивидуальной программой реабилитации». В п. 2 говорится, что «общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися»8.
Статья 79 п. 3: «Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».
В соответствии со ст. 79 п. 4 «образование обучающихся с ограниченными возможностями может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность».
Статья 79 п. 5 объясняет, что «отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». таким образом, закон заложил правовую основу для существования как инклюзивного, так и специального (коррекционного) образования.
Согласно ст. 79 п. 11, «при получении образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков».
Статья 34 определяет основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования. «обучающимся предоставляются академические права:
• на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогиче ской коррекции».
Данное право непосредственно связано с обязанностями и ответственностью педагогических работников. так, в ст. 48 п. 1 п/п 6 записано: «педагогические работники обязаны... учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями».
Статья 79 п.12 говорит о том, что «государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность».
Закон устанавливает порядок оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Согласно ст. 42, «эта помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, а также трудности в развитии и социальной адаптации. Данная помощь оказывается в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, педагогами-психологами образовательных организаций, в которых такие дети обучаются». В Законе описано, что «психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:
психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
В п. 3 говорится, что «психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей)».
В п. 4 данной статьи рассматриваются виды психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность:
«реализация основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся,
осуществление психолого-педагогического сопровождения реализации основных общеобразовательных программ,
оказание методическую помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ,
выявление и устранение потенциальных препятствий к обучению,
осуществление мониторинга эффективности оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, психологопедагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации».
В п. 5 описан круг задач, которые могут быть возложены на центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи:
«осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии,
проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовка по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций».
Положение о психолого-медико-педагогической комиссии и порядок проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В п. 6 говорится, что «психолого-педагогическая помощь в центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи оказывается педагогами-психологами, социальными педагогами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами и иными специалистами, необходимыми для надлежащего осуществления функций такого центра».
Закон «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 44 определяет права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся:
П. 3: «Родители (законные представители) несовершеннолетних имеют право:
...присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей».
П. 4: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
.обеспечить получение детьми общего образования».
Для обеспечения инклюзивного образования имеет значение порядок установления правил приема в общеобразовательные организации.
Статья 55 п. 3 устанавливает, что дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителе) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. В целом установленный порядок не лишает детей с ограниченными возможностями здоровья права на поступление в учреждение общего образования (за исключением случаев отсутствия свободных мест, углубленного изучения предметов и организации индивидуального отбора).
Статья 58 п. 9 определяет проведение промежуточной аттестации:
«Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану».
«Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» (ст. 60 п. 13).
Действующий закон «об образовании в Российской Федерации» регулирует ключевые, базовые вопросы организации инклюзивного образования. Положения этого закона получили дальнейшее развитие в подзаконных актах РФ.
Далее рассмотрим эти приказы и положения.
Приказ Министерства образования и науки РФ
«Об утверждении порядка организации
и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам-
образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего
образования»9
В разд. II «организация и осуществление образовательной деятельности» в п. 5 записано:
«обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемых общеобразовательных программ осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.
При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена образовательной организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного учащегося».
П. 12 декларирует, что «общеобразовательные программы реализуются образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации».
В разд. III «особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья» указывается:
«Содержание общего образования и условия организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида... Для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья создаются:
необходимые условия для коррекции нарушения развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения.
условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Далее рассмотрим положение о ПмПК.
Положение
о психолого-медико-педагогической комиссии10
Комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико- педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
определены основные направления деятельности и права комиссии, среди них:
проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
подготовка по результатам обследования рекомендаций;
оказание консультативной помощи.
надо отметить, что постепенно происходят изменения и в создании региональной правовой базы с учетом специфики субъекта Российской Федерации. Российский опыт инклюзивного образования характеризуется длительным этапом экспериментального и проектного режима работы образовательных учреждений, который завершился законодательным оформлением: «равным доступом к образованию всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
и сегодня становится понятно, что еще не каждая образовательная организация, даже при наличии правовых основ, готова принять путь инклюзии и стать по-настоящему инклюзивной школой.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Сформулируйте основные отличия интегративного образования от инклюзивного.
найдите выход из описанной ниже ситуации. обоснуйте ответ, аргументируя его нормативно-законодательной базой организации инклюзивного образования.
«В школу с вопросом о приеме обратились родители ребенка с расстройством аутистического спектра. Семья проживает в шаговой доступности от школы. Директор отказал родителям. Прав ли он? Рассмотрите возможные варианты развития событий».
В школе есть ученик, который проявляет признаки гиперактивности. он мешает на уроке одноклассникам, не может долго сидеть на месте. Ребенок не является инвалидом, не имеет медицинских диагнозов. можно ли считать его «ребенком с оВЗ»? Какие действия образовательное учреждение должно предпринять, чтобы оказать помощь такому ребенку?
Какой документ после окончания школы получит ученик с ментальными нарушениями развития, если он обучался по основной адаптированной образовательной программе?
одаренный ученик с признаками гиперактивности, без медицинского диагноза. необходимо ли образовательному учреждению создавать специальные условия для такого ребенка? обоснуйте ответ в соответствии с законодательными актами. Выскажите ваше мнение.
Литература
Федеральный закон «об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. Электронный ресурс. http://www.garant.ru/hotlaw/ federal/554992/
Алехина С.В. Инклюзивное образование: от образовательной политики к образовательной практике // Психолого-педагогические основы инклюзивного образования. М., 2013.
Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сб. материалов II Международной научно-практической конференции. М., 2013.
Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ, 2011.
Кутепова Е.Н. Законодательные основы организации получения образования детьми с оВЗ. Электронный ресурс. http://www.indusrve-edu.ru/ life_news/4/550/
Приоритеты социальной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в России. М.: Детский фонд оон ЮНИСЕФ.
Психолого-педагогические основы инклюзивного образования. М., 2013.
1Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2«Инклюзивное образовании в России». 2011. М.: ЮНИСЕФ.
3Закон «Об образовании в Российской Федерации»...
4Утверждена Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761.
5Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» № 16 от 28.04.2010.
6Закон «Об образовании в Российской Федерации»...
7См. ст. 2 п. 27.
8Для детей-инвалидов помимо АоП необходима индивидуальная программа реабилитации (иПР).
9Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015.
10Утверждено Приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 29 сентября 2013 г. № 1082.
0