СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные приёмы запоминания словарных слов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации проекта представленны инновационные приёмы для запоминания и правильного написания словарных слов посредством моделирования ярких ассоциаций через стимулирование памяти обучающихся начальной школы и дидактический материал для работы со словарными словами на уроках русского языка

Просмотр содержимого документа
«Инновационные приёмы запоминания словарных слов.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Барсовская СОШ № 1» Педагогический практико- ориентированный проект по теме: Моделирование ярких ассоциативных образов  (приём «усиления» орфограммы)  как инструмент для запоминания словарных слов учителя начальных классов Туринцевой Татьяны Михайловны

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Барсовская СОШ № 1»

Педагогический практико- ориентированный проект по теме:

Моделирование ярких ассоциативных образов (приём «усиления» орфограммы) как инструмент для запоминания словарных слов

учителя начальных классов

Туринцевой Татьяны Михайловны

Аннотация  В презентации проекта представлены приёмы обучения для запоминания и написания словарных слов посредством моделирования ярких ассоциаций через стимулирование памяти обучающихся начальной школы и дидактический материал для работы со словарными словами на уроках русского языка.  Форма подачи материала способствует формированию познавательных универсальных учебных действий (логических, знаково-символических универсальных учебных действий)

Аннотация

В презентации проекта представлены приёмы обучения для запоминания и написания словарных слов посредством моделирования ярких ассоциаций через стимулирование памяти обучающихся начальной школы и дидактический материал для работы со словарными словами на уроках русского языка.

Форма подачи материала способствует формированию познавательных универсальных учебных действий (логических, знаково-символических универсальных учебных действий)

Проблема: Существование трудностей запоминания и заучивания словарных слов у обучающихся начальных классов, обладающих яркой и образной памятью, свойственной их возрасту.

Проблема:

Существование трудностей запоминания и заучивания

словарных слов

у обучающихся начальных классов,

обладающих

яркой и образной памятью, свойственной их возрасту.

Причины существования проблемы: Маленький словарный запас и плохо развитая память у обучающихся младших классов; Не приспособленность памяти ребёнка данного возраста к «простому запоминанию» ничего не значащего для него символа – буквы в слове. Неяркие, скучные способы предоставления языкового материала в школьных учебниках.

Причины существования проблемы:

  • Маленький словарный запас и плохо развитая память у обучающихся младших классов;
  • Не приспособленность памяти ребёнка данного возраста к «простому запоминанию» ничего не значащего для него символа – буквы в слове.
  • Неяркие, скучные способы предоставления языкового материала в школьных учебниках.

Цель проекта: показать обучающимся некоторые приёмы, облегчающие процесс заучивания слов,  и стимулировать их (обучающихся) к самостоятельным поискам подобных приёмов

Цель проекта:

показать обучающимся

некоторые приёмы, облегчающие процесс заучивания слов,

и стимулировать их (обучающихся)

к самостоятельным поискам подобных приёмов

 Хорошая память – это не способность, а искусство , система навыков и умений . Даже одарённые музыканты каждый день играют гаммы. Практика и ещё раз практика! Даниэль Лапп

Хорошая память – это

не способность, а искусство , система навыков и умений . Даже одарённые музыканты каждый день играют гаммы. Практика и ещё раз практика!

Даниэль Лапп

Что значит хорошая память обучающегося? Хорошая память – это та, которая обеспечивает «скорость запечатления, длительность хранения и лёгкость воспроизведения заучиваемого материала». (психолог Л.Б. Ермолаева-Томина)  Основной закон заключается в том, что легче всего запоминается яркий материал и тот, что постоянно входит в поле деятельности.

Что значит хорошая память обучающегося?

Хорошая память – это та, которая обеспечивает «скорость запечатления, длительность хранения и лёгкость воспроизведения заучиваемого материала».

(психолог Л.Б. Ермолаева-Томина)

Основной закон заключается в том, что легче всего запоминается яркий материал и тот, что постоянно входит в поле деятельности.

  Виды памяти: зрительная слуховая речедвигательная логическая эмоционнально-образная

Виды памяти:

  • зрительная
  • слуховая
  • речедвигательная
  • логическая
  • эмоционнально-образная

Как стимулировать память  обучающегося: «Усилить» орфограмму- значит «уярчить», то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. Запечатлеть образ слова в памяти через обращение к оригинальности, необычности, яркости первичного восприятия. Способствовать развитию памяти, логического мышление и усиливать творческую активность учащихся.

