СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационная педагогическая деятельность преподавателя специальных дисциплин

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Просмотр содержимого документа
«Инновационная педагогическая деятельность преподавателя специальных дисциплин»

УДК 377.5

М.Н.Молдабаева, преподаватель специальных дисциплин, магистр естественных знаний

Актюбинский политехнический колледж, Актобе, Казахстан

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКА КОЛЛЕДЖА

Аннотация: в данной статье рассматривается описание сущности различных видов компетентности, их роли в формировании современных специалистов, информационно-образовательная среда колледжа, выделены ее составные блоки и определено их влияние на формирование профессиональной компетентности.

Ключевые слова: компетенции, профессиональная компетентность, информационно-образовательная среда, структура информационно-образовательной среды.

Изучение специальных дисциплин в колледжах сталкивается с постоянно возрастающим объемом и сложностью учебного материала при ограниченном объеме часов, отведенных на его освоение. В таких условиях привычные для преподавателя формы и методы работы требуют пересмотра и совершенствования. Учитывая требования быстрого приобретения и качественного усвоения студентами информации, а также выработки умения эффективно и творчески ее применять, назрела необходимость в принципиально ином подходе к формированию учебно-методического комплекса технических дисциплин, позволяющего реализовать качественно более глубокий подход к внеаудиторной и самостоятельной работе студентов.

Роль современного преподавателя предполагает переход от чисто механического толкования трудных мест в учебнике на аудиторных занятиях как к более творческому сотрудничеству с обучающимися, так и к совместному поиску правильных решений. При этом приходится уделить больше внимания созданию благоприятных условий для самообразования и саморазвития студентов. Учебный процесс в большей степени должен быть ориентирован не столько на формирование комплекса знаний, умений и навыков, сколько на общее развитие, вооружение методами самостоятельной деятельности по сбору и обработке информации, реализуя, таким образом, переход от устаревшей формулы “образование на всю жизнь” к актуальной - “образование через всю жизнь”. Наиболее эффективно такой подход к обучению возможно реализовать, формируя новую учебную среду при широком использовании современных методов обучения.

В связи с интенсивным развитием технологий усложняются существующие и появляются новые направления науки и техники. Обществу требуются качественно подготовленные специалисты, обладающие совокупностью знаний и умений, отвечающих современным условиям. Совершенствование учебного процесса с целью формирования профессиональной компетентности студентов может быть основано на совершенствовании методики преподавания, так как именно методика преподавания во многом, если не во всем, определяет эффективность образовательного процесса. Методика — это фиксированная совокупность приемов практической деятельности, приводящей к заранее определенному результату. То, какие именно приемы используются и каким образом они составляют совокупность и определяет эффективность методики. Под эффективностью методики можно понимать быстроту достижения планируемого результата и полноту соответствия поставленной цели.

Метод обучения – процесс взаимодействия между преподавателями и студентами, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

По сложившейся традиции в педагогике методы обучения подразделяются на три группы: 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 2) методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности; 3) методы стимулирования учебно-познавательной деятельности.

В практике обучения существуют и другие подходы к определению методов обучения, которые основаны на степени осознанности восприятия учебного материала: пассивные, активные, интерактивные, эвристические и прочие.

Пассивный метод (рис.1) – это форма взаимодействия студентов и педагога, в которой педагог является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам педагога. Всязь педагога со студентами в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т.д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения студентами учебного материала пассивный метод считается неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны педагога и возможность приподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие педагоги предпочитают пассивный метод остальным методвм. Надо сказать, что в некотрых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если студенты имеют четкие цели, напраленные на основательное изучение предмета. Лекция – самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в колледжах, где учатся вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.

Рис.1. Пассивный метод


Активный метод (рис.2) – это форма взаимодействия студентов и преподавателя, при которой преподаватель и студенты взаимодействуют друг с другом в ходе урок и студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером был преподаватель, то здесь педагог и студенты находятся на равных правах. Интерактивные методы можно рассматривать как современную форму активных методов.

