Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Барсовская СОШ № 1»
Педагогический практико- ориентированный проект по теме:
Моделирование ярких ассоциативных образов (приём «усиления» орфограммы) как инструмент для запоминания словарных слов
учителя начальных классов
Туринцевой Татьяны Михайловны
Аннотация
В презентации проекта представлены приёмы обучения для запоминания и написания словарных слов посредством моделирования ярких ассоциаций через стимулирование памяти обучающихся начальной школы и дидактический материал для работы со словарными словами на уроках русского языка.
Форма подачи материала способствует формированию познавательных универсальных учебных действий (логических, знаково-символических универсальных учебных действий)
Проблема:
Существование трудностей запоминания и заучивания
словарных слов
у обучающихся начальных классов,
обладающих
яркой и образной памятью, свойственной их возрасту.
Причины существования проблемы:
- Маленький словарный запас и плохо развитая память у обучающихся младших классов;
- Не приспособленность памяти ребёнка данного возраста к «простому запоминанию» ничего не значащего для него символа – буквы в слове.
- Неяркие, скучные способы предоставления языкового материала в школьных учебниках.
Цель проекта:
показать обучающимся
некоторые приёмы, облегчающие процесс заучивания слов,
и стимулировать их (обучающихся)
к самостоятельным поискам подобных приёмов
Хорошая память – это
не способность, а искусство , система навыков и умений . Даже одарённые музыканты каждый день играют гаммы. Практика и ещё раз практика!
Даниэль Лапп
Что значит хорошая память обучающегося?
Хорошая память – это та, которая обеспечивает «скорость запечатления, длительность хранения и лёгкость воспроизведения заучиваемого материала».
(психолог Л.Б. Ермолаева-Томина)
Основной закон заключается в том, что легче всего запоминается яркий материал и тот, что постоянно входит в поле деятельности.
Виды памяти:
- зрительная
- слуховая
- речедвигательная
- логическая
- эмоционнально-образная
Как стимулировать память обучающегося:
- «Усилить» орфограмму- значит «уярчить», то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается.
- Запечатлеть образ слова в памяти через обращение к оригинальности, необычности, яркости первичного восприятия.
- Способствовать развитию памяти, логического мышление и усиливать творческую активность учащихся.
Целевая аудитория проекта - об учающиеся 1-4 классов.
Задача проекта: повысить словарный запас обучающихся начальных классов и сформировать умения запоминать и правильно писать словарные слова.
Роль учителя – помочь ребёнку в поиске индивидуального стиля запоминания и стимулировать развитие его памяти, направить обучающегося на творчество и самостоятельный поиск решения проблемы.
РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
В течение учебного года (с 1 по 4 класс)
в рамках учебной программы на уроках русского языка познакомить учащихся:
- с различными приёмами и способами «усиления» орфограммы слов с непроверяемым написанием;
- с требованиями к ассоциативному образу;
- с правильным изображением словарного слова, объединённого с ассоциативным образом, фиксируя словарные слова-«образы» в творческой тетради.
Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.
Словарное Ассоциативный
слово образ
признак = признак
Требования к ассоциативному образу
Ассоциативная связь может быть по:
Ассоциативный образ должен иметь
в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Словарное Ассоциативный
слово образ
б Е рёза - по цвету - б Е лая
б Е рёза - кудрявая: нужен - гр Е бень – чтобы расчесать (по форме, как буква Е )
Этапы работы по «усилению» орфограммы
- Выделение трудной орфограммы
- Постановка перед обучающимися проблемы :
- Как «уярчить» орфограмму ?
- Как лучше запомнить именно эту букву?
- Как помочь своей памяти?
- Самостоятельный поиск учащимися способов «усиления».
- Коллективный выбор лучшего из вариантов.
- Выбор каждым обучающимся индивидуального
- приёма запоминания.
Некоторые эффективные способы «усиления» орфограммы:
Приём 1. «Нарисуй-ка!»
Написание в слове запоминаемой буквы по аналогии с внешним видом самого предмета.
Г О РО ` Х
КО ` Ф ТА
ЧУ В СТВО
Приём 2.
Объединения словарного слова и ассоциативного слова.
Примеры словарных слов и ассоциативных образов:
г А зета - бум А га
ин Е й – б Е лый, сн Е г
к А пуста –з А яц
к А р А ндаш – гр А нь, бум А га
к А рман –дыр А
к О рабль – в О лны , б О цман
Р О ССИ ` Я
Л И МО ` Н
Р Я БИ ` НА
П О М И ДО ` Р
Приём 3. «Найди в слове другое слово»
Деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв.
