СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инклюзивное образование. Что это такое?

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия означает полное вовлечение ребенка с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) в жизнь школы. Смысл инклюзии состоит в том, чтобы полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в жизнь класса.

Просмотр содержимого документа
«Инклюзивное образование. Что это такое?»

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

В настоящее время общество ставит перед образовательными учреждениями такие глобальные задачи, как высокий уровень и широкий спектр образовательных услуг, а также доступность образования для всех категорий детского населения. Выполнение этих задач возможно при условии создания в образовательных учреждениях комфортной образовательной среды, в которой учебные процессы протекают в наиболее благоприятных для учащихся условиях. Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия означает полное вовлечение ребенка с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) в жизнь школы. Смысл инклюзии состоит в том, чтобы полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в жизнь класса. В идеале инклюзивный класс должен объединять несколько групп детей с особыми образовательными потребностями, чтобы дети имели возможность общаться друг с другом.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

Восемь принципов инклюзивного образования:

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

Каждый человек способен чувствовать и думать;

Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

Все люди нуждаются друг в друге;

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Задачи инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями  сформулированы Н. Н. Малофеевым:

– создание единой образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;

– развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;

– организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;

– освоение детьми общеобразовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом;

– коррекция нарушенных процессов и функций, недостатков эмоционального и личностного развития;

– формирование у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблемам лиц с ограниченными возможностями;

– охрана и укрепление физического, нервно-психического здоровья детей;

‒ оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей особыми образовательными потребностями, включение их в процесс обучения;– успешная социализация обучающихся, воспитанников.

Ожидаемый результат содержательной области образования ребенка с ОВЗ в инклюзивном классе заключен в ряде критериев: – что ребенок должен знать и уметь на данной ступени образования; – что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике; – насколько активно, свободно и творчески он их применяет; – усвоение разделов образовательной программы; – анализ поведения и динамики его развития в повседневной жизни ребенка; – индивидуальный профиль развития жизненной компетенции.

Согласно исследованиям H. H. Малофеева (доктор педагогических наук, директор Института коррекционной педагогики РАО) успешному формированию инклюзивной образовательной среды в образовательном учреждении служит четко организованная и хорошо отлаженная инфраструктура специализированной психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями, участие в образовательном процессе специалистов в сфере общей и специальной педагогики, педагогов-психологов, учителей-логопедов, социальных педагогов, медицинских работников. Системообразующая роль в вопросе создания инклюзивной образовательной среды отводится психолого-медико-педагогическому консилиуму. Создание инклюзивной образовательной среды требует от специалистов, включенных в состав консилиума, высокого уровня профессиональной компетентности, свободного владения своей профессией и ориентацией в смежных областях деятельности, готовности к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, наличия ценностных ориентаций: уважение к человеческой личности; представление о ребенке как о самоценном, саморазвивающемся объекте ноосферы; осознание своей роли наставника и организатора. Инклюзивной школе нужен такой педагог, который должен отвечать современным требованиям, быть образованным специалистом, творческой личностью, осознавать и реализовывать новые технологии в образовании, создавать необходимые условия для развития или компенсации, коррекции отстающих психических функций ребенка, способствовать формированию психологического базиса для становления учебной деятельности в целом и каждого школьного навыка в отдельности, добиваться высоких результатов в своей профессиональной деятельности.

Таким образом, инклюзивная образовательная среда характеризуется системой ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию детей с особыми образовательными потребностями, совокупностью ресурсов (средств, внутренних и внешних условий) их жизнедеятельности в массовых общеобразовательных учреждениях и направленностью на индивидуальные образовательные стратегии обучающихся. Она служит реализации права каждого ребенка на образование, соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от тяжести нарушения психофизического развития, способности к усвоению цензового уровня образования и вида учебного заведения.

Формы работы в рамках преподавания немецкого языка:

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок, который строится на принципах коррекционно-развивающего обучения. Широко используются нетрадиционные формы проведения урока: экскурсия, заочное путешествие, игра, видеоурок. Разнообразны и формы работы с детьми на уроке: работа по шаблону, работы в группах, лото, домино, кроссворды. Для реализации курса используются следующие технологии: здоровьесберегающая технология, важная составляющая часть которой – это рациональная организация урока, кроме того, определяется и фиксируется психологический климат на уроке, проводится эмоциональная разрядка, чередуются разные виды деятельности.

Инклюзивное обучение строится на следующих принципах:

- Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учётом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей.

