Инновационные технологии в логопедии
Речь является одной из важнейших психических функций человека, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения.
Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении.
На сегодняшний день у нас имеется большой практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.
Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии.
Любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей.
Инновационные технологии в логопедии – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям.
На логопедических занятиях включаю в коррекционно-развивающий процесс следующие формы работы:
растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;
упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;
дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Простые движения способствуют снятию напряжения не только с рук, но и с губ, снижают умственную усталость (упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Зайчик – коза – вилка» и др.)
Пальцевый массаж: массаж ладонных поверхностей массажным мячом, прищепочный массаж, массаж шестигранными карандашами, массаж приборами Су-Джок терапии.
Элементы сказкотерапии (во время артикуляционной и пальчиковой гимнастики).
Мнемотехника. Такие приёмы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использую мнемотаблицы на занятиях по развитию связной речи, что позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами.
Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике.
Биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Одним из новых современных средств работы с детьми является компьютерные технологии. На занятиях компьютер помогает провести интерактивные игры по автоматизации и дифференциации звуков, для развития фонематических процессов. Применение компьютеризированных заданий поддерживают желание ребенка быть активным участником коррекционного процесса.
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.