Инновационное обучение
Процесс освоения педагогами системного управления развитием личности в процессе инновационного обучения предполагает не только профессиональное совершенствование, но и собственно личностное развитие (саморазвитие). Самым сложным является процесс обретения или, точнее, продуманного создания своего стиля педагога- «поддерживателя», грамотно обеспечивающего ребенку право свободного выбора и его успешную самореализацию.
Этот процесс не может опираться только на интуицию (хотя значение ее нельзя отрицать), на спонтанно накапливаемый педагогический опыт, на метод проб и ошибок и проходить самопроизвольно. Здесь необходимы усилия: по формированию аналитического и проектно-конструкторского мышления, по развитию диалогичного стиля коммуникативной и интеллектуальной деятельности; по освоению актуальных способов межличностных взаимодействий, направленных на совместное построение программ и проектов, и по осознанному становлению управленческой личностной позиции в обучении педагогическому менеджменту.
Компетентность педагога как субъекта управления индивидуальными образовательными процессами характеризуется его готовностью к выполнению профессиональных функций, гармоничным единством его ценностных установок и психолого-педагогической подготовки. В свою очередь, уровень профессиональной компетентности педагога обусловливает педагогическое мастерство.
Общепринятых определений педагогического мастерства, его сущности и составляющих элементов нет. Одни авторы сходятся во мнении, что педагогическое мастерство - это синтез научных знаний, умений, навыков, методического искусства и личных качеств учителя (А.И. Щербаков). Другие считают важным только наличие знания закономерностей воспитания детей (Ю.П. Азаров). Раскрывая структурные составляющие мастерства, Ю.П. Азаров отмечает: «Взаимодействие чувства и техники приводит к целостному образному эмоциональному воздействию педагога на личность, на коллектив. И в этом единстве - сила мастерства. Преодоление разрыва между чувством и техникой - верный путь к мастерству»
Иногда авторы определяют мастерство как овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками, позволяющими специалисту успешно исследовать ситуацию (объект и условия деятельности), формулировать профессиональные задачи, исходя из этой ситуации, и успешно их решать в соответствии с поставленными целями (Н.В. Кузьмина).
Сущность педагогического мастерства определяется и как «социально-психологическая система», которую можно характеризовать как субъективное проявление учителя-воспитателя, удовлетворяющее эталонным требованиям профессиональной деятельности. В структуру педагогического мастерства, в этом случае, входят: психологическая и этико-педагогическая эрудиция, профессиональные способности, педагогическая техника, профессионально необходимые качества личности (В.Г. Куценко).
Н.Н. Тарасевич отмечает, что «следует рассматривать сущность педагогического мастерства в комплексе свойств личности учителя, необходимых для высокого уровня профессиональной деятельности»1.
Для практики дополнительного образования детей интерес представляет определение структуры педагогического мастерства, данное этим автором. В соответствии с ее определением в структуру входит взаимосвязь таких компонентов: педагогической направленности личности педагога; профессионально-педагогических знаний; способностей к педагогической деятельности; педагогических умений и техники.
Мастерство в любой сфере общественной деятельности, и в педагогической в том числе, ассоциируется главным образом с искусством, что означает умелость и легкость в выполнении обязательных действий, красоту и высокий уровень их исполнения, наличие чего-то своего, неповторимого, оригинального, нового (авторского).
Поэтому в структуру профессионального мастерства педагога дополнительного образования следует еще включить такие качества: устойчивость мотивации педагогической деятельности; поисково-исследовательские способности; установки на саморазвитие (совершенствование, преобразование) в педагогической деятельности;
Тарасевич Н.Н. Исследование проблемы формирования основ педагогического мастерства студентов. - Полтава, 1985. - С. 170.
опыт инновационного проектирования педагогической деятельности; наличие индивидуального педагогического стиля.
Профессиональное мастерство педагога дополнительного образования детей зависит не только от знания предмета, но в большей степени - от уровня развития его педагогической рефлексии. Высшего уровня мастерства достигают только те педагоги, которые способны грамотно анализировать и организовывать свою собственную деятельность, свое взаимоотношение (взаимодействие) с коллегами и с детьми-обучающимися.