Рис.2. Активный метод

Интерактивный метод (рис.3). Интерактивный – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, этот метод ориентирован на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и с друг-другом, и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются студентами. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их студенты не только закрепляют уже изученный материал, сколько озвучивают новый.

Рис.3. Интерактивный метод


Педагогическая наука и практика предлагает преподавателю большой выбор методов, приемов и форм обучения. Задача заключается в том, чтобы творчески, рационально использовать их в учебном процессе, для достижения поставленных целей.

Выстраивая образовательный процесс, значительное внимание я уделяю развитию у студентов творческой инициативы и исследовательских навыков, для формирования потребности в непрерывном образовании, способности анализировать, принимать решения, воспитывает гибкость мышления, познавательную активность, самостоятельность.

Исследовательский подход в обучении – это путь знакомства студентов с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.

Исследовательская работа – это система мероприятий, приобщающая к творческой деятельности, способствующая развитию инициативы, индивидуальных интересов студентов, которая повышает у студентов интерес к учебе, приобщая их к самостоятельной творческой деятельности. Результатом такой работы является повышение уровня подготовки будущих специалистов.

Для того чтобы деятельность студентов стала исследовательской, преподаватель должен решить ряд проблем по формированию творческого импульса в сознании студента, а затем обучить его принципам, методам, формам и способам научного исследования, основам профессионального знания и научного познания, дать возможность самореализоваться через решение задач научного характера по индивидуальной теме.

При этом студент должен четко представлять, что он должен получить, каким образом и когда сможет достичь конечного результата.

Основными формами исследовательской работы студентов на моих уроках является:

- подготовка рефератов, докладов;

- участие студентов в проектной деятельности;

- участие в семинарах, олимпиадах по специальным дисциплинам;

- участие в научно-практических и научно-исследовательских конференциях областного уровня;

- организация предметных недель.

В процессе исследовательской работы студентов решается целый комплекс педагогических задач:

- обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы;

- формирование у студентов общих и профессиональных компетенций;

- воспитание личностных качеств, развитие творческого потенциала;

- развитие коммуникативных навыков.

Учебный процесс в нашем учебном заведении организован таким образом, что элементы исследовательской деятельности вводятся постепенно, усложняясь от курса к курсу.

Существует и применяется два основных виды научно-исследовательской работы студентов.

Первый вид – это учебно-исследовательская работа студентов, предусмотренная действующими учебными планами, о чем было сказано ранее.

Второй вид – это научно-исследовательская работа, т.е. работа сверх тех требований, которые предъявляются учебными планами.

Такая форма является наиболее эффективной для развития исследовательских и научных способностей у студентов. Это легко объяснить: если студент за счёт свободного времени готов заниматься вопросами, какой-либо дисциплины, то снимается одна из главных проблем преподавателя, а именно мотивация студента к занятиям.

Студент уже настолько развит, что работать с ним можно не как с учащимся, а как с младшим коллегой. То есть студент из сосуда, который следует наполнить информацией, превращается в источник. Он следит за новинками литературы, старается быть в курсе изменений, происходящих в выбранной им науке.

Именно учебно-исследовательская работа студентов способствует формированию интереса к познавательной, творческой и практической деятельности, повышает учебную мотивацию, создает условия для социального и профессионального роста, формирования логического, научного мышления, развития интереса к выбранной профессии, позволяет развить творческие и личностные качества будущих специалистов.


Литература

  1. Уласевич Т.П. Методика преподавания специальных дисциплин и современные педагогические технологии // Методические рекомендации. Витебск «ВГУ им.П.М.Машерова». - 2016

  2. Мякишев С. Л. Роль информационно-образовательной среды вуза в процессе формирования профессиональной компетентности специалиста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 27. – С. 250–252.

  3. Афанаскина М. С. Из опыта организации научно-исследовательской работы студентов // Прил. к журн. «СПО». – 2011. – № 2.

  4. Озерова М. В. Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования профессиональных компетенций студентов на занятиях по математике // Сборник статей III Международной научно-практической конференции 22-23 апреля. – 2015 – С. 33-37.