СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные технологии в работе учителя начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

В даной презентации я поделилась опытрм работы с проектными технологиями. Начинаю работу с пректами с первого класса. Работа ведётся н протяжении всей начальной школы, мои учащиеся занимают призовые места в школьной научно-практической конференции. 

Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии в работе учителя начальных классов»

Инновационные технологии в работе

учителя начальных классов

Введение

Основные требования к проекту

Из опыта работы

Основная задача государственного стандарта нового поколения состоит в том, чтобы обеспечить ребёнка качественным образованием.

Учителю начальных классов необходимо создать такие условия, которые позволят повысить у детей интерес к учёбе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. И тогда ученик начнёт получать радость от процесса самостоятельного познания и от результата своего учебного труда.

Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии. В педагогическом процессе огромную роль играют инновационные технологии, с помощью которых учащиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму и счёту, овладевают элементами теоретического мышления, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Среди инновационных образовательных технологий ведущее место занимает проектная деятельность.

Работая над проблемой повышения качества знаний учащихся, я убедилась, что особое внимание надо направлять на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении. Необходимость решать эту проблему в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии .

1.Необходимо наличие социально  значимой задачи (проблемы)  –исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта , в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности –  поиск   информации , которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является  продукт .

5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

С первого класса ребёнок благодаря своей любознательности имеет небольшой жизненный опыт, а значит, есть и возможность активизации интереса к обучению посредством собственного опыта, называемого еще « исследовательским». Важную роль в этой деятельности играет не только учитель, но и родители. Выполнение исследовательских проектов нацелено на развитие познавательной деятельности учащихся и их самостоятельной работы по поиску, сбору, обработке и анализу информации.

Начиная работать с детьми над проектами с первого класса, было важно объяснить детям и их родителям:

- Зачем это нужно?

- Что такое проект?

- Что такое исследование?

Что может первоклассник, который еще и читать то не умеет? Здесь можно поспорить – умеет все! Ведь дети в современном мире гораздо любопытнее и в первом классе имеют уже, хотя и маленький, но жизненный опыт. Они знают много сказок, название растений, фрукты, овощи и многое другое.

Проекты над которыми работают мои первоклассники не сложные: «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы».

Дома учащиеся работают с родителями: подбирают информационный материал, фотографии, картинки, рисуют свои рисунки.

Во 2-3 классах работа над проектами и темы усложняются.

Выполняются такие проекты, как « Родной город», « Красная книга», или «Возьмём под защиту», «Профессии», « Родословная», «Города России», «Страны мира».

Также в течение нескольких лет я стараюсь внедрять почти на каждом уроке окружающего мира элементы исследовательской и проектной деятельности.

На уроках учащиеся выполняют мини-проекты, такие, как составить проект кроссворда по изученному материалу, проект обложки художественного произведения. Мои ученики активно принимают участие в школьной научно-практической конференции. Хочется отметить проекты учеников 3-4 классов, темы они выбирают самостоятельно, поэтому работы получаются интересными, такие как: « Это всем легко понять - мусор надо РАЗДЕЛЯТЬ!», « Выращивание кристаллов в домашних условиях»,

« Саранск – мой любимый город!», « Кисломолочные бактерии на службе человека», « Влияние моющих средств на здоровье человека», Защита проекта учащихся проходит в форме презентации.

Метод проектов

Классификация проектов

Метод проектов — совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей науки.

Метод проектов реализует деятельностный подход к обучению . В основе каждого учебного проекта лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Проблема проекта обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

Практико – ориентированный проект  нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Исследовательский проект  по структуре напоминает подлинно научное исследование.

При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект  направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна.

По комплексности (по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов:

1)  Монопроекты  проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2)  Межпредметные проекты  выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками.

Они могут быть : внутриклассными; внутришкольными; региональными; межрегиональными; международными.

Вывод

Проект с точки зрения учащегося

Благодаря использованию в учебно – воспитательном процессе метода проектов, учащиеся овладевают навыками работы с различными источниками информации, в том числе информационно - коммуникативными технологиями; развивают познавательные и творческие навыки, умение ориентироваться в информационном пространстве, коммуникабельность и умение сотрудничать; учатся проводить исследования, анализировать результаты .

Это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Список литературы

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. ]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М–во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

4. Василовская Анна Ильинична,Метод проектов на уроках в начальной школе учитель начальных классовhttp: //festival.1september.ru/

5. Викторова И.А «Актуальность метода проектов, особенности его применения в начальной школе» //http://obrotdelstr.narod.ru/doc/

6.Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии», М., «Народное образование», 1998.

7.Лазарева А.А. «Психофизические аспекты успешного изучения учащихся школы первой ступени образования», «Завуч», № 6, 2001.

Интернет ресурсы

1. http://www.bibliotekar.ru/

Проект с точки зрения учителя

Литяйкина Надежда Сергеевна Email:[email protected]

МОУ «Средняя школа №41»

Это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.