Ход занятия I. Организационная часть. II. Сообщение темы, цели урока. III. Вводная беседа IV. Практическое задание (подготовка к рисованию, рисование натуры, анализ работы) V. Завершение (проверка, итоги, задание на дом) VI. Рекомендуемая литература
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начнём работу над новой постановкой по станковой композиции. Вы уже знакомы с заданием и выполнили на прошлом уроке этюд эскиза и копию фрагмент художника Сальвадора Дали и Густава Климта. В процессе обучения вы получили возможность постепенно осваивать грамоту поэтапной работы над графично-живописной постановкой в станковой композиции, а также научиться использовать возможности разных живописных материалов (гуашью). Постепенно задачи усложняются. Сначала вы работали над простыми объёмными формами, потом прибавилось выполнение решения влияния окружающей среды на фигуру человека, знание о рефлексах, цвето - световой гармонии и умении «вылепить» форму предмета, используя характерный живописный мазок. Вы уже можете передать свето - воздушную среду в работе, в которые усложнены введением разных тем с использованием пленэрной практики. Преподаватель уже ставит вам задачи, помогающие разобраться в цветовых влияниях среды на предмет, одного предмета на другой и на драпировки в предметах по живописи. Вы уже должны сами ставить перед собой задачи, учиться создавать колористическую гармонию, видеть нюансы цвета и образную характеристику композиционного решения. Перед началом работы, в целях определения вашего настроения, мы с вами проведем небольшой анонс. На сегодняшний день это актуально, так как одним из ярких определяющих признаков художественной деятельности учащихся является красота и цветовая выразительность рисунка. Цвет это важное средство эмоционально-эстетической, художественно-образной выразительности. Разнообразные чувства, которые испытывает человек, занимаясь изобразительным искусством, новые знания, приобретаемые в процессе деятельности, чрезвычайно значимы для творчества. Значит, цветовая палитра служит своего рода показателем общего состояния учащегося, его духовного, нравственного и технологического уровня развития. Следовательно, успешное художественное развитие зависит от степени сформированности цветовой культуры, образного мышления, художественного восприятия цвета и эстетического отношения к действительности. 2, Тема нашего урока «По следам известных художников». Тема интересная и я, думаю, что у вас получатся прекрасные работы. Я поставила для вас фигуру человека на нейтральном фоне. Работу будем выполнять на формате А-2, но кто не уверена в своих силах, может взять формат А3. - Я обращаю внимание на натуру. - Ребята, вы уже выполняли неоднократно задания по живописи, поэтому для вас не составит труда ответить на мои вопросы. - Какие жанры изобразительного искусства вы знаете? - Учащиеся: слушают, отвечают на вопросы (пейзаж, портрет, натюрморт) - Правильно. - Вашим домашним заданием было выполнить этюд фрагмент копии работ художника. Давайте рассмотрим их перед началом работы. - Просмотр эскизов учащихся с обсуждением. Формирование новых знаний - Ребята, а сейчас мы познакомимся с ведением работы, используя творческий источник. Основной задачей по композиции в 5 классе является следующее: 1. Понять как перспектива /воздушная, световая/ влияет на цвет; 2. Как с помощью цвета передать объем и пространство. 3. Как с помощью композиции — ее приемов организовать плоскость художественной натуры, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу ученика, в котором в конкретной зрительной форме наиболее ярко раскрывается содержание через творческий источник. Композиция — это не только умение грамотно расположить объекты в плоскости рисунка, объединить их в единое целое, но и умение заинтересовать зрителя, привлечь его взгляд к своей работе. 4.С момента определения сюжета начинается работа над эскизами композиции. Эскиз - это первый этап работы над картиной. В эскизе определяется формат, размер изображения, высота горизонта. Композиция картины должна быть так построена, чтобы зритель чувствовал длительность события. Эскиз может считаться приемлемым, если содержание читается с первого взгляда. Эскиз разрабатывается с учетом перспективы и определения композиционного центра. Картина становится наиболее доходчивой и понятной, если силуэты фигур обладают наибольшей выразительностью. Разрабатывая эскиз в цвете, очень важно найти именно тот колорит, который правдиво характеризовал бы происходящее событие. Самое главное в жанровой композиции -это верно переданные образы людей. Никакие живописные качества и композиционные приемы не сделают работу выразительной, если в ней будут действовать пример преподавателя.
Преподаватель. Выполняет рисунок. Демонстрирует поэтапно. Одним из эффективных приемов наглядного обучения является педагогический рисунок. Когда педагог демонстрирует перед учениками процесс работы над рисунком, то усваивается не только учебный материал, но и техники исполнения. Процесс построения рисунка сопровождается пояснениями. Главное качество педагогического рисунка - это лаконичность изображения, простота и ясность. Рисунки на формате должны передавать самую главную мысль учителя. Ведение работы в параллели с учениками. Зарисовка на полях - этим видом рисунка мы пользуемся в том случае, если ошибка замечена у одного двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса. Исправление ошибок в рисунке рукой учителя. Наблюдая, как преподаватель работает на его листе, ученик впитывает все детали этого процесса и потом старается делать так, как показывает педагог.
Практическая работа детей. Самостоятельная работа детей 60-70 мин. В процессе самостоятельной работы педагог внимательно следит за тем, на сколько точно учащиеся поняли объяснение нового материала, и корректирует выполнение изображения, давая индивидуальные советы тем, кому понадобилась помощь. Заключительную часть занятия занимает просмотр и анализ детских работ, сопровождаемый беседой с целью обратить внимание детей на результат деятельности. Так же в заключительной части содержаться закрепление в устной форме изученного на уроке нового материала. К анализу детских работ надо возвращаться и по прошествии определенного времени (отсроченный анализ в каждом этапе выполнения работы). |