СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы как средство развития школы и саморазвития личности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы как средство развития школы и саморазвития личности»

«Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы как средство развития школы и саморазвития личности».


       Моя задача   заключается в том, чтобы  вызвать интерес школьников к учебной  деятельности, добиться проявления их активного участия в изучении как программного, так и дополнительного материала.   На мой взгляд,  каждый настоящий учитель задумывается над тем, как сделать урок интересным, как увлечь детей своими предметами, как создать ситуацию успеха, как сделать так, чтобы у ребёнка появилось желание совершенствоваться… И какой же учитель не мечтает о том, чтобы его ученики на уроках работали активно, творчески, с желанием познать новое!

          Дети от учителя ждут знаний, которые пригодятся им  для жизни. Мы, учителя, должны не просто заучивать знания, а применять их на практике. Современная жизнь вносит в образование свои коррективы.

    Тяжело приходится и школьникам, и учителям. И тут на помощь приходят новые технологии.

              Ещё на школьной скамье рождается жажда к познанию непознанного,  жажда открытий, стремление постичь тайны мира. Встречаются такие ученики, которых не удовлетворяет работа учебником. Они читают справочники, энциклопедии и другую дополнительную литературу – ищут ответы на вопросы в различных областях знаний. Поэтому нашей задачей является выявить таких ребят и помочь и  претворить их мечты в реальность, вывести на дорогу поиска в науке, в жизни помочь им раскрыть способности и таланты.

         В настоящее время создаются новые технологии в образовании, построенные на исследовательском поиске ребенка, находящегося в процессе обучения.

Как же достичь качества образования? Формирование важных предметных  компетенций, качество образования во многом зависит от использования проектных,исследовательских, игровых технологий; от создания на уроках ситуации успеха, сотрудничества, самообразования. Важной частью этих технологий являются информационно - коммуникационные технологии. Я уверена в том, что ИКТ, применяемые на уроках русского языка и литературы, развивают интерес к обучению, помогают эффективно организовывать самостоятельную и групповую работу учащихся, совершенствуют практические навыки и умения, развивают интеллект школьников, в конце концов, делают урок современным.

     Б.Брехт говорил: « Кто имеет информацию, тот правит миром».

Для разрешения трудных проблемных ситуаций необходима технология эвристической деятельности, которая может носить  и практический,  и теоретический, и познавательный характер. С приходом в школы такого нового технического средства как компьютер и интерактивного оборудования появилась   отличная возможность использовать в обучении компьютерные технологии, в том числе и для

развития коммуникативной компетенции.

  

Что же такое инновационное обучение и в чём его особенности?

«Инновация», т.е. «новшество», «новизна» как педагогический критерий. В переводе с латинского означает «в новое».  А это значит, что инновационный  метод направлен на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самопознанию, самостоятельному поиску  решений, к совместной деятельности   в новой ситуации.

    Современная литература по психологии и педагогике содержит описание разнообразных педагогических технологий, форм, методов, приемов, которые по-своему организуют взаимодействие учителей и учащихся, направленных не только на усвоение школьниками нового материала, но и на развитие у них      

     мышления, интеллекта, целеполагания и др. 

           Делая выбор в пользу применения новых средств обучения, наилучших результатов можно достичь при системном подходе к применению традиционных и инновационных технологий, при их разумном сочетании, дополнении друг друга и при правильном и грамотном управлении учителем,  который должен постоянно совершенствоваться.

           

Чтобы внедрить в практику технологию инноваций, необходимо владеть теоретическими

основами  данных методик или базовыми понятиями.

          

На уроках литературы и русского языка я  применяю следующие действенные методы и приемы
  - неординарное начало урока (эпиграф, загадка, музыкальная заставка, романс, видеофрагмент, слайд презентации с позитивным рисунком, создающим положительный настрой на работу  и др.);

 - организация и решение проблемных вопросов, создание проблемной ситуации.

     Например, на практическом уроке, который построен на основе диалога с автором  произведения, критиками, читателями, литературоведами  по теме «И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети», решается проблемный вопрос о нигилизме.

