СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационная педагогическая деятельность

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инновационная педагогическая деятельность, как особый вид творческой деятельности, направлена на обновление системы образования. Она является результатом активности человека не столько в приспособлении к внешней среде, сколько в изменении его личных и общественных потребностей и интересов.

Инновационная деятельность, будучи сложным и многоплановым феноменом, своим содержанием охватывает процесс взаимодействия индивидов. Этот процесс направлен на развитие и преобразование объекта, перевод его в качественно новое состояние, на системную деятельность по созданию, освоению и применению новых средств, а также на особый вид творческой деятельности, который объединяет различные операции и действия, направленные на получение новых знаний, технологий и систем. Все эти проявления характеризуют инновационную деятельность в педагогической сфере.

Просмотр содержимого документа
«Инновационная педагогическая деятельность»

ВАЖНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инновационная педагогическая деятельность, как особый вид творческой деятельности, направлена на обновление системы образования. Она является результатом активности человека не столько в приспособлении к внешней среде, сколько в изменении его личных и общественных потребностей и интересов.

Инновационная деятельность, будучи сложным и многоплановым феноменом, своим содержанием охватывает процесс взаимодействия индивидов. Этот процесс направлен на развитие и преобразование объекта, перевод его в качественно новое состояние, на системную деятельность по созданию, освоению и применению новых средств, а также на особый вид творческой деятельности, который объединяет различные операции и действия, направленные на получение новых знаний, технологий и систем. Все эти проявления характеризуют инновационную деятельность в педагогической сфере.

Инновационная педагогическая деятельность основана на осмыслении практического педагогического опыта. Целенаправленная педагогическая деятельность ориентирована на изменение и развитие учебно-воспитательного процесса с целью достижения высших результатов, получение нового знания, формирование качественно иной педагогической практики. Продуктами инновационной педагогической деятельности являются нововведения, положительно меняющие систему образования; они определяют ее развитие и характеризуются как новые или усовершенствованные. Педагогическая деятельность всегда ориентируется на определенный смысл - знания, которые следует получить в процессе обучения и на качества личности, которые необходимо воспитать в обучающемся. В зависимости от того, какие ценности доминируют при этом процессе, педагогическая деятельность в образовательных трансформациях может иметь формирующий (традиционный) или развивающий (гуманистический) характер.

Поиск путей обновления педагогических систем осуществляется на различных уровнях: одни учреждения начинают разрабатывать концепции обновления, а другие уже сформировались как новый тип учебного заведения. Результатом инновационных поисков являются качественно новые образцы образовательных систем, каждому из которых свойственны специфические структурно-организационные особенности. Речь идет о новых типах учебных заведений (адаптивные образовательные учреждения, детские сады-школы, школы-лаборатории, гимназии, лицеи и т.д.).

Инновационная педагогическая деятельность является одним из видов производительной деятельности. Среди ее обязательных компонентов особую роль играет творчество. Достояние мировой и отечественной педагогики, современные научно-педагогические исследования и практический опыт многих поколений педагогов убеждают в необходимости творческого подхода в педагогической деятельности. Таким образом, инновационная педагогическая деятельность невозможна без творческого подхода.

Специфика педагогического творчества заключается в том, что ее объектом и результатом является создание личности, а не как, например, образа в искусстве или механизма в технике. Педагогический процесс рассматривают как совместное творчество (сотворчество) педагога и воспитанника в ситуации педагогического взаимодействия, в процессе которого происходит педагогическое преобразования человека.

    1. Жан Овидий Декроли. ‘Школа для жизни, через жизнь’

Бельгийский врач, педагог и психолог Жан Овидий Декроли является самым заметным представителем медико-антропологической течения реформаторской педагогики.

Основой педагогической технологии Жана Овидия Декроли является принцип антропоцентризма, который в конце XIX - начале XX века способствовал новому осмыслению понятия ‘воспитание’. Согласно ему воспитание рассматривается как процесс развития ребенка, что учитывает его индивидуальные потребности, возможности, мотивы и интересы.

Прежде всего, Декроли ликвидировал дробление и обособленность отдельных отраслей знаний, введя при этом принцип концентрации образовательной программы вокруг центров интересов, согласно которому, вся педагогическая работа должна концентрироваться вокруг ребенка и его потребностей. Основными потребностями он считал потребность в пище, самосохранении, самозащите, общении, совместной деятельности, отдыхе, самосовершенствовании. Каждая из них, на его взгляд, является генератором внимания и мыслей ребенка, своеобразным ‘центром интереса’.

