СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инклюзивное образование в жизнь.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В наше время, около 5% детей дошкольного и школьного возраста относятся к категории детей с ограниченными возможностями.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов.

Проект “Инклюзивное образование в жизнь” предназначен для решения сложной проблемы обучения и социализации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

Просмотр содержимого документа
«Инклюзивное образование в жизнь.»

Образовательный проект  Инклюзивное образование в жизнь  Лебедева Наталья Алексеевна Учитель начальных классов  МОУ Лучинниковская ООШ  д.Плоховка Калязинского района Тверской обл.

Образовательный проект Инклюзивное образование в жизнь

Лебедева Наталья Алексеевна

Учитель начальных классов

МОУ Лучинниковская ООШ

д.Плоховка Калязинского района

Тверской обл.

Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. “ Мы исключили эту часть людей из общества,и надо вернуть их назад, в общество, потому, что они могут нас чему-то научить”   Жан      Ванье

Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Мы исключили эту часть людей из общества,и надо вернуть их назад, в общество, потому, что они могут нас чему-то научить” Жан Ванье

«В целях реализации  права каждого человека  на образование…  создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья….в том числе посредством организации инклюзивного образования»   Пункт 5 статьи 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

«В целях реализации права каждого человека на образование… создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья….в том числе посредством организации инклюзивного образования» Пункт 5 статьи 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Паспорт проекта МОУ Лучинниковская Основная Общеобразовательная Школа Тверская обл. Калязинский район д.Плоховка Срок реализации 2017 – 2018гг Научный руководитель проекта : Лебедева Наталья Алексеевна  Разработчики: Педагогическое сообщество школы ,разработчики проекта. .

Паспорт проекта

МОУ Лучинниковская Основная Общеобразовательная Школа

Тверская обл. Калязинский район д.Плоховка

Срок реализации 2017 – 2018гг

Научный руководитель проекта :

Лебедева Наталья Алексеевна

Разработчики:

Педагогическое сообщество школы ,разработчики проекта. .

Инклюзивное обучение  позволяет ребенку  Накопить полезный социальный опыт, научиться общаться с окружающими людьми в реальных, обычных условиях. Найти свое место в социуме, несмотря на интеллектуальный или физический дефект. Не чувствовать себя изгоем, неполноценным  человеком.

Инклюзивное обучение позволяет ребенку

  • Накопить полезный социальный опыт, научиться
  • общаться с окружающими людьми в реальных,
  • обычных условиях.
  • Найти свое место в социуме, несмотря на
  • интеллектуальный или физический дефект.
  • Не чувствовать себя изгоем, неполноценным
  • человеком.

Цель проекта  Создание системы работы для обеспечения равного доступа к получению образования и необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми, независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей.

Цель проекта

Создание системы работы для обеспечения равного доступа к получению образования и необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми, независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей.

Задачи проекта 1. Создание единой образовательной среды для детей, имеющих различающиеся стартовые возможности. 2.  Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования. 3.  Обеспечение эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения; 4.  Создание системы развития толерантности в окружающем социуме. 5.  Апробировать теоретическую модель инклюзивного образования в общеобразовательной школе 6.  Выявить и экспериментально обосновать педагогические, психологические и другие условия, обеспечивающие эффективность качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов.(разработка образовательной программы с учётом специальных (коррекционных классов) для детей с ОВЗ

Задачи проекта

  • 1. Создание единой образовательной среды для детей, имеющих различающиеся стартовые возможности.
  • 2.  Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.
  • 3.  Обеспечение эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;
  • 4.  Создание системы развития толерантности в окружающем социуме.
  • 5.  Апробировать теоретическую модель инклюзивного образования в общеобразовательной школе
  • 6.  Выявить и экспериментально обосновать педагогические, психологические и другие условия, обеспечивающие эффективность качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов.(разработка образовательной программы с учётом специальных (коррекционных классов) для детей с ОВЗ

Актуальность В наше время, около 5% детей дошкольного и школьного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом “Об образовании в Российской Федерации” эти дети имеют равные со всеми права на образование. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов. Проект “Инклюзивное образование в жизнь” предназначен для решения сложной проблемы обучения и социализации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

Актуальность

  • В наше время, около 5% детей дошкольного и школьного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.
  • В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом “Об образовании в Российской Федерации” эти дети имеют равные со всеми права на образование.
  • Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов.
  • Проект “Инклюзивное образование в жизнь” предназначен для решения сложной проблемы обучения и социализации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

Этапы проекта   I этап – п одготовительный ( январь –июнь 2017 г.) создание банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях; создание “безбарьерной” среды (материально-техническое и информационное обеспечение, обеспечение доступности в помещениях школы и т.п.); адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях в связи с полученным банком данных о детях; формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз; формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, городе; курсовая подготовка педагогов.

