СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационный педагогический проект "От сердца к сердцу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инновационный педагогический проект "От сердца к сердцу" является долгосрочным социальным проектом художественно-эстетической направленности ( по театральной деятельности) и  рекомендуется для педагогов и методистов дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Инновационный педагогический проект "От сердца к сердцу"»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом пионеров и школьников имени Героя Советского Союза Николая Ивановича Филоненко города Сальска









ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ»


Руководитель проекта: Артюшина Наталья

Николаевна, педагог дополнительного

образования

Участники проекта: учащиеся детского

объединения «Веселая маска» МБУ ДО

ДПШ им. Н.И.Филоненко г. Сальска










Сальск

2013

2

ОГЛАВЛЕНИЕ


I. Аннотация проекта. с. 3 II. Методический паспорт инновационного педагогического проекта. с. 4

III.Пояснительная записка с. 7

1.Теоретическое обоснование проекта. с.7

2. Практическое обоснование проекта. с. 13

2.1. Проблемы современных детей. с. 13

2.2. Идея, подход, авторская позиция. с.16

2.3. Новизна позиции педагога, осуществляющего разработку

инновационного проекта. с.19

III. Цель, задачи проекта. с.23

IV. Этапы проекта. с.26

V. Содержание проекта. с.28

VI. Ожидаемые результаты проекта и социальный эффект. с.42

VII. Ресурсы. с.44

VIII. Литература c.45

IX. Приложение с.46













3

Аннотация проекта


В основу среднесрочного инновационного педагогического проекта «От сердца к сердцу» положен опыт работы педагога дополнительного образования Дома пионеров и школьников им. Н.И.Филоненко г. Сальска по проблеме социализации и адаптации подростков через общественно значимую деятельность средствами театрального искусства. Проект является комплексным, поскольку включает в содержание четыре краткосрочных проекта, охватывает несколько сфер педагогической деятельности: социальную, творческую, игровую, гражданско – патриотическую, реализация которых осуществляется через различные направления творческой театральной деятельности учащихся детского объединения.

Разработанный проект представляет собой комплекс воспитательных и театральных мероприятий, обращенных на  развитие новых  форм  социального партнерства муниципальных и общественных организаций,  включающих большой воспитательный потенциал, направленный на духовное, нравственное, гражданско-патриотическое формирование личности подростка, воспитание человека, способного к сопереживанию и состраданию, любящего свой народ, свой край, свою Родину.  Педагогический проект предполагает охват школьников ОУ г. Сальска, учащихся УДО, детей и взрослых различных социальных учреждений г. Сальска и Сальского района, имеет  долгосрочную перспективу.

Данный вид методической продукции раскрывает методику работы педагога и учащимися детского театрального объединения, может быть использован при разработке и проведении различных активных и интерактивных форм и методов обучения педагогов дополнительного образования, заместителей директоров по воспитательной работе.



4


  1. Методический паспорт инновационного педагогического проекта


Структура

Содержание

Тема

Инновационный педагогический проект «От сердца к сердцу»

Адресация

проекта

Проект предназначен для педагогов дополнительного образования, работающих с детьми среднего-старшего школьного возраста

Руководитель проекта

Артюшина Наталья Николаевна

Участники

проекта:

А) активные


Б) пассивные

Активными участниками могут быть учащиеся детского театрального объединения «Веселая маска», педагог ДО,

педагоги УДО и учащиеся различных ДО, которые осуществляют проектную деятельность.

Пассивные участники – родители, зрители (учащиеся ДО МБУ ДО ДПШ; взрослые и дети различных социальных учреждений г. Сальска и Сальского района; обучающиеся ОУ г. Сальска.

Возраст

учащихся

Возраст учащихся, участвующих

в проекте - 11-17 лет

Типовые особенности проекта

• По характеру создаваемого продукта: творческий, игровой, социальный, социальный патриотической направленности.

• По количеству участников: групповой.

• По продолжительности: средней продолжительности (3 года), включает 4 краткосрочных проекта (периодом реализации – 1-2 года).

• По содержанию: подросток и его семья; учащийся, общество 5

и его культурные ценности.

• По профилю знаний: монопроект.

•По характеру координации: с открытой

координацией.

  • По уровню контактов: муниципальный.

  • По типу объекта проектирования: социальный.

Цель проекта

- Обогащение и развитие личностного потенциала учащихся через участие в социально значимой для них деятельности. - Привлечение внимания учащихся к актуальным социальным проблемам местного сообщества, включением подростков в реальную практическую деятельность по разрешению социальных проблем силами самих учащихся. - Развитие творческого потенциала и воспитание творческих способностей учащихся средствами театрального искусства.

Задачи проекта

- привлекать учащихся к активной социально и общественно – значимой деятельности; показать учащимся созидательную, позитивную роль такой деятельности.

- создать условия для демонстрации возможностей творческого общения и сотрудничества детского театрального объединения с общественными организациями социума г.Сальска и Сальского района в общественно-значимой деятельности ( акции, поездки, благотворительные концерты);

- выявлять творческие достижения учащихся, способствовать их творческой самореализации;

- способствовать формированию гражданской, патриотической позиции подрастающего поколения;

6

- разрабатывать новые социально значимые направления театральной деятельности, реализация уже существующих с учетом интересов и потребностей участников проекта;

- воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру;

- формировать у подростков социально-личностные компетенции: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, социальную мобильность, навыки планирования предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов; закреплять навыки командной работы

Ресурсы проекта

  • Аудио-, видеосистемы, компью­тер, мультимедийное оборудование, инновационные технологии и т.д.

  • Материальные: обеспечивает администрация УДО, родители.

  • Требования к уровню подготовленности педагога.

Пред­пола­гаемые продукты

  • Продукты деятельности педагога: методи­ческие советы коллегам-педагогам, статьи в СМИ, сценарии спектаклей, сценарные разработки воспитательных мероприятий, мастер-классов, дидактические разработки, видео и слайдовые презентации, портфолио ДО, пошив костюмов и др.

  • Продукты деятельности учащихся ДО: презентации, сценарии, мероприя­тия, рисунки, коллекции, изготовление атрибутов к костюмам, изготовление программок и отчетных фото-листков, портфолио ДО и пр.

7

«Доброе неразрывно связано с красотой, и любование ею – это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращая в активное стремление к деятельности».
В.А. Сухомлинский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Теоретическое обоснование проекта.

В структуре профессиональной компетентности педагога дополнительного образования одной из ведущих компетенций является владение современными инновационными методами, в частности, проектной технологией. И от того, насколько успешно реализуется педагогом тот или иной вид проектной деятельности, можно судить о способности педагога действовать в пространстве современных изменений в системе образования, умении преобразовывать педагогическую действительность. 
"Проект" от лат. «projectus», что означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению. Данный педагогический проект «От сердца к сердцу» нацелен на социализацию современных подростков в современных условиях преобразования окружающей действительности. На его основании разрабатываются и реализуются иные, чем это принято в традиционной практике: 
- Концептуально-педагогические идеи построения содержания, методов и технологий образования; 
- Новые формы организации деятельности учащихся, педагогов, взаимодействия с родителями и различными социальными институтами; 
- Философско-педагогические, психолого-педагогические подходы к обучению, воспитанию, развитию учащихся. 
Данный педагогический проект - разработанная система и структура

8

действий педагога дополнительного образования (руководителя театрального детского объединения «Веселая маска») для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий, в условиях имеющихся (привлеченных) ресурсов. 

Актуальность и обоснование проблемы проекта

Проблемы подростков всегда актуальны, но никогда не стояли так остро, как в настоящее время в условиях нестабильной социальной и политической ситуации, неразрешенного экономического кризиса, ослабления роли семьи, девальвации морально-нравственных норм, резкого различия в материальных условиях жизни, продолжающейся поляризации слоев населения.