Как стимулировать память обучающегося:

  • «Усилить» орфограмму- значит «уярчить», то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается.
  • Запечатлеть образ слова в памяти через обращение к оригинальности, необычности, яркости первичного восприятия.
  • Способствовать развитию памяти, логического мышление и усиливать творческую активность учащихся.
Целевая аудитория проекта - об учающиеся 1-4 классов.

Целевая аудитория проекта - об учающиеся 1-4 классов.

Задача проекта: повысить словарный запас обучающихся начальных классов и сформировать умения запоминать и правильно писать словарные слова.   Роль учителя – помочь ребёнку в поиске индивидуального стиля запоминания и стимулировать развитие его памяти, направить обучающегося на творчество и самостоятельный поиск решения проблемы.

Задача проекта: повысить словарный запас обучающихся начальных классов и сформировать умения запоминать и правильно писать словарные слова.

Роль учителя – помочь ребёнку в поиске индивидуального стиля запоминания и стимулировать развитие его памяти, направить обучающегося на творчество и самостоятельный поиск решения проблемы.

РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА   В течение учебного года (с 1 по 4 класс) в рамках учебной программы на уроках русского языка познакомить учащихся: с различными приёмами и способами «усиления» орфограммы слов с непроверяемым написанием; с требованиями к ассоциативному образу; с правильным изображением словарного слова, объединённого с ассоциативным образом, фиксируя словарные слова-«образы» в творческой тетради.

РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

В течение учебного года (с 1 по 4 класс)

в рамках учебной программы на уроках русского языка познакомить учащихся:

  • с различными приёмами и способами «усиления» орфограммы слов с непроверяемым написанием;
  • с требованиями к ассоциативному образу;
  • с правильным изображением словарного слова, объединённого с ассоциативным образом, фиксируя словарные слова-«образы» в творческой тетради.
                                  Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Словарное Ассоциативный  слово   образ  признак   =  признак

Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.

Словарное Ассоциативный

слово образ

признак = признак

 Требования к ассоциативному образу  Ассоциативная связь может быть по:

Требования к ассоциативному образу

Ассоциативная связь может быть по:

 Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.  Словарное Ассоциативный  слово образ  б Е рёза - по цвету - б Е лая б Е рёза - кудрявая: нужен - гр Е бень – чтобы расчесать (по форме, как буква Е )

Ассоциативный образ должен иметь

в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Словарное Ассоциативный

слово образ

б Е рёза - по цвету - б Е лая

б Е рёза - кудрявая: нужен - гр Е бень – чтобы расчесать (по форме, как буква Е )

Этапы работы по «усилению» орфограммы Выделение трудной орфограммы Постановка перед обучающимися проблемы : Как «уярчить» орфограмму ? Как лучше запомнить именно эту букву? Как помочь своей памяти? Самостоятельный поиск учащимися способов «усиления». Коллективный выбор лучшего из вариантов. Выбор каждым обучающимся индивидуального  приёма запоминания.

Этапы работы по «усилению» орфограммы

  • Выделение трудной орфограммы
  • Постановка перед обучающимися проблемы :
  • Как «уярчить» орфограмму ?
  • Как лучше запомнить именно эту букву?
  • Как помочь своей памяти?
  • Самостоятельный поиск учащимися способов «усиления».
  • Коллективный выбор лучшего из вариантов.
  • Выбор каждым обучающимся индивидуального
  • приёма запоминания.
Некоторые  эффективные способы «усиления» орфограммы: Приём 1. «Нарисуй-ка!» Написание в слове запоминаемой буквы по аналогии с внешним видом самого предмета.

Некоторые эффективные способы «усиления» орфограммы:

Приём 1. «Нарисуй-ка!»

Написание в слове запоминаемой буквы по аналогии с внешним видом самого предмета.

Г О РО ` Х

Г О РО ` Х

КО ` Ф ТА

КО ` Ф ТА

ЧУ В СТВО

ЧУ В СТВО

Приём 2. Объединения словарного слова и ассоциативного слова.

Приём 2.

Объединения словарного слова и ассоциативного слова.

Примеры словарных слов и ассоциативных образов: г А зета - бум А га ин Е й – б Е лый, сн Е г к А пуста –з А яц к А р А ндаш – гр А нь, бум А га к А рман –дыр А к О рабль – в О лны , б О цман

Примеры словарных слов и ассоциативных образов:

г А зета - бум А га

ин Е й – б Е лый, сн Е г

к А пуста –з А яц

к А р А ндаш – гр А нь, бум А га

к А рман –дыр А

к О рабль – в О лны , б О цман

Р О ССИ ` Я

Р О ССИ ` Я

Л И МО ` Н

Л И МО ` Н

Р Я БИ ` НА

Р Я БИ ` НА

П О М И ДО ` Р

П О М И ДО ` Р

Приём 3. «Найди в слове другое слово» Деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв.