Этапы проекта

I этап – п одготовительный

( январь –июнь 2017 г.)

  • создание банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях;
  • создание “безбарьерной” среды (материально-техническое и информационное обеспечение, обеспечение доступности в помещениях школы и т.п.);
  • адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях в связи с полученным банком данных о детях;
  • формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз;
  • формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, городе;
  • курсовая подготовка педагогов.
II этап – запуск проекта  ( июль-сентябрь 2017г.) На этом этапе предусматривается выступление с этим проектом на педсовете, на родительских собрания, на методических объединениях, на районных конференциях

II этап – запуск проекта

( июль-сентябрь 2017г.)

  • На этом этапе предусматривается выступление с этим проектом на педсовете, на родительских собрания, на методических объединениях, на районных конференциях

III этап-  развертывание проекта    ( Октябрь2017г-апрель 2018г.) непосредственная работа с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами; коррекционно-развивающая работа; социальная адаптация; работа “Родительского клуба”; курсовая подготовка педагогов.

III этап- развертывание проекта

( Октябрь2017г-апрель 2018г.)

  • непосредственная работа с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • социальная адаптация;
  • работа “Родительского клуба”;
  • курсовая подготовка педагогов.
IV этап – завершающий  ( Май-июнь 2018г.) контроль и анализ результатов деятельности ОУ по инклюзивному образованию; обобщение результатов и построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования; составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.

IV этап – завершающий

( Май-июнь 2018г.)

  • контроль и анализ результатов деятельности ОУ по инклюзивному образованию;
  • обобщение результатов и построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования;
  • составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.
Ожидаемые результаты:  В МОУ Лучинниковская ООШ будут созданы условия для получения более качественного и доступного образования всеми детьми, независимо от их особенностей.  Расширение социального пространства детей с ограниченными возможностями здоровья и успешная социализация . У детей с ОВЗ будут сформированы и развиты такие личностные качества, ключевые компетентности, которые помогут им адаптироваться к социальным условиям и позволят реализовать свой потенциал в обществе.  Повышение профессиональной компетентности учителя в работе с детьми с разными возможностями. Вовлечение детей с ОВЗ в участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выставках творческих работ и т. д. и получение возможных положительных результатов. Учащиеся школы приобретут ценный опыт общения и толерантного отношения к людям с особенностями развития и здоровья.

Ожидаемые результаты:

  • В МОУ Лучинниковская ООШ будут созданы условия для получения более качественного и доступного образования всеми детьми, независимо от их особенностей.
  • Расширение социального пространства детей с ограниченными возможностями здоровья и успешная социализация .
  • У детей с ОВЗ будут сформированы и развиты такие личностные качества, ключевые компетентности, которые помогут им адаптироваться к социальным условиям и позволят реализовать свой потенциал в обществе.
  • Повышение профессиональной компетентности учителя в работе с детьми с разными возможностями.
  • Вовлечение детей с ОВЗ в участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выставках творческих работ и т. д. и получение возможных положительных результатов.
  • Учащиеся школы приобретут ценный опыт общения и толерантного отношения к людям с особенностями развития и здоровья.

Риски Во-первых, многие педагоги могут испытывать чувство тревоги, т.к. боятся не справиться с возросшей ответственностью, не все учителя понимают суть и готовы к новым профессиональным ролям, которые появляются в связи с введением инклюзивного образования. Во-вторых, семьи нормативно развивающихся детей могут испытывать сомнения и возражать против того, что в классе присутствуют “особые” учащиеся. Они опасаются, что это может привести к тому, что все внимание учителя будет направлено на детей с ОВЗ, а другие дети в этом время не будут получать необходимую помощь. В-третьих, не все родители детей с ОВЗ готовы отдать своего ребенка в обычный класс, т.к. боятся, что его обидят или ему будет тяжело справляться с учебой наравне со сверстниками. В-четвертых, материально-техническая база ОУ может частично не соответствовать успешной реализации инклюзивного образования.