Уметь приспосабливаться к условиям социальной среды необходимо человеку любого возраста. Возрастные особенности подростка часто усложняют его адаптацию в различных социальных условиях. Кроме того, адаптироваться ему необходимо не только к относительно стабильному взрослому миру, но и к тому промежуточному сообществу, представленному подростками и старшими школьниками, нормы и ценности которого достаточно изменчивы. Многие подростки нуждаются в помощи при адаптации не только к новому социальному окружению, но и к прежнему окружению, которое представлено набором других социальных ролей.

Подростковый возраст определяется как "второе рождение". Рождение социальной личности, готовой вступить в жизнь. Социальная дезадаптация в подростковом возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Подростковая дезадаптация проявляется в затруднениях в усвоении социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных

9

институтов (семьи, школы и т.д.), выполняющих функции институтов социологии.

Социальная дезадаптация - это процесс утраты социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация проявляется в широком перечне отклонений в поведении подростка: ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания, преступность, проституция, нарушения морали. Подростки переживают болезненное взросление - разрыв между взрослым и детским периодом - создается некая пустота, которую надо чем-то заполнить. Социальная дезадаптация в подростковом возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Они легко переходят границу моральных и правовых норм. Соответственно, социальная дезадаптация проявляется в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.

Рассматривая понятие "социальная адаптация", не следует отделять психологический аспект от социального, так как адаптация является комплексным феноменом - социальная среда, где вращается личность, подразделяется на предметную и личностную. А. А. Налчаджан на основе анализа зарубежных и отечественных исследований трактует социально-психологическую адаптированность личности как особое состояние взаимодействия личности и группы, «когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет в полной мере свои основные социальные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей».

10

Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1988.

Особое значение в последние десятилетия приобрел социально-психологический аспект адаптации. Современное общество очень динамично, изменения происходят с большой скоростью, особенно в России: меняется экономическая ситуация, меняется политическая ситуация, меняются ценности, на основе которых люди выстраивают отношения друг с другом... Подростковый возраст - это самый трудный и сложный из возрастов, представляющий особый, кризисный период становления личности. Являясь определённым отрезком жизни между детством и зрелостью, переходный возраст обычно характеризуют как переломный, критический. Он сопровождается рядом специфических особенностей, кардинальных преобразований в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. «Основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение в ходе различных видов деятельности - учебной, производственной, творческих занятий». Аверин В.А. Психология детей и подростков. Учебное пособие. 2-е издание, СПб., 1998.

Подростки сталкиваются с мировоззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте уже решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает совершать их гораздо больше ошибок, чем это делают взрослые, старики, дети. Серьёзность ошибок, их последствия: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над личностью. Некоторые подростки бросают школу, в результате чего нарушается естественный процесс социализации. Недополучение знаний сказывается на их экономическом положении. Испытывая препятствия со стороны общества и оставаясь зависимыми от него, подростки постепенно социализируются.

11

Сравнивая себя с взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, осознаёт, что также обладает правами. Подросток чувствует себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, отвергает свою принадлежность к детям, но у него нет еще ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Виды взрослости выделены и изучены Т. В. Драгуновой: Сметник В.П., Тумилович Л.Р. Неоперативная гинекология: Руководство для врачей. - М.:Медицинское информационное агентство, 1998 г.

1. Подражание внешним признакам взрослости -- курение, игра в карты, употребление спиртных напитков и т. д. Самые лёгкие и в то же время самые опасные достижения взрослости. 2. Равнение мальчиков-подростков, на качества "настоящего мужчины" -- это сила, мужество, выносливость, воля и т. п. Средством самовоспитания становятся занятия спортом. Девушки в настоящие время также хотят обладать качествами, которые веками считались мужскими. Пример тому - моя племянница - посещение секции восточных единоборств. 3. Социальная зрелость. Возникает в условиях сотрудничества подростка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Это наблюдается в семьях, переживающих трудности. Забота о близких, их благополучие принимает характер жизненной ценности. Психологи подчёркивают, что необходимо включать подростков на правах помощника в соответствующие занятия взрослых. 4. Интеллектуальная зрелость. Значительный объём знаний у подростков - результат самостоятельной работы. Умение у таких школьников приобретает личный смысл и превращается в самообразование.

12

Современный подросток тревожен, часто боится и не хочет взрослеть. В отрочестве он обретает чувство неудовлетворенности собой. В этот период подросток стремится обрести самостоятельность, начиная по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как уникальную личность порождает потребность обособления от своих близких. Обособление от членов семьи выражается в замкнутости, отчуждении, агрессии, негативизме. Эти проявления мучают не только близких, но и самого подростка.

Понятие социализации, довольно широко используемое в педагогической науке, относится к разряду междисциплинарных и обозначает характер взаимодействия человека с обществом. Его рассмотрению уделяли внимание в своих работах Ю.В. Василькова, М.А. Галагузова, В.Н. Гуров, Б.С. Ерасов, С.А. Козлова, Л.В. Корель, А.И. Кравченко, Л.В. Мардахаев, В.С. Марков, А.В. Мудрик, Л.Я. Селюкова и др.

Социализация представляет собой непрерывный и многогранный процесс, продолжающийся в течение всей жизни человека. Наиболее интенсивно процесс социализации протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения.

Социализация – это процесс становления личности, в ходе которого происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

13

Социализация человека во многом зависит от его состояния, активности в самопроявлении. Активность проявления во многом определяется его ощущением, в какой степени он адаптирован или деадаптирован в среде, чувствует себя благоприятно млм неблагоприятно. Чем более комфортно чувствует себя человек в социуме, тем в большей степени он предрасположен к самопроявлению, социальному развитию.

В практике накоплен и обобщен наукой немалый опыт подготовки молодежи к самостоятельной жизни и адаптации в ней. Достаточно обратиться к советскому периоду российской общеобразовательной школы, к научному поиску выдающихся отечественных педагогов (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, П.Ф. Каптерева, В.Н. Сороки-Росинского; в более поздний период – В.А. Сухомлинского, И.П. Волкова, В.А. Караковского, А.Н. Тубельского и др.).

Социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая, как известно, происходит в трех основных сферах: деятельности, общении и сознании.

Человек, приобретающий опыт адаптации к различным или типичным условиям обстановки, формирует у себя такое качество, как адаптивность (приспособительность.). Она необходима человеку в различных ситуациях: в учебе, профессиональной деятельности, общении с другими людьми.


2.Практическое обоснование проекта.

2.1. Проблемы современных детей. Личные наблюдения и практика непосредственного общения и работы с детьми разного возраста указывают, прежде всего на то, что современные дети отличаются от детей предыдущих поколений, поскольку развитие научного прогресса, обилие информации, а также стремительно меняющийся темп и образ жизни людей оказывают


14


огромное влияние на формирование характера. Кроме того, психологи отмечают, что большинство современных детей страдает либо от гиперопеки,