     Рассуждение начинается с беседы об образе Базарова и как могут влиять убеждения на судьбы людей. Для самых активных участников беседы стремление решить проблему – стимул обращения к иным (книжным и электронным) источникам информации по проблеме, выходу в информационное пространство с целью поиска аргументов и доказательств, к расширению и углублению проблемы,

     к исследовательской деятельности;
3     - использование видеоматериалов и других компьютерных возможностей (создание  презентации, составление видеороликов,  иллюстрирование   информационного и учебного материала), сообщения, рефераты, доклады; 
4.   - применение на занятиях схем, опорных конспектов, таблиц, которые являются  хорошими

помощниками при изучении нового материала; 

     - организация групповой деятельности  (работа в парах,  групповая работа постоянного и сменного состава). Так на уроках при изучении рассказов Василия Шукшина ставим цель: выявление идейно-тематического своеобразия произведения,   использование  художественных особенностей просторечия в языке.  При изучении пьесы А.М. Горького «На дне» выясняем, как  взаимосвязаны речевая характеристика с жизненной позицией героев через афоризмы, оценочные реплики; 
6.    - использование интерактивных форм обучения или их элементов: «Брейн-ринг», «Мозговой штурм», «Интервью с различными персонажами», метод проектов, который становится наиболее популярным в современном образовании. Например, для создания  информационного проекта учащиеся собирают

     информацию о заданном объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления в классе для обсуждения. Например, «Русские имена», «SMS как современный речевой жанр», «Из истории русской письменности»,  «О происхождении слов» и др.

 

          Творческие проекты: «Литературные места Нижегородской области», «Путешествие по Лермонтовским местам», «Памятники литературным героям», «Усадьбы и музеи русских писателей» и др. -  могут представляться как альбом или красочная книга-раскладушка. 
               Исследовательский проект по русскому языку  является научной работой, может включать социологический опрос, эксперимент, выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. Например,«Неологизмы в современном русском языке», «Языковые ошибки на телевидении», «Жаргонная речь на страницах газет», « Великий, могучий русский язык»,  «Диалекты нашего села», «Происхождение фразеологизмов»  и др.
                

Особое внимание в данном направлении я уделяю воспитательной цели:

     - воспитание предприимчивости, активности, самостоятельности школьников,             

     способности к творческому сотрудничеству с осознанием ответственности за

     результаты совместного труда;

     - воспитание ответственности в отношении к компьютерной технике,

     информационным системам, к результатам интеллектуальной деятельности

     других.

          Интерес у учащихся вызывает выполнение творческих заданий (эссе,  лингвистическая сказка,

создание сюжета видеофильма, кроссворда, небольшой фотовыставки, урок-конкурс);

 театрализация,  инсценировка, игровые формы и фрагменты (удачны ролевые игры  на уроках русского языка, например, при составлении предложений, их  разборе, когда учащиеся играют роли различных единиц языка (к примеру, частей речи или знаков препинания…). 
                Распределяются актёрские роли,  учащиеся становятся героями, персонажами.

     На обычных рабочих уроках учащиеся рассказывают о них, а на ролевых –перевоплощаются в них. Выбор того или иного персонажа, способ репродукции или  импровизации – условие и результат выражения своей индивидуальности в учебном процессе. Дидактические игры «Отвечай и

проверяй»,  «Верю – не верю», «Цветик-семицветик», «Найди пару», «Кто быстрее», «Прочти предложение», «Замени словечко», «Составь рассказ» и другие ускоряют  мыслительный процесс и дают

     наибольший эффект при усвоении материала, создают условия для развития творческих способностей учащихся, формируют такой стиль общения, когда преподаватель находится не над группой, а внутри неё (демократический стиль). 
9.  Проверка полученных знаний и умений учащихся в зачётной форме или урока с элементами соревнования, задания в виде тестирования, олимпиады, викторины, конкурсы также способствуют активизации мыслительной и творческой деятельности учащихся. 

                 В систему уроков по русскому языку и литературе, развитию речи включаю элементы

индивидуального и группового поиска знаний. Эти моменты стимулируют речевую активность учеников, позволяют им научиться строить связные ответы, ощутить значимость самостоятельного открытия, дают

     возможность выбора дальнейшего пути исследования.

         Одним из первоочередных направлений работы с учащимися является организация

исследовательской деятельности, главная цель которой –активизировать обучение, придав ему

творческий  характер,  предоставить учащимся возможность быть инициаторами в организации познавательной деятельности.

         Исследовательская деятельность мотивируется как одна из образовательных технологий, как средство комплексного решения задач воспитания,   образования и развития личности в современном обществе.

    Такая работа в плане исследований позволяет выстроить систему отношений без  конфликтных

моментов, вместе с ребятами  заново пе­реживать творческий подъём, превратить образовательный процесс из скучной рутины в результативную творческую деятельность.

