КГКП Детский сад N15 «Золотая рыбка» « Использование инновационных технологий в детском саду»
Воспитатель:
Бобко.А.И
г. Риддер
2019 г .
В чем заключается инновационная деятельность в ДОУ?
Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле. Основной целью которых является модернизация образовательного процесса. В своей профессиональной деятельности я использую методический инструментарий, способы и приемы обучения, полностью соответствующие принятой модели.
Требования к педагогическим технологииям
- Концептуальность, предполагающая, что воспитательный процесс должен основываться на определенной научной концепции.
- Системность – требование, предусматривающее, что технологиям необходимо обладать всеми признаками, характерными для системы. То есть они должны быть целостными, логичными, а составляющие их элементы – взаимосвязанными.
- Управляемость – требование, под которым подразумевается, что педагогическому коллективу должна быть обеспечена возможность ставить перед собой определенные цели, планировать процесс обучения, по ходу работы корректировать те или иные моменты.
- Воспроизводимость – требование, в соответствии с которым технология должна быть одинаково эффективна вне зависимости от личности педагога, применяющего ее на практике.Современные образовательные технологии в ДОУ в обязательном порядке должны соответствовать всем вышеперечисленным пунктам.
Виды технологий
- - здоровьесберегающим технологиям;
- - технологиям, относящимся к проектной деятельности;
- - технологиям, используемым в проектной деятельности;
- - информационно-коммуникационным технологиям;
- - технологиям, ориентированным на каждую отдельную личность (личностно-ориентированные);
- - так называемым игровым технологиям.
Современные здоровьесберегающие технологии
Цель здорвьесберегающих технологий - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников детского сада, воспитание валеологической культуры, т.е. осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Формы организации здоровьесберегающей работы:
- · физкультурные занятия
- . самостоятельная деятельность детей
- · подвижные игры
- · утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
- · двигательно-оздоровительные физкультминутки
- · физические упражнения после дневного сна
- · физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
- · физкультурные прогулки (в парк, на стадион)
- · физкультурные досуги
- · спортивные праздники.
Три подгруппы: 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
- Стретчинг
- Динамические паузы
- Подвижные и спортивные игры
- Релаксация
- Гимнастика пальчиковая
- Гимнастика для глаз
- Гимнастика дыхательная
- Динамическая гимнастика (бодрящая)
- Гимнастика корригирующая
- Гимнастика ортопедическая
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
- Физкультурное занятие
- Проблемно-игровые (игротреннинги и игротералия)
- Коммуникативные игры
- Занятия из серии «Здоровье»
3. Коррекционные технологии
- Технологии музыкального воздействия
- Сказкотерапия
- Технологии воздействия цветом
- Закаливание:
- принципы:
- · закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;
- · проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;
- · проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;
- · сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно .
Проектная деятельность в детском саду
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.
Использование ИКТ (информационно-компьютерных технологий )
Информационно-компьютерные технологии активно используются как в воспитательно-образовательной, так и в методической работе дошкольного образовательного учреждения. Такие занятия позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), активизируют внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
Предъявления информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
Несет в себе новый тип информаций, понятный дошкольникам;
Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание;
Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
Предоставляет возможность индивидуализации обучения;
Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни, неожиданные и необычные эффекты;
Компьютер привлекателен для детей, как любая другая новая игрушка компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
Познавательно-исследовательская деятельность
Экспериментирование является ведущим видом деятельности, как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте, о чем неоднократно говорил Л.С. Высотский.
В ходе экспериментирования ребенок познает объект. В практической деятельности осуществляет и выполняет познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Например: в ходе реализации образовательного проекта «Осень» при знакомстве с овощами детей младшей группы воспитатель проводит с детьми опыт «тонет, не тонет»: картошка, лук, помидор. В ходе этого опыта дети узнали, что картошка тонет, а помидор и лук плавают. «Что я слышу — забываю. Что я вижу — я помню. Что я делаю — я понимаю» , так сказал еще много веков назад Конфуций.
Метод исследовательского обучения надо понимать как обучение, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) педагогом. В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее:
1) ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить; предлагает возможные решения;
2) проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
3) делает выводы в соответствии с результатами проверки;
4) применяет выводы к новым данным;
5) делает обобщения.
Технология развивающего обучения
- В традиционном обучении система понятий задается для усвоения через формулировку этих понятий, их определения. Поэтому существует жесткий перечень того, что должен знать ученик. В развивающем обучении научные понятия существуют в легком варианте – способе действий.
- Ребенком должен быть освоен этот способ, его основание, умение построить данное действие, обосновать, доказать его. Поэтому в развивающем обучении нежелательно и, по-видимому, невозможно задавать готовые определения. Формулировка понятия – это тот результат, к которому нужно прийти в конечном итоге, в результате анализа.
- Изменение в содержании приводят и к существенному изменению в методах обучения.
- Основа традиционного метода обучения – демонстрация способа, объяснение, тренировка, оценка. Это – иллюстративно-объяснительный метод. В развивающем обучении, предметом которого является не способ действия, а принцип, этот метод не пригоден по той причине, что принцип, в отличие от способа, нельзя продемонстрировать. Выяснение принципа возможно только в результате самостоятельного анализа действия, ситуации, условий и обобщения тех объективных связей, на которые опирается данный способ.
Личностно-ориентированные технологии
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация ее природных потенциалов. Личность ребёнка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Такие технологии называют еще антропоцентрическими.
Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.
Технология сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Воспитатель и ребенок совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
Итак, все вышеизложенные технологии в первую очередь направлены на повышение качества образования. Однако само понятие «качество образовательного процесса» характеризуется по-разному с точки зрения каждого его участника:
Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.
Для родителей – это эффективное обучение детей, т. е обучение по программам, хорошо готовящим детей к школе:
- - обучение без утомления;
- - сохранение здоровья детей как психического, так и физического;
- - успешность обучения;
- - поддержание желания учиться;
- - обеспечение возможности поступления в престижную школу;
- - обучение престижным предметам (иностранный язык, хореография).
Для воспитателей – это прежде всего положительная оценка их успешности руководителями ДОУ и родителями:
- - успешное выполнение ими всех учебных программ;
- - оптимальный подбор методов и приемов работы с детьми;
- - поддержание интереса детей к учебному процессу;
- - успешное развитие детей в процессе их обучения;
- - сохранение психического и физического здоровья детей;
- - рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени воспитателя;
- - обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием.
Современные педагогические технологии, такие как обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий помогают реализовать личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития. Сегодня в центре внимания - ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного педагога – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.