Просмотр содержимого документа
«Инклюзивное образование в действии.»
Тема педагогического совета: «Инклюзивное образование в действии».
Я думаю, вы согласитесь со мной, что наш мир – разнообразен, все люди в нем разные, и каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение и развитие.
Поражает тот факт, что количество детей с ограниченными возможностями здоровья с каждым годом увеличивается (данные всемирной организации здравоохранения свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками).
Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" подчеркивается, что в Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Стратегия предусматривает Законодательное закрепление правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование). Закон принят, а проблема усугубляется. Почему?
Давайте определим плюсы и минусы внедрения инклюзивного образования. Самый большой плюс это социальная адаптация ребенка-инвалида, которая безусловно ведет к социальной сплоченности, т.к. общество, готовое принимать человека-инвалида - это здоровое общество, которое отличает толерантность, милосердие, взаимопонимание.
Но при всем этом есть множество минусов
Неготовность большинства родителей детей с ОВЗ и самих детей к обучению в массовой школе.
Неготовность педагогов как психологическая, так и профессиональная к работе с «особыми» детьми и их родителями.
Отсутствие возможностей большинства общеобразовательных учреждений к приему особых детей.
Мы все знаем, что с 1.09.2016 вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Интересуясь проблемами становления инклюзивного образования в РФ. В школе № 26 г.Рыбинска реализуется стандарт. во втором классе есть ребенок с психическими отклонениями, который учится вместе с обычными детьми, но по особой программе. Ребенок посещает все учебные предметы вместе с остальными детьми, он счастлив когда видит свой класс, дети не воспринимают этого ребенка как изгоя общества. Они помогают ему, только два предмета русский и математика изучаются самостоятельно. в классе девиз "Один среди всех и все за одного". (русский и математика учитель логопед-тьютор и психолог.) Замечательно, что ребенок может контролировать себя ( не мычит не издает звуки), не мешает другим, в первом классе были опасения со стороны родителей, сейчас все хорошо относятся. у него свои стандарты, как и должно быть, которым он соответствует и выполняет.
Родители ребенка рады, что он развивается в социуме, а не дома, как до школы. у многих родителей детей с ОВЗ появилась альтернатива выбора пути образования детей: домашнее обучение, обучение в специализированных учебных заведениях или инклюзив.
Ребенка с ОВЗ нельзя жалеть, его нужно любить и верить в него. Учитель должен постоянно повышать свой профессиональный уровень. Этому должны способствовать и курсы повышения квалификации, и возможность общаться с коллегами, обмениваться мнениями, делиться опытом и наработками. Профессионализм педагога – это основной фактор успешности инклюзивного образования, основной, но не главный! Это моё глубокое убеждение. Если ты отличный специалист, но равнодушен, безразличен и результат своей работы оцениваешь лишь в % качества и обученности, то тебе не следует работать с детьми с ОВЗ, потому что критерии оценки результатов в инклюзивном образовании были выдвинуты ещё в начале 20 века Янушем Корчаком: «Дети прежде всего!» НО
Безусловно, для введения инклюзии также недостаточно наличия только самих школ и дошкольных учреждений, пусть даже полностью оборудованных, доступных и с обученным персоналом. Необходима социальная сплоченность общества, т.е. необходимо подготовить позитивное общественное мнение всех родителей о совместном обучении детей.