Отчет по инновационной (опытно-экспериментальной) деятельности
№ | Параметры информации | Содержание информации |
Данные о содержании инновационной деятельности |
1.1. | Цель инновации (нововведения): | многоцелевая |
1.2. | Тема инновации | Формирование культуры чтения через введение модульного курса «Внеклассное чтение. Литература для подростков и о подростках» |
1.3. | Сущность инновации (нововведения) | Цели: - развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся; - формирование культуры чтения; формирование личностных качеств учащихся; выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества; развитие различных типов мышления; формирование качественных знаний, умений и навыков Задачи: - оптимизация учебно-воспитательного процесса; - создание обстановки сотрудничества ученика и учителя; - выработка долговременной положительной мотивации к обучению; - включение учащихся в креативную деятельность; - тщательный отбор материала и способов его подачи. |
1.4. | Образ результата инновации | Инновация начала внедряться «точечно» с 2015 года. Показатели качества обученности по литературе в 5 А и 6 В ( а в этом учебном году – 9 А и 10) выросли. Учащиеся стали читать не только больше, но и качественнее. Их заинтересовали книги современных авторов, они спешили обсудить то или иное произведение, не дожидаясь урока внеклассного чтения. Приобщение к чтению – одна из главных задач. |
1.5. | Характеристика полученных тиражируемых продуктов | Программа модульного курса для 5 класса. Выступление на 11 Международном конгрессе «Культура семейных отношений и ответственное родительство - приоритетный ресурс укрепления института семьи и межнационального согласия в РФ» с докладом «Семейное чтение как один из способов укрепления семьи», публикация в сборнике конференции. Выступление на Педагогических чтениях «Духовное наследие отечественной литературы и искусства» с докладом «Современная литература о подростках и для подростков: опыт педагогической интерпретации.», публикация в сборнике. Выступление на Августовской конференции 2015 в секции «Литература» с докладом «Духовное и нравственное воспитание подростков на уроках внеклассного чтения» Статья "Театрализация на уроках литературы как форма проектной деятельности" опубликована в сборнике "Визуальные технологии в гуманитарном образовании", Улан-Удэ, 2016. Статья "Дом как концепт в романе Михаила Булгакова "Белая гвардия" на примере нескольких эпизодов: филологический анализ(урок литературы в 11 классе)" в сборнике "Вопросы социализации , воспитания, образования детей и молодежи", Киров, 2019 |
1.6. | Классификация инноваций по сфере обновления | |
1.7. | Классификация инноваций по виду нововведений | |
1.8. | Классификация инноваций по видам контроля | |
1.9. | На какой стадии находится инновация | |
1.10 | Наличие руководителя | |
2. Препятствия на пути разработки и внедрения инноваций и способы их преодоления |
2.1. | материально-технические, | Недостаточно книг с произведениями современных авторов. Пришлось покупать электронные книги. |
Модуль «Внеклассное чтение. Литература о подростках и для подростков» 5 класс
Пояснительная записка
В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России. В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда романтизм не в моде, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависит будущее страны
Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес. Литература в школьном изучении полифункциональна по своим целям и задачам, полифонична по содержанию: в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики, а иногда даже стратегии и тактики боевых сражений. Но самое главное – проблема души и духа отдельного человека и целого народа.
«Основой эстетического воспитания школьников старших классов является чтение и изучение русской классики, степень эмоционального воздействия которой на читателя безгранична, а нравственно-эстетический потенциал неисчерпаем. Уроки литературы должны содействовать формированию и воспитанию художественного вкуса, помочь оформлению духовно-нравственных принципов в сознании учащихся, укрепить их национальное самосознание, патриотические чувства. Программный материал 5 -11 классов представляет для этого большие возможности».
На уроках литературы поднимаются морально-этические проблемы. «Теперь многие стороны понятие морали приобретают еще более глубокое, в том числе личностное содержание. В содержание морали включаются и такие понятия, как гуманизм, долг, благородство и порядочность, достоинство и добросовестность, сердечность и вежливость, гордость и мужество, патриотизм».[2, стр3]. С нравственным воспитанием учащихся связано и рассмотрение вопросов о личном и общественном, о цели и смысле человеческой жизни, о счастье, дружбе, любви. Все они приобретают характер сквозных проблем.
Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, гуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. Программы сохраняют установку на обязательное систематическое, осмысленное, прочувствованное чтение учащимися художественных произведений, предполагает особое внимание учителя и ученика к эмоциональному восприятию текста, определяют отношение к литературному произведению как к источнику прекрасного. Значит, главная цель уроков литературы – обеспечить специальное литературное развитие школьников, без которого никогда не произойдет настоящей встречи с искусством слова, не появится подлинный читатель, человек высокой духовности. Именно к русской литературе, как средоточию гуманизма и гармонии, обращаемся мы в поисках духовных ориентиров и ценностей, определяющих связи человека с миром.
В новом образовательном стандарте по литературе значительно усилена духовно-нравственная функция предмета и определены цели изучения литературы: «воспитание духовно-развитой личности, формирование духовного мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуре».[3] Конечно, духовно-нравственное воспитание - это долгий и кропотливый процесс, но вся система работы над художественным произведением, а также внеклассная работа способствуют формированию духовных ценностей учащихся. Нравственно-эстетический потенциал древнерусской культуры и литературы, творчества Пушкина, Некрасова, Толстого, Чехова очень высок, степень эмоционального воздействия на наших учеников исключительна, глубина нравственной проблематики неисчерпаема. В воспитании души, пробуждении духовности не случайно главная роль принадлежит предметам гуманитарного цикла, а среди них особая - литературе — виду искусства, в котором слово отражает мир: внешний, окружающий человека, и внутренний, живущий в нем самом.
Создание ситуации для осуществления нравственного выбора оказывает сильное влияние на формирование духовно-нравственной позиции. Диалогическое взаимодействие может успешно реализоваться в процессе учебной дискуссии, обладающей большим педагогическим потенциалом для развития духовности и нравственности учащихся. В процессе дискуссий учащиеся дают личностную оценку литературному произведению, героям и событиям, осмысливают авторское отношение к ним, обсуждают нравственные вопросы, поднимаемые авторами литературных произведений, и связанные с ними социальные проблемы. Чтение является сложной деятельностью, включающей такие высшие психические функции, как смысловое восприятие и внимание, память и мышление. Поэтому развитие умений смыслового чтения (осознания внутренних связей структуры текста) и интерпретация (умения самостоятельно устно или письменно высказывать свою рефлексию на текст) – это сложный и трудоёмкий процесс. Чтение – это ключ к жизни в информационном обществе. Важно, чтобы на любом пути, одном из многих, человек стремился к освоению творчества, к его вплетению в свою жизнь. А педагогу важно ещё и высветить этот путь для учеников, чтобы каждый из них постиг высшее искусство вписаться в мир своим узором. Потребность в творческом самовыражении – одна из важнейших идей ФГОС. Образование и воспитание – это не сфера услуг, а социальное служение – созидание человека.
В обучении литературе учащиеся осваивают произведения искусства слова в контексте культуры, вырабатывают учебные умения, связанные с чтением, анализом и интерпретацией художественного текста. К числу технологий, обеспечивающих взаимодействие учителя с учениками, относится технология «Развитие критического мышления». Эту технологию можно назвать интегрирующей, потому что в ней обобщены наработки многих технологий: развитие мышления, формирование коммуникативных УУД, выработка умения самостоятельной работы.
Безусловно, классические произведения – это самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу учение о добре, самые чудные страницы о детстве. Но и современная литература о подростках и для подростков также заслуживает отдельного разговора.
Уроки внеклассного чтения давно вошли в практику преподавания литературы. Без них теперь трудно представить уроки литературы в школе. Яркость и даже праздничность, проявляющаяся в выборе места проведения и оформления, широкое использование форм внеклассной работы, свободный выбор произведений для обсуждения, возможность обращения к современной литературе, новым изданиям классики — эти особенности уроков внеклассного чтения привлекли к ним внимание учителей и учащихся.
Выбор произведений стал более свободным.