«Найди в слове другое слово»
ВОСК ЛИЦА ТЕЛЬНЫЙ ЧЕ РЕПА ХА ГОРИ ЗОНТ
ГАЗ ЕТА ШО КОЛ АД
А ПЕЛ ЬСИН КОРА БЛЬ
ПАР АШЮТ ГЕРБ АРИЙ
МАР МЕЛ АД МАРШ РУТ
СНЕГ ИРЬ
ГРАММ АТИКА
К О Т ЛЕ ` ТА
ВЕ Л О С И ПЕ ` Д
Приём 4. «Группа с командиром».
Заучивание обобщенным способом .
Слова с буквой А
К А СТРЮЛЯ
К А ПУСТА
К А БАЧОК
Б А КЛАЖАН
К А РТОФЕЛЬ
С А ЛАТ
Т А РЕЛКА
Б А Н А Н
А Н А НАС
А ПЕЛЬСИН
М А НД А РИН
Слова на -ОЛО- , -ОРО-
К О Л О БОК
М О Л О КО
С О Л О ВЕЙ
К О Л О ДЕЦ
С О Л О МА
К О Л О ННА
С О Р О КА
В О Р О НА
В О Р О БЕЙ
К О Р О ВА
Г О Р О Д
К О Р О НА
Слова, которые начинаются с КОМ-
К О Мбайн
К О Мпьютер
К О Мбинезон
К О Мплект
К О Мпот
Слова, в которых живёт слово «ель»
ПУД ЕЛЬ
КРЕНД ЕЛЬ
КАРТОФ ЕЛЬ
Приём 5. «Ребусы. Шифровки».
М О РКО ` ВЬ
ТР И К О Т А ` Ж
Приём 6. «Насыщения » текста стихотворений упрямой буквой. Использование сказки.
З А Я ` Ц
Ребус с загадкой
А ну, скажите-ка, друзья,
Решив наш ребус в книжке:
За что так любят букву «Я»
Зайчишки-хвастунишки?
(За то, что она входит в слово ЗА Я Ц)
Вор – воробей!
Склюнул жемчуг воробей,
Все кричали: «В о р! О ! Бей!»
Глядь – а в клюве у него
Две чудесных буквы О.
Медведь и мёд
Жил-был в лесу добродушный, огромный, неуклюжий зверь. Кто его звал «топтыгиным», кто «хозяином», кто «Михайло Потапычем».
А любил он больше всего…мёд. Как услышит запах мёда – прямо голову теряет! А перед друзьями своими оправдывается:
Вот и прозвали его «мёдведь». Стал он новое имя носить, а точки над буквой Ё в этом имени так и вьются над ним, так и жалят, точно пчёлы! Махнул он своей когтистой лапой, да и
смахнул точки. И стал с тех пор называться
М Е ДВЕДЬ и писаться с буквой «Е».
Приём 7.
Возвращение в забытую этимологию слова
Л О ПА ` ТА
В старину существовало слово ло ` па. Оно обозначало «широкий лист». От этого слова образовали слова лопу ` х (растение с широкими листьями) и лопа ` та (орудие труда, напоминающее лист). Да и слово лопоу ` хий теперь понятно: имеющий большие уши, напоминающие листы лопуха.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:
- Учащиеся 1-4 классов обладают способами запоминания и грамотного написания словарных слов.
- Папка творческих работ «Запомни словарное слово»
- Конкурсы, выставки
- Наглядный материалы для уроков
русского языка в виде книжки «Ассоциативный словарик»
Критерии результативности:
- Повышение обучаемости учащихся, улучшение их памяти и внимания.
- Развитие способности учащихся к переносу полученных интеллектуальных навыков на незнакомый материал.
- Формирование начальных основ психологической культуры: учащиеся будут самостоятельно добывать знания, испытывать потребность в учебной деятельности; будут спокойны, радостны, уверены в себе.
Анализ ресурсов
- Учитель, обучающиеся, родители;
- Время на уроке и во внеурочной деятельности;
- Учебники, словари, учебные пособия, альбом, цветные карандаши, краски.
Литература:
- Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности: Пособие для учителя. (Библиотека учителя начальной школы).
- Парамонова Л.Г. Русский язык – правила в стихах.
- Агафонова В.В. Неправильные правила: Как запоминать словарные слова.
Спасибо за внимание!