либо от недостатка внимания со стороны взрослых и прежде всего, родителей. И то, и другое сильно влияет на характер ребенка и его психологическое развитие. Родители, как правило, озабочены карьерой или социальными проблемами, все чаще прибегают к помощи няни или гувернантки. В результате из-за обостренного желания добиться внимания родителей, подросток может  вести себя вызывающе, провоцировать родителей на эмоции, а также манипулировать взрослыми. К тому же очень часто такая нехватка внимания подменяется другими элементами: игрой в компьютер, странными увлечениями и друзьями, а  в подростковом возрасте может столкнуться и с более серьезными проблемами, такими как наркотики и алкоголь. В свою очередь, гиперопека также не добавляет ребенку легкости в восприятии действительности и накладывает отпечаток на характер в тот самый момент, когда он только формируется. Матери, которые решили посвятить всю свою жизнь воспитанию ребенка, слишком оберегают свое чадо, стараясь оградить его от опасностей окружающего мира. В итоге ребенок вырастает избалованным, инфантильным и запуганным, неспособным принимать самостоятельные решения и двигаться к своей цели. Еще одна социальная проблема. На сегодняшний день в нашем мире циркулирует огромное количество информации, особенно через компьютерную сеть, и дети являются ее непосредственными потребителями. Но проблема заключается в том, что большинство детей и подростков не умеют ею пользоваться и фильтровать, в связи с чем выбирают для себя только то, что может показаться им интересным. Например, компьютерные игры с элементами жестокости, доступность сомнительных видеоматериалов, включая порнографические, различные форумы с «взрослыми» темами для бесед явно не способствуют здоровому развитию ребенка. Интернет стал

15


частью жизни современного общества, поэтому дети уже с ранних лет умеют им пользоваться, и порой делают это лучше взрослых. Общение в социальных сетях является упрощенной версией нормального диалога,

поэтому при реальных встречах и контактах со сверстниками ребенок может испытывать дискомфорт, вести себя закрыто и неуверенно. Общаясь в Интернете, дети теряют естественные коммуникационные навыки, что явно будет иметь свои последствия во время взросления. Боясь быть не понятым, осмеянным, подросток сам себе программирует комплексы, однако, желание выделиться из «серой массы», толкает на поиск подходящей деятельности для самореализации. Подросток стремится развиваться, но не знает, как это сделать, опыта не достаточно. Кроме того, опыт тесного сотрудничества с образовательными учреждениями показывает: в рамках реализации школьных образовательных программ остается очень мало времени на дополнительное образование, досуговую воспитательную деятельность, развивающее творческое обучение. Воспитательный процесс проводится скорее «скачкообразно», а не планомерно, не всегда на должном качественном уровне, поскольку многие классные руководители считают этот вид деятельность обременительным. Поэтому можно объективно сделать вывод: не достаточно времени уделяется развитию индивидуальной личности ребенка, раскрытию его творческого потенциала, возможности правильно социализироваться, адаптироваться в обществе.

Дополнительное образование является неотъемлемой частью всего процесса образования подростков. Учреждения дополнительного образования предоставляют каждому ребенку, опираясь на его способности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя, цивилизованно представить и отстоять свою точку зрения, приспособиться к условиям различных ситуаций. Ведь именно приспособление к меняющимся условиям среды есть адаптация.

16


В рамках детского объединения учреждения дополнительного образования, такого как Дом пионеров и школьников, сложились уникальные возможности приобретения опыта общения, свободного и одновременно, подконтрольного вхождения в коллектив, планирования

коллективного дела, причем социально значимого как для отдельно взятой личности, так и для всех ее членов одновременно. Детское объединение - сложившееся сообщество, где каждый ребенок чувствует себя личностью, которую понимают, поддерживают и умело направляют в большую взрослую жизнь. Подросток в такой среде чувствует себя понятым, нужным, ценностным, потому как его слово, его любая идея имеет смысл для всех и каждого. Поэтому можно сделать вывод: если подросток выбирает определенный вид деятельности для своего дополнительного развития, он как правило, идет на занятия детского объединения с удовольствием, не считаясь с личным временем. Задача педагога будет состоять в том, чтобы поддержать такое стремление ребенка и развить, приложив максимум воспитательного эффекта.

Вот почему был создан среднесрочный комплексный педагогический проект «От сердца к сердцу» (срок реализации – 3 года), охватывающий несколько сфер педагогической деятельности: социальную, творческую, игровую, гражданско – патриотическую, которые реализуются через театральную деятельность в рамках детского объединения «Веселая маска».


2.2. Идея, подход, авторская позиция

В основу педагогического проекта положена идея социализации и адаптации подростков через общественно значимую деятельность средствами театрального искусства, реализация которой будет осуществляться через различные направления творческой театральной деятельности - четыре краткосрочных проекта, объединенных единой темой

17


комплексного педагогического проекта.

Новизна и оригинальность, особенность данной проектной разработки состоит в том, что она является основой авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ступени к

творчеству», которая реализуется в рамках детского театрального объединения «Веселая маска», в соответствии с основными целями и задачами.

В рамках проекта учащиеся имеют возможность не только участвовать в любимом деле – театральной деятельности, но и приносить, и получать радость от общения со зрителем, духовно расти, развиваться, формировать в себе личностные качества, такие как доброта, сострадание, толерантное отношение к взрослым и детям различных социальных групп, получают возможность легко социализироваться к новым, постоянно меняющимся условиям окружающей жизни, чувствовать себя полезными и нужными как знакомым, так и совершенно посторонним людям.

Для внедрения данной идеи была проанализирована воспитательная ситуация, сложившаяся в учреждении дополнительного образования – Доме пионеров и школьников. Был сделан вывод, что в наличии имеются все подходящие условия для ее реализации: разработанная воспитательная система учреждения; наличие дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ступени к творчеству»; учащиеся, готовые к саморазвитию и взаимодействию с педагогом, с мотивированные им на контакт с социальным окружением и желающие заниматься театральной деятельностью в рамках комплексного педагогического проекта «От сердца к сердцу».

Педагогический проект наполнен такими видами социальной деятельности, которые наиболее значимы и близки любому подростку, через которые он проходит ежедневно: контакты с взрослыми и детьми,

18

учреждениями социального окружения, участие в воспитательных мероприятиях различной направленности и пр., с которыми он взаимодействует ежедневно, но произвольно и неосознанно. Теперь же, в рамках проектной деятельности, любая деятельность становится

целенаправленной, ребенок вступает во взаимодействие со средами осознанно, желает улучшить и видоизменить эти среды. В центре проекта стоит - подросток (Схема 1.)






Патриотическое воспитание










Театральная













19

2.3. Новизна позиции педагога, осуществляющего разработку иннова­ционного проекта

Важным вопросом является роль и позиция взрослого (педагога) в

социальном проектировании. Педагог в проектировании может выступать только с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. Вместе с тем на разных этапах социального проектирования позиция

педагога может значительно различаться в зависимости от ожиданий учащихся, особенностей социальной и педагогической ситуаций, уровня сформированности готовности учащихся к социальному проектированию и навыков социального взаимодействия.

Большое значение имеет готовность (и способность) педагога к смене традиционного для него способа общения с позиции старшего, взрослого, наставника на позицию равного, соучаствующего, принимающего самостоятельность подростка и готового передать подростку ответственность за его поступки. Собственные коммуникативные и организационные навыки педагога в ходе социального проектирования подвергаются значительной нагрузке и проверке, т.к. основная задача взрослого в ходе проектирования — это оказание организационной, консультативной и экспертной помощи подростку Педагог выступает своего рода буфером между жесткой социальной действительностью и социальной неопытностью, наивностью и максимализмом подростка, и роль этого буфера — не исказить социальную действительность, не «надеть» на подростка розовые очки, приукрашая ее, а обеспечить безопасность ребенка в процессе взаимодействия со средой — психологическую в первую очередь. Можно говорить о том, что в ходе социального проектирования педагог вынужден «выпадать» из традиционной и привычной для него собственно педагогической деятельности в социально-педагогическую. В практике детского объединения «Веселая маска» широко используется прием «запрограммированной ошибки», с учетом обстоятельств, но не в ущерб основной поставленной задаче. Таким образом,

20

подростки методом «проб и ошибок» самостоятельно находят правильное решение через рефлексию.

В процессе реализации проекта педагогом широко внедряются активные и интерактивные методы совместной деятельности, способы, приемы, техники и инновационные технологии, описанные в разделах

«Описание технологии процесса обучения и творчества», «Воспитательные аспекты программы» данной авторской программы.

