Образовательный проект Инклюзивное образование в жизнь
Лебедева Наталья Алексеевна
Учитель начальных классов
МОУ Лучинниковская ООШ
д.Плоховка Калязинского района
Тверской обл.
Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
“ Мы исключили эту часть людей из общества,и надо вернуть их назад, в общество, потому, что они могут нас чему-то научить” Жан Ванье
«В целях реализации права каждого человека на образование… создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья….в том числе посредством организации инклюзивного образования» Пункт 5 статьи 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Паспорт проекта
МОУ Лучинниковская Основная Общеобразовательная Школа
Тверская обл. Калязинский район д.Плоховка
Срок реализации 2017 – 2018гг
Научный руководитель проекта :
Лебедева Наталья Алексеевна
Разработчики:
Педагогическое сообщество школы ,разработчики проекта. .
Инклюзивное обучение позволяет ребенку
- Накопить полезный социальный опыт, научиться
- общаться с окружающими людьми в реальных,
- обычных условиях.
- Найти свое место в социуме, несмотря на
- интеллектуальный или физический дефект.
- Не чувствовать себя изгоем, неполноценным
- человеком.
Цель проекта
Создание системы работы для обеспечения равного доступа к получению образования и необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми, независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей.
Задачи проекта
- 1. Создание единой образовательной среды для детей, имеющих различающиеся стартовые возможности.
- 2. Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.
- 3. Обеспечение эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;
- 4. Создание системы развития толерантности в окружающем социуме.
- 5. Апробировать теоретическую модель инклюзивного образования в общеобразовательной школе
- 6. Выявить и экспериментально обосновать педагогические, психологические и другие условия, обеспечивающие эффективность качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов.(разработка образовательной программы с учётом специальных (коррекционных классов) для детей с ОВЗ
Актуальность
- В наше время, около 5% детей дошкольного и школьного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.
- В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом “Об образовании в Российской Федерации” эти дети имеют равные со всеми права на образование.
- Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов.
- Проект “Инклюзивное образование в жизнь” предназначен для решения сложной проблемы обучения и социализации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.
Этапы проекта
I этап – п одготовительный
( январь –июнь 2017 г.)
- создание банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях;
- создание “безбарьерной” среды (материально-техническое и информационное обеспечение, обеспечение доступности в помещениях школы и т.п.);
- адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях в связи с полученным банком данных о детях;
- формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз;
- формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, городе;
- курсовая подготовка педагогов.
II этап – запуск проекта
( июль-сентябрь 2017г.)
- На этом этапе предусматривается выступление с этим проектом на педсовете, на родительских собрания, на методических объединениях, на районных конференциях
III этап- развертывание проекта
( Октябрь2017г-апрель 2018г.)
- непосредственная работа с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами;
- коррекционно-развивающая работа;
- социальная адаптация;
- работа “Родительского клуба”;
- курсовая подготовка педагогов.
IV этап – завершающий
( Май-июнь 2018г.)
- контроль и анализ результатов деятельности ОУ по инклюзивному образованию;
- обобщение результатов и построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования;
- составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.
Ожидаемые результаты:
- В МОУ Лучинниковская ООШ будут созданы условия для получения более качественного и доступного образования всеми детьми, независимо от их особенностей.
- Расширение социального пространства детей с ограниченными возможностями здоровья и успешная социализация .
- У детей с ОВЗ будут сформированы и развиты такие личностные качества, ключевые компетентности, которые помогут им адаптироваться к социальным условиям и позволят реализовать свой потенциал в обществе.
- Повышение профессиональной компетентности учителя в работе с детьми с разными возможностями.
- Вовлечение детей с ОВЗ в участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выставках творческих работ и т. д. и получение возможных положительных результатов.
- Учащиеся школы приобретут ценный опыт общения и толерантного отношения к людям с особенностями развития и здоровья.
Риски
- Во-первых, многие педагоги могут испытывать чувство тревоги, т.к. боятся не справиться с возросшей ответственностью, не все учителя понимают суть и готовы к новым профессиональным ролям, которые появляются в связи с введением инклюзивного образования.
- Во-вторых, семьи нормативно развивающихся детей могут испытывать сомнения и возражать против того, что в классе присутствуют “особые” учащиеся. Они опасаются, что это может привести к тому, что все внимание учителя будет направлено на детей с ОВЗ, а другие дети в этом время не будут получать необходимую помощь.
- В-третьих, не все родители детей с ОВЗ готовы отдать своего ребенка в обычный класс, т.к. боятся, что его обидят или ему будет тяжело справляться с учебой наравне со сверстниками.
- В-четвертых, материально-техническая база ОУ может частично не соответствовать успешной реализации инклюзивного образования.
