СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные методы обучения на уроках экономических дисциплин как средство формирования социальных и профессиональных компетенций

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Инновационные методы обучения на уроках экономических дисциплин как средство формирования социальных и профессиональных компетенций»

Инновационные методы обучения на уроках экономических дисциплин как средство формирования социальных и профессиональных компетенций



Модификация социально-экономических условий диктует необходимость качественно нового уровня подготовки кадров. Это возможно достичь путем перехода образовательных организаций на инновационный путь развития, позволяющий обеспечить рост результативности обучения. Все это должны осознать, понять и признать творческую природу личности каждого обучающегося, наличие в ней внутренней активности. Наше общество нуждается в воспитании человека современно образованного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в различных ситуациях, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за себя и за те решения, которые он принимает. Для этого человек дожжен обладать не только профессиональными компетенциями, но и быть всесторонне развитым, в том числе и экономически. Ведь экономика является неотъемлемой частью нашей жизни. Мы живем в экономической среде, постоянно используем термины, употребляемые экономистами (деньги, цены, заработная плата, доходы, расходы и др.). Очевидно, что экономически безграмотный человек изначально обречен на более сложный жизненный путь, его решения во многих сферах общественной жизни зачастую будут оказываться ошибочными. Жить и быть вне экономики в современных условиях невозможно и чем раньше человек поймет роль экономики в его жизни, тем более он будет успешен во многих сферах жизнедеятельности. Это и надо донести каждому обучающемуся. А вот как это сделать - это вопрос? Сделать это при сохранении традиционных методов обучения, когда обучающийся выступал в роли послушного «винтика» невозможно. Современных студентов трудно сегодня удивить. Объем информации увеличивается, усвоить ее всю невозможно, к тому же она устаревает, поэтому наша задача как педагогов, найти те методы обучения, которые позволят нашим студентам быть конкурентоспособными на рынке труда.

Древняя китайская пословица гласит: «Дайте человеку одну рыбу, и он получит пропитание на день, научите его ловить рыбу, и он получит пропитание на всю жизнь». Наша задача - научить «ловить эту рыбу». Каким же образом? Все мы знаем, что наш урок подразумевает соблюдение нескольких этапов. Первый этап – актуализация опорных знаний. Известно, что всякое формирование новых знаний идет на базе актуализации прежних знаний и систематического применения усвоенных знаний в учебной деятельности. Чтобы сделать обучение привлекательным, нужно проводить уроки в интересной форме. А это достигается применением интересных средств обучения, позволяющих включить в активную деятельность всех студентов. Например, «Экономический квест» - обучающиеся в процессе решения задания смогут встать на место того или иного бизнесмена (потребителя) в один из важнейших периодов развития его бизнеса, будет возможность взглянуть на затруднительные ситуации для бизнесменов со своей точки зрения, и принять решение, опираясь на свои собственные знания, мысли и чувства. Популярнее всего игра по предпринимательству «Бизнес стратегия» в ходе изучения темы «Фирма». «Экономический диктант», например, необходимо выписать характеризующие признаки форм предпринимательства: признаки акционерного общества, индивидуального предприятия, товарищества и т.д. Еще одним методом является «Экономический портрет» (описание самых известных экономистов). «Экобуквенная ассоциация» - преподаватель показывает букву, а обучающийся должны вспомнить экономические понятия на данную букву. Можно игру проводить по рядам или вариантам. Например: 1-ый ряд называет наибольшее число терминов на данную букву, а второй ряд должны дать определения к данным терминам. Потом задание выполняется наоборот. Критерии оценок преподаватель разрабатывает сам. Применение «Кейс-метод», его особенностью является то, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Студенты получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому каждый студент должен собрать и проанализировать имеющуюся у него необходимую информацию. Также для актуализации опорных знаний можно использовать различные Интернет-ресурсы. Например, LearningApps – полностью бесплатный онлайн-сервис из Германии, позволяющий создавать интерактивные упражнения для проверки знаний. Рuzzlecup.com (фабрика кроссвордов) позволяет, составить кроссворд самим, набросав его мышкой и выбрав автоматически предложенные слова. Ссылку на составленный кроссворд вы можете отправить студентам для разгадывания. Можно проявить эрудицию и юмор, выдумывая определения для слов. Всё делается прямо онлайн! Существует огромное количество бесплатных онлайн - сервисов, которые позволяют привлечь обучающихся к изучению того или иного материала.