Выдвинутая идея осуществления проекта является индивидуальной авторской идеей, опробированной в течение нескольких лет с детьми по различным направлениям образовательной деятельности, выгодно отличающаяся от традиционных подходов в воспитании и развитии учащихся. Кроме того, данный педагогический проект соотносится с программой развития МБУ ДО ДПШ им. Н.И.Филоненко г. Сальска, с рекомендуемыми педагогическими технологиями для наиболее эффективного достижения цели программы развития УДО. Социально-экономические и политические перемены в России поставили перед образованием качественно новую общественную задачу: обеспечить каждому человеку постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование на протяжении всей жизни. Дополнительное образование, работающее на будущее, должно быть ориентировано на формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной личности. Формирование толерантного сознания, профилактика экстремизма в межличностных, межгрупповых, межнациональных отношениях - наиболее актуальные задачи сегодня. Совершенствуя образовательное пространство, коллектив МБУ ДО ДПШ стремится так построить сотрудничество с учащимися, чтобы на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности, при взаимодействии основного и дополнительного образования реализовать конкретные программы, ориентированные на интересы, потребности и возможности конкретного ребенка.

21


В 2013-2016 учебном году разработан и реализован среди учащихся

детского объединения «Веселая маска» комплексный инновационный педагогический проект «ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ». Проект реализован как среднесрочный (3 года). Данный проект - форма представления опыта работы педагога по

«социализации личности подростка» в опоре на активные формы взаимодействия педагога и учащихся детского объединения.

Проект является комплексным, поскольку включает в себя 4 краткосрочных проекта, объединенных едиными целями и задачами, отражающими развитие детского театрального творчества через социально-значимую деятельность, включающие современные эффективные формы взаимодействия с семьей, образовательными учреждениями, общественными организациями и другими социальными группами; (Схема 2.):

  1. Социальный проект «С открытым сердцем» ети для детей и взрослых);

  2. Социально - игровой проект «Праздник для друзей» (дети для детей);

  3. Социальный проект патриотической направленности «У войны срока давности нет!», посвященный 70-летию Великой Победы;

  4. Творческий театрализованный проект «Вечно живая классика».

Название проекта «От сердца к сердцу» нацеливает прежде всего на формирование у учащихся д/о «Веселая маска» чувства любви, сострадания, сопереживания, умения прощать, помогать ближнему, быть терпимым к другим, нести радость людям. Подростки учатся жить в обществе, создают свою собственную картину окружающего мира. Через образцы действий и поступков они оттачивают грани человеческой души и приобретают опыт переживания собственного отношения к миру. Активное и эмоциональное проживание в театральных образах позволяет учащимся реализовать

22

изначально присущие им добрые чувства, проявить свой положительный потенциал, открывает возможность созидания ими своего внутреннего мира, а главное, учит делать нравственный выбор в сторону добра. Умение любить и сопереживать – основа всех нравственных проявлений человека. Такие особенности детей, как безграничное воображение, чувственное сознание, стремление к активной творческой деятельности, позволяют педагогу сознательно воспитывать у них основы духовности и нравственного отношения к жизни.

Активными участниками могут быть учащиеся детского театрального объединения «Веселая маска», педагог ДО, педагоги УДО и учащиеся различных ДО, которые осуществляют проектную деятельность.

Пассивные участники – родители, зрители (учащиеся ДО МБУ ДО ДПШ; взрослые и дети различных социальных учреждений г. Сальска и Сальского района; обучающиеся ОУ г. Сальска.

Продукт проекта – мероприятия, подготовленные и проведенные для пассивных участников проекта или совместно с ними.

Настоящий педагогический проект опирается на основные научные принципы построения и авторскую дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Ступени к творчеству»:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие учащегося. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого подростка в зоне его ближайшего развития;

  • сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

23

  • принцип интеграции образовательных областей (социализация, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, театральное художественное творчество) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями учащихся, спецификой и возможностями образовательных областей;

  • решение поставленных целей и задач в совместной творческой деятельности педагога и учащихся и самостоятельной деятельности детей;

  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с учащимися.

  • принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в проекте означает:

— признание уникальности и неповторимости личности каждого участника;

— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого учащегося;

— уважение к личности подростка со стороны всех участников образовательного процесса.

III. Цели, задачи проекта.

Целенаправленная работа над инновационным педагогическим проектом «От сердца к сердцу» в течение трех лет позволила включить учащихся в социальную, познавательную и творческую деятельность, реализовать совокупность целей, обеспечивающих успешную социализацию учащихся и способствующих духовно-нравственному развитию личности:



24

  • Формирование нравственных, гражданско-патриотических, волевых качеств личности, культуры чувств и действий, коммуникативных умений.

  • Формирование позитивного отношения к окружающей действитель-ности и опыта нравственного поведения.

  • Развитие творческого потенциала и воспитание творческих способностей учащихся средствами театрального искусства.

Педагог в системе работал над созданием условий для:

  • организации досуга учащихся путем вовлечения в театральную деятельность;

  • обогащения и развития личностного потенциала учащихся через участие в социально значимой для них деятельности;

  • привлечение внимания учащихся к актуальным социальным проблемам местного сообщества, включением подростков в реальную практическую деятельность по разрешению социальных проблем силами самих учащихся.

В соответствии с поставленными целями решались задачи:

  • привлекать учащихся к активной социально и общественно – значимой деятельности; показать учащимся созидательную, позитивную роль такой деятельности.

  • создать условия для демонстрации возможностей творческого общения и сотрудничества детского театрального объединения с общественными организациями социума г.Сальска и Сальского района в общественно-значимой деятельности ( акции, поездки, благотворительные концерты);

  • выявлять творческие достижения учащихся, способствовать их


25

творческой самореализации;

  • способствовать формированию гражданской, патриотической позиции подрастающего поколения;

  • систематизировать методики, приемы, формы работы по реализации педагогического проекта в сфере поддержки талантливых детей и молодежи; разрабатывать различные формы взаимодействия в процессе деятельности детского театрального коллектива;

  • содействовать созданию гибкой системы взаимодействия различных образовательных структур для раскрытия творческого потенциала учащихся;

  • способствовать актуализации у учащихся потребности саморазвития и самосовершенствования через стимулирование личностного роста;

  • развивать индивидуальные способности учащихся, направленные на социальное, интеллектуальное, эмоциональное благополучие;

  • разрабатывать новые социально значимые направления театральной деятельности, реализация уже существующих с учетом интересов и потребностей участников проекта;

  • воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру;

  • формировать у подростков социально-личностные компетенции: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, социальную мобильность, навыки планирования предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов; закреплять навыки командной работы и т.п.









26

IV. Этапы проекта.

Этапы реализации среднесрочного педагогического проекта и планируемые результаты: реализация проекта рассчитана - декабрь 2013 г. - май 2016 г.

1 этап – подготовительный. Сроки проведения – октябрь – ноябрь 2013 года. 

Включает в себя организационно-информационную, аналитическую и проектировочную деятельность (описание деятельности, направленной на проведение всех необходимых подготовительных мероприятий):

- анализ деятельности Содружества детских объединений «Надежда» г. Сальска, в состав которого входит детское объединение «Веселая маска» МБУ ДО ДПШ им. Н.И.Филоненко г. Сальска;

- разработка совместного плана мероприятий д/о «Веселая маска» и СДО «Надежда» по социальному направлению, что впоследствии стало содержанием краткосрочного проекта «С открытым сердцем» (дети для детей и взрослых)

- совместная работа педагога детского объединения «Веселая маска» и учащихся по обсуждению и доработке чернового проекта «От сердца к сердцу» и ведущей идеи его осуществления. Разработка направлений комплексной проектной деятельности;

- оформление инновационного педагогического проекта «От сердца к сердцу» педагогом ДО;

- освещение вопроса реализации среднесрочного инновационного педагогического проекта «От сердца к сердцу» на методическом совете учреждения. Принятие решения методическим советом.