Приём 3. «Найди в слове другое слово»

Деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв.

«Найди в слове другое слово» ВОСК ЛИЦА ТЕЛЬНЫЙ ЧЕ РЕПА ХА ГОРИ ЗОНТ  ГАЗ ЕТА ШО КОЛ АД А ПЕЛ ЬСИН КОРА БЛЬ ПАР АШЮТ ГЕРБ АРИЙ МАР МЕЛ АД МАРШ РУТ  СНЕГ ИРЬ  ГРАММ АТИКА

«Найди в слове другое слово»

ВОСК ЛИЦА ТЕЛЬНЫЙ ЧЕ РЕПА ХА ГОРИ ЗОНТ

ГАЗ ЕТА ШО КОЛ АД

А ПЕЛ ЬСИН КОРА БЛЬ

ПАР АШЮТ ГЕРБ АРИЙ

МАР МЕЛ АД МАРШ РУТ

СНЕГ ИРЬ

ГРАММ АТИКА

К О Т ЛЕ ` ТА

К О Т ЛЕ ` ТА

ВЕ Л О С И ПЕ ` Д

ВЕ Л О С И ПЕ ` Д

Приём 4. «Группа с командиром».   Заучивание обобщенным способом .

Приём 4. «Группа с командиром».

Заучивание обобщенным способом .

Слова с буквой А К А СТРЮЛЯ К А ПУСТА К А БАЧОК Б А КЛАЖАН К А РТОФЕЛЬ С А ЛАТ Т А РЕЛКА Б А Н А Н А Н А НАС А ПЕЛЬСИН М А НД А РИН

Слова с буквой А

К А СТРЮЛЯ

К А ПУСТА

К А БАЧОК

Б А КЛАЖАН

К А РТОФЕЛЬ

С А ЛАТ

Т А РЕЛКА

Б А Н А Н

А Н А НАС

А ПЕЛЬСИН

М А НД А РИН

Слова на -ОЛО- , -ОРО- К О Л О БОК М О Л О КО С О Л О ВЕЙ К О Л О ДЕЦ С О Л О МА К О Л О ННА С О Р О КА В О Р О НА В О Р О БЕЙ К О Р О ВА Г О Р О Д К О Р О НА

Слова на -ОЛО- , -ОРО-

К О Л О БОК

М О Л О КО

С О Л О ВЕЙ

К О Л О ДЕЦ

С О Л О МА

К О Л О ННА

С О Р О КА

В О Р О НА

В О Р О БЕЙ

К О Р О ВА

Г О Р О Д

К О Р О НА

Слова, которые начинаются с КОМ- К О Мбайн К О Мпьютер К О Мбинезон К О Мплект К О Мпот

Слова, которые начинаются с КОМ-

К О Мбайн

К О Мпьютер

К О Мбинезон

К О Мплект

К О Мпот

Слова, в которых живёт слово «ель» ПУД ЕЛЬ КРЕНД ЕЛЬ КАРТОФ ЕЛЬ

Слова, в которых живёт слово «ель»

ПУД ЕЛЬ

КРЕНД ЕЛЬ

КАРТОФ ЕЛЬ

Приём 5. «Ребусы. Шифровки».

Приём 5. «Ребусы. Шифровки».

М О РКО ` ВЬ

М О РКО ` ВЬ

ТР И К О Т А ` Ж

ТР И К О Т А ` Ж

Приём 6.   «Насыщения » текста стихотворений упрямой буквой. Использование сказки.

Приём 6. «Насыщения » текста стихотворений упрямой буквой. Использование сказки.

З А Я ` Ц

З А Я ` Ц

Ребус с загадкой А ну, скажите-ка, друзья, Решив наш ребус в книжке: За что так любят букву «Я» Зайчишки-хвастунишки? (За то, что она входит в слово ЗА Я Ц)

Ребус с загадкой

А ну, скажите-ка, друзья,

Решив наш ребус в книжке:

За что так любят букву «Я»

Зайчишки-хвастунишки?

(За то, что она входит в слово ЗА Я Ц)

Вор – воробей! Склюнул жемчуг воробей, Все кричали: «В о р! О ! Бей!» Глядь – а в клюве у него Две чудесных буквы О.

