СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные приемы в изучении литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Инновационные приемы в изучении литературы»

Уважаемые коллеги, члены жюри!

Современный учитель литературы стоит на перекрёстке эпох. С одной стороны — классика, проверенная временем, с другой — поколение Z, живущее в мире соцсетей и нейросетей. Как сделать так, чтобы Пушкин и Тургенев стали частью их реальности? Как объяснить, что литература — это не собрание пыльных томов, а живой диалог сквозь время. С этой целью я провела опрос среди обучающихся 9 классов, чтобы выяснить мнение детей о программной литературе и их отношение к чтению. Было задано 5 вопросов (4 с выбором ответа, 1- предполагал развернутый ответ). Подробные результаты представлены на слайде. Я подведу итог.

Большинство детей читают программные произведения выборочно или читают краткое содержание.

26 процентов ответили, что причина тому сложность языка и объем текстов.

На вопрос «Что могло бы мотивировать вас читать больше» самые большие проценты получили варианты «большая свобода выбора произведений», их экранизации и интерактивные форматы.

Радует то, что 58 % опрощенных считают, что школьная литература учит мыслить и понимать людей.

На вопрос «что нужно изменить на уроках литературы, чтобы дети захотели читать», были даны следующие формулировки: включать в программу современную литературу, изменить подход учителей, использовать необыденные формы работы.


Собранные результаты легли в основу целеполагания моей работы и сформировали задачи, которые я перед собой ставила.

*Цели моего подхода:*

1. Пробудить интерес к классике через её актуализацию.

2. Развивать критическое мышление, креативность и эмоциональный интеллект.

3. Формировать нравственные ориентиры через анализ вечных тем.

*Задачи:*

- Использовать инновационные методы для анализа текстов.

- Связать литературные произведения с реалиями XXI века.

- Создать условия для самореализации учеников в рамках предмета.

Сегодня я поделюсь приемами, которые формируют у учеников критическое мышление, креативность и эмоциональный интеллект, а также помогают «осовременить» программную литературу.

Условно я их разделила на 4 группы: «ролевой интерактив», «визуализация», «дискуссионный разбор», «стендап».

  1. Ролевой интерактив подразумевает приемы, при которых мы ставим героя в реалия 21 века.

Например, задаемся вопросом «Чем бы мог заниматься Чичиков в современном мире?»

Или кому было бы проще жить в 21 веке: Чацкому или Молчалину? Этот прием позволяет показать, что проблемы героев универсальны (жадность, одиночество, поиск себя) и он учить проводить параллели между литературой и реальностью.



Еще одна очень интересная реализация этого приема «Ролевой диалог». Это возможность вести переписку от лица героев литературного произведения.

Ребята, ставя себя на место персонажа, стараются понять и объяснить мотивы поступком, принятых решений. Иногда ученики очень сильно увлекаются занятием и даже стилизуют свою речь, чтобы диалог не «выбивался» из контекста произведения.

  1. Визуализация


*ассоциативные доски в Pinterest*.

- Ученики собирают коллажи по мотивам произведений: фото, цитаты, мемы, музыку;


*Зачем это нужно:*

- Ученики анализируют подтекст через визуальные метафоры.

- Выражать эмоции через образы — ключевой навык в эпоху визуальной культуры.

*Связь с ФГОС:*

Формирование медиаграмотности (умение создавать и интерпретировать мультимедийный контент).

Аналогичное задание есть во ВСОШ.


Кластер мнений: от образа к оценке


Ученики систематизируют информацию и формируют личное отношение к героям. Развивать эмоциональную отзывчивость через сопереживание персонажам и анализ их взаимоотношений.

Создается карта, к которой описываются поступки героя. После обсуждения, каждый ученик дает оценку поступку с помощью цветного стикера. Я отрабатывала этот прием при изучении произведения «Дубровский» и «Героя нашего времени».

  1. Дискуссионный разбор


Дебаты: спор как путь к истине (2 минуты)*

  • Учит аргументировать позицию, опираясь на текст;

  • Развивает критическое мышление;

Позволяет связать классику с актуальными вопросами

Методика:

- Ученики делятся на команды, анализируют текст, ищут аргументы и контраргументы.

*Польза:*

- Углублённое *понимание мотивов героев*.

- Развитие умение видеть проблему с разных сторон - *критического мышления — ключевую компетенцию ФГОС;

Результат: Глубокий анализ текста




Создание коротких видео- тенденция последних лет. На уроках литературы тодже может найти свое применение.

Детям предлагается снять видео-обзор, видео-рецензию, отзыв на литературное произведение, видео -интересные факты.

Представленное видео вызвало интерес у ребят к биографии Тургенева.


4 Стендап


### *Часть 1. Стендап: юмор как инструмент анализа

Почему бы не позволить ученикам переосмыслить образ Печорина или Онегина через призму иронии?

Такой формат:

- Развивает умение выделять ключевые черты персонажей и формулировать мысли образно;

- Снимает страх перед «серьёзной» классикой;

- Формируется навык *краткой и яркой подачи информации* — важный элемент цифровой грамотности.


Видео


Всех представленные приемы развивают интерес у учеников к чтению, анализу, разбору произведений и способствуют активной работе на уроке. Количество желающих участвовать в конкурсах, олимпиадах возросло. Часто ученики сами предлагают интересные формы работы, участвуют в процессе создания урока. С интересом пишут сочинениями, эссе. В этих работах прослеживается глубокое осмысление произведений.

Уважаемые коллеги! Современный урок литературы — это не отказ от классики, а её перезагрузка. Используя стендап, дебаты, цифровые инструменты, мы не развлекаем, а глубоко погружаем учеников в текст. Мы учим их видеть в героях себя.


Как сказал Толстой: «Искусство — это микроскоп, который наводит художник на тайны своей души». Давайте сделаем так, чтобы через этот микроскоп заглянул каждый современный ученик. Спасибо!


Ответы на вопросы жюри (примеры)

1. *Как оцениваете результативность?*

— Через рефлексивные эссе, рост числа участников олимпиад, вовлечённость в проекты. Например, после видео-рецензий 70% класса прочитали «Муму».

2. *Не упрощаем ли мы классику?*

— Нет. Современные методы — «дверь» в текст. После создания кластеров мы углубляемся в анализ мотивов.

3. *Как учесть разный уровень учеников?*

— Дифференциация: сильные ученики готовят аргументы для дебатов, другие — визуальный контент (мемы, коллажи).


— Давать роли по силам: один снимает, другой пишет сценарий, третий подбирает музыку.