27

2 этап – основной. Сроки проведения – декабрь 2013 года – апрель 2016 года.

Включает в себя реализацию действий и мероприятий, направленных на достижение поставленных целей и задач. Это практический этап, включающий основную творческую деятельность детского театрального объединения «Веселая маска» по реализации мероприятий всех четырех проектных направлений. Исходя из задач, содержание проекта разбивается на отдельные направления, представляющие самостоятельные части проекта, каждая из которых имеет свои временные рамки. Поскольку проект действует в жестких рамках авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ступени к творчеству», схема управления проектом строго подчинена технологии процесса обучения и творчества, разработанной в программе, в приложении к которой имеются промежуточные и итоговые результаты деятельности учащихся.

3 этап – заключительный. 

Сроки проведения – май 2016 года.

Обобщающе - результативный этап. Включает в себя подведение итогов реализации проекта, в том числе: проведение социологических исследований по выявлению эффективности проекта (май 2016 г.), издание методических и информационных материалов, корректировка проекта на следующий период, проведение итоговых (ключевых) мероприятий, выступлений на методических объединениях различного уровня (учрежденческих, РМО) по обмену опытом, проведение практических семинаров и мастер-классов, оформление результатов и презентация.



28

Содержание деятельности учащихся ДО «Веселая маска»: оформление творческого отчета о проделанной работе, презентация на итоговом мероприятии ДПШ Формы работы: интервьюирование учащихся, подготовка фотоотчета, видео-ролика. Результат: портфолио проекта, фильм.

V.Содержание проекта

1.Социальный проект «С открытым сердцем» (дети для детей и взрослых)

Время реализации: декабрь 2013 г. – апрель 2016 г. Тип проекта: социальный. Своеобразие проекта: Социальный проект — наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность — мостом, связывающим социум и личность. Социальное проектирование – это творческий процесс конструирования системы социальных действий, направленных на преодоление существующих социальных проблем, на позитивные изменения, на развитие социальной ситуации. 
Субъектами социального проектирования  в данном случае могут быть как отдельные личности, так и детское объединение, социальные институты города и района, учащиеся ОУ и т.п. Необходимая черта субъекта проектирования – его социальная активность. 
Объектами деятельности в ходе социального проектирования выступают

29

- социальные отношения: эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные (отношение к старикам, к детям; к родителям); - социальные институты (школа, Сальская местная организация ВОС, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Сальского района, СЦО ПЛиИ Сальского района, детский дом с. Сандата Сальского района. Субъектами социальной пробы, практики и проекта становятся подростки и взрослые, вовлеченные в проектирование.

Дата проведения, место проведения

Мероприятие

Адресат

1.

05.12. 2013 г.

Актовый зал МБУ ДО ДПШ

Мини – спектакль по стихам А.Л. Барто и Я.Л.Акима «А у нас во дворе…» д/о «Веселая маска»

Для учащихся МБУ ДО ДПШ

2.

07.12.

2013 г.

Актовый зал МБУ ДО ДПШ

Участие в концертной программе «Поделись улыбкою своей»

(Мини – спектакль по стихам А.Л. Барто и Я.Л.Акима «А у нас во дворе…» д/о «Веселая маска»)

Для детей – инвалидов, Сальской местной организации ВОС (ко Всемирному дню инвалидов)

3.

13.12.

2013 г.

СРЦ для несовер-шеннолетних Сальского района

Участие в концертной программе «С Днем рождения!»

(Мини – спектакль по стихам А.Л. Барто и Я.Л.Акима «А у нас во дворе…»- д/о «Веселая маска»)

Для воспитанников Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Сальского р-на

4.

05.03.

2014 г.

СЦО ПЛиИ Сальского района

Участие в концерте «Милые женщины!» (В.А.Осеева «Волшебное слово» - читает Акопян Даниэль)

Д.Н.Мамин -Сибиряк «Притча о Молочке, Овсяной кашке и о сером котишке Мурке»-читает Акопян Рузанна)

Для пожилых людей СЦО ПЛиИ Сальского района





30

5.

13.03.

2014 г.


Актовый зал МБУ ДО ДПШ

Участие в игровой театрализованной программе «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»!

( мини-спектакль по рассказам В.Ю.Дразунского «Денис Кораблев и его друзья») - д/о «Веселая маска»

Для детей детского дома с. Сандата

6.

03.04.

2014 г.

Актовый зал МБУ ДО ДПШ

Показ мини-спектакля «Три дня из детства Дениса Кораблева» (по «Денискиным рассказам В.Ю.Драгунского) - д/о «Веселая маска»

Для обучающихся 1-2-х классов МБОУ СОШ № 3 (100 чел)

7.

28.05.

2014 г.


29.05.

2014 г.

Актовый зал МБУ ДОД ДПШ


Показ спектакля «Забавный Буратино» (по сказке А.Толстого «Сказка о золотом ключике или Приключения Буратино»)- д/о «Веселая маска»

Для обучающихся 2-4-х классов МБОУ СОШ № 3 (120 чел)

Для учащихся д/о МБУ ДО ДПШ № 3 (100 чел)

8.

13.11.

2014 г.

Сальская местная организация «ВОС»

Участие в концертной программе «Смотри на меня как на равного»

( ко Всемирному дню инвалидов)

1.Стихотворение «К счастливому детству ведут все дороги» -читает Усоян Армине

2.Сцена из спектакля «Этот забавный Буратино» - играют

Акопян Рузанна

Акопян Даниэль

Заярко Арина


для пожилых людей – инвалидов, Сальской местной организации ВОС

9.

26.09. 2015 г.

Городской стадион

Районный фестиваль национальных культур, посвященный 203-летию г. Сальска

Стихотворение «Свободная Армения» -читает Багдасарян Анна

Открытый праздник для жителей г.Сальска и Сальского района

10.

10.12.2015 г.

Актовый зал МБУ ДО ДПШ

Участия в концертной программе «Будьте счастливы, люди!» для членов ВОС и ЦСО ГПВиИ Сальского района для жителей пожилого возраста к Дню инвалида и в рамках Акции «Мы граждане России».

Показ мини – спектакля «Дом вверх дном» по рассказам А.П.Чехова – участие д/о «Веселая маска»

100 чел – зрители (дети

31

и взрослые)

11.

19.02. 2016 г.

Актовый зал МБУ ДО ДПШ

Показ мини – спектакля «Дом вверх дном» (по рассказам А.П.Чехова – играет д/о «Веселая маска»)


для обучающихся МБОУ гимназии № 2 г. Сальска и учащихся д/о ДПШ – 95 чел.


24.03. 2016 г.

Актовый зал МБУ ДО ДПШ

Детско-юношеский фестиваль «Таланты и поклонники» среди обучающихся общеобразова-тельных организаций Сальско-го района, посвященнный противопожарной тематике.

Чтение стихотворений:

Автор Семен Колышкин «Мы по тревоге мчимся в никуда…» - читает Шубин Никита;

Автор Борис Поляков

«Давно привыкли люди к тишине…» -читает Ващук Павел.

Участники и зрители – учащиеся МБУ ДО ДПШ, обучающиеся МБОУ СОШ г. Сальска и Сальского района – 115 чел.

12.

11.04.2016 г.

Актовый зал МБУ ДО ДПШ

Отчетный показ мини-спектакля «Безумству храбрых поем мы песню» (по «Легенде о сердце Данко» из рассказа «Старуха Изергиль» М.Горького) – д/о «Веселая маска»


для обучающихся МБОУ гимназии № 2, МБОУ СОШ № 3, МБОУ СОШ № 1 г. Сальска и учащихся д/о ДПШ, педагогов, родителей – 105 чел.



