СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Инновационные технологии в воспитательной работе учителя начальных классов"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие школы осуществляется посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений.

Просмотр содержимого документа
«"Инновационные технологии в воспитательной работе учителя начальных классов"»

Инновационные технологии в воспитательной работе учителя начальных классов

Соболевой Н.В. МАОУ «Натальинская СОШ»

Если запастись терпением и проявить старание,

то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы.

Леонардо да Винчи



Развитие школы осуществляется посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений.

Инновации в воспитании – это системы долгосрочные, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков позволяющих нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде.


Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:

- диагностирование

- целеполагание

- проектирование

- конструирование

- организационно-деятельностный компонент

- контрольно- управленческий компонент

Современные технологии – это игровые, информационные,здоровьесберегающие, шоу-технологии, коммуникативные, коллективно-творческие дела.

В основе их лежит определённая направленность, последовательность действий, ведущая к искомому результату.

Инновационные технологии:

- коллективно творческое дело

- информационно-коммуникативные

- нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальные марафоны)

- социальное проектирование

- организационно-деятельностные игры

-технология исследовательской деятельности

- технология проектов

- технология дидактической игры

- здоровьесберегающая технология

- личностно-ориентиованная технология

- экологообразовательные

- кейс-технологии

- арт-технологии

- шоу-технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН)

- групповая проблемная работа (разработка проектов)

- диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты)

- диалог «педагог-воспитанник» 

- тренинг общения

- «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды)

Во внедрении инновационных методов и технологий руководствуюсь основными заповедями: любить, верить, знать, уважать и стараться понять ребенка. Любовь – основа культуры педагога. Вера – фундамент методов и приемов обучения и воспитания. Без знания ребенка нет обучения, воспитания, нет настоящего учителя. Без уважения и понимания невозможно проникнуть в духовный мир личности.

Я, как педагог начальной школы учу детей творчеству, воспитываю в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решение проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию. Я согласна с высказыванием Ш. А. Амонашвили: «Необходимо, чтобы ребёнок познавал себя как человека, и его интересы совпадали с общечеловеческими ценностями». Считаю, что добиться этого возможно путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования – воспитание социально- активной личности.

В моей практике воспитания младшего школьника я использую технологии, которые считаю основополагающими.

1.Узнавай

Личностно –ориентирванная технология обеспечивает активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации деятельности, к уровню познавательной самостоятельности, переводу отношений учителя и ученика к равноправному сотрудничеству. Цель личностно-ориентированного подхода в воспитании детей предусматривает создание условий для формирования личности каждого ученика, выявления и раскрытия его способностей. В центре внимания – ребенок - уникальная целостная личность. Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: используют методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей.

Новые жизненные условия выдвигают свои требования к формированию современной личности. Она должна быть не только знающей, но мыслящей, инициативной и самостоятельной. Инновационные технологии меняют роль информации. Она необходима не только для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы дети использовали её в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Всем известно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности.

Прием «Индивидуальные собеседования с каждым учеником». В них я затрагиваю вопросы, связанные с проблемами, интересами, поведением ребёнка. Выстраиваем образовательный индивидуальный маршрут.

2.Доверяй

Социальное проектирование. Основные задачи социального проектирования - формирование социально-личностных компетенций, среди которых важнейшими являются навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность, навыки командной работы.

Приём выбор классного актива путём открытого голосования и обсуждения. Главный помощник – староста класса. При правильном выборе –это огромная помощь классному руководителю.

3.Обсуждай

В основе деятельностного подхода лежит личностное включение ребенка в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Этого можно достичь и используя компьютерные технологии. Компьютерные средства обучения называют еще интерактивными, т.к. они обладают способностью вступать в диалог ученика и учителя. Компьютер можно использовать на всех этапах воспитательного процесса, при этом для ребенка он способен быть и другом, и соперником, и игровой средой. Основной целью компьютерных технологий воспитания является подготовка детей к полноценной жизнедеятельности в условиях информационного общества.

Одним из очевидных достоинств занятий с использованием информационно-компьютерных технологий является усиление наглядности, что способствует воспитанию художественного вкуса учащихся, совершенствованию их эмоциональной сферы. Ценность эффективного применения информационных технологий состоит и в повышении уровня познавательного интереса учащихся.  Наглядность информационно-компьютерных технологий, простота использования, безусловно, улучшает воспитательный процесс, развивает творческие способности детей, вызывает живой интерес, создаёт положительную мотивацию к самообразованию. Так, например, при проведении мероприятий «Ученик года», «Самый интеллектуальный класс» и т.д. можно воспользоваться помощью учеников, которые с удовольствием создадут презентацию на заданную тему т.п.

«Учимся жить без конфликтов»

а) ученик сам формулирует проблему;
б) ученик сам находит ее решение;
в) ученик сам решает;
г) ученик сам оценивает правильность этого решения.