В младших классах на первом плане стоит задача воспитания любви к книге, потребности в чтении, формирование устойчивого интереса к литературе. В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» пишет: «Я видел важную воспитательную задачу в том, чтобы каждый мальчик, каждая девочка, кончая начальную школу, стремились к уединению с книгой — к раздумьям и размышлениям. Уединение — это не одиночество. Это начало самовоспитания мыслей, чувств, убеждений, взглядов. Оно возможно только при условии, когда книга входит в жизнь маленького человека как духовная потребность»
В средних классах, когда интенсивно расширяется круг чтения школьников, когда в их чтение вливается громадный поток «взрослой» литературы, когда складывается дифференциация читательских интересов, на первый план выдвигается задача формирования разносторонних читательских интересов, а также совершенствование читательского восприятия, развития художественного вкуса.
В старших классах особенно важной становится задача развития личностного подхода к литературному произведению, самостоятельности эстетических оценок. Интересы старшеклассников, в том числе и читательские, уже сформировались. Недооценка этого факта при планировании уроков внеклассного чтения, выборе произведений для обсуждения и форм проведения уроков может привести в результате к отчуждению между учеником и учителем.
Обычно учителя-словесники планируют проведение уроков внеклассного чтения между отдельными темами, связывая эти уроки с изучением программного материала. Однако такая обязательная их увязка с основным курсом не всегда необходима. Достаточно «независимыми» могут быть «библиотечные уроки», обзоры новинок литературы, а также уроки внеклассного чтения, посвященные писателю-юбиляру или интересной журнальной публикации.
Наиболее последовательно реализуются в школьной практике проблемно-тематические связи между уроками по основному курсу и уроками внеклассного чтения. Чаще всего учителя переносят обсуждение проблем, поднятых в произведениях, изучаемых по программе, и на уроки внеклассного чтения. В старших классах, таким образом, связываются классика и современная литература, исследуются преемственность, традиции и новаторство в решении русскими писателями «вечных вопросов».
Обращение к произведениям зарубежных писателей отчасти восполняет пробелы в литературном образовании, дает возможность выхода на проблемы взаимодействия литератур, литературных связей и влияний. Внеклассное чтение параллельно с уроками литературы вводит детей в большой мир литературы: знакомит с широким кругом доступных книг, приучает свободно ориентироваться в них и, объединяя отдельные стороны читательской деятельности в единый комплекс культуры чтения, формирует у каждого ребёнка индивидуальный опыт самостоятельного чтения, параллельно с этим формируя у ребенка собственное видение мира и восприятие окружающей действительности. Внеклассное чтение – это особый раздел обучения детей чтению, цель которого – не только обеспечив детям знание книг из доступного круга чтения, вырабатывать у них привычку, а затем потребность самостоятельно и осмысленно выбирать и систематически читать те детские книги, которые им нужны и интересны. Кроме того, при правильном построении системы уроков внеклассного чтения, это может стать эффективным средством личностного развития школьников. Личностное развитие школьников является первоочередной задачей общеобразовательной системы, которая выполняет, прежде всего, воспитательную функцию. Именно в условиях школы формируется личность и ошибки, допущенные в воспитательном процессе, могут пагубно сказаться на дальнейшем личностном развитии человека.
Количество уроков внеклассного чтения в 5-9 классах ограничено девятью часами в год, что вызывает необходимость особенно четкого продумывания назначения и места этих уроков в общей системе уроков чтения. Чтобы помочь учащимся стать читателями, в процессе обучения по данной программе заложена реализация следующих задач:
1. Формирование у учащихся устойчивого желания читать доступную литературу, повышение интереса к книге.
2. Совершенствование навыка чтения: правильности, беглости, выразительности, сознательности.
3. Формирование способности к адекватному восприятию художественного произведения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, выражение собственного отношения к содержанию произведения.
4. Освоение различных способов творческой интерпретации художественного произведения: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, составления фильма.
5. Обучение практическим умениям преобразования текста художественного произведения: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу.
6. Овладение учащимися умением самостоятельно ориентироваться в книгах для извлечения нужной для себя информации.