2. Социально - игровой проект «Праздник для друзей» (дети для детей)

Время реализации: декабрь 2014 г. – май 2016 г.

32

Тип проекта: игровой.

Своеобразие проекта: Важный фактор психического развития в подростко­вом возрасте - общение со сверстниками. Оно становится ведущей деятельностью. В подростковый период потребность в близких друзьях резко возрастает. Подростки стремятся освободиться от родительской опеки,

заменив ее до­верительными, эмоционально окрашенными отношениями с друзьями, с которыми находятся общие интересы и с помощью которых они могут разобраться в себе и избавиться от чувства одиночества. Своеобразие данного проекта состоит в том, что занимаясь в детском театральном объединении, учащиеся получаю большой индивидуальный опыт общения друг с другом, учатся взаимодействию, коммуникабельности, посредством игр, тестов, тренингов, в театральной деятельности. А получив опыт, щедро делятся им с незнакомыми ребятами, для которых и с которыми проводят массовые мероприятия.

В таком проекте структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая. Содержанием проектной игрой деятельности могут быть сценарии праздников, театрализованных шоу-программ, театрализованных мастер-классов, программы воспитательных мероприятий, фрагмент педагогического мероприятия. 

Дата проведения

Мероприятие

Адресат

1.

26.12.

2014 г.

Зал МБОУ СОШ № 3 г. Сальска

Участие в новогодней праздничной программе

( показ театрализации по стихотворению Я.Л.Акима «Неумейка» д/о «Веселая маска»)

Для учащихся 5-6

33

классов МБОУ СОШ № 3 г. Сальска

2.

25.03.

2014 г.

Актовый зал МБУ ДО ДПШ

Участие в проведении городского праздника «От улыбки хмурый день светлей» в честь открытия Недели детской книги

(9 участников д/о «Веселая маска»)

Для обучающихся 3-4 классов МБОУ СОШ № 1, № 3, гимназии № 2, лицея № 9, учащихся танцевального объединения «Сюрприз» МБУ ДО ДПШ.( 115 чел.)

3.

06.11.

2014 г.

Актовый зал МБОУ СОШ

№ 3

г. Сальска

Мастер-класс «Легко ли быть артистом?»

( с включением слайдового отчета д/о, театрализованной деятельности и игр)

Обучающиеся МБОУ СОШ № 3

– 46 чел.,

8 – педагогов; 4 – родителя;

4.

07.11.

2014 г.

11.00 час.


13.00 час.

Актовый зал ДПШ


Участие в праздничной программе посвящения в кружковцы «Жители планеты Детство» (2 праздника)

Стихотворение «К счастливому детству ведут все дороги» - читают Усоян Армине, Акопян Рузанна

Учащиеся д/о ДПШ- 115 чел., педагоги ДПШ– 17 чел.



5.

14.04.

2015 г.

Зал РДК им. В.Р.Негребец-кого г. Сальска

Участие в фестивале самодеятельных театральных коллективов «Театральная весна 2015».

Спектакль «Этот забавный Буратино!» (по мотивам сказки А.Толстого- участие д/о «Веселая маска»)

выступали для учащихся городских щкол № 1, 3, гимназии № 2 – 350 чел.

6.

21.08. 2015 г.

Актовый зал, игровые площадки МБУ ДО ДПШ

КЛЮЧЕВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ:

Игровая программа: Час народных игр «Вместе дружная семья» по толерантному, интернациональному воспитанию (чтецы, ведущие программы, помощники ведущих игровых станций – д/о «Веселая маска»)

для учащихся территориальных досуговых площадок г. Сальска – 59 чел.

7.

17.11. 2015 г.

РДК им. Негребецкого


Городской праздник «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!» по толерантному воспитанию учащихся. Участие в мероприятии ЦДБ ( гор. Цент-ральной детской библиотеки) – участие д/о «Веселая маска»

34

Обучающиеся МБОУ СОШ № 1, № 3, педагоги – 52 чел.





8.

29.12.2015 г.

Актовый зал МБУ ДО ДПШ

Новогодняя шоу-программа «Дед Мороз – красный нос» -участие д/о «Веселая маска»

Новогодняя дискотека для учащихся МБУ ДО ДПШ – 86 чел.

9.

27.05.2016 г.

Актовый зал МБУ ДО ДПШ

КЛЮЧЕВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ:

Участие в выпускном празднике ДПШ. Показ выпускной визитной карточки д/о «Парус надежды» - участие д/о «Веселая маска»

для учащихся МБУ ДО ДПШ, педагогов, родителей – 100 чел.



  1. Социальный проект патриотической направленности

«У войны срока давности нет!», посвященный 70-летию Великой Победы

Время реализации: октябрь 2014 г. – апрель 2016 г.

Тип проекта: социальный (воспитательной патриотической направленнос-ти) Своеобразие проекта: является краткосрочным проектом, поскольку охватывает определенный период, связанный с подготовкой и участием ребят в воспитательных и творческих мероприятиях воспитательной направленности, посвященных знаменательной дате и событию государственной важности.  Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одно из самых актуальных задач нашего времени. Необходимо восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Начинать делать это нужно как можно раньше, пока в ребёнке еще не иссяк пылкий естественный интерес ко всему происходящему в мире. Мы не должны

35

забывать тех, кто отстоял свободу и независимость нашего народа. Верно, сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее». Но мы должны не только помнить, но и быть достойными их великого подвига. Концепция воспитательной системы учреждения (соответственно и воспитательная работа детского объединения) выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способную к саморазвитию. Такой системный подход позволяет сделать педагогический процесс (процесс обучения, воспитания и развития) в рамках проектной деятельности более целесообразным, управляемым, а самое важное – эффективным. В формировании и развитии личности учащихся педагог д/о «Веселая маска» отводит ведущую роль гражданско-патриотическому воспитанию, которое способствует становлению социально значимых ценностей у подрастающего поколения. Совместная работа педагога, учащихся, родителей, общественных организаций патриотической и гражданской направленности ориентирована на решение следующих задач: – социализация учащихся, адаптация к меняющемуся окружающему пространству; – воспитание личности учащегося как гражданина-патриота, способного встать на защиту государственных интересов страны; – воспитание отрицательного отношения к насилию, уничтожению человека, нарушению прав человека, его свободы; осуждение того, что ведет к человеческим жертвам; – формирование позитивного отношения к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и по призыву.

Дата проведения

Мероприятие

Адресат

1.

22.10.

2014 г.

Актовый зал ДПШ

Стихотворение

К.Ваншенкин «Часы»-читает Багдасарян Анна

Городской Слет юных

36

патриотов ( для д/о по краеведению) – 130 чел.

2.

09.12.

2014 г.

Музей революции-онных и боевых традиций «Служу Отечеству» МБОУ ДОД ДПШ им. Н.И.Филоненко г. Сальска

Участие в городской творческой встрече «Возьми себе в пример Героя», посвященная Дню Героев Отечества. Награждение победителей и призеров городского конкурса творческих работ «Портрет Героя-сальчанина»- чтение стихотворного монтажа о Героях-сальчанах. – читают

Акопян Рузанна

Акопян Даниэль

Кручинина Саша

Тян Аркадий

обучающиеся и педагоги школ города, члены жюри – 31 чел.











3.

12.02.

2015 г.

Актовый зал ДПШ


Вечер-портрет «Эдем Эюпов: Память сердца мне покоя не дает»

Чтение стихотворения Р.Рождественского «Концерт»-читает Кострикова Виктория;

Чтение стихотворения А.Суркова «Комбат»-читает Акопян Даниэль;

Чтение стихотворения

С.Гудзенко «Мое поколение»- читает Тян Аркадий.