Вор – воробей!

Склюнул жемчуг воробей,

Все кричали: «В о р! О ! Бей!»

Глядь – а в клюве у него

Две чудесных буквы О.

Медведь и мёд Жил-был в лесу добродушный, огромный, неуклюжий зверь. Кто его звал «топтыгиным», кто «хозяином», кто «Михайло Потапычем». А любил он больше всего…мёд. Как услышит запах мёда – прямо голову теряет! А перед друзьями своими оправдывается: Так мёд ведь! Мёд ведь! Вот и прозвали его «мёдведь». Стал он новое имя носить, а точки над буквой Ё в этом имени так и вьются над ним, так и жалят, точно пчёлы! Махнул он своей когтистой лапой, да и смахнул точки. И стал с тех пор называться М Е ДВЕДЬ и писаться с буквой «Е».

Медведь и мёд

Жил-был в лесу добродушный, огромный, неуклюжий зверь. Кто его звал «топтыгиным», кто «хозяином», кто «Михайло Потапычем».

А любил он больше всего…мёд. Как услышит запах мёда – прямо голову теряет! А перед друзьями своими оправдывается:

  • Так мёд ведь! Мёд ведь!

Вот и прозвали его «мёдведь». Стал он новое имя носить, а точки над буквой Ё в этом имени так и вьются над ним, так и жалят, точно пчёлы! Махнул он своей когтистой лапой, да и

смахнул точки. И стал с тех пор называться

М Е ДВЕДЬ и писаться с буквой «Е».

Приём 7. Возвращение в забытую этимологию слова

Приём 7.

Возвращение в забытую этимологию слова

Л О ПА ` ТА   В старину существовало слово ло ` па.  Оно  обозначало «широкий лист». От этого слова образовали слова лопу ` х (растение с широкими листьями) и лопа ` та (орудие труда, напоминающее лист). Да и слово лопоу ` хий теперь понятно: имеющий большие уши, напоминающие листы лопуха.

Л О ПА ` ТА

В старину существовало слово ло ` па. Оно обозначало «широкий лист». От этого слова образовали слова лопу ` х (растение с широкими листьями) и лопа ` та (орудие труда, напоминающее лист). Да и слово лопоу ` хий теперь понятно: имеющий большие уши, напоминающие листы лопуха.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА: Учащиеся 1-4 классов обладают способами запоминания и грамотного написания словарных слов. Папка творческих работ «Запомни словарное слово» Конкурсы, выставки Наглядный материалы для уроков русского языка в виде книжки «Ассоциативный словарик»

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:

  • Учащиеся 1-4 классов обладают способами запоминания и грамотного написания словарных слов.
  • Папка творческих работ «Запомни словарное слово»
  • Конкурсы, выставки
  • Наглядный материалы для уроков

русского языка в виде книжки «Ассоциативный словарик»

Критерии результативности: Повышение обучаемости учащихся, улучшение их памяти и внимания. Развитие способности учащихся к переносу полученных интеллектуальных навыков на незнакомый материал. Формирование начальных основ психологической культуры: учащиеся будут самостоятельно добывать знания, испытывать потребность в учебной деятельности; будут спокойны, радостны, уверены в себе.

Критерии результативности:

  • Повышение обучаемости учащихся, улучшение их памяти и внимания.
  • Развитие способности учащихся к переносу полученных интеллектуальных навыков на незнакомый материал.
  • Формирование начальных основ психологической культуры: учащиеся будут самостоятельно добывать знания, испытывать потребность в учебной деятельности; будут спокойны, радостны, уверены в себе.
             Анализ ресурсов Учитель, обучающиеся, родители; Время на уроке и во внеурочной деятельности; Учебники, словари, учебные пособия, альбом, цветные карандаши, краски.

Анализ ресурсов

  • Учитель, обучающиеся, родители;
  • Время на уроке и во внеурочной деятельности;
  • Учебники, словари, учебные пособия, альбом, цветные карандаши, краски.
Литература: Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности: Пособие для учителя. (Библиотека учителя начальной школы). Парамонова Л.Г. Русский язык – правила в стихах. Агафонова В.В. Неправильные правила: Как запоминать словарные слова.

Литература:

  • Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности: Пособие для учителя. (Библиотека учителя начальной школы).
  • Парамонова Л.Г. Русский язык – правила в стихах.
  • Агафонова В.В. Неправильные правила: Как запоминать словарные слова.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!