СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные подходы в обучении английскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества невозможна без применения инновационных образовательных технологий. Инновационные технологии в образовательном процессе призваны развивать познавательную и творческую активность обучающихся, способствовать повышению качества образования и эффективности использования учебного времени, уменьшить количество времени, затрачиваемого обучающимися на репродуктивную деятельность. Более того, инновационные технологии предоставляют обучающимся неограниченный объем информации, который можно эффективно использовать в качестве самостоятельной работы.

Просмотр содержимого документа
«Инновационные подходы в обучении английскому языку»

Инновационные подходы в обучении английскому языку


Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества невозможна без применения инновационных образовательных технологий. Инновационные технологии в образовательном процессе призваны развивать познавательную и творческую активность обучающихся, способствовать повышению качества образования и эффективности использования учебного времени, уменьшить количество времени, затрачиваемого обучающимися на репродуктивную деятельность. Более того, инновационные технологии предоставляют обучающимся неограниченный объем информации, который можно эффективно использовать в качестве самостоятельной работы.

Для быстрого и эффективного обучения иностранным языкам необходимы инновационные методики, направленные на формирование практических навыков квалифицированного специалиста, способного решать профессиональные задачи на уровне иноязычной коммуникативной компетенции. Особенно актуальным представляется использование инновационных технологий в обучении иностранному языку.

Инновационные методы позволяют достичь следующих целей:

1) доступность восприятия учебного материала,

2) систематизация знаний;

3) развитие творческих способностей обучаемых;

4) самообразование;

5) снятие психологического барьера (боязнь общаться, сделать ошибку);

6) осмысление учебного материала, анализ усвоенного материала.

Одним из трендов современного образования является все большая интеграция инновационных образовательных технологий в образовательный процесс, однако это совершенно не означает, что любое использование мультимедийных программ приведёт к успешным результатам в обучении. Наоборот, сейчас, как никогда раньше, учителям следует наиболее тщательно подходить к выбору инновационных образовательных технологий и соблюдать принципы, которые позволят внедрить данные технологии наиболее эффективно.

Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование компьютерных языковых программ, Интернет-ресурсов, электронное и блог портфолио, компетенционный анализ, деловая игра, метод «мозгового штурма», технология развития критического мышления помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.

Основная идея технологии сотрудничества заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Практика показывает, что вместе учиться не только легче, но интереснее и значительно эффективнее. Учителю же эта система дает колоссальные возможности для творческого подхода и к предмету, и к ученикам.

Идея обучения в сотрудничестве чрезвычайно гуманна по своей сути. Она получила развитие усилиями многих педагогов во многих странах мира и поэтому довольно разнообразна в своих вариантах. Однако при всем разнообразии существуют основные принципы обучения в сотрудничестве.

Принципы обучения в сотрудничестве

1. Группы обучающихся формируются учителем до урока с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должен быть “сильный”, “средний” и “слабый” ученики, девочки и мальчики. Если группа на нескольких уроках работает слаженно, дружно и продуктивно, нет никакой необходимости менять ее состав. Это так называемые базовые группы. Если работа по каким-то причинам не ладится, состав можно менять от урока к уроку.

2. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы. Роли могут распределяться как учителем, так и учениками внутри группы.

3. Оценивается работа не одного ученика, а всей группы, т.е. отметка ставится одна на всю группу. Важно, что оцениваются не столько знания, сколько усилия обучающихся. В ряде случаев можно предоставить ребятам возможность самим оценить результаты своего труда.

4. Учитель сам выбирает члена группы, который должен отчитаться за задание. Это может быть и “слабый” ученик. Способность “слабого” ученика обстоятельно изложить результат совместной работы означает, что группа справилась с заданием и учебно-педагогическая цель достигнута. Ибо цель любого задания не формальное его выполнение (правильно/неправильно), а усвоение материала каждым участником группы.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Работа над проектом - это многоуровневый подход к изучению языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику.

Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления обучающихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. В процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания.

Метод проектов формирует у обучающихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.

Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих школьникам применить накопленные знания по предмету. Обучающиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.

В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

Компьютерные языковые программы вносят разнообразие в процесс обучения, способствуют созданию благоприятной творческой атмосферы и, вместе с тем, индивидуализируют процесс обучения и облегчают осуществлять текущий контроль.

Компьютерные программы развивают познавательную деятельность обучающихся, их интеллектуальные способности, логическое мышление, память, внимание, воображение. Мультимедийные программы повышают эффективность обучения, интерес к изучению иностранных языков, расширяют возможности восприятия и усвоения учебного материала (с помощью видео, графики, тестирования и т. п.), а также позволяют распределять задания в группе по степени сложности.

Важным моментом в обучении иностранному языку является этап рефлексии. С помощью компьютера обучающиеся имеют возможность анализировать результаты своей деятельности. Компьютерные языковые программы мотивируют изучать иностранный язык, дают возможность эффективно отработать и самостоятельно проконтролировать фонетические, лексические и грамматические навыки, например мультимедийные программы «Learn to speak English», Лондонский лингафонный курс «ВВС» (средний и продвинутый уровни), электронные энциклопедии «Encarta», «The British Encyclopedia».

Электронные портфолио – это коллекция работ обучающегося, однако данные работы включают в себя ещё аудио– и видеоматериалы, собранные на одной электронной платформе. Создание электронных портфолио также должно отвечать определённым правилам и требует выполнения следующих задач:

1. Определить цель, для которой создаётся электронное портфолио. Данная цель должна быть направлена на удовлетворение наиболее важных образовательных потребностей обучающихся.

2. Установить, как будет использована информация, содержащаяся в электронных портфолио обучающихся.

3. Выбрать тип электронного портфолио:

– портфолио-коллекция, которое может состоять из всех работ обучающегося с комментариями и наблюдениями преподавателя;

– портфолио-презентация, которое будет включать в себя только лучшие работы обучающегося;

– оценочное портфолио, состоящее из системно отобранных

работ обучающегося с комментариями и наблюдениями преподавателя.

4. Соотнести записи в портфолио с видами деятельности на уроке. Это означает, что следует продумать, как привычные для учащихся виды деятельности могут быть использованы для ведения их портфолио.

5. Ввести ведение портфолио в обязательный вид деятельности учащихся, постепенно пополняя портфолио в течение четверти, триместра, учебного года и усложняя задания.

6. Спланировать, как будет отслеживаться и оцениваться прогресс обучающихся. В данном случае формальная оценка не будет являться эффективным средством оценивания. Использование чек-листов, подробных рубрик и комментариев учителя позволит наиболее точно охарактеризовать прогресс обучающихся.

7. Вовлечь обучающихся в процесс работы над дизайном их собственных портфолио в соответствии с определёнными критериями и рекомендациями.

8. Использовать креативные способы мониторинга и оценки

портфолио обучающихся, например:

– выбирать несколько портфолио каждый день или неделю и обсуждать их со всеми учащимися;

– предоставлять учащимся время для оценки портфолио друг друга или просить учащихся оценить свои собственные портфолио.

Блогфолио – это интерактивный онлайн блог, созданный учащимися с определенной образовательной целью. Блоги зачастую используются в иноязычном обучении с целью улучшения чтения и письма на иностранном

языке, увеличения вовлеченности в образовательный процесс, а также для предоставления возможности самовыражения и развития креативности у учащихся. Как и более традиционные электронные портфолио, блогфолио имеет определенные критерии, при соблюдении которых их использование будет эффективным средством для изучения иностранного языка.

1. Одним из наиболее важных критериев является выбор

темы, на которую учащиеся будут вести дискуссию в своих блогфолио.

2. Далее, учащимся необходимо предоставить ресурсы, с использованием и анализом которых они смогут улучшить и расширить свои знания по выбранной тематике блогфолио.