Учащиеся-краеведы, педагоги городских школ и д/о ДПШ – 120 чел.

4.

Март 2015 г.

г.Ростов-на-Дону

СДО Дона

17 международный фестиваль «Детство без границ»

Конкурс - акция «Равнение на Победу»

Конкурс чтецов «У войны не детское лицо»- участие Костриковой Виктории, Тян Аркадия, Багдасарян Анны, Акопян Даниэля.

Заочное участие

(видеозапись)


5.

09.05. 2015 г.

ПКиО


Участие в городском костюмированном празднике – реконструкции «Парка Победы» (ПКиО): поздравление пожилых сальчан с праздников, вручение цветов, разыгрывание сцены «В городском саду -1945-й год» ( участие д/о «Веселая маска»)

Жители и гости города (открытый праздник)


37

6.

09.05. 2015 г.

ПКиО


Участие в музыкально-литературной композиции «Память сердца просит слова…» - МРБУК «Сальская межпоселенческая центральная библиотека», посвященной Дню Победы.

( читают Кострикова Виктория, Багдасарян Анна,

Акопян Даниэль, Тян Аркадий)

Жители и гости города (открытый праздник)






7.

24.09.

2015 г. Актовый зал МБУ ДО ДПШ


Городской творческий конкурс «Будущее Сальска – за нами», посвященный 203-летию г. Сальска (чтение стихотворного монтажа – стихотворение З.Серашовой «Город юности моей» - учащиеся д/о «Веселая маска»)

Обучающиеся МБОУ СОШ г. Сальска, краеведы МБУ ДО ДПШ, педагоги – 98 чел.

8.

12.11. 2015 г.

Актовый зал МБУ ДО ДПШ

КЛЮЧЕВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ:

Муниципальный (очный) этап регионального конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество».

Музыкально – литературная композиция «Об этом помнит вся страна – война России не нужна» - участие д/о «Веселая маска»

77 учащихся-краеведов; 25 чел педагогов и специалистов УО, м/к, УО города и района, МБУ ДО ДПШ, МБУ ДО СЮТ.

9.

16.04. 2016 г.

г. Ростов-на-Дону,

гарнизонный Дом офицеров

Всероссийский патриотический конкурс «Сыны и дочери России»

Направление «Театральные традиции патриотического воспитания», номинация «Художественное слово» - участвует Багдасарян Анна

Конкурс проводится по инициативе АНО «Р.О.С.Т.О.К.» под эгидой Министерства обороны РФ.

Участники, зрители конкурса





38

10.

28.04.2016 г.

Актовый зал МБУ ДО ДПШ

Вечер-портрет «Дети войны»

Участие учащихся д/о (литературный монтаж), Багдасарян Анны (чтение стихотворения М.Джалиля «Варварство»)

80 обучающихся-краеведов; 10 чел., педагогов, ветераны и участники ВОВ



4.Творческий театрализованный проект «Вечно живая классика»

Срок реализации: февраль 2014 г. – май 2016 г.

Тип проекта - творческий (социальной направленности).

Своеобразие проекта: Театрализованная деятельность помогает подросткам формировать свой нравственный идеал, умение ставить себя на место других. Театр объединяет в своем творчестве элементы слова и музыки, живописного образа и пластического жеста, он позволяет переживать сложные и разнообразные душевные состояния. Синтетический характер театрального искусства является важным фактором воспитания детей и открывает неограниченные возможности для творческого развития способностей и дарований школьников. Театр помогает приобщению к общечеловеческим духовным ценностям, формированию творческого отношения к действительности, самопознанию, самораскрытию и самореализации личности. Он способствует развитию творческого воображения как ядра творческих способностей; воспитанию эстетического чувства, художественного вкуса, наблюдательности, инициативы; повышению культуры речи, актерского. Из всех искусств, театр обладает, пожалуй, наибольшей силой эмоционального воздействия на личность. Он служит не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Формирование

39

нравственных качеств личности средствами театральной педагогики, обогащение эмоционально-нравственного опыта – одно из перспективных направлений современной педагогической науки. Театральная педагогика представляет собой особую педагогическую технологию, направленную на развитие творческих способностей учащихся. Она дает широчайшие возможности по-новому, с учетом современных требований организовать учебно-воспитательный процесс, способствующий гармоничному развитию личности школьника.

Такой проект, как правило, имеет детально проработанную структуру, поскольку подчинен четкому планированию в соответствии с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой, основывается на концентрическом способе усложнения и наработки программного материала, подчиняясь логике и интересам участников проекта.

Дата проведения

Мероприятие

Адресат

1.

26.02.

2014 г.

Россия, г. Курган

В.А.Осеева «Волшебное слово» -читает Акопян Даниэль


Д.Н.Мамин -Сибиряк «Притча о Молочке, Овсяной кашке и о сером котишке Мурке»-читает Акопян Рузанна

V Всероссийский творческий конкурс для детей и взрослых «Талантоха» .

Номинация: «Актерское мастерство»

( видеосъемка – заочное участие)

2.

03.03.

2014 г.

Актовый зал МБУ ДО ДПШ

В.А.Осеева «Волшебное слово»

читает Акопян Даниэль

Д.Н.Мамин -Сибиряк «Притча о Молочке, Овсяной кашке и о сером котишке Мурке» - читает Акопян Рузанна

Участие в муниципальном этапе всероссийского конкурса чтецов «Живая классика».

3.

31.10.

2014 г.

Актовый зал МБОУ СОШ № 3 г. Сальск

Пушкинская неделя в школе «Болдинская осень» Показ театрализованных фрагментов из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» ( три чуда)

обучающиеся 5 – 7

40

классов, педагоги МБОУ СОШ № 3 г. Сальска


03.03.

2014 г.

Актовый зал МБУ ДО ДПШ

Участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» -2014 ( Акопян Рузанна, Акопян Даниэль)


обучающиеся 6-х классов, педагоги МБОУ СОШ г.Сальска

39

и Сальского района, МБУ ДО ДПШ – 96 чел.

4.

16.03-6.04. 2015 г.

г.Ростов-на-Дону

ГБОУ ДОД РО «ОЦДОД»

Участие во 2(заочном) этапе областного фестиваля детских театральных коллективов «Мир красотой спасется»

Номинация «Золотая маска» ( драматический спектакль

«Этот забавный Буратино» по сказке Алексея Толстого – играет д/о «Веселая маска»)


Заочное участие (видеозапись)

5.

12.03.

2015 г.

Актовый зал ДПШ

Участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» -2015.

Рассказы: Антон Павлович Чехов «Ванька» - читает Акопян Даниэль;

Лев Николаевич Толстой «Лев и собачка» - читает Акопян Рузанна;

Антон Павлович Чехов «Злой мальчик» - читают Кручинина Александра и Багдасарян Анна;

Ганс Христиан Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»-читает Гвоздева Елизавета;


обучающиеся 6-7-х классов, педагоги МБОУ СОШ г.Сальска и Сальского района, МБУ ДО ДПШ – 104 чел.

6.

25.02.

2016 г.

г. Ростов-на-Дону

Министерство образования и науки РФ, ГБУ ДО РО ОЦДОД

Участие в региональном этапе Всероссийского фестиваля детских коллективов «Театральная юность России»

Мини – спектакль «Дом вверх дном» (по рассказам А.П.Чехова)

Заочное участие (видеозапись)

41

7.

18.03. 2016 г.

г. Москва

Профсоюз работников народного образования и науки РФ

Всероссийский конкурс-фестиваль обучающихся организаций общего и дополнительного образования детей «Арктур».

Направление «театральное творчество»

Мини – спектакль «Дом вверх дном» (по рассказам А.П.Чехова)

Заочное участие

(видеозапись)

Лауреаты конкурса ( приглашение в г. Москва на заключительный концерт)

8.

