Инклюзивное образование физической культуры для детей с ОВЗ
1. Аннотация
2. Содержание
2.1. Введение
2.2. Формы образования детей с ОВЗ
2.3. Значение физической культуры для детей с ОВЗ
2.4 Специфические особенности физического воспитания детей с ЗПР
2.5. Методы и приемы обучения на уроках физической культуры детей с ЗПР
2.6. Заключение
3. Список использованных источников и литературы
1. Аннотация
Данная работа может представлять интерес для учителей физической культуры, работающих в классах, где есть дети с ОВЗ, а именно с ЗПР. Описанные формы и методы обучения направлены на формирование здорового образа жизни обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2.1 Введение
Вопрос обеспечения дифференцированного подхода к организации образовательного процесса на уроках физической культуры остается актуальным и в современной педагогической практике. Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ закреплено право равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Ни для кого не секрет, что в современном обществе уровень здоровья детей снижается, болезни «помолодели», увеличивается процент детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Одним из приоритетных направлений государственной политики в России является создание условий для предоставления детям с ОВЗ и детям-инвалидам равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных учреждениях с учетом особенностей их психофизического развития.
2.2. Формы образования детей с ОВЗ
В настоящее время в России применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:
- дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в специальных (коррекционных) учреждения I-VIII видов;
- интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;
- инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
К детям с ограниченными возможностями здоровья относят: детей- инвалидов; детей с диагнозом умственной отсталости; детей с нарушением слуха, зрения, недоразвитостью речи; детей с аутизмом; детей с комбинированными нарушениями в развитии.
Инклюзивное образование – это совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений. Детям с особенностями развития сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям совместное обучение с детьми с ОВЗ позволит развить толерантность и ответственность, которые станут основой их будущей жизни.
2.3 Значение физической культуры для детей с ОВЗ
У лиц с отклонениями в состоянии здоровья физическая культура направлена на развитие основных физических качеств; повышение функциональных возможностей организма; становление, сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств; формирование комплекса специальных знаний. Помимо данных положительных влияний инклюзивные уроки физической культуры имеют еще ряд преимуществ. «Особые» дети получают доступный пример для двигательного подражания; формируется способность к преодолению физических, и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни; осознается необходимость своего личного вклада в жизнь общества; появляется желание улучшать свои физические кондиции. Принципы инклюзивного образования построены на поддержке, взаимопомощи, равноправии и дружбе. Для ребенка с ОВЗ важно осознать, что он может общаться на равных со здоровыми, понять, какие качества нужны для общения с другими детьми, убедиться в собственном физическом потенциале. Несомненно, положительный опыт таких уроков выносят и здоровые дети. Для них эти уроки это новые навыки общения и развития эмоциональной сферы, преодоление эгоистических установок или комплекса превосходства. Участвуя совместно в образовательном процессе, здоровые дети и дети с ОВЗ учатся толерантному отношению друг к другу.
2.4 Специфические особенности физического воспитания детей с ЗПР
В связи с повышенной утомляемостью учащихся с задержкой психического развития на общеобразовательных уроках особое значение имеет вопрос об использовании уроков физической культуры, утренней гигиенической гимнастики, физкультминуток во время уроков в классе, а также физкультурных мероприятий на больших переменах с целью повышения умственной и физической работоспособности аномальных детей. Физическая культура имеет большие возможности для коррекции недостатков и совершенствования моторики детей. Большое число физических упражнений и вариативность их выполнения позволяет производить подбор наиболее целесообразных сочетаний упражнений для каждого отдельного случая. На основании всего изложенного можно отметить ряд специфических особенностей в вопросе физического воспитания детей с задержкой психического развития.
1. Физическое воспитание учеников направлено, прежде всего, на коррекцию недостатков их развития.
2. Для успешного осуществления коррекционно-развивающих задач в процессе физического воспитания нужно учитывать имеющиеся у детей отклонения в физическом и психическом развитии.
3. Третья особенность заключается в применении специально подобранных средств и
методических приемов, которые в наибольшей мере содействуют коррекции недостатков и в то же время благоприятно влияют на общее физическое развитие.
2.5. Методы и приемы обучения на уроках физической культуры детей с ЗПР
Клинические наблюдения и практический опыт показывают, что школьники с задержкой психического развития нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются главным условием подготовки к жизни. Учителю физической культуры следует: использовать разнообразные проблемные методы обучения, пользоваться социальной активностью подростка, поддерживать диалог с учениками, проводить индивидуальное обучение. Для детей с диагнозом ЗПР главным фактором, организующим внимание, является форма подачи учебного материала. При постановке задач урока следует:
1. Четко определять цель и задачи урока, разбивая поурочное задание на этапы.
2. Ставя задачу, проверять, принята ли она учениками, понята ли ими.
При пояснении упражнений:
1. Показывать логическую связь между отдельными заданиями, чтобы переход от одного к другому был как бы продолжением единого процесса.
2. Не просто объяснять материал, а размышлять над наиболее эффективным способом решения задачи, задавая вопросы ученикам, втягивая их в процесс своего мышления.
3. Не затягивать объяснение, не превращать их в длинные монологи.
При выполнении учениками учебного задания:
1. Выбирать оптимальный темп работы для данной группы учеников.
2. Планировать оптимальный объем работы на урок. Слишком большой объем создает условия для формирования неустойчивого внимания как следствие однообразия или утомления, а слишком малый объем - неполную загрузку и появление пауз вследствие отвлечения учеников.
3. Вводить соревновательные элементы или игры в процесс урока. При этом необходимо помнить, что сильное эмоциональное возбуждение мешает сосредоточить внимание на технической части упражнения.
4. Стимулировать внимание учеников в отдельные моменты урока, подчеркивая важность выполняемых действий.
5. Устранять причины отрицательного отношения учеников к разучиваемым упражнениям.
2.6. Заключение
На уроках физической культуры в классах, где обучаются дети с ОВЗ, следует учитывать диагноз детей, соответственно планировать урок, распределяя нагрузку на детей и выбирать формы и методы обучения. К таким детям следует осуществлять индивидуальный подход, учитывая их умения, навыки, состояние здоровья и даже настроение.
Инклюзивное образование становится необходимым для современного образования в России. Связано это со многими факторами. Прежде всего, это рост числа детей с отклонениями в развитии, это определяет необходимость индивидуального подхода в обучении.
3. Список использованных источников и литературы
1. Кулагина, Е.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья/ Е.В. Кулагина. 2000. - 35 с.
2. Кулагина, Е.В. Опыт корекционных и интеграционных школ/ Е. В. Кулагина // Социологические исследования 2009,№2. - С. 71-78.
3. Дробинская, А.О. Школьные трудности«нестандартных» детей [Текст] М. Школьная
пресса. 2006.- 64с.
4. А.Б. Уразбаев, Инклюзивное образование: методы и формы работы на уроках физической культуры: Вестник "Өрлеу" - kst. 4(14)/2016 стр 105-108 [Электронный ресурс]. URL: https://elib.pstu.ru/ (19.02.2020)