Прием «Круг дружбы». Любую конфликтную ситуацию решаем всем классом, встав в круг, высказываясь , глядя в глаза друг друга. В конце обсуждения кладём руки на плечи друг друга и поём песню о дружбе.


4.Выделяй

Арт-технологии – наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Искусству принадлежит роль естественного проводника переживаний или симптомов, и всё это независимо от возраста, пола, болезни, чувств, переживаний. Термин «арт - терапия» (лечение искусством) означает лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психо-эмоционального состояния. К формам арт-терапии относятся: изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, имаготерапия (театральное действие), кинезитерапия (движение танца), библиотерапия, фототерапия.


Приём «Информационное зеркало», на стенде класса всегда висит рейтинг участия во внеурочной деятельности, в конце четверти подводятся итоги и награждения лидеров класса. В плане воспитательной работы продуманы разноплановые мероприятия, для учеников разных личностных способностей.

5. Оценивай

Кейс-технология (метод конкретных ситуаций) -основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа выявления проблем поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы. Цели, достигаемые при использовании кейс- технологии: интеллектуальное развитие обучаемых, осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций, приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений, формирование готовности к оценке и принятию решений, обеспечение повышения качества усвоения знаний за счёт их углубления и обнаружения пробелов, развитие коммуникативных навыков.

Кейс-метод – это обучение с помощью анализа конкретных ситуаций. Отличительная особенность метода – создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни, учебный материал подаётся в виде проблем (кейсов). Виды кейсов:

- ситуации-иллюстрации представляет ситуацию и поясняет причины её возникновения, описывает процедуру её решения. Цель обучаемых: оценить ситуацию в целом, провести анализ её решения, сформулировать вопросы, выразить согласие-несогласие;

- ситуации-упражнения описывает применение уже принятых ранее решений, в связи с чем ситуация носит тренировочный характер, служит иллюстрацией к той или иной теме. Цель обучаемых: проанализировать данные ситуации, найденные решения, использовав при этом приобретённые теоретические знания;

- ситуации –оценки описывает положение, выход из которого уже найден либо представлен. Цель обучаемых: провести критический анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и её решения;

- ситуации – проблемы представляет собой описание реальной проблемной ситуации. Цель обучаемых: найти решение ситуации или прийти к выводу о его невозможности.

В своем классе я рассмотрю два метода конкретных ситуаций:

  1. ситуации-иллюстрации;

  2. ситуации-оценки.

Прием «Притчи для детей»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает, что одной из целей изучения литературы должно стать формирование «потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире» (ФГОС). Нельзя сказать, что это новая для нас, педагогов, задача, но от этого она не становится более лёгкой.

Преподаватели всегда ломали голову над тем, как сформировать потребность в чтении и как сделать так, чтобы именно чтение помогало бы ребятам находить выход в сложных жизненных ситуациях. И надо признать, что произведения в жанре притчи вызывают у учеников большой интерес, так как в этих простых и занимательных историях обобщён философский опыт, как отдельных авторов, так и всего народа.

Достоинство притчи – маленький объём: можно не беспокоиться о том, что ученики не успеют справиться с работой. Притча сама по себе лаконична, и исключить из неё можно лишь немногое, зато дети точно понимают, без чего нельзя обойтись, чтобы не потерять смысл истории. В-вторых, достоинство притчи – чётко выраженный сюжет. Это особенно важно для учеников начальной школы. Они должны точно запомнить последовательность событий, понять логику повествования, что, конечно, позволяет тренировать базовые навыки и умения: такие уроки помогут нам в формировании «умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления» (ФГОС). Притчи можно использовать на уроках русского языка и во внеурочной деятельности в начальной школе, а также на уроках литературного чтения, уроках развития речи. Тесты притч можно использовать для работы над изложением. Они направлены на формирование общеучебных навыков - понимать текст, выделять главное, анализировать, озаглавливать. К притчам предлагается ряд заданий, которые дети должны выполнить и которые требуют повторного чтения притчи. Притчи носят огромную воспитывающую нагрузку.

ПРИТЧА «РАДУГА И ВОРОБЕЙ».

Прошла гроза. Встала над полем радуга. И решил воробей: - Сколько мне уже можно таким невзрачным быть? Выкупаюсь я в ней и стану таким же красивым, как попугай! Полетел он к радуге, но та уходила все дальше и дальше. А после и вовсе исчезла. Опустился воробей на землю и так огорчился, что даже не заметил, как угодил в разложенную на траве сеть. - А-а, это всего-навсего воробей! – разочарованно воскликнул птицелов, увидев добычу, и выпустил воробья. А стань тот, и правда, похож на попугая, до конца своих дней лишился б свободы! (90 слов).

(Задания по тексту): Прочитай текст. Назови главного героя притчи. - Каким ты себе представляешь воробья? - Объясни значение слова «невзрачный». Подбери к нему синонимы. - Почему воробью захотелось стать разноцветным? - Найди предложение в притче, которое показывает нам состояние воробья после того, как он не смог догнать радугу. - Для чего была разложена сеть на траве? Объясни значение слова «птицелов». - Почему птицелов отпустил воробья? - Что спасло воробья? - Объясни смысл последнего предложения. - Чему учит притча? Сделай вывод о предназначении каждого живого существа на земле.