8.04. 2016 г.

г. Пролетарск Ростовская обл.

КЛЮЧЕВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ:

Участие в VI межрайонном конкурсе театрального искусства «Театр детства».

Мини-спектакль (философия) «Безумству храбрых поем мы песню» (по «Легенде о сердце Данко» из рассказа «Старуха Изергиль» М.Горького) – д/о «Веселая маска»


Участники конкурса – более 150 чел. трех районов Ростовской области.

9.

20.04.2016 г.,

21.04.2016 г.

Актовый зал ДПШ

Постановка и показ спектакля «Ваше предложение!» по пьесе «А.П.Чехова «Предложение» – д/о «Веселая маска»


Зрители – учащиеся д/о МБУ ДО ДПШ, обучающиеся МБОУ СОШ г. Сальска, педагоги, родители – 100 чел.

10.

18-19.05 2016 г.

Актовый зал ДПШ

КЛЮЧЕВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ:

Постановка и показ спектакля «Ученье – свет, ученых –тьма!» по пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль»- – д/о «Веселая маска»

Зрители – учащиеся д/о МБУ ДО ДПШ, обучающиеся МБОУ СОШ г. Сальска, педагоги, родители – 100 чел.



42

VI. Ожидаемые результаты проекта и социальный эффект.

В результате целенаправленно спланированной проектной деятельности, четко выполняемых сроков каждого из направлений комплексного педагогического проекта «От сердца к сердцу», можно сделать вывод о полной реализации проектного содержания, его целей и задач. В результате проектной деятельности наблюдается ряд положительных моментов: ожидаемые результаты и социальный эффект нашли свое подтверждение в «прираще­нии» личностных качеств учащихся, которые выражаются в:

  • повышении социальной активности учащихся, их готовности принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе;

  • положительных изменениях в сознании подростков, повышении уровня общей культуры;

  • повышении уровня эмоциональной отзывчивости и творческом отношении к процессу театральной деятельности при подготовке к массовым мероприятиям;

  • ярком проявлении когнитивных способностей учащихся к логическому мышлению, эмоционально-образной способности, смысловому видению перспективы любой деятельности и пр., которые логически перешли в деловые качества организаторов самого творческого процесса проектной деятельности; учащиеся стали равноправными членами творческой группы;

  • наличии у членов проектной группы сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела;

  • приобретении гражданско - правовых знаний, формировании основы общечеловеческих ценностей;



43

  • формировании чувства ответственности за порученное дело, желании быть полезным и нужным кому-то, особенно, по отношению к социально незащищенным членам сообщества (старикам, детям-инвалидам, детям-сиротам и др.).

Сравнительный анализ 2013 г. и 2016 г. по уровню воспитанности учащихся д/о «Веселая маска» показывает значительный рост гуманистических, коммуникативных и творческих качеств личности учащихся (Приложение № 11 «Диаграмма роста уровня воспитанности учащихся за 2013 – 2016 учебный год»)

Учебный год

(на конец года)

Уровень воспитанности

оптимальный (высокий)

достаточный (средний)

критический

(низкий)

2013 – 2014 уч.г.

53 %

47 %

-

2014-2015 уч.г.

58 %

42 %

-

2015 – 2016 уч.г.

80 %

20 %

-


Кроме того, реализация каждого из краткосрочных проектов и в целом инновационного педагогического проекта «От сердца к сердцу» дали возможность не только реализовать поставленные цели и задачи в целом, но и самореализоваться каждому учащемуся в плане развития индивидуальных творческих способностей (Приложение № 13; 13-1; 13 -2 «Творческие достижения учащихся», «Наградной материал»), на что указывают индивидуальные и коллективные дипломы и грамоты по итогам участия в конкурсах, фестивалях, творческих слетах различного уровня (районного, межрайонного, регионального, Всероссийского и международного уровней.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что выполняя поставленные перед подростком задачи, педагог достиг эффекта личностного роста самосознания, саморазвития и самосовершенствования каждого из членов

44


проектной группы, что в полной мере способствует эффективной социальной адаптации, является непременным условием и результатом успешной социализации подростка, которая осуществлялась в трех основных сферах: деятельности, общении и сознании.

Материальное воплощение проекта: опытный образец проекта учащихся и педагога, слайдовые отчеты - презентации, портфолио проекта, сценарии мероприятий, фотографии, видеофильмы и др.

Практическая значимость результатов.

Возможности эффективного использования результатов проекта для реализации задач по развитию образовательной среды (прогнозирование или имеющийся опыт).

VII. Ресурсы.

Реализация данного проекта требует определенных материальных вложений и затрат: на пошив костюмов, подготовку атрибутов, организацию поездок и выступлений учащихся. Поэтому данный вопрос решается педагогом через активные формы сотрудничества с администрацией УДО, родителями ДО.

Для организации полноценного образовательного процесса необходимо современное оснащение и оборудование: аудио-, видеосистемы, компью­тер, мультимедийное оборудование, инновационные технологии и т.д. И еще один немаловажный фактор успеха реализации проектной деятельности - уровень подготовленности самого педагога к проектной деятельности. Только опытный знающий педагог может выстроить квалифицированно поэтапно весь процесс, смотивировать учащихся на проектную деятельность и довести её до логического завершения, наметить дальнейшую перспективу воспитательной работы в этом направлении.


45

VIII. Литература

  1. Аверин А.Н. Социальный эксперимент и его роль в управлении. – М., 1996.

  2. Антонюк Г.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием. – Минск, 1986.

  3. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. - М., СИНТЕГ – ГЕО, 1997.

  4. Викторова Т.Б. Социальное проектирование – социальное действие // Дополнительное образование. - №1, 2006. – С. 51-53.

  5. Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. – М.: МАРО, 1996.

  6. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. – М., 1996.

  7. Воропаев В.И. Управление проектами в России. - М.: Аланс, 1995.

  8. Колчина М.С. Социальный проект как средство развития гражданского сознания учащихся // Дополнительное образование. - №8, 2004. – С. 3-6.

  9. Носакова Т.В. Роль проектных технологий в процессе социализации личности (на примере социальной подготовки учащихся к семейной жизни) // Дополнительное образование. - №3, 2005. – С. 41-42.

  10. Рукавишникова Е.В., Васильева Г.А., Жиркова М.В. Социальное проектирование как средство становления гражданской позиции школьников // Дополнительное образование. - №10, 2005. – С. 26-29.

  11. Сбитнева В.Б. Возможности методики социального проектирования в формировании лидерской позиции подростков // Внешкольник. - №12, 2006. – С. 17-19. 







46

  1. Электронные адреса опыта

Опыт социального проектирования

http://pedsovet.perm.ru/sections/psec_view.php?psid=84

 

Социальное

проектирование школьников

http :// deptno . lipetsk . ru / eduportal / files / socproekt _ rukovod . doc

 

Проектная линия: образец оформления заявки проекта «Нам вместе строить наше будущее»

http://penza.fio.ru/personal/115/4/7/

 

Принципы социального проектирования

www.aspr.ru/page.php?id=55

 

Социальное проектирование: создание системы общественного участия в разработке и реализации стратегического плана

http://ano.leontief.ru/modul2.htm

 

Интернет - источник: http://mybloginfo.ru/socped/socattestat/583-metodicheskie-rekomendacii-po-oformleniyu-i-zaschite-pedagogicheskogo-proekta-avtorskogo-programmy-uchebno-metodicheskogo-posobiya.html Блог социального педагога, психолога © mybloginfo.ru

IX. Приложения:

  1. Таблицы, диаграммы;

  2. Наградной материал ДО;

  3. Сценарии ключевых мероприятий, итогового праздника.

  4. Диск с слайдовыми презентациями.

  5. Видеозаписи спектаклей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!