7. Воспитание у учащихся эстетических, нравственных, этических качеств, необходимых для самостоятельной жизни в обществе.
Принципы, положенные в основу программы:
Художественно-эстетический принцип характерен для отбора произведений – это классические произведения, вошедшие в «золотой» фонд детской литературы, современные произведения российских и зарубежных писателей.
Жанровый и авторский принципы, воспитывающие эстетический вкус детей, предполагает многообразие жанров детской литературы.
Эмоционально-эстетический принцип, предполагающий воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу учащихся, развитие у них эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, отражение в нем человеческих переживаний, эмоций и чувств.
Принцип сознательности и активности обучения, позволяющий учащимся применять приобретенные знания, умения и навыки для самостоятельной работы с книгой и расширения своего читательского опыта.
Принцип системности реализуется в системно-комплексном подходе к обучению, воспитанию и развитию, как на уроках внеклассного чтения, так и во взаимодействии с другими формами работы (библиотечные часы, кружки, внеклассные мероприятия и др.)
Принцип преемственности осуществляется во взаимосвязи уроков внеклассного и классного чтения, с уроками русского языка, музыки, изобразительного искусства.
Принцип воспитывающего обучения, организуя уроки внеклассного чтения, учитель опирается на эмоциональный настрой детей для воспитания у них любви к Родине, честности, милосердия и других качеств.
Данные принципы определили условия развития школьника-читателя:· создание на уроке возможности для работы каждому ученику в соответствии с его уровнем развития;· доступность учебного материала, позволяющая осуществлять нравственно-эстетическое воспитание школьников с учетом их развития и уровнем сформированности читательских умений;· последовательное изменение и усложнение содержания уроков внеклассного чтения;· использование на уроках целенаправленных методов и средств обучения для активизации деятельности учащихся;· праздничность уроков внеклассного чтения (нетрадиционные формы работы: праздники книги, читательские конференции, вечера сказок, игры-конкурсы, устные журналы, конкурсы чтецов, конкурсы рисунков к литературным произведениям, проекты и др.).
Технологии: технология РКМЧП, технология проектов, технология проблемного обучения, технология развивающего обучения
Методы и приемы, используемые на уроках внеклассного чтения, имеют широкий аспект: комментирование, анализ содержания произведения, проникновение в эмоциональную сферу произведения путем выразительного чтения и воображения учащихся. Используются практические действия учащихся (вопросы Блума, пометки при медленном чтении - ИНСЕРТ и т.д.), изобразительная деятельность (рисование), проектная деятельность ( театрализация, исследовательские проекты), речевая деятельность – письмо (составление отзыва о книге, синквейн) и устная речь (составление различного рода высказываний, подробных, кратких, выборочных рассказов).Главное на уроках внеклассного чтения – коллективное обсуждение прочитанного, которое формирует взгляды, оценки, отношения к содержанию книги и ее автору, а также способствует культуре общения школьников в кругу товарищей, когда нужно выслушать, понять чужое мнение и высказать свое.
Работая с незнакомыми произведениями, можно использовать различные приемы, например, приём «Чтение с остановками». Суть данного приёма – побудить учащихся поразмышлять, высказать свою точку зрения; раскрыть творческий потенциал учащихся.
Цель анализа: путём замедленного прочтения рассказа «погрузить» ученика в мир художественного текста, заинтересовать книгой, привлечь к осмысленному чтению и убедить в необходимости сохранения этой традиции; помочь обрести высокое значение своего личностного бытия.
Задачи:
формировать читательскую компетенцию:
- познакомить с произведением, понять авторскую позицию;
- учить школьников вдумываться в название произведения, соотносить название с его содержанием;
- дать собственную оценку героям и произведению;
- обдумать и оценить идею;
- развивать умение рефлектировать в процессе чтения / слушания текста художественного произведения;
- формировать умение «вдумчивого чтения»;
развивать речевые компетенции:
- развивать умение логично и аргументированно отвечать на поставленные вопросы по тексту читаемого произведения;
- развивать умение создавать речевое высказывание на стадии рефлексии;
развивать познавательную активность учащихся:
- формировать и развивать мотивацию к узнаванию новых фактов из истории нашего Отечества, реалий прошлого и будущего;
формировать духовно-нравственные представления:
- способствовать поиску учащимися жизненных ориентиров, базирующихся на нравственных основаниях;
- развивать мотивацию к осмыслению как проблем современности, так и «вечных вопросов» русской литературы и русской истории.