Критерии оценки реализации проекта:
- 1.Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями
- 2.Разработка системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве
- 3.Повышение профессионального уровня и компетентности педагогов в области инклюзивного образования
Мероприятия по реализации проекта
Нормативно – правовое и организационное обеспечение
- Формирование нормативно-правовой базы. Издание распорядительных документов
- Организация работы педагогического коллектива в проекте, создание Рабочей группы
- Формирование нормативно-правовой базы. Издание распорядительных документов, внесение корректив в нормативно-правовые акты школы
- Формирование методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз
- Формирование банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях
- Адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях
- Формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, городе. Организация семинаров по данному направлению
- Диагностика с целью выявления подготовки педагогического коллектива для работы по данному направлению, организация курсовой подготовки педагогов (по результатам диагностики)
- Консультирование участников реализации проекта: учителей, классных руководителей, специалистов, родителей
Создание “безбарьерной” среды
- Обеспечение школы необходимым оборудованием, создание “безбарьерной” среды:
- Оснащение кабинетов лабораторно-учебным оборудованием и наглядными пособиями
- Оснащение методическими и учебно-наглядными пособиями кабинета психолога
- Оснащение учебно-наглядными пособиями кабинета логопеда
- Сопровождение и доработка программного- методического обеспечения, методического материала обеспечения по предоставлению технических средств реабилитации
- Обеспечение школы необходимым техническим оборудованием, создание “безбарьерной” среды
- Установка пандуса /перил/ к основному входу и запасному выходу
- Оборудование гардероба
- Ремонт и оборудование туалетов на 1 этаже
- Оборудование столовой специальными умывальниками
- Оборудование специальной мебелью читального зала, учебных кабинетов
- Оснащение мультимедийной техникой и современным специальным, в том числе реабилитационным, учебным, компьютерным оборудованием читального зала и учебных кабинетов
- Оборудование рабочих мест в кабинетах технологии
- Оснащение спортивного зала специализированным оборудованием для занятий ЛФК
- Оснащение медицинского кабинета специализированным медицинским оборудованием
- Доступные классы:
- • вход в класс без порога;
- • широкие проходы между партами;
- • оснащение современным оборудованием;
- • освещение класса;
- • специальная мебель
Работа с родителями
- Диагностика, анкетирование
- Организация родителей в “Родительский клуб”
- Составление / коррекция плана работы Родительского клуба
- Консультации, тренинги
- Родительские конференции, собрания
- Мероприятия досугового направления (см. план работы школы)
Организация образовательного процесса
Обучающиеся
- Формирование банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях
- Диагностики, анкетирование
- Коррекционно-развивающая работа (консультации, тренинги)
- Мероприятия досугового направления( см.план школы)
Учителя
- Диагностика с целью выявления подготовки педагогического коллектива для работы по данному направлению, прохождение курсовой подготовки педагогов (по результатам
- Адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях
- Индивидуальное планирование работы учителями
- Обеспечение школы необходимым оборудованием, создание безбарьерной среды (учебные пособия, программы, наглядные пособия и т.п.)
- Индивидуальное планирование работы классными руководителями, учителями, которые включены в работу по инклюзивному образованию
Источники
1.Алехина С. В., Алексеева М. А., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного
процесса в образовании. // Психологическая наука и образование. 2011. № 1.
2.Годовникова Л.В. Условия интегрированного образования детей с нарушениями развития / Л. В. Годовникова//
Педагогика. - 2008. - № 8. - С. 36-43.
3.Решетникова О. От интеграции к инклюзии / О. Решетникова// Школьный психолог: изд. дом Первое
сентября. - 2010. - № 16. - С. 34-37.
4. Акимова О. И. Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями
здоровья //
Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы Межд. науч.-практ. конф. / Под ред.
С. В. Алехиной
. М.: Изд-во Мос. гор. псих.-пед. ун-та, 2011. С. 10‒11.
5.Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической
конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013
6.https://docviewer.yandex.ru
7.http://minobr.gov-murman.ru
8. https :// yandex . ru / images / search ? text =инклюзивное%20образование& clid =9403& img _ url = http %3 A %2 F %2 Fwww . slit . uspb .
ru %2 Fjpg %2
Fdostepne . jpg & pos =2& rpt = simage
9. https :// yandex . ru / images / search ? img _ url = http %3 A %2 F %2 Fhnu . docdat . com %2 Fpars _ docs %2 Frefs %2 F 197%2 F 196133%2 Fimg 1.
jpg &_
=1452169152939& p =6& text =инклюзивное%20образование& clid =9403& pos =196& rpt = simage
10. https :// yandex . ru / images / search ? text =инклюзивное%20образование& clid =9403& img _ url = http %3 A %2 F %2 Fedu . mouhta .
ru %2 Fabout %2
Fnews %2 F 1111. jpg & pos =3& rpt = simage