Здесь обращает на себя внимание апелляция к опыту. Действительно, опыт, реальная практическая деятельность педагога в условиях дополнительного образования детей синтезирует и концентрирует в себе все полученные знания за период обучения, личностные качества, приобретаемые способности и умения действовать, адаптироваться к ситуации и разрешать ее проблемы. Необходим не один год собственного практического опыта, прежде чем по своей квалификации педагог поднимется на уровень профессионального мастерства. Но опыт выполнит столь возвышенное свое предназначение не на пути простого накопительства, а в процессе самостоятельного, целевого осмысления, познания и систематизации получаемой информации. Для этого школьному учителю, педагогу дополнительного образования необходимо четко знать, из чего складывается мастерство, что является основой педагогического мастерства и какие существуют этапы (уровни) его развития.
Несмотря на имеющуюся дискуссионность вопроса о составляющих элементах мастерства педагога, практически общепризнанно к ним относят сравнительно самостоятельные проявления: мастерство передачи знаний, обучения, формирования опыта деятельности; организаторское мастерство в управлении индивидуальной и групповой деятельностью детей; мастерство убеждения, личностного и профессионального
влияния и воздействия; умелое владение педагогической техникой.
Основы педагогического мастерства представляют собой необходимый, обязательный фундамент профессиональной деятельности. Условно - это точка отсчета, начало на пути обретения профессионализма. Именно эти основы предполагается усвоить будущему педагогу в процессе получения им
педагогического образования от начального до высшего уровня (педагогический класс школы, педагогическое училище, колледж, педагогический университет).
Содержательным компонентом основ мастерства является то, без чего в принципе деятельность человека не состоится как педагогическая: общие, универсальные знания, опыт осуществления способов деятельности, опыт творческой деятельности, нормы эмоционально-волевого отношения к миру, которыми должен овладеть любой специалист; специальные элементы содержания педагогического образования (профессиональные педагогические знания, система профессиональных умений и навыков, виды опыта педагогической работы, творческой педагогической деятельности, проявления профессионально значимых личностных качеств).
К основам мастерства педагога дополнительного образования детей с необходимостью присоединяются особенные элементы, идентичные специфике содержания данного типа образования (все аспекты профессионального осуществления педагогической поддержки в целостной системе образования личности ребенка).
Компоненты профессионального мастерства педагога, в зависимости от способа приобретения, разделяют на два уровня: усвоенные в процессе подготовки к профессиональной деятельности; освоенные в процессе самостоятельной профессиональной педагогической деятельности.
В практике дополнительного образования детей между этими двумя уровнями нет жесткой зависимости. Сегодня можно констатировать среди работающих специалистов учреждений дополнительного образования детей преобладание тех, кто не имеет профессионального педагогического образования. На этапе «рождения» находится становление системы специального профессионального образования по подготовке педагога дополнительного детского образования. Поэтому для основного контингента работающих специалистов в этой сфере освоение педагогического мастерства проходит сложно, длительно, в процессе повседневной практической деятельности. Часто это приводит к тому, что собственная система педагогической деятельности так и не складывается или останавливается на допрофессиональном уровне (исполнительско-репродуктивном).
Основы педагогического мастерства, реализуемые в практической деятельности, - начало проявления профессионализма. Определение уровня мастерства педагога - это оценка результатов профессиональной деятельности и развития данной личности.
Оценочная деятельность всегда опирается на предварительно утвержденный критериальный ряд, адекватный сущности исследуемого предмета. Напомним, сущность - категория, отражающая внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. Сущность мастерства педагогической деятельности в параметрах дополнительного образования детей есть субъект—субъектное взаимодействие педагога и детей.
Какие критерии можно назвать адекватными данной сущности? Стимулирование и мотивация индивидуального развития (саморазвития). Организация образовательной деятельности ребенка (самообразования) . Организация и осуществление профессионально-педагогической деятельности (инновационное проектирование и его результаты).
Итак, педагогическое мастерство выражает прежде всего высокий уровень развития педагогической деятельности. Вместе с тем на эффективность педагогического процесса влияет личность педагога в целом, его опыт педагогического управления и руководства.
↑