УДК 377.5
М.Н.Молдабаева, преподаватель специальных дисциплин, магистр естественных знаний
Актюбинский политехнический колледж, Актобе, Казахстан
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКА КОЛЛЕДЖА
Аннотация: в данной статье рассматривается описание сущности различных видов компетентности, их роли в формировании современных специалистов, информационно-образовательная среда колледжа, выделены ее составные блоки и определено их влияние на формирование профессиональной компетентности.
Ключевые слова: компетенции, профессиональная компетентность, информационно-образовательная среда, структура информационно-образовательной среды.
Изучение специальных дисциплин в колледжах сталкивается с постоянно возрастающим объемом и сложностью учебного материала при ограниченном объеме часов, отведенных на его освоение. В таких условиях привычные для преподавателя формы и методы работы требуют пересмотра и совершенствования. Учитывая требования быстрого приобретения и качественного усвоения студентами информации, а также выработки умения эффективно и творчески ее применять, назрела необходимость в принципиально ином подходе к формированию учебно-методического комплекса технических дисциплин, позволяющего реализовать качественно более глубокий подход к внеаудиторной и самостоятельной работе студентов.
Роль современного преподавателя предполагает переход от чисто механического толкования трудных мест в учебнике на аудиторных занятиях как к более творческому сотрудничеству с обучающимися, так и к совместному поиску правильных решений. При этом приходится уделить больше внимания созданию благоприятных условий для самообразования и саморазвития студентов. Учебный процесс в большей степени должен быть ориентирован не столько на формирование комплекса знаний, умений и навыков, сколько на общее развитие, вооружение методами самостоятельной деятельности по сбору и обработке информации, реализуя, таким образом, переход от устаревшей формулы “образование на всю жизнь” к актуальной - “образование через всю жизнь”. Наиболее эффективно такой подход к обучению возможно реализовать, формируя новую учебную среду при широком использовании современных методов обучения.
В связи с интенсивным развитием технологий усложняются существующие и появляются новые направления науки и техники. Обществу требуются качественно подготовленные специалисты, обладающие совокупностью знаний и умений, отвечающих современным условиям. Совершенствование учебного процесса с целью формирования профессиональной компетентности студентов может быть основано на совершенствовании методики преподавания, так как именно методика преподавания во многом, если не во всем, определяет эффективность образовательного процесса. Методика — это фиксированная совокупность приемов практической деятельности, приводящей к заранее определенному результату. То, какие именно приемы используются и каким образом они составляют совокупность и определяет эффективность методики. Под эффективностью методики можно понимать быстроту достижения планируемого результата и полноту соответствия поставленной цели.
Метод обучения – процесс взаимодействия между преподавателями и студентами, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.
По сложившейся традиции в педагогике методы обучения подразделяются на три группы: 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 2) методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности; 3) методы стимулирования учебно-познавательной деятельности.
В практике обучения существуют и другие подходы к определению методов обучения, которые основаны на степени осознанности восприятия учебного материала: пассивные, активные, интерактивные, эвристические и прочие.
Пассивный метод (рис.1) – это форма взаимодействия студентов и педагога, в которой педагог является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам педагога. Всязь педагога со студентами в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т.д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения студентами учебного материала пассивный метод считается неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны педагога и возможность приподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие педагоги предпочитают пассивный метод остальным методвм. Надо сказать, что в некотрых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если студенты имеют четкие цели, напраленные на основательное изучение предмета. Лекция – самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в колледжах, где учатся вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.

Рис.1. Пассивный метод
Активный метод (рис.2) – это форма взаимодействия студентов и преподавателя, при которой преподаватель и студенты взаимодействуют друг с другом в ходе урок и студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером был преподаватель, то здесь педагог и студенты находятся на равных правах. Интерактивные методы можно рассматривать как современную форму активных методов.