- Принцип поддержки самостоятельной активности ребёнка предполагает решение задачи формирования социально активной личности.

- Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения взаимодействия на гуманистической основе

Принцип междисциплинарного подхода предполагает совместную работу специалистов ОУ.

Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания предполагает наличие вариативной развивающей среды.

Этапы работы:

1.Диагностика

- Разработка индивидуального маршрута ученика;

2. Коррекционная работа с ребёнком.

- индивидуальные занятия (по изучению лексики, грамматики, по работе с текстом, коррекция поведения);

3.Участие детей с ОВЗ во внеклассных, внешкольных мероприятиях по немецкому языку и воспитательных мероприятиях.

4. Работа с родителями.

- родительские собрания;

- индивидуальные консультации;

- посещение семьи.

Урок №29 7 класс

Раздел «Лицо города – визитная карта страны»

Тема урока. «Город».

Цель: создать условия для усвоения всеми учащимися новой лексики и решения коммуникативных задач.

Задачи:

- воспитывать чувство полноправного участника образовательного процесса.

- развивать устойчивый учебно – познавательный интерес ; память, расширять кругозор;

- учить читать незнакомый текст и отвечать на вопросы; развивать навыки аудирования и монологической речи; повторить склонение прилагательных, закреплять новую лексику ;

Состав группы: 8 человек из них 4 с ЗПР (Саша, Данил, Настя, Лера)

Оргмомент. Welches Datum ist heute? Welcher Tag ist heute? Wer fehlt heute? – каждый из детей с ЗПР проговаривает порядковое числительное.

Как вы думаете, над какой темой мы будем сегодня работать, что мы будем делать на уроке?

2 Фонетическая зарядка: Работа над стихотворением «Meine Stadt»-прослушивание стихотворения с диска. (2 раза)

Worum geht es hier? Настя и Лера отвечают на русском языке о чем идет речь в стихотворении. Антон - на немецком.

Отработка дифтонга ei

Sein, ein,eine,einen, klein,schreiben,Heimat, Heimatstadt, weiss

3. Речевая зарядка. Wie kann eine Stadt sein? Wie kann sie werden? Wo kann eine Stadt liegen? Was gehort zu den Sehenswurdigkeiten der Stadt? Was gehort zu einer Stadt? Отвечают все дети по образцу.

4.Закрепление лексики.

-придумай предложения со словами: die Stadt, die Heimatstadt, leben,wohnen, die Sehenswurdigkeiten, ( Дети с ЗПР получают карточки на которых написаны все слова предложений, которые нужно расположить в соответствующем грамматическом порядке. Например: Poworino, meine, Heimatstadt, heisst.)

- назови синонимы: упр.1 стр.27 (тесты 7 класс) Дети с ЗПР выполняют 4 теста из 8)

- назови антонимы: Групповая работа) schmutzig; laut; hell; neu; gross; schon; spat; gut; leicht; weiss; Grossstadt; hoch; jung; lang

5. Физминутка.

6.Работа над текстом « Meine Stadt»

Чтение текста без перевода

Ответы на вопросы после текста.

Индивидуальное задание: Прочитать текст и найти в тексте немецкий эквивалент 2 русских предложений (карточки). Работа парами.

7.Развитие навыков аудирования «Оренбург» (на слайде написаны ключевые слова для пересказа текста. Дети с ЗПР получают текст, разрезанный. Они должны прослушав 2 раза сложить рассказ и прочитать его)

«Orenburg»

wurde 1743 gegrundet

liegt an der Grenze

ist 266 Jahre alt

ist an die Vergangenheit reich

es gibt

Sehenswurdichkeiten

Ein Kulturzentrum, ein Verkehrszentrum

Текст пересказывают 2 человека, читают тоже 2.

8. Развитие навыков письма. (работа в группах)

Ich mag (interessant_) Menschen.

Fur mich sind Menschen mit einem (gut_) Charakter wichtig.

Fur mich spielen die Augen eine (gross_) Rolle als eine (gut_) Figur.

Sie findet Jungen mit (lang_) Haaren attraktiv.

Er mag (klug_)Madchen nicht.

9. Итоги урока. Что мы сегодня на уроке делали? Что вам понравилось больше всего? Как вы думаете, что у нас не получилось?

Оценки анализ каждой оценки. Дети с ЗПР получили «3».

Домашнее задание.

Слова стр.60 учить, текст стр.52-53читать понять, составить 3 вопроса. ( для ЗПР 5 слов постараться выучить, перевести каждому индивидуальный отрывок по 3-4 предложения).







4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!