Данный приём содержит все стадии технологии и имеет следующий алгоритм работы:
1-я стадия – вызов.
На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе ученики должны представить, о чём будет рассказ. Что может произойти в произведении с таким названием? Каждая точка зрения обосновывается. Можно рассказать ребятам (и родителям) о своём опыте знакомства с книгой в течение 2-3 минут. Здесь необходимо быть максимально искренним. Как «встретились» с этим рассказом. Ни в коем случае не оценивать героев и само произведение. Даётся краткая справка об авторе. Биография рассказывается не вся, а используются только те моменты, которые могут повлиять на восприятие текстовой информации.
2-я стадия – осмысление.
Чтение текста небольшими отрывками и прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?» Чтобы полноценно воспринять литературное произведение, нужно эмоционально его пережить, «заразиться» им. Чтение – это упражнение в нравственном чувстве. Процесс чтения без переживания, без радости, без печали, без улыбки сушит детскую душу. Чтение должно быть простым и выразительным. Хорошее чтение – прежде всего правдивое и искреннее.
3-я стадия – рефлексия.
Художественный мир произведения…Чтобы он открылся читателю, нужно не только пытаться разгадать авторский замысел, но и стать его соавторами. Заключительная беседа. Формы работы могут быть различными: письмо, беседа, синквейн, творческие работы, аннотация, подбор пословиц к каждой части, подбор цитат к тексту. Такая работа развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов, развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
Фрагмент тематического планирования в 5 классе
Вн. чтение. Урок №1 – проект «Сказка на ночь»
Вн. чтение. Урок №2 – проект «Моя любимая басня» (театрализация)
Вн. чтение. Урок №3 – Ш. Перро «Золушка»
Вн. чтение. Уроки №4, 5 – Проект «Приглашение в сказку» (по произведению Е.Шварца «Золушка»)
Вн. чтение. Урок №6 – А. Тор «Остров в море»
Вн. чтение. Урок №7 Л. Улицкая «Детство 45-53: а завтра будет счастье»
Вн. чтение. Урок №8 – К. Булычёв «Разрешите попросить Нину»
Вн. чтение. Урок №9- Проект «Моя золотая полка»
Возьмем для работы в 5-7 классах произведение Аники Тор «Остров в море». Простое и, вместе с тем, интересное, волнующее, пронзительное. О войне, хотя саму войну тут не увидишь. Но она пронизывает повествование насквозь, и все, что происходит в этой истории, происходит именно потому, что война однажды ворвалась в судьбы главных героев. И когда власть в Австрии захватили фашисты, наши героини, две маленькие еврейские девочки, были вынуждены оставить свою страну, чтобы оказаться в приемных семьях на далеком острове в Швеции, на самом краю света...Они не знали ни слова по -шведски и отчаянно тосковали по дому, но судьбы их на острове сложились совершенно по-разному. Если одна сестра вскоре начала чувствовать себя в приемной семье как дома, то второй пришлось столкнуться как с обычными подростковыми проблемами, так и с более серьезными трудностями, решать которые ей пришлось практически в одиночку. Отзывы детей в одном предложении: «Это история об очень непростом периоде в жизни ребенка, о разнице традиций и взглядов», «это произведение о долгом и трудном пути к взаимопониманию, о терпении и о любви», «книга рассказывает о том, как важно чувствовать, что ты не один, что ты не на краю света, что где-то рядом есть и другие острова, и на них тоже знают о тебе», «эта книга о толерантности»,