Рис.2. Активный метод
Интерактивный метод (рис.3). Интерактивный – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, этот метод ориентирован на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и с друг-другом, и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются студентами. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их студенты не только закрепляют уже изученный материал, сколько озвучивают новый.

Рис.3. Интерактивный метод
Педагогическая наука и практика предлагает преподавателю большой выбор методов, приемов и форм обучения. Задача заключается в том, чтобы творчески, рационально использовать их в учебном процессе, для достижения поставленных целей.
Выстраивая образовательный процесс, значительное внимание я уделяю развитию у студентов творческой инициативы и исследовательских навыков, для формирования потребности в непрерывном образовании, способности анализировать, принимать решения, воспитывает гибкость мышления, познавательную активность, самостоятельность.
Исследовательский подход в обучении – это путь знакомства студентов с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.
Исследовательская работа – это система мероприятий, приобщающая к творческой деятельности, способствующая развитию инициативы, индивидуальных интересов студентов, которая повышает у студентов интерес к учебе, приобщая их к самостоятельной творческой деятельности. Результатом такой работы является повышение уровня подготовки будущих специалистов.
Для того чтобы деятельность студентов стала исследовательской, преподаватель должен решить ряд проблем по формированию творческого импульса в сознании студента, а затем обучить его принципам, методам, формам и способам научного исследования, основам профессионального знания и научного познания, дать возможность самореализоваться через решение задач научного характера по индивидуальной теме.
При этом студент должен четко представлять, что он должен получить, каким образом и когда сможет достичь конечного результата.
Основными формами исследовательской работы студентов на моих уроках является:
- подготовка рефератов, докладов;
- участие студентов в проектной деятельности;
- участие в семинарах, олимпиадах по специальным дисциплинам;
- участие в научно-практических и научно-исследовательских конференциях областного уровня;
- организация предметных недель.
В процессе исследовательской работы студентов решается целый комплекс педагогических задач:
- обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы;
- формирование у студентов общих и профессиональных компетенций;
- воспитание личностных качеств, развитие творческого потенциала;
- развитие коммуникативных навыков.
Учебный процесс в нашем учебном заведении организован таким образом, что элементы исследовательской деятельности вводятся постепенно, усложняясь от курса к курсу.
Существует и применяется два основных виды научно-исследовательской работы студентов.
Первый вид – это учебно-исследовательская работа студентов, предусмотренная действующими учебными планами, о чем было сказано ранее.
Второй вид – это научно-исследовательская работа, т.е. работа сверх тех требований, которые предъявляются учебными планами.
Такая форма является наиболее эффективной для развития исследовательских и научных способностей у студентов. Это легко объяснить: если студент за счёт свободного времени готов заниматься вопросами, какой-либо дисциплины, то снимается одна из главных проблем преподавателя, а именно мотивация студента к занятиям.
Студент уже настолько развит, что работать с ним можно не как с учащимся, а как с младшим коллегой. То есть студент из сосуда, который следует наполнить информацией, превращается в источник. Он следит за новинками литературы, старается быть в курсе изменений, происходящих в выбранной им науке.
Именно учебно-исследовательская работа студентов способствует формированию интереса к познавательной, творческой и практической деятельности, повышает учебную мотивацию, создает условия для социального и профессионального роста, формирования логического, научного мышления, развития интереса к выбранной профессии, позволяет развить творческие и личностные качества будущих специалистов.
Литература
Уласевич Т.П. Методика преподавания специальных дисциплин и современные педагогические технологии // Методические рекомендации. Витебск «ВГУ им.П.М.Машерова». - 2016
Мякишев С. Л. Роль информационно-образовательной среды вуза в процессе формирования профессиональной компетентности специалиста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 27. – С. 250–252.
Афанаскина М. С. Из опыта организации научно-исследовательской работы студентов // Прил. к журн. «СПО». – 2011. – № 2.
Озерова М. В. Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования профессиональных компетенций студентов на занятиях по математике // Сборник статей III Международной научно-практической конференции 22-23 апреля. – 2015 – С. 33-37.