При изучении нового материала также можно использовать различные Интернет - источники. Например, крупнейший видео-сайт youtube.com, который можно использовать для визуализации различной информации на уроках («Основные фонды организации», «Технология проведения маркетингового исследования и т.д.»). Игра «Мозговой штурм» применяется для решения проблемных ситуаций. Главная цель – наработать как можно больше возможных решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся абсурдными. Далее необходим анализ идей. Все высказанные идеи, обучающиеся совместно с преподавателем рассматривают критически, при этом придерживаются основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях. Заключительный этап - обработка результатов. Преподаватель отбирает от 2 до 5 самых интересных решений, раздает группам. Целью группы является найти как можно больше вариантов решений, преподаватель подводит итог урока. Нет ничего плохого в том, если третий этап будет отделен временем, даже проведен на другом уроке. Если за это время у участников группы появятся новые идеи – пусть обсуждают и их. Ведь главное – спровоцировать интенсивную мыслительную деятельность над учебной задачей, а не выдвинуть определенное количество идей в строго отведенное время. А иногда целесообразно вообще ограничиться только первым этапом штурма с оглашением всех найденных идей. На уроках перед студентами можно ставить следующие вопросы: «Какие меры вы могли бы предложить по борьбе с инфляцией?», «Предложите пути выходы из экономического кризиса», «Предложите различные способы по укреплению российской денежной валюты» и т. д. Деловая игра на уроке повышает интерес к учебным занятиям и к тем проблемам, которые разыгрываются и моделируются в их процессе. Изменяет отношение обучающихся к тем конкретным ситуациям, которые были предметом деловой игры и к людям, служившим персонажами в этой игре; изменяет самооценку обучающихся, так как они становятся более объективными и в ряде случаев меняются оценки возможностей человеческого фактора;  улучшает взаимоотношения студента и преподавателя. Основная цель игры - подготовка обучающихся к активной и осознанной деятельности в новых экономических условиях. В игре должна быть представлена модель реальной социально-экономической ситуации, с которой знакомятся студенты. Мне помогает большое количество пособий по проведению экономических деловых игр, которые были изданы в последнее время – Л.Б.Азимов и др. «Преподавание экономики в школе», Ю.Н.Корлюгова и др. «Деловые игры по экономике», Ю.А.Гущев «Экспресс-аренда», А.В.Мунтян «Увлекательно об экономике», Ю.В.Геронимус «Игра, модель, экономика».

Все эти методы можно также применять и на этапе закрепления изученного материала. Еще в своей работе я применяю и метод проектов, который является очень действенным способом получения и применения полученной информации на практике. Примерные темы проектов: «Бюджет моей семьи», «Беречь электричество – сберечь Россию», «Выгодно ли брать кредиты», «Самозанятым везде дорога и почет?» и т.д.

Для привлечения студентов к изучению экономических дисциплин и пониманию того, насколько экономика важна в нашей жизни, можно создать экономический кружок. В моем случае кружок называется «Экономист». Здесь обучающиеся изучают дополнительную информацию по экономике, составляют «Словарь экономических терминов», презентации «Влияние налогов на малый бизнес», «Влияние отдельных видов реклам на выбор покупателем продукции. Определение эффективности рекламы», «Влияние рекламы на подростков». Пишут исследовательские работы, такие как: «Жизнь в кредит или кредит на жизнь», «Становление и развитие денег в мировом экономическом пространстве и перспективы их дальнейшего использования», «Инфляция. Как это касается меня?». Составляют альбом «Выдающиеся экономисты мира».

Что хочется сказать в заключении? Что в результате применения различных инновационных методов в обучении студенты приобретают профессиональные и социальные компетенции, которые помогут в решении производственных и жизненных ситуациях, а также необходимые коммуникативные и творческие навыки. Они осознают всю важность изучения экономических дисциплин. Уверенно применяют полученную информацию на практике. Данная уверенность в себе позволяет им успешно трудиться, продвигаться по служебной лестнице. Еще один важный момент заключается в том, что методов и форм изучения и получения информации огромное множество, но их применение на занятиях требует постоянного саморазвития и повышения квалификации самого преподавателя. Чтобы учить других – надо не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова.


Список литературы

  1. Инновационная деятельность на уроках экономики: электрон. ресурс – Режим доступа: https://infourok.ru/innovacionnaya-deyatelnost-na-urokah-ekonomiki-393292.html

  2. Модернизация системы среднего профессионального образования: проблемы и перспективы: электрон. ресурс – Режим доступа: https://infourok.ru/modernizaciya-sistemi-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-problemi-i-perspektivi-3744316.html

  3. Баяновская Я.Г., Лепкова Н.С., Кузина Г.В. Активные методы обучения в преподавании экономики в общеобразовательных школах// Международный научный журнал «инновационная наука». – 2019. – №12. – С. 63-66.

  4. Деловые игры в экономике: учебное пособие / И.Н. Горелова, Н.С. Морозова. – Омск, 2018.- 74 с.

  5. Лукьянова Р. Формирование системы практических умений и навыков учащихся на уроках экономики // Народное образование . – 2019. –  № 10. – С. 157.






.