Использование приема «Чтение с остановками» позволило ребятам глубже понять проблемы, поднимаемые автором. О том, что книгу прочитали не только дети ,но и многие родители, говорит такой факт: в тетрадях рядом с отзывом ребенка был написан отзыв мамы или папы. Например, «Часто говорят, что настоящая, хорошая детская книга одинаково интересна и взрослым, и детям. Иные детские книги вообще можно рассматривать как детские лишь условно, на самом деле взрослые там однозначно находят больше, как например, в книге про Питера Пэна, и особенно - "Питер Пэн в Кенсингтонском саду" или "Маленький Принц". Но есть и такие книги, которые по-настоящему ДЕТСКИЕ! Да, своей, не побоюсь этого слова, качественностью они привлекают и взрослых, и еще больше они привлекают взрослых своей теплой, светлой энергетикой, они возвращают нас в то блаженное состояние, когда мир кажется простым и понятным, а главное - добрым; даже если в нем и присутствует зло, то есть непреклонная вера в то, что добро всегда победит». «Мне понравилась книга. Автор говорит об отношениях детей, особенно в случае "не таких", "чужих", из другой страны. Вообще тема "других", взаимодействия и личного становления - безусловно, важнейшие вещи для подростков». «Взволновала тема о приемных детях. Пока мы на эту тему читали только "Девочку из города" Воронковой. Кстати, тут же хорошо об укладе жизни в разных семьях, и о том, что не всегда то, что кажется, то кажется правильно, не то золото, что блестит, и не тот обязательно добрый, кто сладенький». Отзывы родителей – это пример того, что произведение, изученное на уроке, взволновало ребенка так, что он поделился своими эмоциями с семьёй. А дальше – цепная реакция, обсуждение, размышления.
Следующее произведение - первая часть трилогии А. Маршалла «Я умею прыгать через лужи». (5-7 классы) «Я умею прыгать через лужи» - автобиографическая повесть о детстве австралийского писателя, перенесшего полиомиелит. То, что это реальная история, не выдуманная, не сочиненная автором, делает ее лишь сильнее. Книга, несмотря на тематику, очень и очень светлая и позитивная. Ее невозможно читать и не улыбаться, она летняя, вся пропитана австралийским солнцем и любовью к жизни мальчишки по имени Алан. Очень приятно было сознавать, насколько мудры родители Алана, ведь до того как он заболел, отец мечтал, чтобы сын продолжил его дело - стал объездчиком лошадей. Но после того как случилась беда, никакого отчаяния, никакой озлобленности. Отец и мать помогли сыну найти свое место в жизни, чувствовать себя уверенно, встать на ноги (во всех смыслах) и ни от кого не зависеть.
И снова прием «чтение с остановками». Один из этапов этого приема – цитирование фрагмента, который особенно запомнился. «Все происходит так, как ты это воспринимаешь для себя сам, если ты считаешь себя полноценным человеком, то и жизнь проживешь такую». «В детстве бездействующая, ставшая бесполезной нога не вызывает стыда; лишь когда научаешься распознавать взгляды людей, не умеющих скрывать свои чувства, появляется желание избегать их общества. И — странная вещь — такие откровенно презрительные взгляды исходят только от людей со слабым телом, всегда помнящих о собственной физической неполноценности. Сильные и здоровые люди не сторонятся калеки — его состояние слишком далеко отих собственного. Только те, кому грозит болезнь, содрогаются, видя ее у других». «Люди потому и смотрят на калек с пугливой жалостливостью, что просто боятся сами оказаться на их месте, и тем самым лишь мешают этим людям. Ведь умение жить не зависит от того, можешь ли ты стоять на своих ногах: оно зависит от настроя самого человека, от его веры в свои силы и настойчивости в достижении целей - для того человеку и нужна поддержка окружающих, в которой общество зачастую отказывает калекам.
- Осторожней!.. Не сделайте ему больно: он хромой!
Это восклицание матери заставило меня опомниться. Слово "хромой" в моем представлении могло относиться только к хромым лошадям, оно означало полную бесполезность. Лежа в канаве, я приподнялся на локте и посмотрел на мать с изумлением.
- Хромой, мама? - воскликнул я возмущенно. - Почему ты говоришь, что я хромой?..»
