СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные технологии обучения

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инновации в образовании нарочно проектируются, создаются или же невзначай раскрываются педагогом в порядке инициативы. Нововведения в образовании — это системные изменения, основным предназначением которых является получение эффективных и стабильных результатов.

Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии обучения»

Светлана Филипповна Гуторова,

преподаватель высшей категории ОБПОУ «Курский

электромеханический техникум» Россия,

e-mail: [email protected]



Инновационные технологии обучения

АННОТАЦИЯ



Инновации в образовании нарочно проектируются, создаются или же невзначай раскрываются педагогом в порядке инициативы. Нововведения в образовании — это системные изменения, основным предназначением которых является получение эффективных и стабильных результатов.



Ключевые слова: инновации, обучение, технологии



Инновационная деятельность — это процесс создания новых технологий, построенных также на новых принципах взаимодействия. С каждым днем окружающий мир меняется, и эти изменения показывают, что пора менять и способы взаимодействия.

Инновационная деятельность в образовании — это организация учебного процесса и внедрение новых образовательных технологий.

В словаре С. И. Ожегова находим такое определение: «новый — впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный [1]». 

Однако из этого определения мы ничего не находим про эффективность нового.

Нововведения, или же инновации свойственны для любой профессиональной деятельности и вследствие этого становятся предметом изучения, анализа и внедрения.

Их ниоткуда инновации не появляются. Они рождаются из деятельности и опыта отдельных преподавателей и целых коллективов.

Если рассматривать инновации в образовательном процессе, то ими станут методы и формы обучения, введение нового в организацию, содержание и цели совместной деятельности студента и преподавателя.

Понятие «образование» в современном понимании означает единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции [6]. Однако изначальный смысл «образования» был — создавать образ.

Значения в толковых словарях образование рассматривается как результат процесса действия образования; то, что возникает или возникло в результате какого-либо процесса; возникновение, формирование или создание чего-либо нового.

Создавать новое — есть суть инновация.

В результате инновации в педагогической деятельности технология и содержание обучения и воспитания изменяются таким образом, чтобы их эффективность росла.

Инновационный процесс в целом - это работа в группе по созданию, изучению, использованию новшеств и их распространению.

Не стоит путать понятия «новация» и «инновация».

«Новация — это средство (новшество, которого не было ранее: новое теоретическое знание, новый метод, принцип и т. д.), а инновация — это процесс освоения этого средства. [6]»

Инновации в образовании бывают получены с помощью специальных разработок или случайно открыты в порядке педагогической инициативы и имеют цель получить стабильные и более эффективные результаты.

По содержанию инновации подразделяются на:

  • определённое новое научно-теоретическое знание,

  • технологическое описание новых эффективных образовательных технологий,

  • готовый к внедрению проект эффективного инновационного педагогического опыта.

Инновации разрабатываются и ведутся сотрудниками и организациями системы образования и науки.

Главная закономерность проектирования нововведений: требования к научно-обоснованному управлению инновационным процессом прямо пропорциональны высоте ранга инноваций.

Инноватика существенным образом повлияла на развитие педагогики, повысила качество образования, оптимизировала учебно-воспитательный процесс.

В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев выделяют следующие характеристики педагогического изобретения, обладающего инновационными признаками:

  • новизна как показатель известности в области применения данного новшества;

  • оптимальность, которая определяет степень затрат сил и средств, необходимых для достижения результатов;

  • устойчивость положительных результатов в деятельности педагогов;

  • возможность усвоения в массовом опыте. [7]

Многие образовательные учреждения уже успешно внедряют в практику такие проверенные временем инновации, как альтернативные образовательные системы начала ХХ века М. Монтессори, Р. Штайнера, и т. д.

Каждый компонент содержательной структуры инновационного процесса имеет сложное строение. Так, инновационный процесс в обучении может предполагать нововведения в методах, формах, приёмах, средствах (то есть в технологии), в содержании образования или в его целях, условиях и пр. Для всех компонентов свойственны конкретные общие признаки: осознанность работы преподавателя и студентов; эффективность, мобильность, валеологичность, единство, открытость, независимая работа студентов в учебном процессе составляет 60–90% учебного времени; индивидуальная работа.

Современные цифровые технологии позволяют как организовать учебный процесс с использованием игровых методов, так и получить качетсвенную обратную связь.

Средства цифровой индустрии гарантируют возможность эффективно организовать процесс обучения.

Проектная деятельность — одна из технологий активизации познавательного процесса студентов. В процессе подготовки проекта наблюдается высокая самостоятельность и активность студентов.

Преподаватель, выступающий куратором, только направляет деятельность студента, который исследует выбранную тему, собирает информацию по ней, систематизирует приобретенные данные и дает их, применяя доступные технические возможности, интернет-ресурсы и сервисы.

Технологии, объединяемые названием «Портфолио студента», формируют рефлексию, т.е. самонаблюдение, размышление, навык «обратной связи». Портфолио позволяет адаптировать учебные программы к конкретным возможностям студентов, формирует подходящие обстоятельства для становления личности каждого учащегося, создает мотивацию к обучению, усиливает адекватность самооценки, создает возможность максимально вероятной удачливости изучения. В завершении хочу поделиться своим опытом в области изыскания новаций в области преподавания.

Самых высоких результатов достигают студенты, которые увлечены процессом. Самая лучшая инновационная технология преподавания — заинтересовать студентов, показать современные способы внедрения полученных знаний в обычной жизни, сохранить заинтересованность и вовлеченность в процесс образования.

Принцип инновационной технологии: научить нельзя, можно научиться.



Список литературы

  1. Гельгардт Р. Р. С. И. Ожегов. Словарь русского языка, 2-е изд. // Вопросы языкознания. — 1953. — № 3. — С. 131—139.

  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998

  3. Слагаемые педагогической технологии, Беспалько В.П. 1989

  4. Ильина Т. А. Педагогика. Учебное пособие для пед.ин-тов. — М., 1969.

  5. Краевский В.В., Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности // Дидактика средней школы. — М.: Педагогика, 1982

  6. Материал из Википедии — свободной энциклопедии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki, свободный – (03.02.2019).

  7. Сластенин, В.А. Педагогика: учебник / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев. – Академия, 2013. – 607 с.