Риски

  • Во-первых, многие педагоги могут испытывать чувство тревоги, т.к. боятся не справиться с возросшей ответственностью, не все учителя понимают суть и готовы к новым профессиональным ролям, которые появляются в связи с введением инклюзивного образования.
  • Во-вторых, семьи нормативно развивающихся детей могут испытывать сомнения и возражать против того, что в классе присутствуют “особые” учащиеся. Они опасаются, что это может привести к тому, что все внимание учителя будет направлено на детей с ОВЗ, а другие дети в этом время не будут получать необходимую помощь.
  • В-третьих, не все родители детей с ОВЗ готовы отдать своего ребенка в обычный класс, т.к. боятся, что его обидят или ему будет тяжело справляться с учебой наравне со сверстниками.
  • В-четвертых, материально-техническая база ОУ может частично не соответствовать успешной реализации инклюзивного образования.

Критерии  оценки  реализации проекта:   1.Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями  2.Разработка системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве   3.Повышение профессионального уровня и компетентности педагогов в области инклюзивного образования  

Критерии  оценки реализации проекта:

  • 1.Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями

  • 2.Разработка системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве

 

  • 3.Повышение профессионального уровня и компетентности педагогов в области инклюзивного образования

 

Мероприятия  по реализации проекта        Нормативно – правовое и организационное обеспечение Формирование нормативно-правовой базы. Издание распорядительных документов Организация работы педагогического коллектива в проекте, создание Рабочей группы Формирование нормативно-правовой базы. Издание распорядительных документов, внесение корректив в нормативно-правовые акты школы Формирование методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз Формирование банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях Адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях Формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, городе. Организация семинаров по данному направлению Диагностика с целью выявления подготовки педагогического коллектива для работы по данному направлению, организация курсовой подготовки педагогов (по результатам диагностики) Консультирование участников реализации проекта: учителей, классных руководителей, специалистов, родителей

Мероприятия по реализации проекта

     Нормативно – правовое и организационное обеспечение

  • Формирование нормативно-правовой базы. Издание распорядительных документов
  • Организация работы педагогического коллектива в проекте, создание Рабочей группы
  • Формирование нормативно-правовой базы. Издание распорядительных документов, внесение корректив в нормативно-правовые акты школы
  • Формирование методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз
  • Формирование банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях
  • Адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях
  • Формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, городе. Организация семинаров по данному направлению
  • Диагностика с целью выявления подготовки педагогического коллектива для работы по данному направлению, организация курсовой подготовки педагогов (по результатам диагностики)
  • Консультирование участников реализации проекта: учителей, классных руководителей, специалистов, родителей

Создание  “безбарьерной” среды     Обеспечение школы необходимым оборудованием, создание “безбарьерной” среды:  Оснащение кабинетов лабораторно-учебным оборудованием и наглядными пособиями  Оснащение методическими и учебно-наглядными пособиями кабинета психолога  Оснащение учебно-наглядными пособиями кабинета логопеда Сопровождение и доработка программного- методического обеспечения, методического материала обеспечения по предоставлению технических средств реабилитации  Обеспечение школы необходимым техническим оборудованием, создание “безбарьерной” среды Установка пандуса /перил/ к основному входу и запасному выходу Оборудование гардероба  Ремонт и оборудование туалетов на 1 этаже Оборудование столовой специальными умывальниками Оборудование специальной мебелью читального зала, учебных кабинетов

Создание “безбарьерной” среды

 

  • Обеспечение школы необходимым оборудованием, создание “безбарьерной” среды: 
  • Оснащение кабинетов лабораторно-учебным оборудованием и наглядными пособиями 
  • Оснащение методическими и учебно-наглядными пособиями кабинета психолога 
  • Оснащение учебно-наглядными пособиями кабинета логопеда
  • Сопровождение и доработка программного- методического обеспечения, методического материала обеспечения по предоставлению технических средств реабилитации 
  • Обеспечение школы необходимым техническим оборудованием, создание “безбарьерной” среды
  • Установка пандуса /перил/ к основному входу и запасному выходу
  • Оборудование гардероба 
  • Ремонт и оборудование туалетов на 1 этаже
  • Оборудование столовой специальными умывальниками
  • Оборудование специальной мебелью читального зала, учебных кабинетов
Оснащение мультимедийной техникой и современным специальным, в том числе реабилитационным, учебным, компьютерным оборудованием читального зала и учебных кабинетов Оборудование рабочих мест в кабинетах технологии Оснащение спортивного зала специализированным оборудованием для занятий ЛФК Оснащение медицинского кабинета специализированным медицинским оборудованием Доступные классы: • вход в класс без порога; • широкие проходы между партами; • оснащение современным оборудованием; • освещение класса; • специальная мебель  
  • Оснащение мультимедийной техникой и современным специальным, в том числе реабилитационным, учебным, компьютерным оборудованием читального зала и учебных кабинетов
  • Оборудование рабочих мест в кабинетах технологии
  • Оснащение спортивного зала специализированным оборудованием для занятий ЛФК
  • Оснащение медицинского кабинета специализированным медицинским оборудованием
  • Доступные классы:
  • вход в класс без порога;
  • широкие проходы между партами;
  • оснащение современным оборудованием;
  • освещение класса;
  • специальная мебель