«Алан ни в чем не желает уступать другим мальчишкам - ни в играх, ни в драках. Не желает он и подчиняться Другому мальчику - тому, который вечно нашептывает: "Зачем ввязываться в это дело? Посиди, отдохни, я ведь так устал..." Он не только ему не уступает, он его побеждает - мало кто из ребят умеет плавать? Что ж, он сумеет этому научиться, сколько бы времени это не заняло. Отец сказал, что он не сумеет ездить на лошади? Нет, он сможет, даже если для того, чтобы научиться этому, ему понадобится несколько лет. А как же костыли? "Кто думает о костылях!" Не нужно думать, как радоваться жизни - эта радость приходит с самой жизнью: "Хорошо быть счастливым, правда?"». «Когда ты будешь смотреть на других, то в это время и сам ты старайся вместе с ними драться, и бегать, и состязаться, и скакать верхом, и орать благим матом. А о ногах своих забудь. Во всяком случае, я с этой минуты намерен о них забыть»
После того, как ребята поделились своими фрагментами, все вместе сформулировали главную мысль книги: мы сами делаем себя, и только от наших стремлений зависит наше будущее! Это книга про абсолютно здорового мальчика, который всего лишь не умел ходить...
Тема Великой Отечественной войны широко представлена в школьной программе. Мне бы хотелось предложить Вашему вниманию несколько произведений для внеклассного чтения, которые позволяют по-особому посмотреть на события семидесятилетней давности: Л. Улицкая «Детство 45-53,а завтра будет счастье», Кир Булычев «Можно попросить Нину?», Тематический контекст этих произведений один, но разные жанровые формы – семейная хроника и фантастика– дают возможность разного прочтения и приобщения к произведениям конца 20 начала 21 века. Работая с этими произведениями, можно использовать различные приемы, например, приём «Чтение с остановками». В книге Людмилы Улицкой "Детство 45-53" собраны письма людей, чьи детские годы пришлись на нелёгкое послевоенное время. Здесь не только тяжелый послевоенный быт, очереди, голод, неустроенность и сиротство. Здесь - почти в каждом письме - надежда, вера в человека, сострадание и трепетное ожидание счастья. А еще - юмор, интереснейшие историко-бытовые детали, живая речь и настоящие эмоции. Что нового, кажется, может дать взгляд на послевоенную жизнь глазами ребенка? Нового, может, и немного. Но все же действительность поворачивается к ребенку особым ракурсом, а нам полезно задуматься над тем, как ее воспринимало наивное сознание.
Раздел «Ели…» - один из самых обширных в сборнике и окрашен, быть может, самыми человеческими эмоциями. Это понятно: все-таки еда — главная биологическая потребность человека, и ничто не может внушить ребенку ощущение сытости, если он голоден. А в войну и первые послевоенные годы недоедали почти все. Вот взрослый человек вспоминает, как голодным мальчонкой в эвакуации нашел луковицу и с каким наслаждением отделял каждый слой и смаковал его. Вот другой вспоминает, как впервые увидел белый хлеб. А какие детские соблазны и какие прегрешения, связанные с едой, помнят взрослые люди! Вот мальчишки в школе обнаружили в парте авоську с половиной буханки хлеба — и, голодные, тут же съели. А за хлебом пришла молодая и очень худая женщина (вечером в тех же классах занимались взрослые) и, поняв, что дети съели хлеб, ничем их не упрекнула, только посмотрела грустно. И взгляд этот мальчишка не может забыть всю жизнь. А вот мальчишку мать послала продать несколько конфет, лимонных долек, чтобы на вырученные деньги купить хлеба, а он по дороге не удержался и конфеты облизал. Надо ли добавлять, какую «нещадную трепку» задала ему мать? Самые светлые воспоминания в сборнике связаны с детскими играми, с жизнью двора, и это понятно: это была светлая сторона детства, безвозвратно утраченная самим временем. Самые печальные — с голодом, страхом, арестом родителей, детдомом, жизнью в нищей и забитой деревне, ранней непосильной работой, жестокостью взрослых.
Как работать с этими рассказами? Отдельные главы можно читать школьникам на уроках литературы: захватывающие истории, рассказанные реальными людьми, не оставят ребят равнодушными. Особый колорит эпохи несут и фотографии. Вглядываясь в лица людей, в интерьеры, дети видят время, ощущают его.