Потребности ребенка удовлетворяются за счет окружающей среды (природной и социальной), которые действует на нее, и на которые она постоянно влияет собственной деятельностью. Этим обусловлена необходимость изучения среды, с которой ребенок находится в постоянном взаимодействии.

Кроме изучения природной и социальной среды, с которой ребенок постоянно взаимодействует, материалом для определения содержания ‘программы ассоциированных идей’ является его самодидактика.

Центральной педагогической проблемой Декроли считал проблему интересов личности. Центры интересов, по сути, определяют методический треугольник, который является стержнем любого учебного проекта. Этот треугольник содержит такие элементы, как наблюдение, ассоциация, выражения. Признавая их искусственность, Декроли отмечал, что каждый из них имеет ‘примесь’ другого (например, процесс выражения невозможен без наблюдения и ассоциации). Кроме того, каждый элемент имеет свои педагогические задачи. Так, наблюдение должно приучить ребенка сознательно воспринимать явления, искать их причины, констатировать последствия, делать выводы; ассоциация имеет целью подвести ребенка к сопоставлению знаний, полученных в процессе наблюдений со знаниями из других источников; выражение должно представлять мнение ребенка в понятной для других форме.

С участием наглядности и личного опыта у детей формируются понятия, которые благодаря различным упражнениям закрепляются в памяти и усваиваются в единстве с навыками и умениями.

Во время комплексного изучения темы ребенок развивается через непосредственное овладение социальным опытом. Организация обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста имеет четко выраженную краеведческую и трудовую направленность (изучения природы, истории и экономики родного края, создание мастерских).1

Педагогическая школа Йена-план.

Йена-план — система организации работы школы, сочетающая индивидуализацию учебно-воспитательного процесса с коллективной деятельностью учащихся. Разработана в 1920-х годах профессором Йенского университета П. Петерсеном в духе идей нового времени, немецкой ‘реформаторской педагогики.’ Известна также под названием ‘школа Петера Петерсена.’ В настоящее время применяется в различных модификациях в отдельных школах Германии, Нидерландов и некоторых других стран.

Традиционная школа с классно-урочной системой в Йена-план заменена ‘воспитательной общиной.’ Классы заменены четырьмя разновозрастными группами (до 40 человек в каждой). Старшие учащиеся выступают в роли опекунов для младших. Внутри групп для выполнения различных видов заданий образуются свободно создаваемые школьниками временные подгруппы. Обучение в Йена-план комплексное, на основе тематической интеграции учебного материала; его содержание в первые годы определяется преимущественно интересами самих учащихся; с 5-6-го года обучение направляется учителем. Урок заменён разнообразными видами учебной работы. Учителя ориентируют учащихся на самостоятельную оценку результатов учебной деятельности, взаимооценку. Перевод из одной группы в другую осуществляется на основе ‘общей зрелости’ учащихся, их личностного роста.2

Система школы опирается на воспитательную общину, сформированную на основе уважения к личности ребенка, сочетание свободы и самостоятельности, тесной связи родителей, детей и педагогов.

Петерсен преобразовал школу в ‘место жизни’, класс - в ‘школьную жилую комнату’, расписание - в ‘ритмический недельный план’, который рационально регламентирует жизнь ребенка в этом ‘хорошем доме’. Основой воспитательной программы школы, которая реализует идею ‘общности и братства’, он считал гуманистические отношения. Учитывая эти ориентиры, были определены следующие основные средства духовно-нравственного воспитания личности: a) абсолютная открытость отношений определяет жизненный стиль, культуру, формы жизнедеятельности группы и общины в целом; b) взаимопомощь детей в закалке характера, развитии и взаимовоспитании в духе единства и братства; c) право каждого ребенка на собственную точку зрения, свободу выражения; признание равных прав за всеми: ‘твое право может ограничить лишь учет права другого’; d) формирование основных человеческих ценностей, дружелюбия и искренности, чему должна способствовать теплота человеческого общения, когда родители могут быть рядом с ребенком в процессе обучения; e) обсуждение всех случаев в группе или всей школьной общиной, когда учитель непосредственно не выходит на нарушителя школьных правил, а только учит других тактичному и справедливому отношению к своему товарищу.

Технология Петерсена рассматривает культивирование общинности как условие воспитания индивидуальности в процессе коллективной жизнедеятельности, конструирует школу как опытное поле для развития ребенка, как жизненное пространство для ее вхождения в социум