 

Работа с родителями Диагностика, анкетирование Организация родителей в “Родительский клуб” Составление / коррекция плана работы Родительского клуба Консультации, тренинги Родительские конференции, собрания Мероприятия досугового направления (см. план работы школы)

Работа с родителями

  • Диагностика, анкетирование
  • Организация родителей в “Родительский клуб”
  • Составление / коррекция плана работы Родительского клуба
  • Консультации, тренинги
  • Родительские конференции, собрания
  • Мероприятия досугового направления (см. план работы школы)

Организация  образовательного процесса   Обучающиеся Формирование банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях Диагностики, анкетирование Коррекционно-развивающая работа (консультации, тренинги) Мероприятия досугового направления( см.план школы)

Организация образовательного процесса

Обучающиеся

  • Формирование банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях
  • Диагностики, анкетирование
  • Коррекционно-развивающая работа (консультации, тренинги)
  • Мероприятия досугового направления( см.план школы)

 Учителя Диагностика с целью выявления подготовки педагогического коллектива для работы по данному направлению, прохождение курсовой подготовки педагогов (по результатам Адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях Индивидуальное планирование работы учителями Обеспечение школы необходимым оборудованием, создание безбарьерной среды (учебные пособия, программы, наглядные пособия и т.п.) Индивидуальное планирование работы классными руководителями, учителями, которые включены в работу по инклюзивному образованию

Учителя

  • Диагностика с целью выявления подготовки педагогического коллектива для работы по данному направлению, прохождение курсовой подготовки педагогов (по результатам
  • Адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях
  • Индивидуальное планирование работы учителями
  • Обеспечение школы необходимым оборудованием, создание безбарьерной среды (учебные пособия, программы, наглядные пособия и т.п.)
  • Индивидуальное планирование работы классными руководителями, учителями, которые включены в работу по инклюзивному образованию

Источники

1.Алехина С. В., Алексеева М. А., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного

процесса в образовании. // Психологическая наука и образование. 2011. № 1.

2.Годовникова Л.В. Условия интегрированного образования детей с нарушениями развития / Л. В. Годовникова//

Педагогика. - 2008. - № 8. - С. 36-43.

3.Решетникова О. От интеграции к инклюзии / О. Решетникова// Школьный психолог: изд. дом Первое

сентября. - 2010. - № 16. - С. 34-37.

4. Акимова О. И. Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями

здоровья //

Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы Межд. науч.-практ. конф. / Под ред.

С. В. Алехиной

. М.: Изд-во Мос. гор. псих.-пед. ун-та, 2011. С. 10‒11.

5.Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической

конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

6.https://docviewer.yandex.ru

7.http://minobr.gov-murman.ru

8. https :// yandex . ru / images / search ? text =инклюзивное%20образование& clid =9403& img _ url = http %3 A %2 F %2 Fwww . slit . uspb .

ru %2 Fjpg %2

Fdostepne . jpg & pos =2& rpt = simage

9. https :// yandex . ru / images / search ? img _ url = http %3 A %2 F %2 Fhnu . docdat . com %2 Fpars _ docs %2 Frefs %2 F 197%2 F 196133%2 Fimg 1.

jpg &_

=1452169152939& p =6& text =инклюзивное%20образование& clid =9403& pos =196& rpt = simage

10. https :// yandex . ru / images / search ? text =инклюзивное%20образование& clid =9403& img _ url = http %3 A %2 F %2 Fedu . mouhta .

ru %2 Fabout %2

Fnews %2 F 1111. jpg & pos =3& rpt = simage


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!