СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные тенденции современного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья посвящена инновационным тенденциям современного российского образования.

Просмотр содержимого документа
«Инновационные тенденции современного образования»



ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Трошина Н.В., заместитель директора по УВР

МБОУ школа №7 г.Долгопрудный,

Московская область, аспирант кафедры теологии и религиоведении ФГБОУ ВПО «СГУ им. Н.Г. Чернышевского», г.Саратов



В педагогической литературе «инновация» определяется как педагогический критерий, несущий, прежде всего, «новшество», «новизну»[1]. Если быть более точным термин «инновация» дословно переводится «в новизну», обозначая определенную семантическую нагрузку, предложенный еще в XIX веке Дж. Боткиным[1]. Данное открытие, разработанное более 100 лет назад, не утратило важности и в современном образовательном пространстве, так как развитие способностей обучающегося, постоянный самостоятельный поиск решений, привлечение детей к различным видам деятельности, особенно в новых ситуациях, способствуют более широкому и детальному пониманию актуальности проблемы педагогических инноваций. Благодаря инновациям, учитель организует учебный процесс таким образом, что каждый урок-встреча с учителем несут ребенку радость, желание учиться, познавать окружающий мир, а, значит, более успешнее социализироваться в современном обществе.

По мнению отечественных исследователей в области педагогики (Ю.К. Бабанский, И.П.Волков, В.Е. Гмурман, Т.И.Гончарова, И.П. Иванов, Е.Н.Ильин, И.Ф. Исаев, В.А. Караковский, В.В. Краевский, П.И.Карташов, С.Н. Лысенкова, М.Н.Скаткина, В.А. Сластенин, Р.Г. Хазанкин, Е.Н. Шиянов, М.П. Щетинин, П.М. Эрдниев, Е.А. Ямбург) и психологии (Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова, Т.Л. Чепель и др.), вероятно, не существует учителей, которые подходят к урокам без креативных разработок, без использования авторских техник и методик[1]. Тем не менее процесс инноваций в образовании идет, на наш взгляд, весьма неспешными шагами. Именно поэтому, считаем актуальным для современного образовательного пространства распространение и внедрение данного вида технологий, а именно их диссеминацию, что в дальнейшем позитивно скажется на качестве образования обучающихся.

На наш взгляд, инновационные технологии не должны быть односторонними, способствовать только лишь развитию интеллектуальных способностей обучающихся. Необходимо отметить, что инноватика в образовании направлена, в первую очередь, на рост и развитие уверенности ребенка в своих возможностях, своих силах, на желание получать и применять полученные знания, умения, навыки. Учитывая данную тенденцию, для педагогов актуальным становится перелом авторитарности образования, представление каждого обучающегося в качестве уникальной личности, которая нуждается в индивидуально-дифференцированном подходе.

Современное рискогенное общество, характеризующееся снижением и даже нивелированием жизненных ценностей [2, с.22-24], тем не менее, предъявляет все более серьезные требования к школе, а, значит, и к педагогам как распространителям передового педагогического опыта.

От современного ученика школа требует не только накопления знаний, умения, навыков, но и, прежде всего, его подготовки в качестве субъекта образовательной деятельности. К современному учителю школа также предъявляет определенные требования, которым он должен соответствовать. Активность, креативный подход к урокам, своевременное прохождение курсов повышения квалификации, различных семинаров, тренингов, вебинаров, аттестация на повышение квалификационной категории, участие педагога в различных конкурсах, фестивалях, мастер-классах – все это способствует синтезу теоретической и практической подготовки современного педагога, от которого, пожалуй, во многом, будет зависеть и образование его учеников.

Немецкий педагог А. Дистервег отмечал, что «самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания»[3]. Воспитание активной и творческой личности, замотивированной на получение качественного образования, самоактуализирующейся становится итоговой оценкой самого педагога.

Анализ результатов исследования по данной проблематике позволяет сделать вывод, что инновации в современном образовательном пространстве можно условно разделить на: внутрипредметные (обусловлены спецификой преподавания предмета); общеметодические (например, разработка творческих заданий для учащихся, проектная деятельность); административные (способствуют функционированию субъектов образовательного процесса); идеологические инновации (связаны с ценностями современного человека)[4].

Если представить практический опыт внедрения инноваций в МБОУ школа №7 г. Долгопрудный Московской области необходимо, прежде всего, отметить, что начатому осуществлению этого процесса способствует несколько положительных факторов развития школы, а именно:

  • В течение последнего года (2013-2014гг.) произошла смена административного состава школы: 100 % вновь прибывших школьных администраторов не имели опыта административной работы, что потребовало посещения курсов повышения квалификации, самообразования, самоактуализации; большим плюсом стал средний возраст административного звена школы - 42 года; все заместители директора имеют высшее педагогическое образование, достаточный опыт практической педагогической, психолого-педагогической, научно-методической работы; обучаются в аспирантуре (заочно);

  • За последние год (2013-2014гг.) произошла смена педагогических кадров в образовательном учреждении, особенно из числа молодых специалистов (педагогический стаж до 5 лет имеют 10 педагогов, что составляет 22,7 % от общего количества педагогов), что позволило снизить консервативное отношение в педагогическом коллективе, способствовало продвижению нововведений.