           Для того чтобы успешно реализовать исследовательскую деятельность на уроках, необходимо тщательно обдумывать формы занятий. Ведь в запасе он  могут быть различными: творческий урок-отчет, урок-защита, урок-ролевая игра,  урок-семинар, урок  «Я герой», «Мой поэт», «Мой герой», урок-конференция, урок-   круглый стол и т. д.

           Например, урок-защита идей по изучению памятника древнерусской  литературы «Слово о полку Игореве». Работая над выразительностью языка «Слово  о полку Игореве», отталкиваясь от смыслового значения  выражении  И.И. Шкляревского «В „Слове...“ много простора, движения, звуков, красок»,

    группа «идеологов» определяет следующие пути исследования:
·            цветовая гамма произведения, составление спектра цветов,
·            звуковая гамма «Слова...»,
·            глаголы движения в произведении,
·            топонимический словарь «Слова...»,
             составление географической карты «Слова…»,
             психологический портрет автора «Слова».

            Интересен и урок - творческий отчет. Например, исследование «Золотой век русской литературы» завершилось творческим отчетом  с элементами  интеллектуальной игры. Для инсценирования были взяты из произведений Грибоедова «Горе от ума», Гоголя «Ревизор», «Мертвые души», Пушкина «Евгений

    Онегин» и др. яркие сцены, выход актеров на сцену  с самой яркой репликой   героя.

        Стоит только начать исследование, например, цветовой и числовой символики,  «цветочных» символов, звуковой картины произведения, «язык жестов и мимики»  героев, и новые горизонты открытий откроются для ребят  в других литературных  шедеврах, так как учащиеся к тому моменту будут

подготовлены к такому анализу.

 

 

                      На уроках русского языка исследования ещё более увлекательны.

    Интересны  состояние современного языка, процессы, которые в нем происходят.

    Компьютерная  лексика и жаргон на страницах молодежных изданий, использование латинских символов в русской графике, необходимый набор деловой или так называемой бизнес-лексики, метафора в зеркале политики – все это увлекает учащихся старших классов. Трактование правил в веселой, запоминающейся форме (стихотворения, сказки, анекдоты) - это вызывает интерес у учеников 5-6 классов.

                       Большая работа в этом направлении  ведётся и с одарёнными   обучающимися. Это

- творческие мастерские;

  - групповые и факультативные  занятия;

  - конкурсы;

  - участие в олимпиадах;

 - работа по индивидуальным планам. 

       На сегодняшний день учитель  должен уметь подготовить урок с использованием ИКТ (информационно-коммуникационных технологий). Урок должен быть изобразительным, в меру насыщенным информацией, интерактивным, экономить время детей и учителя, позволять ученику работать в своем темпе, а учителю  работать дифференцированно, давать возможность действенного контроля  и оценки работы учащегося.

        Для того чтобы результативно использовать ИКТ в образовательном процессе, не обязательны  программные средства,  для которых нужна специальная и длительная подготовка, можно использовать электронные ресурсы, доступные широкому кругу пользователей. Главное, чтобы они могли помочь

         - при проведении подготовки занятий и систематизации методического

материала для учителя;

        -  в полной мере усваивать новый материал и овладевать новыми

технологиями для обучающегося;

        - организовать совместное участие учителей с учениками в образовательном

процессе.

         Основные направления использования компьютерных технологий в изучении предметов

гуманитарного цикла:

         - применение мультимедийных технологий как иллюстративного средства;

         - использование компьютера для учителей и учащихся как средство

самообразования;

        - компьютерное моделирование.

          Главной целью использования мультимедиа технологий на уроке является достижение более глубокого запоминания учебного материала через ассоциативно-образное восприятие, усиление его эмоционального влияния; способствовать духовному становлению личности. Наиболее важными достоинствами компьютера  являются:

 интерактивность, то есть взаимодействие обучающегося с компьютером

(диалоговое обучение);

 мультимедийность, то есть, возможность соединять тексты,  изображения, графику, видео,

воспроизводить звук и музыку. Если в комплексе используется устная и видеоинформация, то эффект восприятия и понимания возрастает.

 

 

Мультимедийность помогает облегчить процесс запоминания,  делает урок динамичным, позволяет создать иллюзию соприсутствия, сопереживания.

