Инклюзивное образование
Инклюзия в образовании появилась сравнительно недавно. Эта проблема на сегодняшний день является очень актуальной. До недавнего времени со словом «inklusive» мы сталкивались если нам доводилось где-то отдыхать, и в наш отдых были включены все услуги. Слово «inklusive» переводится с латыни и французского как «включать в себя, вовлекать, заключать».
Инклюзивное образование – это практика общего образования, основанная на понимании, что люди с ограниченными возможностями в современном обществе могут и должны быть вовлечены в социум. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но в то же время создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Современное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом, как наиболее гуманное и эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования также становится одним из главных в нашей Российской образовательной политике.
Положения об инклюзивном образовании закреплены в государственных документах, одним из которых является Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года. Доктрина – основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. Доктрина отражает интересы граждан многонационального российского государства и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни.
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства со своими сверстниками без ограниченных возможностей в одних и тех же образовательных учреждениях, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (или спец. классе) при общеобразовательной школе.
Существует восемь принципов инклюзивного образования:
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
Каждый человек способен чувствовать и думать;
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
Все люди нуждаются друг в друге;
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с детьми с инвалидностью. Кроме этого, необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
Развитию инклюзивного образования зачастую препятствует отсутствие необходимого материально-технического обеспечения школ. Должны быть специально оборудованы:
Вход в школу (пандус и т.д.);
Контрастные цвета для слабовидящих обучающихся;
Внутреннее пространство школы (ширина дверного проема, подъемники рельефное покрытие пола, раздевалка, столовая, туалет, классные кабинеты).
Говоря об инклюзивном образовании, следует отметить задачу педагогов убедиться в своей готовности, так как «не навреди» – главный принцип этой работы.