31 марта 2022 года
Всероссийский Педагогический форум
«Обновленный ФГОС - 2022: проблемные вопросы преемственности дошкольного
и начального образования».
04/11/2022
1
Тема выступления: «Инновационные технологии на уроках в начальной школе»
Выступающий: Доппельт Ульяна Викторовна,
учитель начальных классов МБОУ Школа №7 г.о. Самара
Важнейшей задачей волнующей меня и всех педагогов является повышение эффективности урока, развитие у учащихся устойчивого интереса к учебе, знаниям, а так же потребность в самостоятельном поиске информации. И в целях активации учащихся , учителя вводят в практику новые технологии. Уроки с использованием этих технологий захватывают, увлекают ребят, тем самым повышая мотивацию и интерес к освоению новыми знаниями.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок – это радость, приносящая пользу. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Основными целями инновационного обучения являются:
развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей детей;
формирование личностных качеств учащихся;
выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
развитие различных типов мышления;
формирование качественных знаний, умений и навыков.
Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:
- оптимизация учебно-воспитательного процесса;
- создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
- выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
- включение учащихся в креативную деятельность;
- тщательный отбор материала и способов его подачи
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературному чтению в начальной школе я успешно применяю следующие приемы:
ПРИЁМ «КРОССЕНС»
ПРИЁМ « КЛАСТЕР»
ПРИЁМ « КОРЗИНА ИДЕЙ»
ПРИЁМ « ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ»
ПРИЁМ «ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ»
ПРИЁМ « ИНТЕЛЛЕКТ- КАРТА»
И другие методы и приёмы
Технологии, которые сегодня будут представлены, можно использовать на любом предмете и не только в начальной школе.
Первый прием, с которым я работаю на своих уроках - это технология развития критического мышления.
Цель этой технологии развивать мыслительные навыки учащихся уметь анализировать, принимать взвешенные решения.
- Кроссенс, как прием логического и творческого мышления
Кроссенс я применяю при изучении нового материала: выведение темы урока; установка проблемной ситуации;
при закреплении и обобщении изученного материала; творческое домашнее задание.
Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно. Нельзя отрицать, что наряду с логическим мышлением, развивается зрительная память и связная речь.
Кроссенс– это ассоциативная цепочка, замкнутая в стандартное поле из девяти квадратиков. Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько
Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом, получается цепочка,». Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.
Существует довольно простой и понятный алгоритм составления кроссенса. Алгоритм составления кроссенса:
1) определить тематику, общую идею;
2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;
3) выделить 9 элементов - изображений, имеющих отношение к идее, теме;
4) найти связь между элементами, определить последовательность;
5) сконцентрировать смысл в одном элементе (5 - й квадрат);
6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.
Примеры кроссенса по теме : «Фразеологизмы» и «Антонимы»
Образец кроссенса на уроках литературы на этапе проверки и закрепления полученных знаний.
Кластер (от англ. cluster – «скопление»,
«пучок», «созвездие») – это способ
графической организации материала,
позволяющий сделать наглядными те
мыслительные процессы, которые происходят
при погружении в ту или иную тему, свободно
и открыто думать по поводу какой-либо темы.
Кластеры.
Графическая организация материала является ведущим методом демонстрации процесса мышления. Наиболее распространенным является прием составления кластера.
Очень часто я использую кластеры на уроках русского языка. С помощью него можно представить ключевые моменты любого понятия из курса русского языка. Этот прием также принято называть «наглядный мозговой штурм».
Существуют различные виды кластеров:
- - планета и её спутники
- -блок-схемы
- На уроках русского языка прием составления кластера допустимо использовать на разных этапах: при целеполагании, повторении пройденного материала, объяснении нового (особенно при самостоятельной работе с учебником), закреплении изученного материала, систематизации, обобщении.