             Видео- и фотоматериалы способствуют созданию атмосферы познавательной деятельности, развитию коммуникативной компетенции ученика, также способствуют формированию образного мышления. Например, элементы  анимации позволяют представить в виде модели на экране различные процессы и явления. Лекция с компьютерной поддержкой, разработанная учителем с помощь программы  Power Point, - это последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране. Это комплект слайдов, которые могут сменяться или по щелчку мыши, или автоматически через определённо настроенное время. Каждый слайд может содержать различные изображения: фотографии, рисунки, диаграммы, схемы, тексты, а также видеофрагмент (видеофильм, мультипликацию). Показ слайдов может сопровождаться звуковой записью (дикторским текстом, музыкальным произведением). Компьютерная лекция предлагает учащимся сосредоточить  внимание на экране монитора или проектора, подключённого к компьютеру, на большом проекционном экране или интерактивной доске для всего класса. Такие лекции дают возможность учителю создавать яркие и богатые информационным материалом уроки, сочетать и сопоставлять различные средства наглядности.

         Важно, какого качества представлен мультимедийный материал:

        - не перегружать «картинками»,

        - важна логика подачи,

        - обоснованность применения того или иного материала,

        -  единство стиля.

         Важный элемент в работе учителя – это разумное использование на уроках  возможностей сети Интернет.  Он помогает

         - развивать навыки работы с информацией,

         - формировать умение находить нужный материал после соответствующего

 анализа, сопоставления,

        - развивать критическое мышление,

        - навыки самообразования, самообучения.

         Следовательно, компьютер выступает как комплексное средство обучения, эффективности, оперативности и объективности знаний учеников, формирования,  развития приспособленной к современным условиям личности.

         Умение работать с информацией, проверять её надёжность, правильно обрабатывать, с легкостью ориентироваться в мире информации компьютерной сети  – это первый шаг на пути к самостоятельной работе с информационными источниками, к самостоятельному созданию личностно значимой

информации.

         Работа по созданию информативного сопровождения (это может быть стихотворение) начинается с индивидуальной или групповой работы учащихся: поиск информации через всемирную сеть. Задача одновременно и проста и сложна. Имея на руках текст (стихотворение), школьники находят ключевые слова, понятия, образы, картины, события. Данный этап работы с текстом – это обеспечение себе маршрута для выполнения следующего шага: поиска этих слов, понятий, образов  и событий в сети Интернет в виде фото, анимации, картинок. Когда материал (видеоизображения) отобран, предстоит его логически верно выстроить, придумать  плавные переходы, подобрать музыку,  наложить на презентацию,

Проанализировать результат. Восприятие поэзии, поддержанной средствами ИКТ, существенно изменяется. Речевые возможности дополняются зрительными, акустическими.

    Данная работа, вернее, её результат, происходит в обстановке затемнения,  необходимого для демонстрации презентации, и именно это предполагает достижение высшей степени сопереживания.

            В учебном процессе играют большую роль, созданные учителем и учащимися различные материалы печатного варианта с помощью программ Ms Office. Электронная форма представления образовательной

    информации является удобной альтернативой традиционным бумажным учебным материалам: справочникам, учебникам, пособиям, журналам и т.д. Главные  преимущества данной  формы представления учебной информации для работы – компактность, большие выразительные способности в представлении учебного материала, взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, совместное

решение проблем, моделирование ситуаций, реальная атмосфера делового сотрудничества

(интерактивность).  Программы Ms Office дают возможность  учителю подготовить учебно-методическую документацию, соответствующую высоким эстетическим требованиям, применять раздаточный материал на уроках, выполнять практические задания по предмету, развивая творческий потенциал и самодостаточность школьников. Всем известно, насколько дети любят рисовать и моделировать. Необходимо использовать эту любознательность учеников для   формирования устойчивого интереса к своему предмету.

          Компьютер - техническое средство обучения, он может расширить возможности учителя, стать связывающим звеном учителя с каждым учеником. Но используя информационно-коммуникативные технологии на своих уроках, педагог должен искать такие способы преподавания, которые бы сделали ребенка активным лицом. Рено Декарт говорил: «Мало иметь хороший ум. Главное его применить».

         Разработка методики комплексного применения новых информационных средств в школе - это новое направление в образовании. Поэтому необходимо разрабатывать новые приёмы  использования мультимедиа-технологий, а также  дополнять  имеющиеся модели таких методик.

          Следует  отметить, что, делая выбор в пользу применения новых средств обучения, наилучших результатов можно достичь при системном подходе к выбору традиционных и инновационных технологий, при их разумном сочетании, дополнении друг друга и при правильном и грамотном управлении учителем,

    который должен постоянно совершенствоваться.