3. Следующим шагом является постепенное наполнение блогфолио материалом, который учащиеся выбрали на основе предоставленной им информации. На данном этапе также следует поощрять поиски дополнительной информации и представление её в блоге.

4. На последнем этапе обучающиеся должны не только закончить наполнение своего блога, но и создать презентацию и на её основе записать собственное видео, в котором будет раскрываться выбранная для блогфолио тема.

Деловая игра — это комплексный методический прием обучения, при котором обучающиеся в первую очередь рассматривают процесс принятия решения. Деловая игра является процессом воспроизводства на модели, в результате которой появляются определенные результаты и их следствия. Деловая игра направлена на развитие у студентов умений анализировать конкретные практические ситуации и принимать решения

Метод «мозгового штурма» позволяет рассматривать разнообразные идеи: все участники дискутируют и доказывают свою рабочую гипотезу, подкрепляя её аргументами. В конечном итоге «мозгового штурма» принимается коллективное решение проблемы, взятой из реальной ситуации или придуманной. Таким образом, использование «мозгового штурма» позволяет обучающимся приобрести полезный управленческий и организационный опыт.

Приобретение индивидуального опыта обучающегося осуществляется за счет активизации процесса обучения. А это достигается путем применения технологии развития критического мышления посредством чтения и письма.

Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

В данной технологии принципиально меняется роль учителя. Он становится партнером, активизирующим и направляющим учебный процесс. Обучающиеся учатся бесконфликтному обмену мнений. Осуществляется личностно-ориентированное обучение, при котором каждый ученик не просто получает очередной объем готовых знаний, а вовлекается в процесс конструирования знаний на основе равноправных партнерских отношений.

Первая стадия (стадия вызова) -актуализирует имеющиеся знания обучающихся, пробуждает интерес к теме; именно здесь определяются цели изучения материала. Для этого используются различные приемы и стратегии, например, кластеры. Эта стадия состоит из двух элементов - мозгового штурма и создания кластера. Информация выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется в группах. После того, как обучающиеся составили кластер, можно предложить им составить предложения по данной теме. Ученики составляют предложения по теме, обмениваются информацией, работают в группах. Каждая группа называет предложение, и предложения записываются на доске. Та команда, которая дала предложение, задает вопрос.

Вторая стадия-осмысление нового материала. Здесь происходит основная содержательная работа с текстом. На данном этапе обучения в процессе работы с новой информацией ученикам предлагается использовать такой прием, как маркировка текста символами: «v» - знаю, «+» - новая информация, «-» - что я узнал, не совпадает с тем, что я знал, «?» -недостаточная информация, надо побольше узнать. То, что обучающиеся узнали из текста мы дополняем другим цветом к кластеру.

Третья стадия-размышления или рефлексии. Здесь обучающийся осмысляет изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к изучаемому материалу. На данном этапе обучающиеся отвечают на вопросы, обсуждают свое отношение к празднику, а также выполняют творческую работу в форме пятистишия – синквейна (это стих из пяти строк, который требует систематизации информации в сжатой форме по теме).

Таким образом, используя приемы и стратегии технологии развития критического мышления, можно «вооружить» обучающихся самыми разнообразными ресурсами в работе с различными типами информации.

Применение инновационных технологий обучения на уроках английского языка помогает решать проблемы речевого общения школьников с различным уровнем способностей, эффективного использования времени урока, позволяет значительно расширить и разнообразить виды деятельности обучающихся, что в свою очередь позитивно влияет на результаты образовательного процесса. Новые формы речевого общения на уроках способствуют формированию творчества, познавательной активности, самостоятельности детей.

Однако следует отметить, что данный положительный эффект может быть достигнут только при тщательном планировании целей, результатов и текущих видов деятельности, все из которых должны быть направлены на удовлетворение образовательных потребностей и нужд обучающихся.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!