Инклюзивное образование:
проблемы и перспективы
Будущее принадлежит тем,
кто верит в красоту своей мечты.
Э. Рузвельт
Вопросы для обсуждения:
1.Что такое инклюзивное образование?
2.Что необходимо для обеспечения инклюзивного образовательного процесса?
3.Проблемы инклюзивного образования в России;
4.Перспективы инклюзивного образования.
Инклюзивное образование -
Законодательная база
Статья 2, пункт 27:
« Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей»
Основная цель инклюзивного образования -
Задачи:
-создание уютного, комфортного пространства для всех;
-создание среды, способствующей гармоничному развитию личности;
-формирование толерантного сообщества
Назначение инклюзивного образования:
Законодательство Российской Федерации в сфере образования предусматривает реализацию прав на образование лиц с ОВЗ
На сегодняшний день в РФ применяются 3 подхода в образовании детей с ОВЗ:
- образование, в котором дети ОВЗ обучаются совместно с детьми.
- интегрированное образование детей в специальных группах (классах) в школах.
- образование детей с ОВЗ в коррекционных (специальных) учреждениях I-VIII видов.
Концепция инклюзивного образования:
- Все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства;
- Задача инклюзивной школы – построить систему, удовлетворяющую потребности каждого;
- В инклюзивных школах все дети, а не только дети с инвалидностью, должны обеспечиваться поддержкой, которая позволяет им быть успешными, ощущать безопасность и уместность.
Инклюзивное образование базируется на восьми принципах:
Модель инклюзивного образ ования
Что необходимо для обеспечения инклюзивного образовательного процесса?
Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Учитель класса инклюзивного обучения:
Проблемы инклюзивного образования в России:
1. Проблема неприятия детей с ОВЗ;
2. Проблема отрицания идеи инклюзивного образования;
3. Проблема в представлении и осуществлении подходов к обучению детей с ОВЗ;
4. Нежелание большинства родителей обучать своих нормально развивающихся детей совместно с детьми с ОВЗ;
5. Негативное отношение нормально развивающихся детей к детям с ОВЗ;
6. Трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ;
7. Недостаточный уровень знаний в области инклюзивного образования;
Проблемы инклюзивного образования в России:
8.Недостаточный опыт работы имеющихся специалистов;
9.Отсутствие необходимых специалистов в образовательном учреждении (психологов, дефектологов, тьюторов);
10. Отсутствие специальной подготовки педагогических работников;
11. Незнание педагогами основ коррекционной педагогики и специальной психологии;
12. Несформированный программный и методологический аппарат “инклюзии”;
13. Нет четких правовых и экономических норм;
14.Материально-техническое оснащение.
Инклюзивное образование -
прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный шанс и потенциал.
Перспективы инклюзивного образования:
Для преодоления этих трудностей школа должна стремится:
- обеспечить нормативно-правовую базу
- обеспечить образовательный процесс профессионально подготовленными педагогами и специалистами сопровождения, способными реализовать инклюзивный подход;
- разработать научно-программно-методическое обеспечение
При работе с родителями детей с ОВЗ:
- не обсуждаем методы лечения;
- убеждаем в необходимости комплексного подхода;
- подчеркиваем успехи ребёнка;
- совместно обсуждаем перспективы;
- обучать родителей приёмам работы;
- учим принимать и любить своего ребёнка.
Способы включения:
- Принимать учеников с инвалидностью «как любых других ребят в классе»;
- Включать их в те же активности, хотя ставить разные задачи;
- Вовлекать учеников в групповые формы работы и групповые решения задач;
- Использовать активные формы обучения – манипуляции, игры, проекты, лаборатории, полевые исследования.
Многочисленные исследования проведены отечественными и зарубежными педагогами и психологами по вопросам инклюзивного образования
В. Бондарь, А. Колупаева, Т. Евтухова, В. Ляшенко, И. Иванова, А. Столяренко, А. Шевчук, О. Савченко и другие.
Счастье заключается в том, чтобы ХОЧУ, МОГУ и ДОЛЖЕН имели одинаковое значение.
Современное общество должно помочь детям с ОВЗ поверить в себя. И главная роль в этом процессе отводится именно учителю, педагогу, «провожатому», «ведущему».
Давайте сделаем так, чтобы в мире стало больше счастливых и талантливых детей!
Дети должны учиться вместе!
Источники:
- Зарецкий, В.К. «Десять конференций по проблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование», - 2005. - № 1
- Михальченко, К.А. «Инклюзивное образование – проблемы и пути решения // Теория и практика образования в современном мире», – 2008. – №5
- Пугачев, А.С. «Инклюзивное образование // Молодой ученый», - 2012. - №10