  • в школе распространено наставничество для начинающих педагогов и и введение их в профессионально-обучающее сообщество;

  • отмечается активное участие молодых (начинающих) педагогов в конференциях, семинарах, олимпиадах, КПК, конкурсах и, в частности, изучения позитивного опыта других учебных заведений городов России, г.Москвы, Московской области, г.о. Долгопрудный;

  • разработка педагогами собственных элективных курсов «Русское речевое общение», «Актуальные проблемы современного обществознания» направлено на получение дополнительных знаний для выпускников с целью повышения качества образования, связанных в дальнейшем с результатами ОГЭ и ЕГЭ) и др.;

  • обучение учащихся школы в 1 смену направлено на повышение качества образовательного процесса, на отведение достаточного количества времени и помещений для проведения внеурочных занятий с обучающимися, элективных курсов и т.д.;

  • улучшение информационно-коммуникационной базы школы (наличие 87 персональных компьютеров) способствует более высокому получению знаний по различным предметам, элективным курсам, а также подготовке педагогов к индивидуальным занятиям с обучающимися;

  • учет специфических особенностей отстающих обучающих (слабоуспевающих) позволяет педагогам активизировать работу по составлению индивидуальных карт и проведению занятий с данной группой обучающихся, в том числе с обучающимися, находящимися на надомной форме обучения;

  • распространение инновационного педагогического опыта через публикацию сборника статей педагогов школы и проведение областного семинара «Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования» (ноябрь, 2014г.)

  • распределение стимулирующей части оплаты труда педагогов МБОУ школа № 7 г. Долгопрудный, работающих в сложном социальном контексте.

Известно, что в основе инновационного обучения лежат такие технологии, как развивающее обучение, проблемное обучение, развитие критического мышления, дифференцированный подход к обучению, создание ситуации успеха на уроке и др.

Проводя уроки технологии в 11 классе, мы стараемся использовать интегрированный подход, учитывать междисциплинарные связи при изучении данного предмета, способствовать представлениям обучающихся о более полной научной картине мира, формировать такие качества личности, которые в дальнейшем позволят ученику быстрее и успешнее адаптироваться в современном обществе. Работа с различными информационными материалами, в том числе Интернет-ресурсами, подготовка рефератов, презентаций обучающимися, защита проектов по заранее выбранным темам и др., способствуют усвоению материала по предмету, расширяют их кругозор, влияют на будущий профессиональный выбор школьников и заранее готовят к обучению в высших или средних (специальных) учебных заведениях.

Во время проведения внеурочных психокоррекционных занятий по программе «Жизненные навыки» для обучающихся 3-4 классов используются такие инновационные техники, как творческая работа в мини-группах; самостоятельное создание команд (с обязательным выбором названия команды, ее капитана, защиты проекта, например проекта «Наш здоровый образ жизни»); работа с использованием техник «коллаж», «скульптура» и др.

Следует отметить значительный интерес у младших школьников к участию во внеурочной деятельности, которая направлена не только на сплочение школьного коллектива, взаимоподдержку обучающихся, а, значит, и снижение негативных личностных проявлений у детей (агрессии, тревожности, страхов и др.).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что инновации являются результатом креативно-научных поисков, диссеминации опыта не только отдельных учителей, всего педагогического коллектива в целом, а также научно-методической поддержки и помощи со стороны администрации школы. Действительно, этот процесс всегда нуждается в управлении, в контроле, так как в данный момент формируется и развивается содержание и организация нового, инновационного.

На наш взгляд, современное образовательное пространство и современное общество в целом готовят человека к жизни в постоянно изменяющемся мире, а применение инновационных технологий в образовании способствует повышению качества образования обучающихся.





Литература:

  1. Инновационная направленность педагогической деятельности. [Электронный ресурс]. URLL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/25.php

(Дата обращения: 30.10.2014).

  1. Трошина Н.В. Виды адаптации современного человека: социально-философский анализ проблемы//Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2014г. Том 14. Выпуск 1. с.32-34.

  2. Идеи развивающего обучения в педагогической теории Адольфа Дистервега. [Электронный ресурс]. URLL: http: //nsportal.ru/nachalnayashkola/obshchepedagogicheskietekhnologii/2012/01/30/ideya-razvivayushchego-obucheniya-v [Дата обращения: 30.10.2014г.].

  3. Инновации в образовании. [Электронный ресурс]. URLL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-26.htm (Дата обращения: 29.10.2014г).