- -бумажный кластер
- -кластер с нумерацией слов для составления рассказа
- -кластер с использованием отдельных или сюжетных картинок вместо записи слов
- -групповые кластеры с использованием в каждой группе разных фрагментов одной темы с целью составления коллективного рассказа
- -обратный кластер
- -грамматический кластер
Арт-кластер (кластер с картинками ) Кластер с использованием сюжетных картинок вместо записи слов – эффективный метод для изучения большой темы при работе с учениками начальной школы Принцип построения тот же. В центре листа наклеивается картинка на определенную тему (записывается ключевое слово), вокруг которой ученики наклеивают или рисуют составляющие ее компоненты. Готовые картинки могут содержать только один предмет (вещь, живое существо, какой-либо цвет и т. д.) или целый сюжет (явления природы, занятия людей и т. д.
Предметный Арт-кластер Например, тема «Написание письма». В середине листа наклеивается конверт. Ученики должны выбрать из предложенных им картинок части и наклеить их вокруг главной темы. Затем ученики по кластеру рассказывают, как оформить (подписать) конверт.
Сюжетный Арт-кластер
Используется на уроках развития речи. Например, составить рассказ по серии картинок.
Групповой кластер
Групповой кластер подразумевает распределение фрагментов одной темы по группам и составление коллективного рассказа. Сочиняется рассказ, например на тему «Имя существительное». Одна группа составляет кластер «Одушевлённые - неодушевлённые», вторая – «Склонение», третья – «Род», четвертая – «Число», пятая – «Падеж», шестая – «Собственное - нарицательное». Готовые кластеры на больших листах приклеиваются вокруг главной темы. Каждая группа рассказывает часть рассказа по своему кластеру (или по чужому кластеру другую часть – на усмотрение учителя), остальные помогают, дополняют.
Обратный кластер
Данный вид кластера используется на стадии вызова для того, чтобы вызвать интерес у учащихся, их активизации и определения темы занятия или на других стадиях для лексической работы и как способ выделения основной мысли, сути содержания, идеи (на стадии рефлексии -как обобщение, резюме, подведения итогов). Составляется следующим образом: записываются дополнительные категории или основные компоненты, в центре ставится знак вопроса или оставляется пустая рамка для определения и записи ключевого слова, основной темы, предмета обсуждения.
КЕЙС -пакеты
Кейс -пакет урок русского языка на тему имена собственные
1.Кейс задания по русскому языку для 1 класса.
Вспомни, с какой буквы пишутся клички животных. Рассмотри рисунки. Придумай клички собакам и запиши их.
Расскажи об одной из собак на рисунке Какая она?
Напишите 2-3 предложения о ней .
2. Прочитай стихотворение. Найди в нем название животного и его кличку. Выдели маркером имя собственное. - Фомка, Фомка, хомячок. Покажи другой бочок - Нет не покажу, я на нем лежу.
- 3. Рассмотри рисунки. Подбери каждому ребенку имя. Как запишешь эти имена? Вспомни и сформулируй правило.
Спасибо за внимание!
04/11/2022
1
СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НАПРАВЛЕНО НА
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА, ЕГО СПОСОБНОСТЕЙ
ЦЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ВЫСТУПАЕТ КАК ФОКУС УСИЛИЙ УЧИТЕЛЯ.
ОСНОВОЙ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ ДОЛЖНО СТАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА ВЫСТРАИВАЕТСЯ НА ОСНОВЕ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
КАК ВЕДУЩЕЙ ФОРМЫ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
Леонид Владимирович
Занков
(1901 – 1977)
Научный руководитель
Наталия Борисовна
Истомина
(1940 - 2020)
Л.Г. Петерсон
Е.И. Матвеева
А.А. Вахрушев
А.В. Горячев
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
Email : [email protected]
Интернет-магазины www.shop.prosv.ru www.labirint.ru www.my-shop.ru
Группа компаний «Просвещение»
Методическая поддержка «Просвещение - Союз» [email protected]