Примерные вопросы к произведению Л. Улицкой:
Используя текст, найдите приметы военного (послевоенного ) времени. («Карточки», «продаттестат», «примус», «коромысло», «продналог», «раскулаченный кулак» и т.д.)
Докажите, что жизнь людей была тяжёлой («самое любимое лакомство - малюсенькие плоды сахарной свеклы», «черный хлеб с солью», мороженая луковица )
Чем занимаются дети в тяжелое для страны время?
Отношение к военнопленным. Почему на смену ненависти приходит сострадание?
Какова роль фотографий в книге?
О чем заставляют задуматься рассказы Л.Улицкой? Как мы назовем эти проблемы? (Нравственные, вечные. Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил. Автор показывает крупным планом то, что является самым важным в жизни человека.)
И этот урок вышел за рамки учебного занятия. Он перерос сначала в классный час, а затем в проект «Дети войны».
Следующее произведение - рассказ Кира Булычева «Можно попросить Нину?» Фантастический рассказ читается на одном дыхании. Два персонажа, один диалог — но как мастерски закручен сюжет! Здесь, словно в поэзии, невероятная плотность мыслей, чувств и переживаний на одно слово, убрано все лишнее — и это завораживает. Оказывается и 15 страниц достаточно, чтобы проникнуться героями, начать сопереживать им...И снова дети. Звонок в своё прошлое. В детство, в страшное военное время своей ровеснице, которой тоже тогда было двенадцать лет. Маленькое чудо из тех, что оставляют вполне реальный, тёплый след в жизни человека. Может показаться, что рассказ и не про Великую Отечественную войну вовсе, нет там залпов танковых орудий, трассирующих пуль во тьме, нет и отважных подвигов. Но там есть отрывок жизни длиною всего лишь в телефонный разговор, за которым мы видим очень многое — страх и боль того времени, надежду не только в Победу, но и в лучшее, полное необыкновенной жизни будущее. Но это только с одной стороны — если смотреть глазами Нины. С другой стороны телефонного провода мы вместе с Вадимом вспоминаем цену, уплаченную за мир, мы видим наше настоящее не как банальную данность, а так как должны видеть его, ценя каждый миг, каждую улыбку, любой пустяк, напоминающий нам о драгоценном даре, оставленном нам отцами и дедами. У Кира Булычева, несмотря на фантастический замысел произведения, выглядит это очень человечно и по-душевному пронзительно.
Анализируя это произведение, обращаем внимание и на детали двух миров, и на речь персонажей, и на контрастность обстановки, и на ту невидимую, незримую нить, которая связала двух героев (речь не только о телефонной линии, но и, конечно же, о духовной связи поколений). После работы с рассказом традиционно пишем отзыв.
Благодаря урокам внеклассного чтения, мы можем варьировать школьную программу, включая в привычную систему уроков произведения современных авторов, которые говорят с нами о нравственности, толерантности, об этических нормах, позволяют задуматься над проблемами современного общества. Все изменения в реальной читательской ситуации при перспективном планировании учитель вряд ли сможет учесть, поэтому система уроков внеклассного чтения должна быть открыта для всего нового и интересного, появляющегося в литературе.
Результативность инновационной деятельности в межаттестационный период
Уровень организации инновационной деятельности | Тема инновационной деятельности | Цель | Степень участия (участник творческой группы, руководитель) | Срок реализации | Результат |
Школьный. Трансляция инновации на республиканском уровне | Формирование культуры чтения через введение модульного курса «Внеклассное чтение. Литература для подростков и о подростках» | Цели: - развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся; - формирование культуры чтения; формирование личностных качеств учащихся; выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества; развитие различных типов мышления; формирование качественных знаний, умений и навыков | Руководитель творческой группы направления «Филология» | 2015-2020 гг | Обеспечить специальное литературное развитие школьников, без которого никогда не произойдет настоящей встречи с искусством слова, не появится подлинный читатель, человек высокой духовности. Повышение качества обученности по литературе у учащихся |