Наглядный показ на интерактивной доске имеет не менее важное значение, ведь дети могут вернуться к прочитанному, увидеть иллюстрацию, продумать еще раз. Глубокое эмоциональное восприятие дают видео-притчи, подобранные по тематическим направлениям: о дружбе, о верности, о милосердии и т.д.


6.Учись-играя

Как же включить учащихся в образовательный процесс? Для начальной школы основной формой деятельности остается игровая. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. Чудо в том и состоит, что, являясь развлечением, игра может перерасти в обучение, в творчество. Любая игра требует определенной подготовки, соблюдения правил, подведения итогов. Игровые технологии помогают решать вопросы мотивации, развития учащихся, а также вопросы здоровьесбережения и социализации.

Развитие гармоничной благополучной личности невозможно без сохранения физического, душевного и социального здоровья. 

Традиционным стало проведение «Разноцветная неделя» - неделя психологического здоровья в школе, раскрашена в яркие цвета радуги воздушными шарами, элементами одежды и эмблемами соответствующих цветов.

Понедельник – день жизни, радости, здоровья, красоты. Его основной цвет - красный. Дети участвуют в акции «Комплимент», отправляют письма и открытки по почте добрых пожеланий, оформляют на дверях кабинетов плакаты «Дерево радости», а в одежде обязательно присутствуют элементы красных оттенков.

Вторник – день солнечной дружбы. Цвет дня – желтый или оранжевый. Ребята приносят шарики этого цвета и дарят их друг другу, фотографируются с друзьями, становятся волонтерами акции «Протяни руку помощи».

В среду – зеленый день и несколько мероприятий: акция-конкурс по изготовлению кормушек для птиц, акция «Живая планета» (сбор кормов для центра помощи животным), карнавал «В мире животных», фотовыставка «Мой домашний питомец».

Четверг становится днем счастья и мечты. Допускаются элементы одежды синего, голубого и джинсового цветов, на больших переменках для ребят организуются зажигательные танцевальные флешмобы.

В пятницу дети приходят в одежде своего любимого цвета, участвуют в веселой акции «Волшебное средство», угощая друзей сладостями за выполнение веселых заданий, все вместе подводят итоги разноцветной недели, выделяя звездочек – самых активных участников. Каждый день, таким образом, помогает открыть что-то новое, взглянуть на школьную жизнь другими глазами.

7.Иследуй

В соответствии с требованиями ФГОС в современной школе внедряются проектная и исследовательская деятельность учащихся. Детское исследование начинается с одного какого-либо действия, а затем обрастает, как снежный ком, различными дополнительными действиями. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. В проектной деятельности создаются условия для формирования всех видов универсальных учебных действий. Ребёнок имеет возможность  развивать самостоятельность, инициативу, ответственность, целеустремлённость, настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей, познавательные интересы, формирование способности к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка), самоуважение, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать. Особую роль проектные задачи играют в развитии коммуникативных умений.

https://cloud.mail.ru/public/VrMD/5ix2mpWkZ


8. Здоровым быть - здорово

Никуда без здоровьесберегающих технологий, которые являются главной задачей обеспечения сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у школьников необходимых знаний и навыков по здоровому образу жизни, умению использовать их в повседневной жизни. 

В воспитательной работе это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни; привитие элементарных гигиенических навыков; правильную организацию учебной деятельности; чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в процессе занятий по профилактике Вредные привычки на классных часах, изучению курса «Полезные привычки». Энергично включаются дети и в участие во Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне». Этому способствует и агитация в средствах массовой информации, и работа учителей физической культуры, и проведение комплекса мероприятий на базе школы на которых мы участвуем со своим классом (классные часы «Что такое ГТО?», спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», «Быстрее, выше, сильнее» и т.п.)


9. Награждай

Технология «КТД».Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности. Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства. (готовим поздравительные открытки, оформление класса к праздникам и т.п.)

Приём «Заполнение портфолио школьника».


Показатели нового качества воспитательного процесса:

- повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;

- повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;

- осуществление индивидуализации и дифференциации в работе с школьниками;

- развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование и умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;

- развитие и формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально- творческой деятельности и творческой активности учащихся;

- развитие способности свободного культурного общения.


Таким образом, применение инновационных технологий позволяет не только сформировать продуктивное мышление, но и усилить осуществление воспитательной функции обучения, а также ускорить изучение традиционного материала. За личностно - ориентированным подходом в обучении большое будущее, потому что она преобразует как ребенка, так и учителя, формируя их творческое лицо. Процесс овладения теорией и технологиями личностно - ориентированного обучения для учителя - это один из путей открытия самого себя, необходимое условие самореализации и профессионального самосовершенствования.

Благодаря инновационным технологиям мы сможем улучшить качество воспитательной работы в школе, развить познавательный интерес у учащихся